рицу 律
Очень важно поддерживать постоянную высоту тона. Когда мы выдуваем одну ноту на одном дыхании то легко получить искривление линии звука. У начинающих игроков в начале и в конце звук может уйти в бемоль, а в центре — в диез. Это неправильно.
Таким образом начало и конец вашей высоты тона может контролироваться углом между подбородком и инструментом (чем вертикальнее вы держите флейту, тем выше и резче будет звук, и наоборот, чем горизонтальнее вы держите флейту, тем звук будет ниже и глуше).
Когда мы начинаем играть пьесу, то контролировать этот процесс сложнее т.к. мы используем динамику.
Высота тона опять может уйти, как на рис. 19.
Тем не менее мы можем контролировать использование угла между подбородком и инструментом. Но в этом случае так же мы используем угол дыхания.
После изучения этого вопроса и практики этой техники вы сможете получить отличную высоту тона.
онкай 音階
В этом мире не существует идеальной теории, которая могла бы нам всё объяснить. То же самое и с музыкой. Тем не менее, необходимо разобраться с правильным звуком.
Например «Идеальная 5я октава» или «Идеальная 4я октава» «хорошо темперированного» европейского строя — не совершенны. И 3я октава тоже не идеальна.
Простая интонация более гармонична, но у неё есть проблемы с модуляцией.
Модуляция - переход из одной тональности в другую
Но музыка — это искусство, а не наука. Кроме того, она имеет тесную связь с религией. В своей истории сякухати содержит много религиозных аспектов.
Додекафоническая система пришла из Китая в Японию в эпоху Нара (794 -1192). Это проиллюстрировано ниже.
В реальном исполнении партитуры состоят из пяти или семи нот, наиболее важными из которых являются системы Ё-сэн (陽 旋) и Ин-сэн (陰 旋), встречающиеся в музыке эпохи Эдо (1603-1867). В этих гаммах вторая нота содержит характерное использование полутонов. Ё-сэн, как правило, используется в народной музыке. Ин-сэн используется в санкёку (三曲) и хонкёку (本曲) музыке сякухати, а так же иногда в народной музыке.
В большинстве классической музыки сякухати используется Ин-сэн.
Более детально этот вопрос рассматривается в ПРИЛОЖЕНИИ В. Микротоны и оригинальные [ноты]
Чтобы представить гамму сякухати в виде диаграммы полезно использовать «Элегантные» системы, которые являются основой научного и точного метода измерения музыкальных интервалов.
Более детально этот вопрос рассматривается в ПРИЛОЖЕНИИ А. Система центов.
В сякухати-гамме ключевым тоном является . Следующей основной высотой тона является .
и — это характерные тональности, которые имеют изменяемую высоту тона. и изменяются соответственно на и , как и остальные.
и чистая кварта
и чистая кварта
и мажорная секунда
и минорная секунда
и минорная терция
Разницу между целым мажорным тоном и целым минорным тоном мы можем увидеть на следующей диаграмме:
где mf – это (меццо-форте, итал. mezzo-forte) — умеренно громко, а mp (меццо-пиано, итал. mezzo-piano) — умеренно тихо.
Циклы/секунды. В рамках чистой темперированной гаммы
Циклы/секунды. В рамках равномерной темперированной гаммы
хёси 拍子
Всё в мире подчинено своему собственному ритму.
В году 365 дней. Один час составляют 60 минут. К этому ритму можно добавить еще дни и минуты для всех нас, живущих своей единственной драгоценной жизнью на этой земле.
Что касается ритма, то существуют три этапа
Первое, это неравномерность счёта. Второе, механический отсчёт. Третье, ощущение нутром, которое приходит за механическим подсчётом.
кёдзяку 強弱
Это типичные сякухати-фразы. В них можно найти специфическую динамику «САСА БУКИ», типичный способ задать интонацию при игре на сякухати. САСА означает листья бамбука, БУКИ означает выдох. Таким образом, мы обычно представляем динамику в виде листа, как образа.
Выполните одновременно следующие действия:
Конечно же, кончик языка всегда должен касаться верхней части нижних передних зубов.
Перед началом ноты или фразы иногда мы ставим перед ней украшение. Как правило мы добавляем украшение ниже на один шаг в гамме. Однако иногда используются украшения для ноты выше на одну ступень.
Если атари необходимо, то вы можете использовать один из примеров (см. ниже), но будьте осторожны и не используйте его слишком часто.
Юри ュリ
Вибрато у сякухати гораздо тоньше и чувствительнее, чем у других духовых инструментов потому что это тонкое взаимоотношение с телом.
Обычно мы используем при игре на сякухати Ёко-Юри. Ики-Юри используются редко (*). Юри делает звук более ровным и выдающимся, и это улучшает капилярность.
