Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыКога МасаюкиСякухати. Японская бамбуковая флейтаЧАСТЬ 2. ПРОДВИНУТЫЕ ТЕХНИКИ
Содержание

ЧАСТЬ 2. ПРОДВИНУТЫЕ ТЕХНИКИ

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ

А. Высота тона

рицу

Очень важно поддерживать постоянную высоту тона. Когда мы выдуваем одну ноту на одном дыхании то легко получить искривление линии звука. У начинающих игроков в начале и в конце звук может уйти в бемоль, а в центре — в диез. Это неправильно.

Таким образом начало и конец вашей высоты тона может контролироваться углом между подбородком и инструментом (чем вертикальнее вы держите флейту, тем выше и резче будет звук, и наоборот, чем горизонтальнее вы держите флейту, тем звук будет ниже и глуше).

Когда мы начинаем играть пьесу, то контролировать этот процесс сложнее т.к. мы используем динамику.

Высота тона опять может уйти, как на рис. 19.

Тем не менее мы можем контролировать использование угла между подбородком и инструментом. Но в этом случае так же мы используем угол дыхания.

После изучения этого вопроса и практики этой техники вы сможете получить отличную высоту тона.

Элементы высоты тона

  1. Величина приоткрытия губ — большее приоткрытие губ даст более низкую высоту тона, меньшее приоткрытие поднимет высоту тона.
  2. Направление дыхания — когда направление дыхание более горизонтально, то высота тона поднимется, когда направление дыхания более вертикально, высота тона снизится.
  3. Сила дыхания — более сильное дыхание поднимет высоту тона, слабое — снизит.
  4. Расстояние между мундштуком и губами — чем больше расстояние, тем высота тона выше, чем меньше расстояние, тем высота тона ниже.

B. Гамма

онкай 音階

В этом мире не существует идеальной теории, которая могла бы нам всё объяснить. То же самое и с музыкой. Тем не менее, необходимо разобраться с правильным звуком.

Например «Идеальная 5я октава» или «Идеальная 4я октава» «хорошо темперированного» европейского строя — не совершенны. И 3я октава тоже не идеальна.

Более подробно про равномерно темперированный строй можно прочитать здесь - Равномерно темперированный строй

Простая интонация более гармонична, но у неё есть проблемы с модуляцией.

Интонация — высотная организация звуков или степень точности их воспроизведения.

Модуляция - переход из одной тональности в другую

Но музыка — это искусство, а не наука. Кроме того, она имеет тесную связь с религией. В своей истории сякухати содержит много религиозных аспектов.

Додекафоническая система пришла из Китая в Японию в эпоху Нара (794 -1192). Это проиллюстрировано ниже.

В реальном исполнении партитуры состоят из пяти или семи нот, наиболее важными из которых являются системы Ё-сэн (陽 旋) и Ин-сэн (陰 旋), встречающиеся в музыке эпохи Эдо (1603-1867). В этих гаммах вторая нота содержит характерное использование полутонов. Ё-сэн, как правило, используется в народной музыке. Ин-сэн используется в санкёку (三曲) и хонкёку (本曲) музыке сякухати, а так же иногда в народной музыке.

В большинстве классической музыки сякухати используется Ин-сэн.

Более детально этот вопрос рассматривается в ПРИЛОЖЕНИИ В. Микротоны и оригинальные [ноты]

Система центов

Чтобы представить гамму сякухати в виде диаграммы полезно использовать «Элегантные» системы, которые являются основой научного и точного метода измерения музыкальных интервалов.

Более детально этот вопрос рассматривается в ПРИЛОЖЕНИИ А. Система центов.

В сякухати-гамме ключевым тоном является . Следующей основной высотой тона является .

и — это характерные тональности, которые имеют изменяемую высоту тона. и изменяются соответственно на и , как и остальные.

и чистая кварта
и чистая кварта
и мажорная секунда
и минорная секунда
и минорная терция

Разницу между целым мажорным тоном и целым минорным тоном мы можем увидеть на следующей диаграмме:

где mf – это (меццо-форте, итал. mezzo-forte) — умеренно громко, а mp (меццо-пиано, итал. mezzo-piano) — умеренно тихо.

Для справки

  1. Высота тона — расположение музыкального звука (в гамме)
  2. Гамма — музыкальные данные, расположенные в порядке роста высоты тона
  3. Простая модуляция — система модуляции и настройки в которой все интервалы, полученные из натуральной (чистой) квинты и натуральной (чистой) терции
  4. Равномерная темперация — это разделение октавы на 12 равных полутонов

Циклы/секунды. В рамках чистой темперированной гаммы

Циклы/секунды. В рамках равномерной темперированной гаммы

С. Низкий регистр и высокий регистр II

Выдвиньте язык на 3 мм вперед и слегка приподнимите челюсть, и вы получите тон высокого регистра.

