Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.
books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:03_part2 [2012/08/25 16:39] Rediska [С. Переход от трели к вибрато] |
books:translation:koga_masayuki:shakuhachi_japanese_bamboo_flute:03_part2 [2016/02/02 14:44] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== ЧАСТЬ 2. ПРОДВИНУТЫЕ ТЕХНИКИ ====== | ====== ЧАСТЬ 2. ПРОДВИНУТЫЕ ТЕХНИКИ ====== | ||
- | ===== Глава 1. Основы ===== | + | ===== ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ===== |
==== А. Высота тона ==== | ==== А. Высота тона ==== | ||
Строка 231: | Строка 231: | ||
|{{:books:translation:koga_masayuki:64.jpg?600|}}| | |{{:books:translation:koga_masayuki:64.jpg?600|}}| | ||
- | ===== Глава 2. Особые звуки ===== | + | ===== ГЛАВА 2. ОСОБЫЕ ЗВУКИ ===== |
==== А. Портаменто ==== | ==== А. Портаменто ==== | ||
Строка 269: | Строка 269: | ||
|{{:books:translation:koga_masayuki:68.jpg?400|}}| | |{{:books:translation:koga_masayuki:68.jpg?400|}}| | ||
+ | ==== Е. Микротоны ==== | ||
+ | //бибунон// 微分音 | ||
+ | Одна октава равномерно темперированного строя содержит 12 полутонов. Толутон является самым маленьким интервалом (малой секундой). Тем не менее, каждый полутон можно разбить на несколько микротонов. Мы уже использовали понятие микротона при описании //«Сури»//, которое является своего рода портаменто. | ||
+ | Подробнее смотри Приложение В. //«Микротоны и оригинальные партитуры сякухати»//. | ||
+ | ==== F. Фукикири 吹き切り - специальное окончание тональности или акцент фразы за счет внезапного и сильного выдоха воздуха ==== | ||
+ | //Фукикири// используется, как правило, в хонкёку. Ближе к концу при сохранении той же высоты тона происходит сильный выдох. | ||
+ | |{{:books:translation:koga_masayuki:69.jpg?400|}}| | ||
+ | В последний момент быстро опустите челюсть. | ||
+ | Затем верните челюсть в исходное положение в зависимости от следующей ноты или фразы. | ||
+ | ==== G. Изменение тоновой окраски ==== | ||
+ | //Нэиро но хэнка// 苷色の変ィ匕 | ||
+ | С помощью изменения напряжения рта, губ и дыхания вы можете изменить окраску тона. Используйте сочетание напряжения и расслабления подбородка, щёк, шеи и губ. | ||
+ | |**Элементы**|**Тоновая окраска**| | ||
+ | ^Губы^^ | ||
+ | |плотные|звук жёсткий, плотный| | ||
+ | |расслабленные|звук мягкий| | ||
+ | ^Шёки^^ | ||
+ | |плотные|звук стабильный| | ||
+ | |cвободные, рыхлые|звук ясный, утончённый| | ||
+ | ^Челюсть^^ | ||
+ | |в нормальном положении|звук стандартный| | ||
+ | |опущена вниз|звук мягкий| | ||
+ | ^Шея^^ | ||
+ | |напряжена|звук жесткий| | ||
+ | |расслаблена|звук мягкий| | ||
+ | ^Язык^^ | ||
+ | |в нормальном положении|звук стандартный| | ||
+ | |скрученный|звук хриплый| | ||
+ | ^Выдох^^ | ||
+ | |//мэри//|звук утонченный, плотный| | ||
+ | |//кари//|звук жесткий, грубый| | ||
+ | ^Вибрато^^ | ||
+ | |отсутствует|звук естественный, спокойный, но сильный| | ||
+ | |небольшое|неясные ощущения| | ||
+ | |большое|звук богатый, сильный| | ||
+ | Это основные факторы. | ||
+ | Другими важными факторами являются громкость, динамика и темп (включая тайминг на паузы). | ||
+ | === Некоторые из основных окрасок тона === | ||
+ | |**Тон**|**Функции тела**||||||| | ||