Ёкуё 抑揚
В этой фразе мы делаем дополнительные движения в точке (*). После этого фраза становится более мягкой и гладкой с богатыми ощущениями.
Мы можем изменить форму полости очень деликатно, как если бы мы говорили или пели, потому что рот полностью окружён мышцами за исключением твёрдого нёба и нижней челюсти.
Говоря о нюансах звука, в основном мы используем тонкие движения нижней челюсти, языка, миндалин и их комбинации в целом.
Напрягайте губы и мягкое нёбо одновременно в течении одной секунды. Затем ослабьте напряжение этих мышц.
Мэри получается за счёт комбинации следующих элементов. Начинающий исполнитель должен использовать их все.
Таковы основные элементы Мэри. Иногда можно опустить один или два из них для получения специальных эффектов.
Опять же, новичок должен использовать все элементы.
Обозначения в пьесах сякухати пишутся сверху-вниз и справа-налево. Тем не менее, для удобства я записал обозначения горизонтально для того, чтобы подробно объяснить и записать подобно западной нотной записи. В качестве примера я выбрал начало пьесы Куроками 黒髮
где
Сури スリ
Портаменто не должно использоваться часто. В нужном месте и в нужное время этот приём очень эффективен для создания особого настроения.
Приближаясь к окончанию продолжительной тональности понизьте тональность на 1/2 или на 1/3 полутона (иногда на целый тон) и быстро вернитесь к основной высоте тона.
Время снижения тона составляет около 1/2 -1/30 с. в зависимости от мелодии и её интерпретации.
Чтобы снизить высоту тона необходимо слегка опустить челюсть и увеличить приоткрытие ваших губ. Это делает полость рта больше, поэтому атмосферное давление на мгновение уменьшается. Давление воздуха способствует уменьшению объёма, а высота тона уходит в бемоль. Эти действия можно делать в сочетании с техникой Мэри. Затем вы можете увеличить объём, сохраняя при этом высоту тона в бемоль.
ториру кара юри トリルからュリ
Переход от трели к вибрато должен быть очень мягким. Начните с медленного темпа, постепенно добавляйте интенсивность и качание головой (куби-юри): находясь в согласии с циклической трелью.
нидзю ути 二重打ち
Мы используем нидзю ути в народной музыке довольно часто, особенно в мелодии Оивакэ. В санкёку и хонкёку двойную трель мы используем очень редко.
бибунон 微分音
Одна октава равномерно темперированного строя содержит 12 полутонов. Толутон является самым маленьким интервалом (малой секундой). Тем не менее, каждый полутон можно разбить на несколько микротонов. Мы уже использовали понятие микротона при описании «Сури», которое является своего рода портаменто.
Подробнее смотри Приложение В. «Микротоны и оригинальные партитуры сякухати».
Фукикири используется, как правило, в хонкёку. Ближе к концу при сохранении той же высоты тона происходит сильный выдох.
В последний момент быстро опустите челюсть.
Затем верните челюсть в исходное положение в зависимости от следующей ноты или фразы.
Нэиро но хэнка 苷色の変ィ匕
С помощью изменения напряжения рта, губ и дыхания вы можете изменить окраску тона. Используйте сочетание напряжения и расслабления подбородка, щёк, шеи и губ.
Элементы | Тоновая окраска |
Губы | |
---|---|
плотные | звук жёсткий, плотный |
расслабленные | звук мягкий |
Шёки | |
плотные | звук стабильный |
cвободные, рыхлые | звук ясный, утончённый |
Челюсть | |
в нормальном положении | звук стандартный |
опущена вниз | звук мягкий |
Шея | |
напряжена | звук жесткий |
расслаблена | звук мягкий |
Язык | |
в нормальном положении | звук стандартный |
скрученный | звук хриплый |
Выдох | |
мэри | звук утонченный, плотный |
кари | звук жесткий, грубый |
Вибрато | |
отсутствует | звук естественный, спокойный, но сильный |
небольшое | неясные ощущения |
большое | звук богатый, сильный |
Это основные факторы.
Другими важными факторами являются громкость, динамика и темп (включая тайминг на паузы).
Тон | Функции тела | ||||||
Язык | Напряжение губ | Приоткрытие губ | Щёки | Челюсть | Напряжение в шее | Расстояние между зубами | |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Мягкий | опущен | расслабленные | большое | расслабленные | выдвинута вперёд | расслабленная | большое |
Стандартный | опущен | расслабленные | нормальное | расслабленные | выдвинута вперёд | расслабленная | около 7 мм |
Жесткий | опущен | плотные | маленькое | напряженные | выдвинута вперёд | напряженная | маленькое |
Хриплый | приподнят | расслабленные | большое | расслабленные | опущена вниз | опущенная | очень большое |
Другие элементы тона — это мэри メ, кари カ, агэ アゲ, сагэ サゲ и т.д.
