Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыВладислав МатушекЗападный подход к разбору хонкёку на примере пьесы Кёрэй

Различия

Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

books:translation:vlastislav_matousek:systematika_hudebni_reci_sakuhaci_fukezen_honkjoku [2012/11/04 14:59]
Rediska [СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПЬЕСЫ КЁРЭЙ]
books:translation:vlastislav_matousek:systematika_hudebni_reci_sakuhaci_fukezen_honkjoku [2016/02/02 14:35] (текущий)
Строка 12: Строка 12:
 «Кёрэй» -  одна из трёх старинных пьес. В хорошем исполнении – очаровывает и завораживает. Не знаю, как в англоязычной литературе, но на чешском языке есть большая статья, в которой, я бы сказала, с математической точностью разбирается эта волшебная пьеса. Так как эта статья во многом пересекается со статьёй Владислава Матушека «Суй-Дзен» (http://shakuhachi.ru/forum/showthread.php?t=883 ), то я решила подробно остановиться только на той части, в которой описывается специфика музыкального языка //хонкёку//, а также разбор самой пьесы. Но достаточно предисловий. И так. «Кёрэй» -  одна из трёх старинных пьес. В хорошем исполнении – очаровывает и завораживает. Не знаю, как в англоязычной литературе, но на чешском языке есть большая статья, в которой, я бы сказала, с математической точностью разбирается эта волшебная пьеса. Так как эта статья во многом пересекается со статьёй Владислава Матушека «Суй-Дзен» (http://shakuhachi.ru/forum/showthread.php?t=883 ), то я решила подробно остановиться только на той части, в которой описывается специфика музыкального языка //хонкёку//, а также разбор самой пьесы. Но достаточно предисловий. И так.
  
-===== СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА ХОНКЁКУ =====+====== СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА ХОНКЁКУ ======
  
 Матушек пишет, что «каждая пьеса //хонкёку// состоит, как правило, из нескольких частей (количество может доходить до 5и) и длится по времени примерно от 3х до 17и минут. Как правило, пьеса состоит из нескольких «тем», которые состоят из нескольких структурированных цепочек фраз. Одна фраза играется на одном дыхании(!), маленькие музыкальные фразы или их части (половинки фразы) состоят из стандартизированных тембро-мелодических элементов и формул. Эти точно формализованные звуковые мелодические элементы собственно и являются «кирпичиками» в построении //хонкёку//». Матушек пишет, что «каждая пьеса //хонкёку// состоит, как правило, из нескольких частей (количество может доходить до 5и) и длится по времени примерно от 3х до 17и минут. Как правило, пьеса состоит из нескольких «тем», которые состоят из нескольких структурированных цепочек фраз. Одна фраза играется на одном дыхании(!), маленькие музыкальные фразы или их части (половинки фразы) состоят из стандартизированных тембро-мелодических элементов и формул. Эти точно формализованные звуковые мелодические элементы собственно и являются «кирпичиками» в построении //хонкёку//».
  
-==== ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ ХОНКЁКУ ====+===== ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ ХОНКЁКУ =====
  
 Матушек выводит целую стройную иерархическую систему, состоящую из 4х уровней. Матушек выводит целую стройную иерархическую систему, состоящую из 4х уровней.
  
-=== ЭЛЕМЕНТЫ И ФОРМУЛЫ или ПЕРВЫЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ===+==== ЭЛЕМЕНТЫ И ФОРМУЛЫ или ПЕРВЫЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ====
  
 Первый иерархический уровень состоит из простых элементов и формул. Первый иерархический уровень состоит из простых элементов и формул.
  
-== Элементы ==+=== Элементы ===
  
 Это основные и дополнительные тоны РО (d1), ЦУ (f1), РЭ (g1), ТИ (a1), РИ (c2), У (as), И (d2), А (c2), сан-но-У (b2), нисиго-но-ХА (c2) и так далее, что эквивалентно элементам звуковой речи. Сами элементы могут быть применены для построения фраз, хотя и редко (например, фразы в //Кёрэй//). Это основные и дополнительные тоны РО (d1), ЦУ (f1), РЭ (g1), ТИ (a1), РИ (c2), У (as), И (d2), А (c2), сан-но-У (b2), нисиго-но-ХА (c2) и так далее, что эквивалентно элементам звуковой речи. Сами элементы могут быть применены для построения фраз, хотя и редко (например, фразы в //Кёрэй//).
  
-== Формула ==+=== Формула ===
  
 Всегда состоит из двух составляющих: Всегда состоит из двух составляющих:
Строка 42: Строка 42:
   * **Формула ритма** – определённый ритмический рисунок (встречается редко), например КО-РО-КО-РО и прочее.   * **Формула ритма** – определённый ритмический рисунок (встречается редко), например КО-РО-КО-РО и прочее.
  
-==== СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ НА ВТОРОМ ИЕРАРХИЧЕСКОМ УРОВНЕ ====+==== ФРАЗА или ВТОРОЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ====
  
-=== Фраза ===+**Фраза/сегмент** (элемент второго уровня) – это секция, которая играется в соответствии с принципами //суйдзэн// (одна фраза – один выдох) на одном выдохе и состоящая из простых элементов и формул. Каждая фраза может содержать от одного до нескольких элементов и формул. Например в //«Коку»// есть фраза, состоящая из 19 (!) элементов, в то время, как в «Кёрэй» чистый тон ЦУ – фраза архетипа «Кёрэй» – это длинный прямой f1 тон.
  
