Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыВладислав МатушекЗападный подход к разбору хонкёку на примере пьесы Кёрэй

Западный подход к разбору хонкёку на примере пьесы Кёрэй

За основу взята статься Владислава Матушека «Systematika hudební řeči šakuhači fukezen honkjoku» («Систематика музыкального языка сякухати фукедзэн хонкёку»)

Источник: http://www.shakuhachi.cz/rec.html

Перевод и переработка: М. Наталья (Rediska)

От переводчика

«Кёрэй» - одна из трёх старинных пьес. В хорошем исполнении – очаровывает и завораживает. Не знаю, как в англоязычной литературе, но на чешском языке есть большая статья, в которой, я бы сказала, с математической точностью разбирается эта волшебная пьеса. Так как эта статья во многом пересекается со статьёй Владислава Матушека «Суй-Дзен» (http://shakuhachi.ru/forum/showthread.php?t=883 ), то я решила подробно остановиться только на той части, в которой описывается специфика музыкального языка хонкёку, а также разбор самой пьесы. Но достаточно предисловий. И так.

СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА ХОНКЁКУ

Матушек пишет, что «каждая пьеса хонкёку состоит, как правило, из нескольких частей (количество может доходить до 5и) и длится по времени примерно от 3х до 17и минут. Как правило, пьеса состоит из нескольких «тем», которые состоят из нескольких структурированных цепочек фраз. Одна фраза играется на одном дыхании(!), маленькие музыкальные фразы или их части (половинки фразы) состоят из стандартизированных тембро-мелодических элементов и формул. Эти точно формализованные звуковые мелодические элементы собственно и являются «кирпичиками» в построении хонкёку».

ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ ХОНКЁКУ

Матушек выводит целую стройную иерархическую систему, состоящую из 4х уровней.

ЭЛЕМЕНТЫ И ФОРМУЛЫ или ПЕРВЫЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Первый иерархический уровень состоит из простых элементов и формул.

Элементы

Это основные и дополнительные тоны РО (d1), ЦУ (f1), РЭ (g1), ТИ (a1), РИ (c2), У (as), И (d2), А (c2), сан-но-У (b2), нисиго-но-ХА (c2) и так далее, что эквивалентно элементам звуковой речи. Сами элементы могут быть применены для построения фраз, хотя и редко (например, фразы в Кёрэй).

Формула

Всегда состоит из двух составляющих:

  • интонация – это конкретная высота тона, которая может меняться с течением времени и с помощью различных приёмов: различных видов сгибания (фури, мэрикоми и так далее) – является эквивалентом гласных в речи (и-э-а-о-у).
  • звук – различные «шумы», такие как ики атари, дыхательные акценты, растягивания, сползание пальцев с отверстий – эквиваленты согласных.

Интонация и звук в совокупности образуют характерные сложные строительные блоки:

  • Архитип – или простейший элемент, служащий в той или иной форме основой формулы
  • Простая формула – состоит из 2 или 3 звуковых элементов, таких как ХА-РО, ЦУ-РЭ, ЦУ-ЦУ-РЭ, ХА-И, ТИ-У, ХИ-У, и так далее, эквивалентна слогам в речи.
  • Структурная или структурированная формула – состоит из нескольких элементов, причем звуковые элементы здесь специально организованы, например РЭ-он – постепенное ускорение чередования двух тонов ХО-РО-РО, ХА-РА-РО. Ну а такая формула, как дай-мэри-РО-РО-фури-РО-фури – по мнению Матушека аналогична формуле «Аминь» григорианского хорала. И так далее и тому подобное.
  • Формула ритма – определённый ритмический рисунок (встречается редко), например КО-РО-КО-РО и прочее.

ФРАЗА или ВТОРОЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Фраза/сегмент (элемент второго уровня) – это секция, которая играется в соответствии с принципами суйдзэн (одна фраза – один выдох) на одном выдохе и состоящая из простых элементов и формул. Каждая фраза может содержать от одного до нескольких элементов и формул. Например в «Коку» есть фраза, состоящая из 19 (!) элементов, в то время, как в «Кёрэй» чистый тон ЦУ – фраза архетипа «Кёрэй» – это длинный прямой f1 тон.

Архети́п (от др.-греч. ἀρχή — архэ, начало, принцип и τύπος — тип, отпечаток, форма, образец) — первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип.

Если фраза не является абсолютным эквивалентом краткого музыкального предложения, то это только частичный компонент («полу-фраза») высшего компонента в объёме краткой музыкальной фразы.

ТЕМА или ТРЕТИЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Третий иерархический уровень состоит из 2 элементов: темы и характеристики темы.

Тема

Обычно это строка из нескольких фраз, по крайней мере, из двух. Например, главная тема пьесы «Такэ Оти» («Падающий водопад») состоит из 6 фраз.