D. Ритм

хёси 拍子

Всё в мире подчинено своему собственному ритму.

В году 365 дней. Один час составляют 60 минут. К этому ритму можно добавить еще дни и минуты для всех нас, живущих своей единственной драгоценной жизнью на этой земле.

Ритм сякухати

  • Хонкёку (классические пьесы) - обычно играются медленно.
  • Санкёку (трио сякухати вместе с кото и сямисэн) — начало — медленное, инструментальная часть — быстро, окончание — снова медленно.
  • Санкёку (современные) — возможны варианты.

Что касается ритма, то существуют три этапа

Первое, это неравномерность счёта. Второе, механический отсчёт. Третье, ощущение нутром, которое приходит за механическим подсчётом.

Е. Динамика

кёдзяку 強弱

Это типичные сякухати-фразы. В них можно найти специфическую динамику «САСА БУКИ», типичный способ задать интонацию при игре на сякухати. САСА означает листья бамбука, БУКИ означает выдох. Таким образом, мы обычно представляем динамику в виде листа, как образа.

Сокращение мышц при изменении объёма от громкому к тихому

Выполните одновременно следующие действия:

  1. Немного приподнимите челюсть
  2. Скруглите переднюю часть вашего языка по вертикали
  3. Приоткройте слегка губы
  4. Сожмите горизонтально щёки на 2 см от края губ. Это приведёт к тому, что данная область мышц образует углубление. Кроме того, это заставит внутреннюю сторону обеих губ немного растянуться вдоль зубов. Это позволит принять языку более перпендикулярное положение (рис. 25 )

Конечно же, кончик языка всегда должен касаться верхней части нижних передних зубов.

F. Атари 当り — украшение ноты

Перед началом ноты или фразы иногда мы ставим перед ней украшение. Как правило мы добавляем украшение ниже на один шаг в гамме. Однако иногда используются украшения для ноты выше на одну ступень.

Если атари необходимо, то вы можете использовать один из примеров (см. ниже), но будьте осторожны и не используйте его слишком часто.

G. Вибрато

Юри ュリ

Вибрато у сякухати гораздо тоньше и чувствительнее, чем у других духовых инструментов потому что это тонкое взаимоотношение с телом.

Принцип исполнения Куби-Юри

  1. Воспроизводится один вид вибрато
  2. Для создания тонкого изменения вибрато происходит посредством движения мышц шеи и горла

Обычно мы используем при игре на сякухати Ёко-Юри. Ики-Юри используются редко (*). Юри делает звук более ровным и выдающимся, и это улучшает капилярность.

Возможна комбинация Куби-Юри с Ики-Юри

H. Интонация

Ёкуё 抑揚

В этой фразе мы делаем дополнительные движения в точке (*). После этого фраза становится более мягкой и гладкой с богатыми ощущениями.

Мы можем изменить форму полости очень деликатно, как если бы мы говорили или пели, потому что рот полностью окружён мышцами за исключением твёрдого нёба и нижней челюсти.

Говоря о нюансах звука, в основном мы используем тонкие движения нижней челюсти, языка, миндалин и их комбинации в целом.

Напрягайте губы и мягкое нёбо одновременно в течении одной секунды. Затем ослабьте напряжение этих мышц.

I. Мэри и Кари — небольшое повышение и понижение высоты тона

Действия Мэри

Мэри получается за счёт комбинации следующих элементов. Начинающий исполнитель должен использовать их все.

  1. Частично прикройте отверстия (кадзаси)
  2. Измените направление дыхания – вниз; движение челюсти назад к более нормальному положению
  3. Измените давление воздуха – мягче
  4. Измените расстояние между губами и мундштуком — ближе
  5. Измените угол между мундштуком и подбородком — наклоните подбородок и разместите инструмент чуть более горизонтально.

Таковы основные элементы Мэри. Иногда можно опустить один или два из них для получения специальных эффектов.

Действия Кари

Опять же, новичок должен использовать все элементы.

  1. Измените направление дыхания – вверх; переместите нижнюю челюсть немного вперёд от нормального положения
  2. Измените давление воздуха – увеличьте
  3. Измените расстояние между губами и мундштуком — дальше
  4. Измените угол наклона мундштука – более перпендикулярно к подбородку

J. Применение усовершенствованных методов

Обозначения в пьесах сякухати пишутся сверху-вниз и справа-налево. Тем не менее, для удобства я записал обозначения горизонтально для того, чтобы подробно объяснить и записать подобно западной нотной записи. В качестве примера я выбрал начало пьесы Куроками 黒髮

где

  • a - Атари
  • d - Динамика
  • m - Микротоны
  • p - Портаменто
  • v - Вибрато

ГЛАВА 2. ОСОБЫЕ ЗВУКИ

А. Портаменто

Сури スリ

Портаме́нто (итал. portamento — перенос) — способ исполнения, при котором следующая нота не сразу берётся точно (в звуко-высотном отношении), а используется короткий и плавный подъезд к нужной высоте от предыдущей ноты.