+ | ^ ^Язык^Напряжение губ^Приоткрытие губ^Щёки^Челюсть^Напряжение в шее^Расстояние между зубами^ | ||
+ | |**Мягкий**|опущен|расслабленные|большое|расслабленные|выдвинута вперёд|расслабленная|большое| | ||
+ | |**Стандартный**|опущен|расслабленные|нормальное|расслабленные|выдвинута вперёд|расслабленная|около 7 мм| | ||
+ | |**Жесткий**|опущен|плотные|маленькое|напряженные|выдвинута вперёд|напряженная|маленькое| | ||
+ | |**Хриплый**|приподнят|расслабленные|большое|расслабленные|опущена вниз|опущенная|очень большое| | ||
+ | Другие элементы тона — это //мэри// メ, //кари// カ, //агэ// アゲ, //сагэ// サゲ и т.д. | ||
+ | Используя мягкий тон, высота тона стремится к тенденции быть в бемоль, потому что полость рта увеличивается (см. ЧАСТЬ 1 //«Низкий регистр, высокий регистр»//). | ||
+ | Таким образом, выдох изменяет направление и идёт вверх. | ||
+ | ==== H. Интенсивное дыхание ==== | ||
+ | //Мураики// 斑底 | ||
+ | Этот метод тоже используется в //хонкёку// | ||
+ | Приоткройте губы немного больше, используйте сильное давление воздуха, и вы получите интенсивный хриплый звук. | ||
+ | |{{:books:translation:koga_masayuki:70.jpg?500|}}| | ||
+ | Челюсть опускается вниз, расстояние между верхними и нижними передними зубами увеличивается. | ||
+ | Поместите кончик языка ближе чем обычно к нижним передним зубам, и незначительно приподнимите переднюю часть языка. Ослабьте напряжение щёк и передней части языка. | ||
+ | |{{:books:translation:koga_masayuki:71.jpg?500|}}| | ||
+ | ==== I. Трепетание звука ==== | ||
+ | //Таманэ// 玉音 | ||
+ | Когда используется //таманэ//, хриплый, перекатывающийся тон, язык используется определённым образом. Кончик языка должен лечь на нижние зубы, касаясь нёба на расстоянии 1 см от задней части верхних зубов. Выдыхайте вибрируя языком. | ||
+ | ==== J. Аппликатура ==== | ||
+ | |{{:books:translation:koga_masayuki:72.jpg?500|}}| | ||
+ | |{{:books:translation:koga_masayuki:73.jpg?500|}}| | ||
+ | ==== K. Название аппликатур ==== | ||
+ | |||
+ | |{{:books:translation:koga_masayuki:74.jpg?600|}}| | ||
+ | |||
+ | ===== ГЛАВА 3. КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА... ХОНКЁКУ ===== | ||
+ | |||
+ | ==== А. Пять основных нот ==== | ||
+ | |||
+ | //Итион гон// 一音五音 | ||
+ | |||
+ | Хонкёку содержит 70 разновидностей нот в каждой октаве. Перед тем, как начать играть //хонкёку// (классические пьесы) вы должны знать, что существуют 5 видов различных тональностей у каждой ноты. Так же вы должны знать о взаимосвязи между нотами. В каждой октаве есть 12 полутонов, поэтому в каждой октаве 60 видов нот. Кроме того, вы должны использовать //Каэюби// (//Дайён// - заменяемые аппликатуры). | ||
+ | |||
+ | Из-за этих сложностей я не учу хонкёку с начинающими. | ||
+ | |||
+ | Возможно разделить полутона на 10 или 20 шагов, но это не практично. В этой книге я буду делить на 6 шагов. | ||
+ | |||
+ | {{:books:translation:koga_masayuki:75.jpg?200|}} Это игра изменений угла выдоха и давления воздуха в отличие от игры нормального звука. | ||
+ | |||
+ | {{:books:translation:koga_masayuki:76.jpg?150|}} играются больше в бемоль в отличае от стандартного тона. | ||
+ | |||
+ | {{:books:translation:koga_masayuki:77.jpg?120|}} играются резче, чем стандартный тон. | ||
