Перевод: М.Наталья
.
Одним из наиболее важных особенностей музыки сякухати, а также других японских искусств является МА (間), или молчание. Это пространство между нотами, которое создаёт ритм и общее ощущение пьесы, и очень важно относиться к этому пространству с таким же благоговением, как к самим нотам. Большинство начинающих учеников сякухати, особенно перед запоминанием пьесы, спешат от одной фразы к другой практически без учёта МА. Это не только придаёт музыке чувство механической поспешности, но и очень сильно затрудняет её исполнение. Вместо этого используйте МОЛЧАНИЕ между фразами чтобы испытать эффект только что закончившегося звука, чтобы спокойно подготовиться к следующему звуку и сделать с помощью глубокого брюшного дыхания вдох через нос. Таким образом, вы не будете чувствовать, что вы постоянно пытаетесь придерживаться письменных обозначений, но начнёте чувствовать присущий музыке естественный ритм.
В пространстве между фразами старайтесь не думать о том, что вам делать дальше, просто БУДЬТЕ вместе с моментом не-дыхания. Впоследствии вы начнёте понимать, что МА – это не просто молчание произвольной длинны. МА станет свободным: точным правильным временем для вашего выражения музыки в этот момент.
Перевод: М.Наталья
.
МА – это относительное окончание пространства в вашей музыке, построение музыкального дома, который включает в себя окна и двери. Речь идёт не о строительстве дома, который рухнет при первом же шторме.
Другими словами, мы говорим не о квиетизме, пассивности или слабости.
Наложение «мягкости» или разумно-решительной «чувствительности» на музыку – это фактически как большое насилие , как попрание излучающей звук окружающей среды.
Пусть музыка говорит через вас, дайте ей утвердиться полностью; просто не забудьте оставить место для всего остального в мире. Но не пытайтесь приручить музыку.
Слушайте птиц. Они сплетают свои песни из сильных звуковых потоков, не задумываясь о чрезмерной пассивности или осторожности. И всё же это очень свободное переплетение.