Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыРайли Кели ЛиТоска по колоколу: исследование передачи традиции сякухати хонкёкуГЛАВА 1: ПАРАДИГМА ИНСАЙДЕРОВ/АУТСАЙДЕРОВ

ГЛАВА 1: ПАРАДИГМА ИНСАЙДЕРОВ/АУТСАЙДЕРОВ


1.1 Концепция и проблемы парадигмы инсайдеров/аутсайдеров

ДИХОТОМИЯ - 1) последовательное деление целого на две части; 2) деление класса на два противопоставляемых друг другу подкласса

В настоящем исследовании рассматривается дихотомия инсайдеров/аутсайдеров потому что и те и другие являются частью традиции сякухати. Идея инсайдеров и аутсайдеров оказала больше влияние на саму традицию, на то, какая это традиция существовала, в каком виде она существует сейчас, и каким образом передается. Всё это будет описано ниже. Соответственно, описание традиции сякухати лучше всего начать с обсуждение понятий «инсайдер»/«аутсайдер».

Польза в разделении инсайдера от аутсайдера в описании традиции сякухати отчасти зависит от степени, в которой можно чётко определить термин «является ли человек членом традиции сякухати» и «человек не является членом традиции сякухати», то есть насколько точно можно описать инсайдеров и аутсайдеров в данном контексте. Хотя дифференциация между инсайдерами и аутсайдерами в этнографической литературе во многом зависит от конкретной политической и культурной жизни, и в последние годы попадает под всё более пристальное внимание фольклора и этнологии, для данного исследования это имеет большое значение, потому что развивает определенную концепцию членства в традиции сякухати. Концепция инсайдеров/аутсайдеров представляет собой ряд проблем (задач) в контексте описания любых музыкальных традиций, культуры или народа. Типичной парадигмой, которая была принята многими этнографами и этномузыковедами до недавнего времени, была следующая: «аутсайдер» - это тот, кто имеет «внутреннюю» информацию о группе людей, которых он/она изучает.

В рамках этой исследовательской парадигмы исследователь определяет своё место следующим образом:

  1. он/она пишет для аудитории, которая не обладает знаниями инсайдера;
  2. люди получают знания о том, что «внутри» (об «инсайдерах» и их традиции);
  3. он/она, вкладывая в исходный материал описания о людях, изученных частично, говорит об «аутсайдерской объективности». «Частично» потому, что писатель обладает информацией того, что «внутри», а читатель – нет. Исследователь, писатель может даже считать, что его/её знания даёт ему право на определенные полномочия: оказывать влияние на людей и обучать их традиции.

Что-то не может быть признанно или описано как исследования или результирующие описания, потому что должно быть рассмотрено в более широком и политическом контексте, в котором писатель и его читатели становятся «настоящими инсайдерами» в вышестоящей культуре (в западном понимании), причем исследователям, которые являются аутсайдерами, отводится более высокий культурный уровень.

Еще одной проблемой в этом типе парадигмы является то, что рассматриваемые народы, культуры и традиции в музыке воспринимаются как объекты, которые имеют мало взаимосвязи с остальным миром или с писателем, который действует вне контекста времени и произошедших перемен. Как в частности указал Клиффорд, народов, культур и традиций не существует. Недостатки такого рода письменного изложения возможных действий и путей преодоления, а также другие, связанные с этим вопросы, рассматриваются в «Описанные Культуры» (Клиффорд и Маркус:1986) и в других трудах.

1.2 Инсайдеры и аутсайдеры в традиции сякухати

Однако остается фактом, что независимо от проблематики инсайдеров/аутсайдеров в более широком определении этнографии, понятие «инсайдер» против «аутсайдера» играет роль проникающей традиции сякухати. Вполне вероятно, что мотивация многих исполнителей сякухати в Японии состоит в том, чтобы:

  1. научившись играть на инструменте и в дальнейшем принимать активное участие в традиции;
  2. желание идентифицировать себя и быть лояльным к другим членам традиции, как инсайдерам.

Определение «инсайдера», которого придерживаются многие исполнители сякухати, скорее всего начинается с принадлежности к собственной этнической группе (японской). Казалось бы, многие японцы разделяют мнение о том, что всё, что связанно с японской культурой, в том числе и исполнители сякухати, должны родиться в японцами. Не-японцы – аутсайдеры, гайдзин (外人) являются наиболее часто употребляемыми словом в Японии для любого не-японца, и обычно переводится на английский, как иностранец. Два китайских иероглифа, которые составляют слово гайдзин буквально обозначают «вне» и «человек, личность».

