Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыТом ДиверХотику в сравнении с Сякухати

Хотику в сравнении с Сякухати


Источник: http://communication.ucsd.edu/shaku/hochiku_shaku.html
Перевод: М.Наталья


.

Некоторые любители сякухати спрашивают про флейты хотику, поэтому, возможно, пришло время предоставить более подробную информацию, такую, как сейчас. Это первая попытка … частично основанная на беседах с Кодама Хироюки и наблюдениях за его хотику, а так же за хотику Эндо Эидзи, другого парня, играющего на хотику, в целом, и в частности, на опыте жизни в японской сякухати общине долгое время.

Во-первых, чтобы объясняться было легче, назовём хотику«хотику» и сякухати«сякухати», чтобы все понимали, что множественное число от хотику – это «хотику», а от сякухати – это «сякухати»! Хотику, или как некоторые еще пишут, хоттику, это флейты всегда (за исключением исключений) состоят из одного куска [бамбука], без привычного соединения около середины длины флейты. Сякухати почти всегда состоят из двух частей, соединяющихся приблизительно на середине длины флейты. Любую сякухати, сделанную из одного куска [бамбука] называют «нобэ». Звук «бэ» в «нобэ» [звучит] также как «ba» в «baby». «Нобэ» можно перевести на английский, как «целое».

Хотику, как правило, толще (плотнее) и длиннее, нежели сякухати, поэтому, как правило, она тяжелее, чем сякухати. Чаще всего мундштук хотику не декорируется различными материалами (рогом буйвола, слоновой костью, пластмассой, да чем угодно).

ПРИМЕЧАНИЕ: «мундштук» в настоящее время изменён на «утагути». Множественное число от «утагути» - «утагути».

Угол наклона утагути у хотику более перпендикулярен относительно бамбука, нежели угол, который мы видим у сякухати.

Размер отверстия верхней части хотику широко варьируется и может быть довольно большим, а размер отверстия в верхней части сякухати является почти одинаковым для всей сякухати, независимо от длины. Отверстие конца утагути сякухати немного отличается у разных производителей сякухати, но в настоящее время достигнут определённый консенсус, что, как правило, легче, когда диаметр открытых концов [флейты] почти совпадают со внутренним размером [канала]. Внешний размер колеблется широко и зависит от толщины бамбука. Это означает, что у сякухати с большим отверстием будет тонкая стенка, частично закрывающая открытый конец в самом верху флейты в районе, где сякухати прилегает к подбородку. Эта маленькая стенка называется «ики каэси». «Ики» означает дыхание, «каэси» означает возвращение. На некоторых сякухати, и даже на хотику, тонкое кольцо из бамбука вставляется в конце утагути, заменяя часть удалённой мембраны, а затем выходит в область скошенного края [на который дуется воздух], оставляя своего рода форму полумесяца в виде частичного кольца разного цвета, формы и фактуры. Иногда могут использоваться материалы, отличные от бамбука, для уменьшения размера отверстий утагути – шпатлёвка для кузова автомобиля, канифоль, да что угодно.

Хотику в основном имеет бамбуковый канал, такой, как бамбук вырос, в то время как у сякухати – [канал может быть] бамбуковый или [сформированный] с использованием других материалов. В ряде случаев по тем или иным причинам пломбировочный материал добавляется в естественный канал, в то время, как в других случаях, возможно, по другим причинам, бамбуковый материал будет удаляться из бамбукового канала.

Мембраны в узлах хотику (внутри) удаляются в меньшей степени, чем мембраны в узлах сякухати.

Узел мембраны хотику как правило виден, в то время как узла мембраны сякухати почти никогда не видно.

Частота низкой стандартной ноты РО (не мэрии и не кари) в хотику согласована с любой заданной частотой. Частота низкой стандартной ноты сякухати в наши дни почти всегда стандартизирована, поэтому некоторая заданная частота соответствует характеру гаммы.

Частота [в расположении] позиции пальцевых отверстий, кроме РО, при открытых отверстиях хотику гаммы (ЦУ, РЭ, ТИ, РИ, японский Инакабуси Ёсэнпо) не корректируется, чтобы соответствовать именно любой музыкальной гамме, не доводится до звучания указанных музыкальных интервалов от основного тона (РО). Эти же ноты на сякухати почти всегда регулируются в соответствии с музыкальной гаммой, и в настоящее время приравниваются к характерной шкале А4 где-то между 440 и 445 Гц, в зависимости от того, как просит заказчик.

Местоположение пальцевых отверстий и у хотику и у сякухати примерно одинаковое, в большинстве случаев являясь хорошо продуманным, надеюсь.

Хотику, и как бамбуковая флейта, и как термин, используется и понимается как Кодама даже дольше, чем «нисяку-госун» или «рокусун». Некоторые из коротких, но больших и толстых флейт, используемых Ватадзуми, не были хотику, а следовательно, Кодама. Кроме того, существуют полу-хотику, которые имеют немного наполнителя в отверстии (некоторые называют их «дзи-наси», т.е. без «дзи» или наполнителя), и тоже не могут быть хотику класса Кодама из-за добавления наполнителя.

- [kodama] миф. дух дерева; чаще используется иероглиф 木霊

二尺五寸 – [nishaku-gosun] – 2 сяку 5 сун, мера длины, равная приблизительно 75,75 см
二 [ni] два
尺 [shaku] мера длины (30,3 см, 10 сун);
五 [go] пять
寸 [sun] мера длины (3,03 см, 1/10 сяку)

六寸 – [rokusun] – 6 сун, мера длины, равная приблизительно 18,18 см
六 [roku] шесть

books/translation/tomdeaver/hochikuvs.shakuhachi.txt · Последние изменения: 2016/02/02 14:35 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыТом ДиверХотику в сравнении с Сякухати