Источник: http://youtu.be/WwPeMdlGn2s
Это композиция XVII века, составленная Яцухаси Кэнгё (Yatsuhashi Kengyo)
Слово «Мидарэ» означает, что эта мелодия не имеет правильной формы (речь идёт о построении и скорости исполнения).
«Риндзэцу» - это одна из форм исполнения в эпоху Эдо. Пьеса исполняется стремительно, свободно и разнообразными способами.
Источник: http://www.komuso.com/pieces/pieces.pl?piece=2026
Это пьеса жанра Сокёку стиля Дан моно школы Икута Рю – 生田. Эта пьеса была написана для кото композитором Яцухаси Кэнгё.
Данмоно (яп. 段物) – музыкальный (рас)сказ в нескольких частях.
Эта мелодия стала решающим фактором становлении кото в качестве сольного инструмента. Она претендует на свободную и неограниченную интерпретацию, и показывает что хотя композитор жил в феодальном обществе, он обладал свободой, которая делает эту композицию почти современной.
Беспорядок.
Название этой пьесы — это аббревиатура от «Мидарэ Риндзэцу». Риндзэцу, как термин гагаку, относится к исключительным и незаурядным практикам исполнения.
Хотя эта пьеса относится к категории данмоно (чисто инструментальная пьеса, разделённая на разделы), подобно пьесам «Рокудан» и «Хатидан», размерность и структура её разделов не являются постоянными. Хотя есть разные мнения, но считается, что её написал Яцухаси Кэнгё (1614-1685).
Пьесу «Мидарэ Риндзэцу» так же называют, «Дзюдан но Сирабэ» и «Дзюнидан Сугагаки»
Дзюнидан Сугагаки (яп., 十二段菅垣) — пьеса из 12ти частей
Этот класс инструментальных мелодий называют дан-моно или сирабэ-моно. Подобно «Рокудан но Сирабэ» это очень известная мелодия. Среди мелодий дан-моно только эта пьеса не имеет стандартизированного количества нот в каждом дане (разделе), поэтому это и называется мидарэ ( в беспорядке). Следует обратить внимание, что в школе Икута это пьеса дзю-дан (ju-dan), т. е. состоящая из 10ти частей, а в школе Ямада (Yamada) — дзюни-дан (juni-dan) или 12 частей.
Эта пьеса была знаменита уже в эпоху Эдо, как инструментальная пьеса для ансамбля санкёку, состоящего из трёх инструментов — кото, сямисэн и сякухати. Сейчас авторство приписывают композитору Яцухаси Кэнгё, но сложно поверить, что оригинальная пьеса «Мидаре» состояла из 10ти или 12ти частей. В отличие от «Рокудан» это динамичная мелодия была изначально написана для кото, другие части были добавлены позже.
Из многих классических композиций «Мидарэ» считается самой узнаваемой и известной классической композицией. Композиция разделена на 3 части, а быстрые движения в конце, как говорят, описывают снег, постоянно падающий в лесу.
«Беспорядок»
Оригинальную сольную пьесу для кото по общему мнению составил отец раннего современного санкёку (музыки кото) Яцухаси Кэнгё (1614 — 1685). Название пьесы — это абривиатура от «Мидарэ риндзэцу». Тем не менее, Курахаси Кэнгё (?-1724) так же предъявлял права на эту пьесу, как композитор. Как и в случае с «Рокудан но Сирабэ», «Мидарэ» - это пьеса дан моно, но в отличае от других дан моно, где в каждом дане одинаковое количество ударов, в «Мидарэ» их количество не фиксируется и длительность дана отличается от традиции к традиции. Это так же одна из особенностей «Мидарэ».
В традициях к западу от Киото и Осока есть пьеса, состоящая из 10 дан, а в школе Ямада рю — из 12 дан. Поэтому существуют версии, называемые, например, «Дзю дан но Сирабэ», «Дзю дан но Мидарэ» и «Дзюни дан но Сирабэ». У «Мидарэ» тот же статус и та же история, как у «Рокудан но Сирабэ». Это оригинальная мелодия, состоящая из трёх дан, структурированная как Риндзэцу, записанная в Ситику сёсин сю (Sitiku syosin syu) (опубл. в 1664 г.) и Ситику Тайдзэн (Sitiku Taizen) (опубл. до 1687 г.).