Слово «иностранец» не совсем точно передает смысл слова гайдзин. Это может быть не совсем «иностранец». Человек может рассматриваться более или менее чужим определенной группе. Это, в свою очередь, предполагает возможность стать в большей или меньшей степени иностранцем в изменившихся обстоятельствах. Такие противопоставления «внутри» и «снаружи» или «черное» и «белое», являются абсолютной противоположностью, не позволяющую допустить относительность. Ты либо внутри, либо снаружи. Поскольку это относится только к японцам, родившимся в Японии, люди, которые гайдзин – по определению являются полными и постоянными аутсайдерами. Исполнитель-гайдзин сякухати также никогда не станет «инсайдером» сякухати-традиции в сознании многих японцев. Это абсолютное определение инсайдера и аутсайдера. Но отойдем от этого утверждения и заменим менее этноцентрическим определением, представленным ниже.

Следует подчеркнуть, что всегда есть исключения из изложенных выше мнений, которые, как и всякая письменная форма передачи информации, никогда не могут представить и передать реальность и вызвать чувства. Есть японцы, которые не согласны с такой дифференциацией инсайдеров/аутсайдеров. Кроме того, такая дифференциация отнюдь не однозначно японская черта. Многие представители западной культуры всегда видели и продолжают видеть себя в качестве доминирующей мировой культуры в политическом, экономическом и социальном плане.

1.3 Определение инсайдеров и аутсайдеров в традиции сякухати

В данной диссертации я предварительно определю «инсайдеров» сякухати по трем критериям. Членом традиции сякухати является тот, кто: 1) активно участвует в традиции и играет важную роль в формировании способов передачи традиции; 2) приобретает своего рода признание, делает это в традиции; и наконец, 3) определяет себя в качестве «инсайдера». Из трёх критериев первый – наиболее весомый.

Те, кто принимают активное участие, должны быть дополнительно определены (описаны). Первое, что напрашивается – человек играет на сякухати. Существует проблема, которая состоит в точном определении слова «играть». Тот, кто в течении нескольких лет от случая к случаю занимался с инструментом – не «играет» на инструменте так же, как тот, кто занимался профессиональным исполнением бОльшую часть своей взрослой жизни (1).

(1) Были попытки написать диссертацию на не-сексистком языке, насколько это возможно. Однако традиция сякухати в Японии – почти исключительно прерогатива мужчин, в силу исторических и социальных факторов. Хотя эти определяющие факторы не действуют за пределами Японии, но в отношении исполнителя будет использоваться мужской род.

С другой стороны, согласно приведенному выше определению, любой ученик, начинающий с энтузиазмом, японец или не-японец, может рассматриваться в качестве «инсайдера», активно и регулярно практикующего игру на инструменте, будучи признан в качестве «начинающего» и идентифицируется с его новой деятельностью. Идея о том, что начинающий занимает важную позицию в традиции, не является уникальной для сякухати, но является общим со многим в традиционной японской культуре. Термин «разум начинающего» (初心, сёсин) обычно используется как описание «чистоты первого вопроса», состояния души, которую, по сути, желательно сохранить, и одновременно усовершенствовать годами многолетней практики: как следует из названия книги «Сознание Дзэн — Сознание Начинающего» (Судзуки:1970) .

Если единственным методом активного участия в традиции является обучение, то где найти учителя сякухати? Является ли начинающий исполнитель больше инсайдером, чем инсайдерский учитель, который глубоко изучал различные аспекты традиции десятилетия назад, но который никогда не играл на инструменте? Такие ученые принимают активное участие в традиции, хотя и иным способом, чем исполнители на инструменте. Ученые, чьи основные области исследования, включая некоторые аспекты этого документа, путём активного исследования инструмента не признавались в качестве инсайдеров традиции сякухати, будут считаться инсайдерами в этой диссертации, особенно если они сами считают себя таковыми.

Существует также вопрос о не играющих «покровителях» традиции сякухати, которые посредством больших финансовых взносов в значительной степени влияют на традицию, и её передачу. Поскольку такое покровительство часто имеет решающую роль в определении того, какие пьесы и/или исполнители успешны в условиях передачи от поколения к поколению, определенные покровители в контексте этой диссертации будут рассматриваться, как инсайдеры.

Таким образом, «тот, кто активно участвует», тот задействован хотя бы в одной из трёх областей:

  1. исполнение или обучение;
  2. стипендии; и
  3. покровительство.

Все три метода активного участия могут сыграть существенную роль в формировании традиции. Инсайдер в традиции - это тот, кто активно участвует в одной или нескольких из вышеупомянутых методов и соответствует второму и третьему критериям первоначального определения, то есть признается в качестве инсайдера и сам определяет себя в качестве такового.

