Источник: http://www.komuso.com/pieces/pieces.pl?piece=2093
Перевод: М.Наталья
Эта пьеса принадлежит жанру Сокёку в стиле Данмоно школы Икута Рю (生田).
Эта пьеса была написана для кото композитором Яцухаси Кэнгё, а для сямисэн - Фукакуса Кэнгё.
Мелодия «Шесть Шагов» (Рокудан-но-Сирабэ) представляет собой стиль музыки для кото, написанной Яцухаси Кэнгё, который умер в 1685 году. В истории кото Яцухаси был человеком легендарным, а его композиции были широко известны.
Мелодия «Шесть Шагов» - это «идеальная» мелодия, состоящая из 6-ти частей и 52-х ударов. Хотя эта пьеса изначально была написана для кото, позднее стало очень модно играть её на сямисэн. Популярность «Рокудан» была такова, что последующие композиторы часто адаптировали мелодию под себя.
«Рокудан» был написан для сольного исполнения на кото отцом классической традиции кото Яцухаси Кэнгё. Вторая партия (каэте) была добавлена в ХХ веке, и «Рокудан» стали играть на кото в дуэте. При исполнении дуэтом для двух сякухати первые три дана исполняются в довольно медленном темпе, чтобы продемонстрировать особые качества инструментов. Продолжительная каденция и небольшая пауза, входящая в конец третьего дана еще больше подчёркивает изменяющийся характер пьесы начала четвёртого дана.
«Сокёку» означает «пьеса для кото». В целом этот термин так же включает в себя вокальные произведения в сопровождении кото или сямисэн и кото. Так называемые данмоно (пьесы из разделов) — это исключение, которые были чисто инструментальными упражнениями, большинство из которых были составлены Яцухаси Кэнгё в 17 веке.
Формальный подраздел, лежащий в основе этих пьес, называется дан (шаг, раздел). Пьесы называются по количеству данов, т. е. «Рокудан но Сирабэ» (пьеса из 6ти частей), «Хатидан но Сирабэ» (пьеса из 8ми частей) и так далее. Каждый дан состоит из 104 хёси, один хёси - это базовая измерительная единица. Еще 4 хёси, которые составляют начальный мотив первого дана, не учитываются в 104 хёси. Темп данмоно фиксированный. После спокойного начала он увеличивается и достигает кульминации, которая, как правило, происходит в последнем разделе, а затем пьеса спокойно заканчивается. Кото настроен в Хирадзёси.
* * *
«Року-Дан» - это инструментальная музыка, исполняемая только на кото. Она была составлена в эпоху Эдо в 17-ом веке. Кото — это инструмент из 13 струн, натянутых в длину на довольно толстый деревянный корпус. Этот инструмент был привезён в Японию из Китая в начале 8-го века. Большинство мелодий для кото сопровождается вокальной частью, кото-ута. «Року-Дан» является необычным для музыки кото, так как исполняется без кото-ута. Будучи своего рода этюдом, эту пьесу легко играть даже новичкам.
В то же время, это тонкая работа музыкальных вариаций. Композиция состоит из 6-ти частей вариаций. Каждая часть состоит из 120 ударов. Это и послужило причиной того, почему эту пьесу называют «Року-Дан». С японского року переводится, как 6.
Это сольная пьеса для кото, которая (как полагают) была составлена Яцухаси Кэнгё (1614 — 1685), но другая традиция говорит, что композитором был Китадзима Кэнгё (? — 1690). Пьеса известна как «Рокудан». Как следует из её названия, за исключением 4х ударов в начале первого дана, в каждом дане присутствует 52 удара. Оригинальная настройка первого дана, как предполагают, происходит от пьесы «Ситику сёсин сю» (Sitiku syosin syu), написанной в 1664 году или от пьесы «Ситику тайдзэн» (Sitiku taizen), написанной до 1687 года, и исполняется уже как ансамблевая пьеса для кото, сямисэн и хитоёгири сякухати. Считается, что в нынешнем виде шесть данов, в которые были внесены изменения, разработаны с повторением данов оригинальной версии три раза. С точки зрения системы подготовки специалистов, «Рокудан но Сирабэ» - это передача как кото кумиута омотэгуми цукэмоно.
Однако, как пьеса кото, она получила наибольшую популярность и была различным образом аранжирована для сямисэн и сякухати или в них была добавлена версия каэтэ. Как пьеса сангэн (三弦, трёхструнный инструмент), пьеса «Рокудан Сугагаки» (сочинённая Хукакуса Кэнгё) и каэтэ «Сансагари Рокудан» (сочинённая Кунияма Кото). Похожие , каэтэ для кото — это, например, «Накадзора Рокудан» и «Кумои Рокудан» («Сансагари Рокудан» в изменённой версии для кото). Разнообразие инструментальных вариаций возможны так же для ансамбля сякухати и кокю. Существует много примеров полных пьес «Рокудан», которые цитируют полный «Рокудан» или пьесы, которые используют только часть «Рокудан».
В маэбики (前引, т. е. во вступлении) к пьесам из репертуара Мэидзи синкёку (ансамблевым пьесам эпохи Мэидзи) «Акикадзэ но кёку» или «Аиой но кёку» композитора Мицудзаки Кэнгё, вероятно исполнялась с ансамблем полная версия «Рокудан». Однако Мицудзаки Кэнгё в пьеса «Годан гинъута» использует 5й дан из «Рокудан», а так же в таких пьесах, таких как «Хототогису», «Сумиёси» и «Усу но коэ» школы Ямада-рю сокёку 1й дан из «Рокудан» исполняется в айнотэ.
Это является показателем того, насколько был популярен «Рокудан». Мелодия завершающего дана и степень вариаций увеличиваются так, что «Рокудан» может сам рассматриваться, как вариация темы. Фундаментальные техники игры на кото включаются таким образом, что они сами могут быть использованы в качестве пьесы-упражнения. Это старейшая классическая пьеса для кото простой формы. Её очень хорошо играть соло на кото, так как это даёт возможность исполнителю изучить наиболее эффективно тонкости тоновой окраски. Тем не менее для исполнителя это одна из сложных пьес. Пьеса настроена в хира дзёси.