.
Источник: http://nyokai.com/tips/index.php?n=Tips.JoHaKyu
Перевод: М.Наталья
.
Дзё Ха Кю — это неотъемлемая форма во всех традиционных японских светских искусствах. Начиная с тихого (дзё) мы переходим к более сложной средней секции (ха) и затем к быстрому завершению (кю), после чего идёт быстрая остановка. Великий писатель и теоретик театра Но – Дзэами – сравнил Дзё Ха Кю с небольшим ручьём, который становится рекой, заканчивается грохотом водопада и в конце — спокойным прудом.
Дзэами применяет Дзё Ха Кю не только в повествовательной форме своих пьес, но и в вокальной технике актёров. Для Дзэами, дзё представляет процесс внутреннего слуха, силы и концентрации дыхания, ха — выталкивание дыхания, и кю — фактическое воспроизведение вокального звука. Очевидно, что этот же принцип может быть применён к сякухати: путём рассмотрения Дзё Ха Кю, когда мы играем, мы придаем форму нашей игре, которая включает МА в качестве важного элемента. Вдохните и рассмотрите следующую фразу, которую вы собираетесь играть, как часть процесса — это дзё. Теперь запустите процесс выдоха — это ха. Пусть сложный звук оживает — это кю. И конечно мы всегда заканчиваем спокойным озером.
Дзё Ха Кю — это фрактальная концепция: она может быть применена ко всем слоям музыки. Подумайте о звучании ноты (кю в предыдущем параграфе) и путь её следования, напоминающий русло реки. Затем подумайте о каждой музыкальной фразе, а затем о части в целом — рек в реках. Вы даже можете расширить концепцию размышлений о сякухати практике в контексте вашей повседневной жизни. Таким образом, слоям Дзё Ха Кю вы можете давать в вашей музыке бОльшую глубину, но всё это начинается с «микро Дзё Ха Кю» дыхания и воспроизведения звука.