Источник: http://communication.ucsd.edu/shaku/Shakumail.2002/0373.html
Переводчик: М.Наталья
.
Дорогие Люди сякухати!
Я бы тоже хотела добавить «описание» хотику. После того, как я прочитала письмо Тома, я позвонила Окуда-сэнсею, который является источником информации, как Кодама [прим.пер. - Хирёуки Кодама, так же известный под именем Тику Дза], так и моим, так как мы оба изучаем хотику с Окуда в течении многих лет. Окуда-сэнсэй сказал, что в хотику длина не является определяющей. Любая дзи-наси нобэкан (сяку из одного куска бамбука) будет хотику.
Но он также сказал, что очень короткие флейты Ватадзуми (например 1.4 и т.д.) могут называться дотэки («о» произносится долго). Иероглиф «до» пишется так же, как и иероглиф в имени Ватадзуми - 童. По-японски он читается «варвбэ» и переводится, как «ребёнок». «Тэки» -笛- означает «флейта» (так же, как и в слове «рютэки»).
Слово «хоттику» происходит, согласно Окуда, от «хоки» (священный предмет/инструмент [не музыкальный]). Так как в секте Фукэ использовали игру на бамбуковой флейте как часть религиозного обучения, то слово изменилось таким образом, что сохранилось «хо» и добавилось слово «бамбук». Поэтому получилось «хотику» («хоттику»). Слово «хоки» применяется для обозначения любого священного объекта, используемого для религиозного обучения, слово «хотику» непосредственно означает, что это бамбуковая флейта секты «Фукэ».
Рассказывая это мне, Окуда акцентировал, что основное различие между сякухати и хотику (кётаку и хотику взаимосвязаны) – это философия двух инструментов. сякухати создавалась как музыкальный инструмент. Она сделана так, что имеет громкий звук и настроена на игру в ансамбле. Это нечто другое, нежели чем «путь» хотику. Исполнитель хотику исследует различные оттенки тона натурального бамбука. Здесь очень сложно ответить на вопрос о том, что же является идеальным нэйро (音色, тембр, где 音 [нэ] звук, тон; 色 [иро] цвет, окраска). Вы должны слышать хотику как игру ЖИЗНИ. Окуда считает, что очень важно, чтобы вы слушали живой звук, так как много нэйро исчезает при записи на CD.
Игра на хотику является очень личным и внутренним процессом. Надо признать, что в каждом бамбуке есть особенности и недостатки. Из 12и хотику, которые я сделала с помощью Мураи-сан [прим.пер. - скорее всего речь идёт о Мураи Эйгоро ], только 2 могут достигать Дай-кан, даже не 3. На одной из них получилось играть в Дай-кан только после 9и лет игры.
Многие звуки, которые можно играть на сякухати, играются жестко, тем самым заставляя звук проявляться. Если вы сделаете это на хотику, то звук исчезнет. Вы должны играть на хотику с чрезвычайно деликатным дыханием.
Многое из того, что написано выше, как я думаю, будет пересекаться и с игрой на сякухати. Я спросила Окуда, может ли каким-то образом сякухати (хотя бы очень отдалённо) стать хотику, если у исполнителя точно такой же подход к игре, как у игрока хотику. Он сказал, что это невозможно, так как изначально сякухати разрабатывалась, как музыкальный инструмент, и, следовательно, уже в момент производства дисквалифицирована как хотику из-за этой своей цели.
По своему собственному опыту могу сказать, что игра на хотику и на сякухати требует очень разных дыхательных техник. У меня бывает практика игры на сякухати в обучающей ситуации, когда я должна быть в гармонии с учеником сякухати, и я чувствую, что это совершенно другой инструмент, и я играю на сякухати очень плохо (мой первый урок состоялся около полугода назад) [прим.пер. - этот текст был написан в 2002г.] Таким образом они не только звучат по разному, но на них играть нужно по разному.
Надеюсь, это поможет вам немного разобраться в удивительном мире хотику, который еще совершенно вами не изведан и находится бок о бок с миром сякухати.
С любовью, Кику