Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыТокуяма Такаси (徳山 隆)Такэ-но-Мити: Путь бамбука. Руководство по исполнению классических сякухати хонкёку

Такэ-но-Мити: Путь бамбука. Руководство по исполнению классических сякухати хонкёку

.


Перевод: М.Наталья


.

О данном руководстве

Этот документ является руководством для понимания некоторых специальных аппликатур и уникальных техник, которые присутствуют в нотах и записях Токуяма. Это руководство для начинающих. Оно содержит упоминание некоторых очень специфических техник, таких как Коми Буки. Именно эти уникальные и передовые методы должны быть изучены непосредственно с учителем. Если знание приобретается только через руководство, то понимание будет слабым и должного результата не получится.

Если вы новичок в сякухати и хотели бы начать обучение (без учителя), то инструмент и руководство можно приобрести на сайте Монти Левинсона http://www.shakuhachi.com.

Расширенные пальцевые техники

АТАРИ – воздействие на ноту

По сравнению с другими инструментами сякухати имеет широкий внутренний диаметр. Эта особенность делает затруднительным играть первую ноту четко. Чтобы компенсировать этот недостаток была и придумана техника атари. Чтобы играть ноту чётко, её играют дважды. Атари для мэри и кари звука выполняется совершенно таким же образом. Эта техника должна выполняться быстро (в отличие от крайне медленного стиля школы Кинко).

Как правило, в школе Тодзан техника атари не используется. Но в школе Кинко этот метод используется почти для каждой ноты. Это чаще всего используется в хонкёку, но бывают некоторые исключения. Например: ХА-ТИ-РЭ (в школе Кинко или РИ-ТИ-РЭ или ХИ-ТИ-РЭ). В обычном стиле Кинко, РЭ всегда играется с ударом, но в хонкёку удар никогда не идёт. То же самое можно сказать про фразу РЭ-ЦУ-РО.

Номер пальца, которым совершается удар, записывается иероглифом слева или справа от ноты. Когда с обоих сторон записаны различные цифры, то это означает, что возможны оба варианта. Атари так же может меняться в зависимости от местных традиций или ощущения пьесы.

Пальцевые комбинации

Перемещайте пальцы в порядке номеров, которые совпадают с китайскими иероглифами. Не используйте технику школы Тодзан «Моми Тэ», когда играете эти ноты. Каждый палец выдает четкий и конкретный звук.

ЦУ РЭ – Начинается в положения пальцев «ЦУ» с открытым отверстием #4. Когда вы закроете отверстие #4, начинайте дуть. Как только вы получаете звук «ЦУ», переходите к «РЭ».

ХА РО – начинается с закрытыми отверстиями #1 и #3 и затененными отверстиями #2, #4, #5. Начинаем дуть тихо, делая мэри (небольшое снижение угла подбородка). Когда появится звук, играем высокое «РО». Убедитесь, что мэри-кари (движение подбородка) очень небольшое при переходе от «ХА» к «РО».

РО мэри РО – Начинается в мэри с опущенным подбородком до максимума. Откройте отверстия #2 и #4. Дуйте, когда вы закрываете отверстия. После создания первого звука перейдите к обычному «РО». Первая нота должна быть O-мэри (большое мэри). Чем ближе высота к «ХА», тем лучше.

ХА И – Начинайте с аппликатуры, как в «И» (или «ХА» с открытым отверстием #5) и закройте отверстие #5. (Произведите звук, когда вы закрываете отверстие, затем быстро его откройте). Не играйте звук «И» слишком сильно. Он должна использоваться, как эхо звука «ХА».

У ХА – «У» играется в мэри с отверстиями #1 и #3 казаси (слегка прикрытыми). Этот метод часто используется при исполнении мелодии Кимпо стиля школы Нэзасаха. Сразу же после исполнения звука «У» переходите к «ХА» и одновременно ударьте по отверстию #5. В высокой октаве атари (удар) для «У» иногда не используется. Например, в школе Мэяндзи в Киото вы часто будете видеть «ФУ» (что означает: нет удара), следующую за «ХА».

Смена пальцев

А - является заменой в низкой октаве «ХА» мэри. От аппликатуры «ХА» делаете подбородок немного мэри и закрываете отверстия #3. Это часто используется в конце фразы и играется на одном дыхании. «А» выполняет такую же роль, как отоси.

