Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: Сякухати

ВНИМАНИЕ!!!

Это - старая версия сайта "Сякухати в России". Нова расположена по адресу http://shakuhachi.ru

Будьте самими собой, простота и неприукрашенность — это истинная красота. Это настоящее сердце сякухати.

Алквин Рамос.

http://shakuhachi.ru/books:translation:alcvin_ryuzen_ramos:practice_shakuhachi

Правила формирования энциклопедии http://shakuhachi.ru/wiki:start

Для регистрации на сайте пройдите по адресу http://shakuhachi.ru/wiki:register Любой зарегистрированный пользователь может присоединиться и пополнить нашу энциклопедию, внести правки или прокомментировать содержание страниц

Сякухати

Сякухати

Сякухати (尺八, shakuhachi) — японская продольная бессвистковая бамбуковая флейта. Вероятный прародитель — китайская сяо, пришедшая в Японию в 7-м веке и преобразовавшаяся в инструмент, называвшийся «гагаку сякухати». Эта флейта имела другое количество отверстий и использовалась в возвышенной придворной музыке гагаку наряду с рютэки. Вообще, за свою историю сякухати претерпела немало изменений, прежде чем обрела свой современный вид.

Название флейты состоит из двух иероглифов: 尺 (сяку) — японская мера длины, примерно соответствующая футу, и 八 (хати) — восемь. Таким образом, ее название — это ее длина, то есть 1 сяку 8 сун (десятая часть сяку) или 54,5 см в привычных нам единицах. Существуют также более короткие и более длинные флейты: от 1,3 до 3 сяку (почти метр), некоторые из которых иногда тоже называют по длине, например: ни-сяку — 2,0, ни-сяку-йон-сун — 2,4. Но чаще всего, все же, используется общее название «сякухати».

Сякухати известна во всем мире благодаря своему уникальному богатейшему тембру, который может меняться от кристально чистого до ветреного и грязного по желанию исполнителя. В средние века на ней играли странствующие монахи комусо (虚無僧, «монахи пустоты»), принадлежавшие к дзэн-буддистской секте Фукэ. Комусо скрывали свое лицо тростниковой шляпой тэнгай, странствовали по всей Японии, играли на сякухати и просили подаяния. Игра на сякухати для них была способом медитации, такая практика носила название «суйдзэн». Собственно, в руках комусо сякухати была инструментом не столько музыкальным, сколько духовным — считалось, что через игру на ней можно достичь просветления. История сякухати очень богата, местами запутана и является темой для отдельной статьи, а скорее даже целого цикла статей. Вокруг сякухати всегда было немало загадок и мистики. Впрочем, существует мнение (причем весьма обоснованное), что весь этот мистический пафос создавался искусственно самими же комусо, а трактат «Кётаку Дэнки», который считается основным источником сведений об истории секты Фукэ, по сути художественное произведение, а не исторический документ.

Примеры звука Сякухати

Эдзюн Этика

Коку Нисимура

Конструкция сякухати

Сякухати традиционно изготавливается из прикорневой части японского бамбука сорта Мадакэ. Конечно, можно изготовить флейту и из других сортов (и из других частей ствола), но у Мадакэ очень подходящее строение внутреннего канала, а к его форме существуют достаточно строгие требования, поэтому сделать хорошую сякухати из него проще.

У сякухати пять игровых отверстий: четыре сверху и одно снизу. Номера отверстий считаются от корня. Верхние (с первого по четвертое) отверстия закрываются указательным и безымянным пальцами, нижнее (пятое) — большим пальцем левой руки. Флейта удерживается большими и средними пальцами обеих рук.

Внутренний канал сякухати в целом сформирован естественной полостью стебля бамбука, но почти всегда он подвергается обработке. Можно выделить две основные разновидности: дзи-наси («без пасты Дзи») и дзи-ари («с пастой Дзи»). Паста Дзи, изготавливающаяся из глины и лака, используется для выравнивания внутреннего канала и придания ему нужной формы. Часто дзи-ари сякухати бывают разборными — так мастеру легче получить доступ к каналу для его обработки. Место соединения половинок проходит посередине между третьим и четвертым отверстиями. Флейты дзи-ари характеризуются точной настройкой всех нот, ярким, сильным и достаточно чистым звуком.

Канал флейт дзи-наси подвергается минимальной обработке, иногда убираются только перегородки между узлами бамбука. Звук таких флейт ветреный и грязный, но для сякухати это совсем не плохо, наоборот, такой звук очень ценится. Эту разновидность сякухати также называют хотику или хоттику (法竹) — «Бамбук Дхармы» или «Бамбук Закона».

Звук в сякухати рождается в результате рассечения воздушного потока о кромку среза в верхней части флейты, которая называется утагути. Утагути — самая нежная и хрупкая часть инструмента, малейшее повреждение которой может вызвать ухудшение или даже пропадение звука, поэтому иногда утагути укрепляется вставкой из более твердого материала. Форма вставки, как правило, зависит от школы, к которой принадлежит мастер, изготовивший флейту.