И наоборот, «аутсайдером» будет считаться тот, кто неактивно участвует в традиции, не признается в качестве инсайдера другими специалистами этой традиции и/или не отождествляет себя с традицией. Например, тот, кто изучал инструмент в прошлом, но оставался при этом всё еще начинающим, то есть до получения каких-либо лицензий или другого признания, будет «аутсайдер». Он больше не будет активно участвовать в традиции. Кроме того, он не будет иметь признание в рамках традиции, а также, вероятно, не считает себя членом какой-либо традиции. Таким образом, он не отвечает всем трём критериям.

1.3.1 Слои инсайдеров внутри традиции сякухати

Выше определенные описания являются только набросками общей дифференциации между инсайдерами и аутсайдерами сякухати. Традиция сякухати не так проста, как понятие «наш/не наш», эта дихотомия вытекает из определений. Чтобы быть более точным в иерархии слоёв «инсайдеров» можно легко разделить участников традиции сякухати. Например, большинство исполнителей сякухати считают себя не только инсайдерами традиции в целом, но и меньшей, особенной частью сякухати традиции – такой как рю (流, секта или школа) или аналогичной организации, или даже небольшой группы, состоящей только из учеников одного преподавателя. За прошедшие века, большинство традиций сякухати было передано в контексте рю, по крайней мере в качестве количества исполнителей. В первоначальном смысле «текущий, поток, течение», слово рю также имеет значение «стиль, мода, тип, форма, манера; школа, система; класс, отряд, ставка, ранг, степень». Также рю часто используется в сочетании с другим иероглифом – ха (派, партийная группа, клИка; фракция, секта, школа) в форме слова рюха (流派), которое можно перевести, как «школа мысли; система».

Институт (учреждение) рюха, как оно существует сегодня, является относительно новым явлением в традиции сякухати, и датируется по большей части концом 19-го века. Однако тенденцию к формированию фракций или групп среди исполнителей сякухати можно наблюдать по крайней мере с начала 18-го века. «Кётаку Дэнки Кокудзикай», написанная в 1795г., перечисляет многочисленные ха внутри Фукэ-сю, которые существовали по всей Японии. С начала этого века большинство исполнителей сякухати относятся к рю или аналогичной организации, крупнейшая из которых Тодзан рю (都山流). С 1980-го года наблюдается тенденция отхода от больших рю, а число независимых исполнителей занимает более заметное место. Этому способствовал ряд факторов, например таких, как более широкое использование специальных обозначений, не относящихся к конкретной рю. Многие исполнители рассматривают сякухати как инструмент, не отличающийся от западных музыкальных инструментов, то есть не принадлежащий какой-либо конкретной рю. Тем не менее, даже в 1990-х годах, один из главных вопросов, которой задают друг другу исполнители сякухати при встрече – к какому рю они принадлежат и кто их учитель.

1.3.2 Место автора в традиции сякухати

Считаю уместным определить положение автора в традиции сякухати с точки зрения приведенных выше определений и описаний. Такое положение частично определяется аргументированностью тезисов, а также помогает ответить на вопрос: какой я вижу традицию сякухати?

Траймилос поднимает проблему права (наименования) и другие вопросы, связанные с уникальной проблематикой этномузыкологии на примере малых культур (американцев филиппинского происхождения) и не-коренных исполнителей (исполнителей Кото не-японцев). Хотя это «нерешенный вопрос», он подразумевает, что данное право относится к чувствам культурной идентичности и приверженности. Согласно Траймилосу, если рассматривать и того и другого, то сильнее тот человек, кто родился в той или иной культурной среде, чем тот, кто принял эту культуру.

Однако истинность последнего заявления может быть принята, как разница между инсайдерами и аутсайдерами, которые определяются в основном по рождению, и подразумевает различие, которое является слишком категоричным, чтобы точно отобразить реальность.

Например, «индивидуальное разнообразие», которое находит Раян во всех австралийских музыкальных группах, безусловно, существует и в традиции сякухати, несмотря на японскую однородность. Немногие «инсайдеры» традиции сякухати находятся «внутри» в точно такой же степени, не смотря на абсолютное различие слов «внутри» и «снаружи», о чем говорилось выше.

Подробное описание слоя «инсайдеров», к которому я принадлежу, заключается в следующем. Я вступил в ассоциацию Тодзан рю в 1971 году, когда я начал брать уроки сякухати у учителя рю - Хосида Итидзан II (二世星田一山). Я официально стал членом этой рю после присуждения «начальной степени». Положение моего статуса «инсайдера» может быть квалифицировано, как нахождение внутри традиции сякухати в качестве члена Тодзан рю, а внутри Тодзан рю как ученика Хосида, а внутри учеников Хосида - как новичок. Будучи учеником Хосида, даже новичком, это способствовало получению мной ранга инсайдера, поскольку Хосида имел один из высших рангов учителей Тодзан рю округа Кансай.

