Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыВладислав МатушекЗападный подход к разбору хонкёку на примере пьесы Кёрэй

Различия

Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

books:translation:vlastislav_matousek:systematika_hudebni_reci_sakuhaci_fukezen_honkjoku [2012/11/04 13:47]
Rediska [Части]
books:translation:vlastislav_matousek:systematika_hudebni_reci_sakuhaci_fukezen_honkjoku [2016/02/02 14:35] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
-====== Западный подход к разбору //хонкёку// на примере пьесы Кёрэй ======+====== Западный подход к разбору хонкёку на примере пьесы Кёрэй ======
  
 <note>За основу взята статься Владислава Матушека **«Systematika hudební řeči šakuhači fukezen honkjoku» («Систематика музыкального языка сякухати фукедзэн //хонкёку//»)** <note>За основу взята статься Владислава Матушека **«Systematika hudební řeči šakuhači fukezen honkjoku» («Систематика музыкального языка сякухати фукедзэн //хонкёку//»)**
Строка 12: Строка 12:
 «Кёрэй» -  одна из трёх старинных пьес. В хорошем исполнении – очаровывает и завораживает. Не знаю, как в англоязычной литературе, но на чешском языке есть большая статья, в которой, я бы сказала, с математической точностью разбирается эта волшебная пьеса. Так как эта статья во многом пересекается со статьёй Владислава Матушека «Суй-Дзен» (http://shakuhachi.ru/forum/showthread.php?t=883 ), то я решила подробно остановиться только на той части, в которой описывается специфика музыкального языка //хонкёку//, а также разбор самой пьесы. Но достаточно предисловий. И так. «Кёрэй» -  одна из трёх старинных пьес. В хорошем исполнении – очаровывает и завораживает. Не знаю, как в англоязычной литературе, но на чешском языке есть большая статья, в которой, я бы сказала, с математической точностью разбирается эта волшебная пьеса. Так как эта статья во многом пересекается со статьёй Владислава Матушека «Суй-Дзен» (http://shakuhachi.ru/forum/showthread.php?t=883 ), то я решила подробно остановиться только на той части, в которой описывается специфика музыкального языка //хонкёку//, а также разбор самой пьесы. Но достаточно предисловий. И так.
  
-===== СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА ХОНКЁКУ =====+====== СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА ХОНКЁКУ ======
  
 Матушек пишет, что «каждая пьеса //хонкёку// состоит, как правило, из нескольких частей (количество может доходить до 5и) и длится по времени примерно от 3х до 17и минут. Как правило, пьеса состоит из нескольких «тем», которые состоят из нескольких структурированных цепочек фраз. Одна фраза играется на одном дыхании(!), маленькие музыкальные фразы или их части (половинки фразы) состоят из стандартизированных тембро-мелодических элементов и формул. Эти точно формализованные звуковые мелодические элементы собственно и являются «кирпичиками» в построении //хонкёку//». Матушек пишет, что «каждая пьеса //хонкёку// состоит, как правило, из нескольких частей (количество может доходить до 5и) и длится по времени примерно от 3х до 17и минут. Как правило, пьеса состоит из нескольких «тем», которые состоят из нескольких структурированных цепочек фраз. Одна фраза играется на одном дыхании(!), маленькие музыкальные фразы или их части (половинки фразы) состоят из стандартизированных тембро-мелодических элементов и формул. Эти точно формализованные звуковые мелодические элементы собственно и являются «кирпичиками» в построении //хонкёку//».
  
-==== ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ ХОНКЁКУ ====+===== ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ ХОНКЁКУ =====
  
 Матушек выводит целую стройную иерархическую систему, состоящую из 4х уровней. Матушек выводит целую стройную иерархическую систему, состоящую из 4х уровней.
  
-=== ЭЛЕМЕНТЫ И ФОРМУЛЫ или ПЕРВЫЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ===+==== ЭЛЕМЕНТЫ И ФОРМУЛЫ или ПЕРВЫЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ====
  
 Первый иерархический уровень состоит из простых элементов и формул. Первый иерархический уровень состоит из простых элементов и формул.
  
