Источник: http://www.shakuhachi.cz/rec.html
Перевод и переработка: М. Наталья (Rediska)
«Кёрэй» - одна из трёх старинных пьес. В хорошем исполнении – очаровывает и завораживает. Не знаю, как в англоязычной литературе, но на чешском языке есть большая статья, в которой, я бы сказала, с математической точностью разбирается эта волшебная пьеса. Так как эта статья во многом пересекается со статьёй Владислава Матушека «Суй-Дзен» (http://shakuhachi.ru/forum/showthread.php?t=883 ), то я решила подробно остановиться только на той части, в которой описывается специфика музыкального языка хонкёку, а также разбор самой пьесы. Но достаточно предисловий. И так.
Матушек пишет, что «каждая пьеса хонкёку состоит, как правило, из нескольких частей (количество может доходить до 5и) и длится по времени примерно от 3х до 17и минут. Как правило, пьеса состоит из нескольких «тем», которые состоят из нескольких структурированных цепочек фраз. Одна фраза играется на одном дыхании(!), маленькие музыкальные фразы или их части (половинки фразы) состоят из стандартизированных тембро-мелодических элементов и формул. Эти точно формализованные звуковые мелодические элементы собственно и являются «кирпичиками» в построении хонкёку».
Матушек выводит целую стройную иерархическую систему, состоящую из 4х уровней.
Первый иерархический уровень состоит из простых элементов и формул.
Это основные и дополнительные тоны РО (d1), ЦУ (f1), РЭ (g1), ТИ (a1), РИ (c2), У (as), И (d2), А (c2), сан-но-У (b2), нисиго-но-ХА (c2) и так далее, что эквивалентно элементам звуковой речи. Сами элементы могут быть применены для построения фраз, хотя и редко (например, фразы в Кёрэй).
Всегда состоит из двух составляющих:
Интонация и звук в совокупности образуют характерные сложные строительные блоки:
Фраза/сегмент (элемент второго уровня) – это секция, которая играется в соответствии с принципами суйдзэн (одна фраза – один выдох) на одном выдохе и состоящая из простых элементов и формул. Каждая фраза может содержать от одного до нескольких элементов и формул. Например в «Коку» есть фраза, состоящая из 19 (!) элементов, в то время, как в «Кёрэй» чистый тон ЦУ – фраза архетипа «Кёрэй» – это длинный прямой f1 тон.
Если фраза не является абсолютным эквивалентом краткого музыкального предложения, то это только частичный компонент («полу-фраза») высшего компонента в объёме краткой музыкальной фразы.
Третий иерархический уровень состоит из 2 элементов: темы и характеристики темы.
Обычно это строка из нескольких фраз, по крайней мере, из двух. Например, главная тема пьесы «Такэ Оти» («Падающий водопад») состоит из 6 фраз.
Типичные [фразы] для конкретной пьесы, как правило, использующиеся несколько раз (например, знаменитая «тема Коку» - фразы, состоящие из 3х ЦУ-РУ и так далее ) – эквивалентно тройному или малому рондо.
Забегая немножко вперёд, хочу добавить, что темы бывают основными и дополнительными.
В четвёртом уровне главными элементами являются композиция и структура композиции
Формируется из «тем» третьего иерархического уровня, зачастую очень сложно взаимосвязанных друг с другом, например, применяются такие известные музыкальные композиционные приёмы, как повторы, вариации и прочее.
Пьеса может быть разбита на несколько частей, которые связаны между собой. Например, «Коку» состоит из 5 частей, «Кёрэй» из 2х и так далее.
То есть, по сути дела, получается такая некая «матрёшка». А теперь посмотрим, как эта система будет применяться при разборе конкретной пьесы.
Владислав Матушек разбирает «Кёрэй» в записи Дзин Нёдо. Послушать её можно здесь - http://www.shakuhachi.org/GekkoReiboStuff/Kyorei.mp3 (в исполнении Мэри Лу). Партитура пьесы взята с сайта В.Матушека
Всегда играются на одном полном выдохе. Например фраза РИ-И — И — И — РИ — РИ — И -/
Или алгоритм построения пьесы
a1 | a2 | a3 | … | a2 | … | a1` | a2` | a3` | … | a2 | a1 |
1/2/3/ | 1/23/ | 123/ | … | 1/23/ | … | 1/2/3/ | 1/23/ | 123/ | … | 1/23/ | 1/2/3/ |
a2 | a3 | … | a2 | a3 | … | a2 | … |
1/23/ | 123/ | … | 1/23/ | 123/ | … | 1/23/ | … |
b –тема № 2: 4+/5/
c – тема №3: 6/6/6/7/7-/
В ниже приведенной таблице, тоже взятой с сайта В.Матушека разбираемая пьеса расписана полностью по схеме, описанной выше. В принципе, разобраться там очень легко. Схема читается как обычно – слева на право и сверху вниз. Как это будет видно дальше, подчеркнутые сочетания цифр играются в КАН (или в верхнем регистре), соответственно не подчёркнутые – в ОЦУ (в нижнем регистре).
Данная пьеса состоит из двух частей, которые на схеме обозначены, как AA'
Пьеса «Кёрэй» является одной из составляющих в группе «Трёх классических пьес» Санкёрэй
a1 | a2 | a3 | b1 | a2 | b1 |
оцу 1/2/3/4/ | 1/23/4/ | 123/4/ | 4+/5-/ | 1/23/4/ | 4+/5/ |
a1´ | a2´ | a3´ | c1 | a2 |
1/2/3/2+/ | 1/23/2+/ | 123/2+/ | 6/6/6/7/7-/ | 1/23/4´/ |
a3 | b2 | a2´ | a3´ | c2 | a2´ |
123/4´/ | 4+´/5´/ | кан 1/23´/2+/ | 123´/2+/ | 6/6/6/7/7-/ | оцу 1/23/4`/ |
В общем, мне понравился такой подход к разбору пьесы. Очень приятно, когда что-то разрозненное начинает укладываться в стройную и красивую систему, а пьеса из отдельных элементов превращается в единое оформившееся целое.