Портаменто не должно использоваться часто. В нужном месте и в нужное время этот приём очень эффективен для создания особого настроения.

В. Ори オリ — небольшое снижение высоты тона и возвращение к исходному

Приближаясь к окончанию продолжительной тональности понизьте тональность на 1/2 или на 1/3 полутона (иногда на целый тон) и быстро вернитесь к основной высоте тона.

Время снижения тона составляет около 1/2 -1/30 с. в зависимости от мелодии и её интерпретации.

Чтобы снизить высоту тона необходимо слегка опустить челюсть и увеличить приоткрытие ваших губ. Это делает полость рта больше, поэтому атмосферное давление на мгновение уменьшается. Давление воздуха способствует уменьшению объёма, а высота тона уходит в бемоль. Эти действия можно делать в сочетании с техникой Мэри. Затем вы можете увеличить объём, сохраняя при этом высоту тона в бемоль.

С. Переход от трели к вибрато

ториру кара юри トリルからュリ

Переход от трели к вибрато должен быть очень мягким. Начните с медленного темпа, постепенно добавляйте интенсивность и качание головой (куби-юри): находясь в согласии с циклической трелью.

D. Двойная трель

нидзю ути 二重打ち

Мы используем нидзю ути в народной музыке довольно часто, особенно в мелодии Оивакэ. В санкёку и хонкёку двойную трель мы используем очень редко.

Е. Микротоны

бибунон 微分音

Одна октава равномерно темперированного строя содержит 12 полутонов. Толутон является самым маленьким интервалом (малой секундой). Тем не менее, каждый полутон можно разбить на несколько микротонов. Мы уже использовали понятие микротона при описании «Сури», которое является своего рода портаменто.

Подробнее смотри Приложение В. «Микротоны и оригинальные партитуры сякухати».

F. Фукикири 吹き切り - специальное окончание тональности или акцент фразы за счет внезапного и сильного выдоха воздуха

Фукикири используется, как правило, в хонкёку. Ближе к концу при сохранении той же высоты тона происходит сильный выдох.

В последний момент быстро опустите челюсть.

Затем верните челюсть в исходное положение в зависимости от следующей ноты или фразы.

G. Изменение тоновой окраски

Нэиро но хэнка 苷色の変ィ匕

С помощью изменения напряжения рта, губ и дыхания вы можете изменить окраску тона. Используйте сочетание напряжения и расслабления подбородка, щёк, шеи и губ.

ЭлементыТоновая окраска
Губы
плотныезвук жёсткий, плотный
расслабленныезвук мягкий
Шёки
плотныезвук стабильный
cвободные, рыхлыезвук ясный, утончённый
Челюсть
в нормальном положениизвук стандартный
опущена вниззвук мягкий
Шея
напряженазвук жесткий
расслабленазвук мягкий
Язык
в нормальном положениизвук стандартный
скрученныйзвук хриплый
Выдох
мэризвук утонченный, плотный
каризвук жесткий, грубый
Вибрато
отсутствуетзвук естественный, спокойный, но сильный
небольшоенеясные ощущения
большоезвук богатый, сильный

Это основные факторы.

Другими важными факторами являются громкость, динамика и темп (включая тайминг на паузы).

Некоторые из основных окрасок тона

ТонФункции тела
ЯзыкНапряжение губПриоткрытие губЩёкиЧелюстьНапряжение в шееРасстояние между зубами
Мягкийопущенрасслабленныебольшоерасслабленныевыдвинута вперёдрасслабленнаябольшое
Стандартныйопущенрасслабленныенормальноерасслабленныевыдвинута вперёдрасслабленнаяоколо 7 мм
Жесткийопущенплотныемаленькоенапряженныевыдвинута вперёднапряженнаямаленькое
Хриплыйприподнятрасслабленныебольшоерасслабленныеопущена внизопущеннаяочень большое

Другие элементы тона — это мэри メ, кари カ, агэ アゲ, сагэ サゲ и т.д.

Используя мягкий тон, высота тона стремится к тенденции быть в бемоль, потому что полость рта увеличивается (см. ЧАСТЬ 1 «Низкий регистр, высокий регистр»).

Таким образом, выдох изменяет направление и идёт вверх.

H. Интенсивное дыхание

Мураики 斑底

Этот метод тоже используется в хонкёку

Приоткройте губы немного больше, используйте сильное давление воздуха, и вы получите интенсивный хриплый звук.

Челюсть опускается вниз, расстояние между верхними и нижними передними зубами увеличивается.