-== Элементы ==+=== Элементы ===
  
 Это основные и дополнительные тоны РО (d1), ЦУ (f1), РЭ (g1), ТИ (a1), РИ (c2), У (as), И (d2), А (c2), сан-но-У (b2), нисиго-но-ХА (c2) и так далее, что эквивалентно элементам звуковой речи. Сами элементы могут быть применены для построения фраз, хотя и редко (например, фразы в //Кёрэй//). Это основные и дополнительные тоны РО (d1), ЦУ (f1), РЭ (g1), ТИ (a1), РИ (c2), У (as), И (d2), А (c2), сан-но-У (b2), нисиго-но-ХА (c2) и так далее, что эквивалентно элементам звуковой речи. Сами элементы могут быть применены для построения фраз, хотя и редко (например, фразы в //Кёрэй//).
Строка 42: Строка 42:
   * **Формула ритма** – определённый ритмический рисунок (встречается редко), например КО-РО-КО-РО и прочее.   * **Формула ритма** – определённый ритмический рисунок (встречается редко), например КО-РО-КО-РО и прочее.
  
-==== СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ НА ВТОРОМ ИЕРАРХИЧЕСКОМ УРОВНЕ ====+==== ФРАЗА или ВТОРОЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ====
  
-=== Фраза ===+**Фраза/сегмент** (элемент второго уровня) – это секция, которая играется в соответствии с принципами //суйдзэн// (одна фраза – один выдох) на одном выдохе и состоящая из простых элементов и формул. Каждая фраза может содержать от одного до нескольких элементов и формул. Например в //«Коку»// есть фраза, состоящая из 19 (!) элементов, в то время, как в «Кёрэй» чистый тон ЦУ – фраза архетипа «Кёрэй» – это длинный прямой f1 тон.
  
-Элемент второго уровня +<note>**Архети́п** (от др.-греч. ἀρχή — архэ, начало, принцип и τύπος — тип, отпечаток, форма, образец) — первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип.</note>
- +
-**Фраза (сегмент)** – секция, которая играется в соответствии с принципами //суйдзэн// (одна фраза – один выдох) на одном выдохе и состоящая из простых элементов и формул. Каждая фраза может содержать от одного до нескольких элементов и формул. Например в //«Коку»// есть фраза, состоящая из 19 (!) элементов, в то время, как в «Кёрэй» чистый тон ЦУ – фраза архетипа «Кёрэй» – это длинный прямой f1 тон. +
- +
-<note>Архети́п (от др.-греч. ἀρχή — архэ, начало, принцип и τύπος — тип, отпечаток, форма, образец) — первоначальная модель, впервые сформированный исконный тип.</note>+
  
 Если фраза не является абсолютным эквивалентом краткого музыкального предложения, то это только частичный компонент («полу-фраза») высшего компонента в объёме краткой музыкальной фразы. Если фраза не является абсолютным эквивалентом краткого музыкального предложения, то это только частичный компонент («полу-фраза») высшего компонента в объёме краткой музыкальной фразы.
  
-==== СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ИЕРАРХИЧЕСКОГО УРОВНЯ ====+==== ТЕМА или ТРЕТИЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ====
  
 Третий иерархический уровень состоит из 2 элементов: темы и характеристики темы. Третий иерархический уровень состоит из 2 элементов: темы и характеристики темы.
Строка 60: Строка 56:
 === Тема === === Тема ===
  
-Обычно это строка из нескольких фраз, по крайней мере, из двух. Например, главная тема пьесы «Taki Ochi» («Падающий водопад» - Falling Waterfall) состоит из 6 фраз.+Обычно это строка из нескольких фраз, по крайней мере, из двух. Например, главная тема пьесы «Такэ Оти» («Падающий водопад») состоит из 6 фраз.
  
 === Характеристика темы === === Характеристика темы ===
Строка 72: Строка 68:
 Забегая немножко вперёд, хочу добавить, что темы бывают основными и дополнительными. Забегая немножко вперёд, хочу добавить, что темы бывают основными и дополнительными.
  
-==== СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ ЧЕТВЁРТОГО ИЕРАРХИЧЕСКОГО УРОВНЯ ====+==== КОМПОЗИЦИЯ или ЧЕТВЁРТЫЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ====
  
-В четвёртом уровне главными элементами являются композиция и части+В четвёртом уровне главными элементами являются композиция и структура композиции
  
 === Композиция === === Композиция ===
Строка 80: Строка 76:
 Формируется из «тем» третьего иерархического уровня, зачастую очень сложно взаимосвязанных друг с другом, например, применяются такие известные музыкальные композиционные приёмы,  как повторы, вариации и прочее. Формируется из «тем» третьего иерархического уровня, зачастую очень сложно взаимосвязанных друг с другом, например, применяются такие известные музыкальные композиционные приёмы,  как повторы, вариации и прочее.
  