-Элемент второго уровня +<note>**Архети́п** (от др.-греч. ἀρχή — архэ, начало, принцип и τύπος — тип, отпечаток, форма, образец) — первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип.</note>
- +
-**Фраза (сегмент)** – секция, которая играется в соответствии с принципами //суйдзэн// (одна фраза – один выдох) на одном выдохе и состоящая из простых элементов и формул. Каждая фраза может содержать от одного до нескольких элементов и формул. Например в //«Коку»// есть фраза, состоящая из 19 (!) элементов, в то время, как в «Кёрэй» чистый тон ЦУ – фраза архетипа «Кёрэй» – это длинный прямой f1 тон. +
- +
-<note>Архети́п (от др.-греч. ἀρχή — архэ, начало, принцип и τύπος — тип, отпечаток, форма, образец) — первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип.</note>+
  
 Если фраза не является абсолютным эквивалентом краткого музыкального предложения, то это только частичный компонент («полу-фраза») высшего компонента в объёме краткой музыкальной фразы. Если фраза не является абсолютным эквивалентом краткого музыкального предложения, то это только частичный компонент («полу-фраза») высшего компонента в объёме краткой музыкальной фразы.
  
-==== СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ИЕРАРХИЧЕСКОГО УРОВНЯ ====+==== ТЕМА или ТРЕТИЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ====
  
 Третий иерархический уровень состоит из 2 элементов: темы и характеристики темы. Третий иерархический уровень состоит из 2 элементов: темы и характеристики темы.
Строка 60: Строка 56:
 === Тема === === Тема ===
  
-Обычно это строка из нескольких фраз, по крайней мере, из двух. Например, главная тема пьесы «Taki Ochi» («Падающий водопад» - Falling Waterfall) состоит из 6 фраз.+Обычно это строка из нескольких фраз, по крайней мере, из двух. Например, главная тема пьесы «Такэ Оти» («Падающий водопад») состоит из 6 фраз.
  
 === Характеристика темы === === Характеристика темы ===
Строка 72: Строка 68:
 Забегая немножко вперёд, хочу добавить, что темы бывают основными и дополнительными. Забегая немножко вперёд, хочу добавить, что темы бывают основными и дополнительными.
  
-==== СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ЧЕТВЁРТОГО ИЕРАРХИЧЕСКОГО УРОВНЯ ====+==== КОМПОЗИЦИЯ или ЧЕТВЁРТЫЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ====
  
-В четвёртом уровне главными элементами являются композиция и части+В четвёртом уровне главными элементами являются композиция и структура композиции
  
 === Композиция === === Композиция ===
Строка 80: Строка 76:
 Формируется из «тем» третьего иерархического уровня, зачастую очень сложно взаимосвязанных друг с другом, например, применяются такие известные музыкальные композиционные приёмы,  как повторы, вариации и прочее. Формируется из «тем» третьего иерархического уровня, зачастую очень сложно взаимосвязанных друг с другом, например, применяются такие известные музыкальные композиционные приёмы,  как повторы, вариации и прочее.
  
-=== Части ===+==== ЧАСТИ или ПЯТЫЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ====
  
 Пьеса может быть разбита на несколько частей, которые связаны между собой. Например, //«Коку»// состоит из 5 частей, //«Кёрэй»// из 2х и так далее. Пьеса может быть разбита на несколько частей, которые связаны между собой. Например, //«Коку»// состоит из 5 частей, //«Кёрэй»// из 2х и так далее.
Строка 139: Строка 135:
 {{ :books:translation:vlastislav_matousek:priloha4.jpg |}} {{ :books:translation:vlastislav_matousek:priloha4.jpg |}}
  
-=== 4. Части пьесы (Уровень 4) ===+==== 4. Части пьесы (Иерархический уровень 4) ====
  
 Данная пьеса состоит из двух частей, которые на схеме обозначены, как **AA'** Данная пьеса состоит из двух частей, которые на схеме обозначены, как **AA'**
  
-=== 5. Формальная схема Кёрэй (Иерархический уровень 5) ===+==== 5. Формальная схема Кёрэй (Иерархический уровень 5) ====
  
 Пьеса «Кёрэй» является одной из составляющих в группе «Трёх классических пьес» //Санкёрэй// Пьеса «Кёрэй» является одной из составляющих в группе «Трёх классических пьес» //Санкёрэй//
  
-== A ==+=== A ===
  
 |a1|a2|a3|b1|a2|b1| |a1|a2|a3|b1|a2|b1|
Строка 156: Строка 152:
  
  
-== A´ ==+=== A´ ===
  
 |a3|b2|a2´|a3´|c2|a2´| |a3|b2|a2´|a3´|c2|a2´|
books/translation/vlastislav_matousek/systematika_hudebni_reci_sakuhaci_fukezen_honkjoku.1352026774.txt.gz · Последние изменения: 2016/02/02 14:05 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыВладислав МатушекЗападный подход к разбору хонкёку на примере пьесы Кёрэй