Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыКику ДэйО хотику

Это старая версия документа!


О хотику

Источник: http://communication.ucsd.edu/shaku/Shakumail.2002/0373.html

Дорогие Люди Сякухати!

Я бы тоже хотела добавить «описание» хотику. После того, как я прочитала письмо Тома, я позвонила Окуда-сэнсею, который является источником информации как Кодама, так и моим, так как мы оба изучаем хотику с Окуда в течении многих лет. Окуда-сэнсэй сказал, что в хотику длина не является определяющей. Любая ji-nashi nobekan (сяку из одного куска бамбука) будет хотику.

Но он также сказал, что очень короткие флейты Ватазуми (например 1.4 и т.д.) могут называться doteki («о» произносится долго). Иероглиф «do» пишется так же, как и иероглиф в имени Ватазуми - 童. По-японски он читается «warabe» и переводится, как «ребёнок». «Teki» -笛- означает «флейта» (так же, как и в слове «ryuteki»).

Слово «hocchiku» происходит, согласно Окуда, от «hoki» (священный предмет/инструмент [не музыкальный]). Так как в секте Фуке использовали игру на бамбуковой флейте как часть религиозного обучения, то изменили слово таким образом, что , сохранили «ho» и добавили слово «бамбук». Поэтому получилось «хотику» («hocchiku»). Слово «hoki» применяется для обозначения любого священного объекта, используемого для религиозного обучения, слово «хотику» непосредственно означает, что это бамбуковая флейта секты «Фуке».

Рассказывая это мне, Окуда акцентировал, что основное различие между сякухати и хотику (кётаку и хотику взаимосвязаны) – это философия двух инструментов. Сякухати создавалась как музыкальный инструмент. Она сделана так, что имеет громкий звук и настроена на игру в ансамбле. Это нечто другое, нежели чем «путь» хотику. Исполнитель хотику исследует различные оттенки тона натурального бамбука. Здесь очень сложно ответить на вопрос о том, что же является идеальным neiro (音色 [neiro] тембр, где 音 [ne] звук, тон; 色 [iro] цвет, окраска). Вы должны слышать хотику как игру ЖИЗНИ. Окуда считает, что очень важно, чтобы вы слушали живой звук, так как много neiro исчезает при записи на CD.

Игра на хотику является очень личным и внутренним процессом. Надо признать, что в каждом бамбуке есть особенности и недостатки. Из 12и хотику, которые я сделала с помощью Murai-san [прим.пер. - скорее всего речь идёт о Murai Eigoro ], только 2 могут достигать Дай-кан, даже не 3. На одной из них получилось играть в Дай-кан только после 9и лет игры.

Многие звуки, которые можно играть на сякухати, играются жестко, тем самым заставляя звук проявляться. Если вы сделаете это на хотику, то звук исчезнет. Вы должны играть на хотику с чрезвычайно деликатным дыханием.

Многое из того, что написано выше, как я думаю, будет пересекаться и с игрой на сякухати. Я спросила Окуда, может ли каким-то образом сякухати (хотябы очень отдалённо) стать хотику, если у исполнителя точно такой же подход к игре, как у игрока хотику. Он сказал, что это невозможно, так как изначально сякухати разрабатывался, как музыкальный инструмент, и, следовательно, уже в момент производства дисквалифицирована как хотику из-за этой своей цели.

По своему собственному опыту могу сказать, что игра на хотику и на сякухати требует очень разных дыхательных техник. У меня бывает практика игры на сякухати в обучающей ситуации, когда я должна быть в гармонии с учеником сякухати, и я чувствую, что это совершенно другой инструмент, и я играю на сякухати очень плохо (мой первый урок состоялся около полугода назад) [прим.пер. - этот текст был написан в 2002г.] Таким образом они не только звучат по разному, но на них играть нужно по разному.

Надеюсь, это поможет вам немного разобраться в удивительном мире хотику, который еще совершенно неизведан и находится бок о бок с миром сякухати.

С любовью, Кику

books/translation/kikuday/abouthocchiku.1329438314.txt.gz · Последние изменения: 2016/02/02 14:03 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыКику ДэйО хотику