Считается, что структура этой пьесы стала более сложной и превратилась в «Мидарэ» в настоящее время. Пьеса передаётся как кото кумиута урагуми тукэмоно (koto kumiuta uragumi tukemono)
В зависимости от традиции её так же называют омотэгуми (omotegumi) или накагуми (nakagumi).
Адаптацию этой пьесы к сангэн связывают с композитором Икута Кэнгё (1656-1715).
Что касается этой пьесы, то возможен вариант с различными ансамблевыми инструментами. На сегодняшний день часто исполняют или на кото соло, или дуэтом. Некоторые пьесы называют «Кё Мидарэ» и «Кумои Мидарэ» и в основном отличаются каэтэ, и в этих версиях были добавлены сангэн и сякухати.
Каэтэ — вторая партия.
Тем не менее, сольные выступления на сангэн происходят редко. Кроме того, в настоящее время «Сансагари Мидарэ» и другие каэтэ не исполняются. Однако предпринимаются попытки исполнения в а ансамбле на сангэн и хонтэ и каэтэ. Каэтэ Ёнэкава впервые исполнилось в 1988 году и в этой записи было несколько изменений, внесенных в неё. Здесь хонтэ аранжированно для сангэн на основе специальных приёмов для кото, умело преобразованных в приёмы, отражающие тонкие нюансы для сангэн.
В каэтэ есть ряд пассажей, которые требуют высокого уровня исполнительского мастерства и непостежимой структурой, выявленной в обоих частях — это сочетание утонченной окраски тона сангэн и динамики музыкального темпа. Это исполнение полностью показывает очарование дзиута сангэн. И хонтэ и каэтэ настроены в хон тёси, хотя в 7ом дане каэте 1я строка тональностью ниже и превращается в ити сангэн.
[Существует вариант пьесы], где партия сякухати (хонтэ и каэтэ) были аранжированы Аоки Рэибо II.
Кэнгё Яцухаси (1614-1685) следовал стихийности и независимости сокёку (музыки для кото) и составил «Дан-моно» (музыкальные произведения в несколько частей) из шести дан (частей) и восьми дан (частей). Считается, что «Мидарэ» составил Кэнгё Яцухаси. Пьеса была разработана как риндзэцу в школе Тикуси Кото. Но следует учитывать, что основная оранжировка была у Яцухаси. Существует так же версия, что дальнейшая аранжировка была добавлена лучшим учеником Яцухаси, Кэнгё Китадзима (Kengyo Kitajima).
В то время, как другие пьесы дан-моно содержат одинаковое количество ударов в каждом дане — 52, количество ударов в каждом дане этой пьесы непостоянно, изменения темпа более свободно и разнообразно, отсюда и происходит название пьесы «Мидарэ» (непостоянство). Сякухати каэдэ была аранжирована Аоки для записи альбома «Musiques de l'Asie Traditionnelle Vol 20 Japon - The Shakuhachi of Reibo Aoki» в январе 1982 г.
Эта мелодия была написана Яцухаси Кэнгё (Кэнгё — это чин или ранг буддийского монаха), который, как говорят, создал настройку для Кото, умер в 72 года в 1685 г. В этом же году на Западе родились два великих композитора Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель. Мелодии, такие как «Рокудан» и «Хатидан», которые можно охарактеризовать, как «Дан-моно» или «Сирабэ-моно» - это сольная музыка для кото без вокала. Как правило, Дан-моно состоит из нескольких дан, каждый дан фиксирован и содержит 52 удара. Темп постепенно ускоряется от дана к дану и успокаивается на заключительных фразах в последнем дане. Но «Мидарэ» является исключением из дан-моно потому, что количество ударов в каждом дане не фиксируется и темп вдруг успокаивается на полпути, поэтому пьеса называется «Мидарэ» (беспорядок). Когда мы слушаем эту мелодию, мы очень впечатляемся страстью композитора кото.