-=== Части ===+==== ЧАСТИ или ПЯТЫЙ ИЕРАРХИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ ====
  
 Пьеса может быть разбита на несколько частей, которые связаны между собой. Например, //«Коку»// состоит из 5 частей, //«Кёрэй»// из 2х и так далее. Пьеса может быть разбита на несколько частей, которые связаны между собой. Например, //«Коку»// состоит из 5 частей, //«Кёрэй»// из 2х и так далее.
Строка 88: Строка 84:
 ====== Кёрэй – ПУСТОЙ КОЛОКОЛ ====== ====== Кёрэй – ПУСТОЙ КОЛОКОЛ ======
  
-Владислав Матушек разбирает //«Кёрэй»// в записи //Дзин Нёдо//. Послушать её можно здесь - http://www.shakuhachi.cz/dilo/en/cd_...#track_listing. Для прослушивания в реальном времени нужен Apple's Quicktime 4. Скачать бесплатно можно тут - http://www.apple.com/quicktime/download/ . Файл весит 32 Мб. Сама пьеса – вот она. Выделена зелёнымВзята с сайта В.Матушека+Владислав Матушек разбирает //«Кёрэй»// в записи //Дзин Нёдо//. Послушать её можно здесь - http://www.shakuhachi.org/GekkoReiboStuff/Kyorei.mp3 (в исполнении Мэри Лу)Партитура пьесы взята с сайта В.Матушека
  
 {{ :books:translation:vlastislav_matousek:priloha1.jpg |}} {{ :books:translation:vlastislav_matousek:priloha1.jpg |}}
  
-===== СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫ КЁРЭЙ =====+===== СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ СТРУКТУРЫ ПЬЕСЫ КЁРЭЙ ===== 
 +==== 1. Элементы и формулы, используемые в Кёрэй (иерархический уровень 1) ====
  
-**1. Элементы и формулы, используемые в Кёрэй** (иерархический уровень 1)\\ +  * **ЦУ**(1), **ЦУ-РЭ**(2), **У**(3)**мэри-коми** 
-**Tsu**(1), **TsuRe**(2), **U**(3)**merikomi**,\\ +  * **У-РИ**(4), **РИ-И**(5) 
-**URi**(4), **RiI**(5),\\ +  * **ЦУ-РО**(6), **дай-мэри-РО**(7)
-**TsuRo**(6), **daimeriRo**(7)\\+
  
-**2. Фразы** – всегда играются на одном полном выдохе\\ +==== 2. Фразы ==== 
-Например фраза RiI - I - I - Ri - Ri - /+Всегда играются на одном полном выдохеНапример фраза РИ-И — И — И — РИ — РИ — И -/
  
-**3. Темы в Кёрэй** – алгоритм построения пьесы\\ +==== 3. Темы в Кёрэй ====
-a – «главная тема» - 1/2/3/4(2+)/+
  
-Изменения/вариации «главной темы» a:+Или алгоритм построения пьесы
  
-a1: 1/2/3/4/\\ +=== Главная тема === 
-a2: 1/23/4/\\ +  * a  1/2/3/4(2+)/
-a3: 123/4/\\ +
-a1`: 1/2/3/2+/\\ +
-a2´: 1/23/2+/\\ +
-a3`: 123/2+/+
  
-**Математический алгоритм «главной темы»**\\ +=== Изменения/вариации главной темы a: ===
-первая часть пьесы\\ +
-a1 a2 a3 ... a2 ... a1` a2` a3` ... a2 a1\\ +
-1/2/3/ 1/23/ 123/ … 1/23/ ... 1/2/3/ 1/23/ 123/ … 1/23/ 1/2/3/ \\+
  
-вторая часть пьесы\\ +  * a1: 1/2/3/4/ 
-a2 a3 ... a2 a3 … a2 ... \\ +  * a2: 1/23/4/ 
-1/23/ 123/ ... 1/23/ 123/ ... 1/23/ ... +  * a3: 123/4/ 
 +  * a1`: 1/2/3/2+/ 
 +  * a2´: 1/23/2+/ 
 +  * a3`: 123/2+/ 
 + 
 +=== Математический алгоритм главной темы === 
 + 
 +== Первая часть пьесы == 
 + 
 +|a1|a2|a3|...|a2|...|a1`|a2`|a3`|...|a2|a1| 
 +|1/2/3/|1/23/|123/|...|1/23/|...|1/2/3/|1/23/|123/|...|1/23/|1/2/3/| 
 + 
 +== Вторая часть пьесы == 
 + 
 +|a2|a3|...|a2|a3|...|a2|...| 
 +|1/23/|123/|...|1/23/|123/|...|1/23/|...
  