У но САН - Звучит так же, как «У», но аппликатура отличается. Подбородок поднимаем слегка вверх (как в кари), открыто только отверстие #3, дуем резко. Эта аппликатура используется только в высокой октаве.

И - Как и в «У но САН», но с небольшими изменениями в аппликатуре. Подбородок немного вверх (как в кари), дуем резко, отверстия #2 и #3 открыты. Играется только в высокой октаве.

Примечание: Вы можете заметить различия между «И» и «У но САН» только на натуральной бамбуковой сякухати (Дзи-Наси), на которых иногда предпочитают играть хонкёку. Когда играешь на сякухати с современной настройкой, вы не заметите никакой разницы между двумя нотами, поэтому вы можете использовать любое обозначение или аппликатуру.

КИ - это альтернативная аппликатура РО. Откройте отверстие #5 и играйте в положении МЭРИ. Этот характерный мягкий звук используется в таких мелодиях, как "Тамукэ" и "Акэбоно он Сирабэ"

РА - Техника, используемая для повтора за звуком «ХА» закрытием отверстия #4. Обычно это представляется в виде «ХА РА» или «ХА РА ХА РА». В этом случае производится удар по отверстиям #5-4 или 5-4-5-4.

РУ - Играется ударом по отверстию #1, независимо от того, какая нота была предыдущей. Воздействие [на ноту] проявляется не только в быстром закрытии, но и в быстром ударе по отверстию. Палец должен быстро выполнять закрывающее и открывающее движение.

КОРО КОРО — начинается с прикрытия отверстий #4 и #5 в казаси и подбородком в позиции мэри. Отверстия #1 и #2 поочередно открываются и закрываются, но оба отверстия должны быть закрыты на краткий миг. (Вы так же можете начать с открытия отверстия #2).

Когда открыто отверстие #1 или #3, слышен звук «ХА». Когда оба отверстия закрыты, слышен звук «РО». Мягкий переход между этими двумя звуками называется коро коро. Секрет коро коро заключается в сочетании мягкого тона и переменного движения пальцев. Пальцы не должны слишком сильно прижиматься к отверстиям.

ХА РА РО — Дуем мягко со слегка прикрытыми отверстиями #2, #4 и #5 казаси (прикрытыми наполовину) и подбородок в положении мэри (высота такая же, как «ХА»). После создания звука, немедленно переходите к «И» (высота как у «РО») убирая пальцы из положения казаси и потом делаем кари. Удерживаем эту ноту, а потом делаем мэри. Когда вы дойдёте до высоты «ХА» (как и в начале), ударьте по отверстию #2 и переходите к «РО». (При игре «РО» подбородок возвращается в нормальное положение.)

Этот прием трудно выполнить. Существует поговорка, «3 года для ха ра ро, 8 лет для коро коро». Для этих двух методов необходимы мягкое дыхание и хорошее движение кари-мэри.

ХО, ХОРО И, ХОРОРО, ХОРОХОРО Техника, аналогичная коро коро, но в ней присутствует меньше движений пальцев. Играем «ХО» с пальцевыми отверстиями #2, #4, #5 казаси и подбородком в положении мэри. Отверстия #1 и #2 поочередно открываются и закрываются, это даст вам звук «РО» и завершится, когда отверстия #2 и #1 закрыты. По высоте это будет звучать как если бы вы играли ха ра ро, «ХО» повторяется ударом по отверстию #2.

Техники подбородка

ЮРИ – создание вибрато путем качания головы

Если атари является основной техникой для пальцев, то юри является основной техникой для подбородка. Для классических хонкёку [в одной пьесе] используется юри одного типа (без комбинаций). Но оно часто используется в хонкёку от Кюсю до Тохоку.

Существует несколько техник юри:

  • ЁКО ЮРИ (покачивание из стороны в сторону)
  • ТАТЭ ЮРИ (покачивание вверх и вниз)
  • КАРИ ЮРИ (покачивание в положении кари)
  • МАВАСИ ЮРИ (круговые движения)

Так же существует разница между большим и малым юри.