Поместите кончик языка ближе чем обычно к нижним передним зубам, и незначительно приподнимите переднюю часть языка. Ослабьте напряжение щёк и передней части языка.

I. Трепетание звука

Таманэ 玉音

Когда используется таманэ, хриплый, перекатывающийся тон, язык используется определённым образом. Кончик языка должен лечь на нижние зубы, касаясь нёба на расстоянии 1 см от задней части верхних зубов. Выдыхайте вибрируя языком.

J. Аппликатура

K. Название аппликатур

ГЛАВА 3. КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА... ХОНКЁКУ

А. Пять основных нот

Итион гон 一音五音

Хонкёку содержит 70 разновидностей нот в каждой октаве. Перед тем, как начать играть хонкёку (классические пьесы) вы должны знать, что существуют 5 видов различных тональностей у каждой ноты. Так же вы должны знать о взаимосвязи между нотами. В каждой октаве есть 12 полутонов, поэтому в каждой октаве 60 видов нот. Кроме того, вы должны использовать Каэюби (Дайён - заменяемые аппликатуры).

Из-за этих сложностей я не учу хонкёку с начинающими.

Возможно разделить полутона на 10 или 20 шагов, но это не практично. В этой книге я буду делить на 6 шагов.

Это игра изменений угла выдоха и давления воздуха в отличие от игры нормального звука.

играются больше в бемоль в отличае от стандартного тона.

играются резче, чем стандартный тон.

как правило не играются с кадзаси (частичным пальцевым прикрытием)

Это основные отличия от мэри メ и кари

В. Структура фразы

Так же мы можем дифференцировать по тональной окраске, а не по высоте тона пяти нот, потому что каждая нота имеет определённую громкость и тоновую окраску.

С. Мелодическая прогрессия РО-РЭ

Положение взаимозависимо с положением , тем самым создавая различные мелодические прогрессии.

I. - ЗАПАДНАЯ равномерно темперированная гамма
II. - ЯПОНСКАЯ пентатоника (5 основных тонов)
III. - ЯПОНСКАЯ сякухати (хонкёку) гамма

D. Итион Дзёбуцу 一音成仏... Одна нота, Совершенная

Одна нота должна быть совершенной. Одна мелодия находится в одной ноте.

Все звуки, включая шумы, находятся в одной ноте.

Понимание Итион Дзёбуцу включает в себя все идеи.

Вначале сякухати игроки понимают это и называют «Итиондзёбуцу». Они признают это не зная об обертонах или иных теориях. Если каждый звук нашего пространства включен в одну ноту, то почему существует так много видов звуков? Существуют разные виды музыки в разных областях, в разных музыкальных гаммах, в разных нотах с одной и той же аппликатурой, разные шумы со всех концов улицы.

Форма инструмента (в том числе и как материальный предмет) и материал [из которого изготовлен инструмент] — являются инструментальным обоснованием. Точнее говоря это зависит от всего баланса материалов, который коррелирует с пропорциональным равновесием.

Акустические аргументы согласуются с расположенными в определённом порядке с обертонами и периодами микротонов в обертонах. Соотношение психологического и физического равновесия является очень сложной системой. Как только увеличиваются психологическая мотивация (глубокая нежность звука), вибрации в обертонах и периодах также увеличиваются.

Е. Перечень основных хонкёку 本曲

一二三調 Хи Фу Ми но Сирабэ龍吟虚空Рюгин коку
九州鈴慕 Кюсю рэйбо大和調子Ямато дзёси
鉢返曲Хатигаэси но кёку虚鈴Кёрэй
志図曲Сидзу но кёку虚空Коку
瀧落曲Такиотоси но кёку霧海箎Мукаидзи
三谷曲Санъя но кёку下葉Сагари ха
奥州流Осю нагаси下野虚霊Симоцукэ кёрэй
秋田曲Акита но кёку目黒獅子Мэгуро дзиси
転菅垣Утата сугагаки調Сирабэ
門開曲Монкай но кёку回向Эко
吾妻曲Адзума но кёку深夜曲Синъя но кёку
雲井曲Кумои но кёку鹿の遠音Сика но тонэ
巣鶴鈴慕Цуру но сугомори栄獅子Сакаи дзиси
陸奥鈴慕Муцу рэйбо筑紫鈴慕Тикуси рэйбо
阿字曲Адзи но кёку鳳叫虚空Хокё но кёку
曙調Акэбоно сирабэ

.

К содержанию...

books/translation/koga_masayuki/shakuhachi_japanese_bamboo_flute/03_part2.txt · Последние изменения: 2016/02/02 14:44 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыКога МасаюкиСякухати. Японская бамбуковая флейтаЧАСТЬ 2. ПРОДВИНУТЫЕ ТЕХНИКИ