Характеристика темы

Типичные [фразы] для конкретной пьесы, как правило, использующиеся несколько раз (например, знаменитая «тема Коку» - фразы, состоящие из 3х ЦУ-РУ и так далее ) – эквивалентно тройному или малому рондо.

Рондо (от фр. rondeau — «круг», «движение по кругу») — музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) проведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами.

Рефрен (от стар.-фр. refrain (от refraindre) — «повторять») — в музыке, главная тема, определённый музыкальный материал, неоднократно возвращающийся на протяжении произведения.

Забегая немножко вперёд, хочу добавить, что темы бывают основными и дополнительными.

КОМПОЗИЦИЯ или ЧЕТВЁРТЫЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

В четвёртом уровне главными элементами являются композиция и структура композиции

Композиция

Формируется из «тем» третьего иерархического уровня, зачастую очень сложно взаимосвязанных друг с другом, например, применяются такие известные музыкальные композиционные приёмы, как повторы, вариации и прочее.

ЧАСТИ или ПЯТЫЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Пьеса может быть разбита на несколько частей, которые связаны между собой. Например, «Коку» состоит из 5 частей, «Кёрэй» из 2х и так далее.

То есть, по сути дела, получается такая некая «матрёшка». А теперь посмотрим, как эта система будет применяться при разборе конкретной пьесы.

Кёрэй – ПУСТОЙ КОЛОКОЛ

Владислав Матушек разбирает «Кёрэй» в записи Дзин Нёдо. Послушать её можно здесь - http://www.shakuhachi.org/GekkoReiboStuff/Kyorei.mp3 (в исполнении Мэри Лу). Партитура пьесы взята с сайта В.Матушека

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПЬЕСЫ КЁРЭЙ

1. Элементы и формулы, используемые в Кёрэй (иерархический уровень 1)

  • ЦУ(1), ЦУ-РЭ(2), У(3)мэри-коми
  • У-РИ(4), РИ-И(5)
  • ЦУ-РО(6), дай-мэри-РО(7)

2. Фразы

Всегда играются на одном полном выдохе. Например фраза РИ-И — И — И — РИ — РИ — И -/

3. Темы в Кёрэй

Или алгоритм построения пьесы

Главная тема

  • a: 1/2/3/4(2+)/

Изменения/вариации главной темы a:

  • a1: 1/2/3/4/
  • a2: 1/23/4/
  • a3: 123/4/
  • a1`: 1/2/3/2+/
  • a2´: 1/23/2+/
  • a3`: 123/2+/

Математический алгоритм главной темы

Первая часть пьесы
a1a2a3a2a1`a2`a3`a2a1
1/2/3/1/23/123/1/23/1/2/3/1/23/123/1/23/1/2/3/
Вторая часть пьесы
a2a3a2a3a2
1/23/123/1/23/123/1/23/

b –тема № 2: 4+/5/
c – тема №3: 6/6/6/7/7-/

Схема пьесы «Кёрэй», сведённая в таблицу

В ниже приведенной таблице, тоже взятой с сайта В.Матушека разбираемая пьеса расписана полностью по схеме, описанной выше. В принципе, разобраться там очень легко. Схема читается как обычно – слева на право и сверху вниз. Как это будет видно дальше, подчеркнутые сочетания цифр играются в КАН (или в верхнем регистре), соответственно не подчёркнутые – в ОЦУ (в нижнем регистре).

4. Части пьесы (Иерархический уровень 4)

Данная пьеса состоит из двух частей, которые на схеме обозначены, как AA'

5. Формальная схема Кёрэй (Иерархический уровень 5)

Пьеса «Кёрэй» является одной из составляющих в группе «Трёх классических пьес» Санкёрэй

A

a1a2a3b1a2b1
оцу 1/2/3/4/1/23/4/123/4/4+/5-/1/23/4/4+/5/
a1´a2´a3´c1a2
1/2/3/2+/1/23/2+/123/2+/6/6/6/7/7-/1/23/4´/

a3b2a2´a3´c2a2´
123/4´/4+´/5´/кан 1/23´/2+/123´/2+/6/6/6/7/7-/оцу 1/23/4`/

Ну и в заключении

В общем, мне понравился такой подход к разбору пьесы. Очень приятно, когда что-то разрозненное начинает укладываться в стройную и красивую систему, а пьеса из отдельных элементов превращается в единое оформившееся целое.

books/translation/vlastislav_matousek/systematika_hudebni_reci_sakuhaci_fukezen_honkjoku.txt · Последние изменения: 2016/02/02 14:35 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыВладислав МатушекЗападный подход к разбору хонкёку на примере пьесы Кёрэй