Через восемь месяцев с начала моего обучения сякухати, я сменил преподавателя, и был представлен учителю, который преподавал классическую игру на сякухати или Котэн хонкёку, жанр музыки, которого нет в репертуаре Тодзан рю. Новый учитель, Сакаи Тикухо II (二世酒井竹保), в то время был иэмото или глава Тикухо рю.

Сменив учителя, я сменил своё положение в качестве инсайдера традиции сякухати. Прежде всего, хотя я и являлся инсайдером традиции в целом, я стал чужой для Тодзан рю и больше не являлся членом крупнейшего братства исполнителей сякухати в Японии. С другой стороны, становясь учеником сына основателя Тикухо рю и своего нынешнего учителя, относительный уровень моего «инсайдерства» в моём новом рю увеличился по сравнению с моим уровнем в направлении Тодзан рю.

Изучив все классические пьесы хонкёку, я также стал частью инсайдерской традиции, являющейся важным фактором даже в сознании многих членов Тодзан рю, которые считали чуждыми большинство традиционных жанров в традиции сякухати.

В начале 1980-х годов, Тикухо II заболел и больше не преподавал сякухати, после этого я начал брать уроки у Ёкояма Кацуя. Как и Тикухо II, Ёкояма является главой организации Тикусинкаи (竹心会, Дух Бамбуковой Партии). Отец Ёкояма был довольно известной фигурой в Кинко рю, которая в отличие от Тикухо рю и Тодзан рю, не является организацией с единственным иэмото, а школа (как «Школа искусств»), или стиль, ограничена системой нотации и репертуаром, переданным Куросава Кинко своим ученикам. Хотя это и не называется рю, но Тикусинкаи действует как единое целое (2).

(2) Существует возможность для утверждения аргументов Гуцвиллера, который утверждает, что только две ветви Кинко рю (одной из которых является филиал учителя Гуцвилера) выполняют все функции рю, что подтверждает «создание инструментов, обучение, организация концертов, печать и издание своей музыки и так далее». Тикусинкаи делает всё вышеизложенное, за исключением публикации своей собственной музыки. Эта последняя функция не рассматривается, так как утрачивает своё значение.

Членство в Тикусинкаи не учитывает важность членства в Тодзан или Тикухо рю, или одного из самых крупных филиалов в Кинко рю, таких как Тикусинкаи (竹友社). Будучи учеником Ёкояма или одним из его учеников, я это всегда подчеркиваю. Это происходит отчасти потому, что репертуар Ёкояма берется из трёх различных источников: Кинко рю по отцу, Мёан хонкёку, лично переданную Ватадзуми Досо, и известную так же, как Адзума рю (吾妻流), которая основана Фукуда Рандо (福田蘭堂), третьим учителем Ёкояма. Обучение у Ёкояма и исполнение репертуара, который также содержит большой процент современных композиций, не связанных с каким-либо рю, являет собой пример эклектического характера многих из активных исполнителей сякухати 1970-х годов.

Эклектика — соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и так далее

Наряду с Ёкояма можно наблюдать и другие тенденции к сокращению числа слоёв в «инсайдерстве» традиции сякухати. Иерархия и слой инайдеров/аутсайдеров, созданных рю, основаны на положении о себе, своих учителях в рамках рю, отвергает некоторых инсайдеров традиции сякухати и более универсальную иерархию, частично основанную на музыкальности, как это определено в западных условиях.

Не смотря на множество проблем, связанных с типами дифференциации, вытекающими из дихотомии инсайдеров/аутсайдеров, данная дихотомия имеет отношение к настоящему исследованию в связи с важностью её для членов традиции сякухати. В этом исследовании этноцентрические определения инсайдеров/аутсайдеров, как описано выше, будут заменены определениями, которые будут более универсально применяться.

В этой главе мы поговорили о понятии инсайдеров/аутсайдеров. Я рассказал о некоторых проблемах, которые могут возникнуть при использовании этих понятий, особенно в исследовании и написании этнографических исследований. Были обсуждены формы проникновения, с которыми дихотомия инсайдеров/аутсайдеров главенствует в японской культуре в целом и в традиции сякухати в частности. Наконец было представлено определение и уточнение понятий инсайдеров и аутсайдеров в традиции сякухати, как они относятся к этой диссертации. Последовательность двух исследований литературы традиции сякухати, будет рассмотрена в четырёх категориях, связанных с передачей процесса, определяемые понятиями инсайдеров и аутсайдеров.

books/translation/riley_kelly_lee/yearning_for_the_bell/chapter_1.txt · Последние изменения: 2016/02/02 14:44 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыРайли Кели ЛиТоска по колоколу: исследование передачи традиции сякухати хонкёкуГЛАВА 1: ПАРАДИГМА ИНСАЙДЕРОВ/АУТСАЙДЕРОВ