Утагути со вставкой школы Кинко

Утагути со вставкой школы Тозан

Основы игры и репертуар сякухати

Для того, чтобы извлечь звук из сякухати, скругленную сторону верхней части флейты упирают в подбородок и дуют на утагути так, чтобы воздушный поток рассекался примерно пополам: половина воздуха уходит во флейту, половина — наружу. На то, чтобы издать первый звук из сякухати, отличный от шипения и сипения, разным людям требуется очень разное время — от пяти минут до полутора часов (и это не предел!), а чтобы более-менее закрепить успех, потребуется не меньше месяца ежедневных занятий.

Базовые ноты на стандартной (1.8) сякухати соответствуют ре-минорной пентатонике: ре, фа, соль, ля, до, ре. Несмотря на это, традиционный репертуар сякухати в пентатонику совершенно не укладывается. С помощью специальных аппликатур и наклона флейты из сякухати можно извлечь не только полную хроматическую гамму, но и любые микротона.

Репертуар сякухати можно разделить на две больших части — хонкёку и гайкёку. Хонкёку — храмовая медитативная музыка, само слово переводится как «истинная музыка». Это первичный репертуар. Гайкёку — «внешняя музыка» — все остальное. Жанр ансамблевой музыки санкёку (кото, сямисэн, сякухати и пение) — это тоже гайкёку. Народная музыка (минъё), современная музыка — это все тоже гайкёку.

Школы игры на сякухати

Существуют разные школы игры на сякухати. Они отличаются друг от друга репертуаром, приемами игры, системами записи нот, особенностями конструкции самих флейт. Наиболее известными на сегодняшний день являются следующие школы:

Кинко. Эту школу основал отставной самурай Куросава Кинко во второй половине восемнадцатого века. В традиционном репертуаре школы изначально присутствовали переработанные им хонкёку. Позже последователи добавили к репертуару и гайкёку. Собственно, именно школа Кинко и ввела сякухати в традиционный японский ансамбль санкёку. Техника игры отличается богатой орнаментацией. Флейты школы Кинко часто бывают разборными, имеют очень хорошую настройку, в утагути делается вставка клиновидной формы.

Тодзан. Школу основал Накао Тодзан в начале двадцатого века. Репертуаром являются как хонкёку, написанные самим основателем школы, так и классические пьесы переработанные им. Музыка Тодзан звучит более современно, есть немало произведений для дуэтов и трио, что очень нехарактерно для других школ сякухати. Представители школы Тодзан не сдерживают себя стилистическими рамками и играют любую музыку, вплоть до джаза. Для флейт школы характерна очень точная настройка в соответствии с европейский звукорядом, в утагути делается полукруглая вставка. На сегодняшний день это самая многочисленная школа.

Мёан. Храм Кёто Мёан-дзи считается главным духовным центром сякухати в настоящее время. В нем сохраняют и продолжают традиции секты Фукэ. Репертуар — исключительно хонкёку. Техника игры отличается аскетичностью — представители школы или, если быть точнее, стиля Мёан Тайдзан Ха стараются делать как можно меньше движений при исполнении пьес, при этом качеству исполнения придается очень большое значение.

Докёку. Довольно малочисленная и молодая школа, основанная учениками эксцентричного монаха-отшельника Ватадзуми Досо. В репертуаре школы в основном старинные пьесы хонкёку в интерпретации Ватадзуми. Большое внимание уделяется дыханию. Пьесы докёку очень экспрессивны и богаты различными нюансами исполнения, львиная доля которых просто напросто отсутствует в нотных записях.

Дзэнсабо. Это скорее не школа, а группа или круг — Дзэнсабо Сирабэкай, образовавшаяся вокруг мастера Окуда Ацуя из его учеников и последователей. Репертуар составляют классические медитативные пьесы разных школ, интерпретированные Окуда-сэнсэем. Члены Дзэнсабо играют на хоттику — дзи-наси флейтах большого размера. Их звук низкий, успокаивающий, а тембр ветреный. В Дзэнсабо не стремятся к чистому звуку. Японцы говорят, что лучший звук сякухати — это звук, который издает ветер в роще сухого бамбука. Пожалуй, это самое точное описание звука, к которому стремятся в этой школе.

Хоттику

Кётаку. Еще одна молодая школа, которую основал Коку Нисимура. Кётаку — это старинное название сякухати, которое давно вышло из употребления, но Коку Нисимура вернул его. Кётаку — это большие флейты дзи-наси (внутренний канал не покрывается пастой Дзи). Много кто делает такие флейты, но имя кётаку получают только флейты, сделанные самим Коку Нисимурой и его учениками. Одним из заметных отличий кётаку от других дзи-наси флейт является то, что отверстия на них расположены строго в ряд, в то время как обычно на больших флейтах отверстия сдвигаются, чтобы их было легче закрывать. Звук кётаку отличается мягкостью, он способствует более спокойной и медитативной игре. Представители школы считают сякухати и кётаку совершенно разными инструментами. Кётаку — это прежде всего духовный, а не музыкальный инструмент.

Кётаку

Большое спасибо за обработку фотографий и текст порталу "Этнофония": http://ethnophony.ru/instruments/shakuhachi

start.txt · Последние изменения: 2016/02/03 14:08 — george_debug
Вы находитесь здесь: Сякухати