Используя мягкий тон, высота тона стремится к тенденции быть в бемоль, потому что полость рта увеличивается (см. ЧАСТЬ 1 «Низкий регистр, высокий регистр»).
Таким образом, выдох изменяет направление и идёт вверх.
Мураики 斑底
Этот метод тоже используется в хонкёку
Приоткройте губы немного больше, используйте сильное давление воздуха, и вы получите интенсивный хриплый звук.
Челюсть опускается вниз, расстояние между верхними и нижними передними зубами увеличивается.
Поместите кончик языка ближе чем обычно к нижним передним зубам, и незначительно приподнимите переднюю часть языка. Ослабьте напряжение щёк и передней части языка.
Таманэ 玉音
Когда используется таманэ, хриплый, перекатывающийся тон, язык используется определённым образом. Кончик языка должен лечь на нижние зубы, касаясь нёба на расстоянии 1 см от задней части верхних зубов. Выдыхайте вибрируя языком.
Итион гон 一音五音
Хонкёку содержит 70 разновидностей нот в каждой октаве. Перед тем, как начать играть хонкёку (классические пьесы) вы должны знать, что существуют 5 видов различных тональностей у каждой ноты. Так же вы должны знать о взаимосвязи между нотами. В каждой октаве есть 12 полутонов, поэтому в каждой октаве 60 видов нот. Кроме того, вы должны использовать Каэюби (Дайён - заменяемые аппликатуры).
Из-за этих сложностей я не учу хонкёку с начинающими.
Возможно разделить полутона на 10 или 20 шагов, но это не практично. В этой книге я буду делить на 6 шагов.
Это игра изменений угла выдоха и давления воздуха в отличие от игры нормального звука.
играются больше в бемоль в отличае от стандартного тона.
играются резче, чем стандартный тон.
как правило не играются с кадзаси (частичным пальцевым прикрытием)
Это основные отличия от мэри メ и кари カ
Так же мы можем дифференцировать по тональной окраске, а не по высоте тона пяти нот, потому что каждая нота имеет определённую громкость и тоновую окраску.
Положение взаимозависимо с положением , тем самым создавая различные мелодические прогрессии.
I. - ЗАПАДНАЯ равномерно темперированная гамма
II. - ЯПОНСКАЯ пентатоника (5 основных тонов)
III. - ЯПОНСКАЯ сякухати (хонкёку) гамма
Одна нота должна быть совершенной. Одна мелодия находится в одной ноте.
Все звуки, включая шумы, находятся в одной ноте.
Понимание Итион Дзёбуцу включает в себя все идеи.
Вначале сякухати игроки понимают это и называют «Итиондзёбуцу». Они признают это не зная об обертонах или иных теориях. Если каждый звук нашего пространства включен в одну ноту, то почему существует так много видов звуков? Существуют разные виды музыки в разных областях, в разных музыкальных гаммах, в разных нотах с одной и той же аппликатурой, разные шумы со всех концов улицы.
Форма инструмента (в том числе и как материальный предмет) и материал [из которого изготовлен инструмент] — являются инструментальным обоснованием. Точнее говоря это зависит от всего баланса материалов, который коррелирует с пропорциональным равновесием.
Акустические аргументы согласуются с расположенными в определённом порядке с обертонами и периодами микротонов в обертонах. Соотношение психологического и физического равновесия является очень сложной системой. Как только увеличиваются психологическая мотивация (глубокая нежность звука), вибрации в обертонах и периодах также увеличиваются.
一二三調 | Хи Фу Ми но Сирабэ | 龍吟虚空 | Рюгин коку |
九州鈴慕 | Кюсю рэйбо | 大和調子 | Ямато дзёси |
鉢返曲 | Хатигаэси но кёку | 虚鈴 | Кёрэй |
志図曲 | Сидзу но кёку | 虚空 | Коку |
瀧落曲 | Такиотоси но кёку | 霧海箎 | Мукаидзи |
三谷曲 | Санъя но кёку | 下葉 | Сагари ха |
奥州流 | Осю нагаси | 下野虚霊 | Симоцукэ кёрэй |
秋田曲 | Акита но кёку | 目黒獅子 | Мэгуро дзиси |
転菅垣 | Утата сугагаки | 調 | Сирабэ |
門開曲 | Монкай но кёку | 回向 | Эко |
吾妻曲 | Адзума но кёку | 深夜曲 | Синъя но кёку |
雲井曲 | Кумои но кёку | 鹿の遠音 | Сика но тонэ |
巣鶴鈴慕 | Цуру но сугомори | 栄獅子 | Сакаи дзиси |
陸奥鈴慕 | Муцу рэйбо | 筑紫鈴慕 | Тикуси рэйбо |
阿字曲 | Адзи но кёку | 鳳叫虚空 | Хокё но кёку |
曙調 | Акэбоно сирабэ |
.