Автор статьи: Е.Сухоруков
Тут я приведу рекомендации Джона Нептуна по организации ежедневных занятий, которые я получил от него на уроке. Всё очень просто, и 36 лет занятий по 5-7 часов в день значительно повысят уровень игры любого музыканта )))
Итак,
Проводится на каждой ноте. Особое внимание - высота звука, громкость, качество, тембр, вибрато, длительность и контроль дыхания.
Упражнение: играть 4 раза каждую основную ноту в каждом регистре, 2 - с вибрато, 2 - без него.
Стиль саса-буки (см. http://shaku-rus.com/shaku_tone_modulation.htm), вибрато начинается на высоте звучания.
Упражнение в дыхании: поставить метроном на 120 ударов в минуту, цикл - 12 или 16 бит. Играть каждую основную ноту 1 цикл, чередуя регистры: нижний-верхний-нижний-верхний… Добиваться чистоты звука.
Мураики: На каждой основной ноте играем
короткий сильный порыв воздуха ("взрыв"), переходящий в длинный тон
более продолжительный порыв воздуха, примерно половина всей ноты, переходящий в чистый звук
3/4 всей ноты - порыв воздуха, заканчивающийся небольшим "хвостиком" чистого звучания
вся продолжительность ноты играется шумно, громки и грязно
5 минут "то, что я хочу делать, но что у меня не получается"
гаммы, японские и западные
язык ("та-та-та") - этот приём практически никогда не используется в традиционной музыке сякухати
трели, скоростная игра
развитие выносливости в игре
расширение игрового диапазона
Материал урока. Фокусирование на проблемах, игра не только с начала, а с разных мест в нотах.
Играем то, что хочется
Западная музыка для флейты, классика
Играем вместе с записью (плёнка, диск и т.п.)
Прослушивание записанной музыки. Фокус на дыхательных остановках, построении фраз и т.п.
Игра "с листа" - по нотам без подготовки
Запоминание музыки наизусть по возможности
Запись себя
При случае хорошо поджемить с другими
Практика не ведёт к совершенству. Правильная практика ведёт к совершенству.
По возможности, стоит разбить занятия на несколько подходов в день
Стоит сформулировать записать свои цели, чего хочешь добиться
Ноты - это не музыка, а напоминание, куда идти. Нужно по возможности играть по памяти.
Место играет роль: чистое, вентилированное, освещённое и без помех
Практиковать нужно во всех положениях для игры: сидя на стуле, сидя в сэйдза, стоя
При себе иметь (кроме флейты): тряпочку для протирки, подставку для нот, карандаш, метроном, тюнер, зеркало для проверки формы губ при игре
Игра - это не практика. Практика требует внимания и дисциплины.
Практиковать лучше 15 минут в день, но каждый день, чем час раз в неделю.
Не стоит практиковать уставшим
Давать себе отдых, особенно при возникновении усталости рук
Стоит записывать себя и сохранять на будущее для отслеживания прогресса.
Удачной игры!