+ | |||
+ | {{:books:translation:koga_masayuki:78.jpg?200|}} как правило не играются с //кадзаси// (частичным пальцевым прикрытием) | ||
+ | |||
+ | Это основные отличия от //мэри// メ и //кари// カ | ||
+ | |||
+ | |{{:books:translation:koga_masayuki:79.jpg?600|}}| | ||
+ | |||
+ | ==== В. Структура фразы ==== | ||
+ | |||
+ | |{{:books:translation:koga_masayuki:80.jpg?350|}}| | ||
+ | |||
+ | Так же мы можем дифференцировать по тональной окраске, а не по высоте тона пяти нот, потому что каждая нота имеет определённую громкость и тоновую окраску. | ||
+ | |||
+ | ==== С. Мелодическая прогрессия РО-РЭ ==== | ||
+ | |||
+ | Положение {{:books:translation:koga_masayuki:re.jpg?20|}} взаимозависимо с положением {{:books:translation:koga_masayuki:tsu_meri.jpg?20|}}, тем самым создавая различные мелодические прогрессии. | ||
+ | |||
+ | |{{:books:translation:koga_masayuki:81.jpg?500|}}| | ||
+ | |||
+ | I. - ЗАПАДНАЯ равномерно темперированная гамма\\ | ||
+ | II. - ЯПОНСКАЯ пентатоника (5 основных тонов)\\ | ||
+ | III. - ЯПОНСКАЯ сякухати (хонкёку) гамма | ||
+ | |||
+ | ==== D. Итион Дзёбуцу 一音成仏... Одна нота, Совершенная ==== | ||
+ | |||
+ | Одна нота должна быть совершенной. Одна мелодия находится в одной ноте. | ||
+ | |||
+ | Все звуки, включая шумы, находятся в одной ноте. | ||
+ | |||
+ | Понимание // Итион Дзёбуцу// включает в себя все идеи. | ||
+ | |||
+ | Вначале сякухати игроки понимают это и называют «Итиондзёбуцу». Они признают это не зная об обертонах или иных теориях. Если каждый звук нашего пространства включен в одну ноту, то почему существует так много видов звуков? Существуют разные виды музыки в разных областях, в разных музыкальных гаммах, в разных нотах с одной и той же аппликатурой, разные шумы со всех концов улицы. | ||
+ | |||
+ | Форма инструмента (в том числе и как материальный предмет) и материал [из которого изготовлен инструмент] — являются инструментальным обоснованием. Точнее говоря это зависит от всего баланса материалов, который коррелирует с пропорциональным равновесием. | ||
+ | |||
+ | Акустические аргументы согласуются с расположенными в определённом порядке с обертонами и периодами микротонов в обертонах. Соотношение психологического и физического равновесия является очень сложной системой. Как только увеличиваются психологическая мотивация (глубокая нежность звука), вибрации в обертонах и периодах также увеличиваются. | ||
+ | |||
+ | ==== Е. Перечень основных хонкёку 本曲 ==== | ||
+ | |||
+ | |一二三調 |Хи Фу Ми но Сирабэ|龍吟虚空|Рюгин коку| | ||
+ | |九州鈴慕 |Кюсю рэйбо|大和調子|Ямато дзёси| | ||
+ | |鉢返曲|Хатигаэси но кёку|虚鈴|Кёрэй| | ||
+ | |志図曲|Сидзу но кёку|虚空|Коку| | ||
+ | |瀧落曲|Такиотоси но кёку|霧海箎|Мукаидзи| | ||
+ | |三谷曲|Санъя но кёку|下葉|Сагари ха| | ||
+ | |奥州流|Осю нагаси|下野虚霊|Симоцукэ кёрэй| | ||
+ | |秋田曲|Акита но кёку|目黒獅子|Мэгуро дзиси| | ||
+ | |転菅垣|Утата сугагаки|調|Сирабэ| | ||
+ | |門開曲|Монкай но кёку|回向|Эко| | ||
+ | |吾妻曲|Адзума но кёку|深夜曲|Синъя но кёку| | ||
+ | |雲井曲|Кумои но кёку|鹿の遠音|Сика но тонэ| | ||
+ | |巣鶴鈴慕|Цуру но сугомори|栄獅子|Сакаи дзиси| | ||
+ | |陸奥鈴慕|Муцу рэйбо|筑紫鈴慕|Тикуси рэйбо| | ||
+ | |阿字曲|Адзи но кёку|鳳叫虚空|Хокё но кёку| | ||
+ | |曙調|Акэбоно сирабэ| | | | ||
---- | ---- |