 **b –тема № 2: 4+/5/\\ **b –тема № 2: 4+/5/\\
 c – тема №3: 6/6/6/7/7-/**  c – тема №3: 6/6/6/7/7-/** 
  
-В ниже приведенной таблице, тоже взятой с сайта В.Матушека разбираемая пьеса расписана полностью по схеме, описанной выше. В принципе, разобраться там очень легко. Схема читается как обычно – слева на право и сверху вниз. Как это будет видно из дальнейшей схемы, подчеркнутые сочетания цифр играются в КАН, соответственно неподчёркнутые – в ОЦУ.+=== Схема пьесы «Кёрэй», сведённая в таблицу === 
 + 
 +В ниже приведенной таблице, тоже взятой с сайта В.Матушека разбираемая пьеса расписана полностью по схеме, описанной выше. В принципе, разобраться там очень легко. Схема читается как обычно – слева на право и сверху вниз. Как это будет видно дальше//подчеркнутые// сочетания цифр играются в //КАН// (или в верхнем регистре), соответственно не подчёркнутые – в //ОЦУ// (в нижнем регистре).
  
 {{ :books:translation:vlastislav_matousek:priloha4.jpg |}} {{ :books:translation:vlastislav_matousek:priloha4.jpg |}}
  
-**4. Части пьесы** (Уровень 4)\\+==== 4. Части пьесы (Иерархический уровень 4) ==== 
 Данная пьеса состоит из двух частей, которые на схеме обозначены, как **AA'** Данная пьеса состоит из двух частей, которые на схеме обозначены, как **AA'**
  
-**5. Формальная схема Кёрэй** (Иерархический уровень 5)\\ +==== 5. Формальная схема Кёрэй (Иерархический уровень 5) ==== 
-Пьеса Кёрэй является одной из составляющих в группе «Трёх классических пьес» Sankyorei+ 
 +Пьеса «Кёрэй» является одной из составляющих в группе «Трёх классических пьес» //Санкёрэй// 
 + 
 +=== A === 
 + 
 +|a1|a2|a3|b1|a2|b1| 
 +|//оцу// 1/2/3/4/|1/23/4/|123/4/|4+/5-/|1/23/4/|4+/5/| 
 + 
 +|a1´|a2´|a3´|c1|a2| 
 +|1/2/3/2+/|1/23/2+/|123/2+/|6/6/6/7/7-/|1/23/4´/| 
  
-**A**\\ +=== A´ ===
-a1 a2 a3 b1 a2 b1\\ +
-otsu 1/2/3/4/ 1/23/4/ 123/4/ 4+/5-/ 1/23/4/ 4+/5/+
  
-a1´ a2´ a3´ c1 a2\\ +|a3|b2|a2´|a3´|c2|a2´| 
-1/2/3/2+/ 1/23/2+/ 123/2+/ 6/6/6/7/7-/ 1/23/4´//\\+|123//|4+´/5´/|//кан// 1/23´/2+/|123´/2+/|6/6/6/7/7-/|//оцу// 1/23/4`/|
  
-**A´**\\ 
-a3 b2 a2´ a3´ c2 a2´\\ 
-123/4´/ 4+´/5´/ kan 1/23´/2+/ 123´/2+/ 6/6/6/7/7-/ otsu 1/23/4`// 
  
-Ну и в заключенииВ общем, мне понравился такой подход к разбору пьесы. Тем более с моим математическим складом ума, когда что-то разрозненное начинает укладываться в стройную и красивую систему, тогда я испытываю настоящий интеллектуальный экстаз . И пьеса из отдельных элементов превращается в какое-то оформившееся целое.+====== Ну и в заключении ====== 
 +  
 +В общем, мне понравился такой подход к разбору пьесы. Очень приятно, когда что-то разрозненное начинает укладываться в стройную и красивую систему, а пьеса из отдельных элементов превращается в единое оформившееся целое.
books/translation/vlastislav_matousek/systematika_hudebni_reci_sakuhaci_fukezen_honkjoku.1352022442.txt.gz · Последние изменения: 2016/02/02 14:05 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыВладислав МатушекЗападный подход к разбору хонкёку на примере пьесы Кёрэй