Перевод: М.Наталья
После молчания, которое ближе всего к выразительности невыразимого - это музыка. - Олдос Леонард Хаксли (1894 - 1963)
Вся проблема может заключаться в самой формулировке очень простого вопроса: «Есть ли смысл в музыке?». Мой ответ будет – «Да». И «Можете ли вы объяснить в нескольких словах, в чем смысл?». Мой ответ на этот вопрос был бы «Нет». – Аарон Копленд (1900 - 1990)
Сякухати, или флейта Дзэн, традиционная японская бамбуковая флейта. В руках мастера она производит необычную, утонченную, чувственную музыку, которая почти идеально подходит для релаксации и медитации.
В любом случае как бы мы не рассматривали сякухати или флейту Дзэн, это необычный инструмент. Момент её рождения сам по себе необычен. На рассвете, в разгар зимы, искусный японский мастер идёт в замёрзшую бамбуковую рощу в поисках идеального стебля бамбука. Он может обойти сотню акров прежде чем остановится на одном желто-зелёном бамбуковом стебле высотой с шестиэтажное здание, но только одна небольшая его часть (обычно 55 см длиной) подходит для этого инструмента. И тогда, применяя сочетание опыта, интуиции и немного удачи, он начинает создавать свой шедевр.
Флейта Дзэн, возможно, простейший не перкуссионный инструмент, когда-либо придуманный. Она не имеет клавиш и подкладки, как на западных флейтах, трости, как у кларнета и саксофона, у неё нет струн, как у гитары или скрипки, нет внутренних механизмов, как у пианино или оргАна, она даже не имеет мундштука, как у продольной флейты. У неё есть просто 5 пальцевых отверстий – меньше, чем монетка в 1 пенни или отверстия у любого другого духового инструмента – а один из концов флейты обрезан так, что формирует край, на который дуют, под углом.
Не смотря на такую простую конструкцию флейта Дзэн (в руках мастера-музыканта) может производить невообразимо широкий спектр музыкальных звуков – от чистых, как ноты на флейте, до оттенков, которые ни чуть не менее сложны и выразительны, чем человеческий голос. [Существуют такие мгновения Управления Спокойствием, когда вы будете невосприимчивы к переходу от флейты Дзэн к человеческому голосу].
Будучи в состоянии производить такую сложную и выразительную музыку – настолько западающую в душу и настолько завораживающую, какую вы когда либо могли услышать - от инструмента, настолько простого [по конструкции] – и это первый из парадоксов сякухати.
Флейта Дзэн пришла в Японию из Китая в VIII веке н.э. В то время сякухати изготавливалась из средней части стебля бамбука. Примерно в XV веке в Японии инструмент был заимствован сектой Дзэн Буддийских монахов, которые все были самураями, как инструмент медитации. (Они знали, что игра успокоит и душу, и тело, помогая их духовным поискам).
Именно в этот период у флейты Дзэн в конструкции появилась шипастая корневая часть бамбука, которую мы можем видеть и в наши дни, поэтому инструмент стал выполнять еще одну функцию – грозного оружия. Вероятно, именно это объясняет связь флейт Дзэн с боевыми искусствами.
Второй парадокс сякухати заключается в том, что исторический путь самого почитаемого инструмента мира и спокойствия когда-то дублировался тем, что флейта выступала в качестве оружия для монахов-самураев.
В отличие от других инструментов в традиции сякухати нет одарённых детей. Ни одного. Это и понятно, т.к. инструмент не только чрезвычайно трудно пробудить, но и много лет выделяется на обучение для достижения стандартов, которые вы можете исполнить.
Флейта Дзэн не похожа на продольную флейту: она не имеет мундштука, как такового, а просто дутьё в один конец не будет производить звука. Чтобы сыграть ноту, губы и рот должны стать частью инструмента (что свойственно для инструмента, известного, как флейта Дзэн!). И именно это «единство» инструмента и исполнителя даёт так много гибкости в высоте тона, тембре, окраске и громкости воспроизведения.
Часть дисциплины овладения флейтой Дзэн – это научиться иметь дело с разочарованиями, присущими обучающемуся играть. Именно поэтому бОльшая часть его обучения - это посвящение «ковке души и тела» - развитие интуиции, духовной стороны исполнителя настолько же, насколько и музыкальности. Игру сякухати в этом контексте называют «суйдзэн» или «дующий Дзэн». Чтобы выдувать Дзэн требуется большой контроль над дыханием, однако после нескольких лет обучения и практики исполнитель сякухати стремится не пытаться контролировать дыхание вообще. Вместо этого он наблюдает за дыханием. Игрок «рассматривает» дыхание как концентрацию и как наблюдатель и как то, что он в настоящее время наблюдает – игрок «становится» дыханием.