ЁКО ЮРИ (из стороны в сторону). Это юри выполняется без понижения тона. Начиная с длинной ноты (удерживая [звук]), потом переходим к лёгким покачиваниям флейты. После 4-5 покачиваний переходите к естественной остановке и затуханию звука. Это является основной формой ёко юри.
ТАТЭ ЮРИ (вверх и вниз). Это покачивание вызывает изменение тона. Для основной ноты делаем мэри, затем возвращаемся к исходной ноте и так делаем несколько раз. Обычно такого рода юри выполняется медленно и глубоко вначале и быстро и слабо в конце. Это часто используется в хонкёку Кюсю и Осю (северная Япония).
КАРИ ЮРИ (вверх и вниз) От основного тона происходит переход на пол тона выше, а затем возвращаемся к исходной ноте и так несколько раз. В партитуре кари юри записывается справа и используется редко.
KA (кари) – Не меняем пальцы, создавая звук на полтона выше, меняем угол наклона подбородка [подбородок приподнимается — прим.пер.].
MЭ (мэри) – Понижение высоты звука на половину тона, уменьшая угол наклона подбородка [подбородок опускается — прим.пер.].
СУРУ – Используется, когда нужно начать играть звук мягко и тихо. Сначала играем звук более низкий (мэри), чем начальная нота, потом медленно приводим его к ноте, делая движение кари. Эта техника используется в таких пьесах, как СанкёрэиКлассических Санкёку [«Три классические пьесы» - Кёрэи («Пустой колокол»), Мукаидзи («Флейта над туманным морем»), Коку («Пустое небо») - прим.пер.], Кумоидзиси, и Сино но Кёку.

Более подробно об этих пьесах можно прочитать здесь - Пьесы хонкёку

СУРУ АГЭ – Эта техника используется, когда нужно сделать переход между двумя нотами. Это достигается путем соскальзывания пальца вверх. Техника сопоставима с западным глиссандо.
ФУРИ – Зачастую фури не записывается. Когда звук повторяется два или более раз, небольшое покачивание головой выполняется сразу же после последнего удара. Это дает звук с измененным качеством. Во время покачивания головы происходит сначала понижение звука, а затем звук возвращается к нормальной высоте. Техника фури не является абсолютно необходимой. Она придёт к вам естественно, как только вы поймёте сущность хонкёку. Если вы играете слишком медленно или слишком чисто, вы получите наяси, которая является совсем другой техникой.
ОТОСИ – Эта техника выполняется путём понижения звука на пол тона или тон перед окончанием фразы. Звук отоси должен быть коротким. Он получается путем частичного прикрытия пальцем отверстия и ухода в мэри.
НАЯСИ – Нота, предшествующая этому символу снижается на один полный тон прежде чем она игралась. Играется сильно и четко, используя комбинацию подбородка (мэри) и пальцев. Затем звук возвращается к полной ноте. Весь звук должен быть сбалансированным. Убедитесь, что часть не-мэри играется не слишком сильно.
МЭРИ КОМИ – После игры ноты, высота снижается на полтора тона, а затем возвращается к оригинальному звуку. Для этой техники не используется изменение аппликатуры или воздействия на отверстия. В большинстве случаев, нота перед и после мэри коми остается той же самой.

Техники дыхания

ИРО – «Окраска Тона» или «Текстура Звука». Не пытайтесь как либо окрасить тон. Просто играйте фразу с правильным типом дыхания. Когда играете ноту, главное не переусердствовать. Окраска иро используется для фразы, а не для одной ноты.

ФУКИ КОМИ – Сильное дыхание. Хонкёку, как правило, играют клиновидным дыханием (сначала сильно, а затем с затуханием). Громкость в конце фразы, как правило, становится тише. Но с фуки коми нота остаётся сильной и в конца фразы.

КОМИ БУКИ – Кратковременное дуновение. Эта техника была принята в ветви Кимпу школы Нэзасаха. Нота периодически повторяется без использования языка и горла. Это техника была рождена жестокой холодной погодой и ветреной зимой области Цугару (Аомори).

ТАМА – Это сокращение от тама-нэ. Для получения этого звука вы должны заставить язык дрожать для того, чтобы создать сильный звук. Постарайтесь, чтобы получился перекатывающийся звук «Тррррр», сохраняя ваши губы расслабленными, а положение языка - нормальным - у верхнего нёба.

ТАВА НЭ – Так же известная, как катигурума. Используя таба нэ, звук получается булькающий. Он похож по силе на произношение «Р» в немецком языке. С некоторой практикой таба нэ и эта техника могут быть достигнуты любым человеком.

Аппликатура

books/translation/tokuyama_takashi/take_no_michi_the_path_of_bamboo.txt · Последние изменения: 2017/11/28 21:58 — Rediska
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыТокуяма Такаси (徳山 隆)Такэ-но-Мити: Путь бамбука. Руководство по исполнению классических сякухати хонкёку