Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыДжон Кайзан Нептюн (ジョン・海山・ネプチューン)Интересный диаметр отверстий

Интересный диаметр отверстий

.


Переводчик: М.Наталья


.

Сколько раз вы смотрели внутрь сякухати и спрашивали: «Откуда приходит этот звук? » Почему каждый кусок бамбука имеет уникальный звук, и, если на то пошло, то почему же одна и та же флейта у двух разных людей звучит по-разному? Движение воздуха внутри сякухати является невероятно сложным, но красота, являющаяся вселенской природой – это волшебство.

Итак, давайте поговорим о волшебстве: молекулы воздуха постоянно ударяются вокруг и в небольшой полости, такой, как внутренний канал сякухати, они отскакивают от стенок, создавая немного более высокое давление. Когда вы дуете во флейту, воздух сгустком поступает внутрь и пружинит обратно – это очень эластичный материал. Когда вы дуете на острый край, воздушный сгусток пружинит назад и помогает перенаправить дуновение слегка «от» флейты, а затем обратно «внутрь» флейты в быстрой последовательности, усиливаясь и создавая слышимые колебания, такие, как звук. Точка, где собирается большинство пучков воздуха (до момента возвращения) – это примерно на полпути в вибрирующей трубе и это является акустическим эквивалентом центральной точки вибрирующей струны, точки, которая имеет наибольшее движение. Для сякухати я называю их «точками напряженности», хотя более точно они называются точками наибольшей интенсификации и наибольшего разряжения (когда воздух эластичен в обоих направлениях, давление снижается).

Как наиболее динамичная, активная точка или место отверстия для флейты любой длины – наиболее важное место. Если это слишком большое или малое (порядка 0,02 мм!), вибрации не смогут легко резонировать. Однако, это проблема, возникающая при большом семействе скоплений, это всё относительно, отверстия являются лишь малыми или большими в зависимости от окружающих их других несущественных факторов и могут повлиять на баланс в целом.

В диаметре отверстия важно всё, конфигурация рта игрока, мундштук, пальцевые отверстия – всё влияет на звук. В самом прямом смысле, когда сякухати- мастер формирует канал, он формирует звук. Добавьте к этому личные предпочтения, такие как тоно-характеризующие факторы, такие как вибрато, резкий подъём и затухание, поэтому не удивительно, что нет двух игроков сякухати, которые бы звучали одинаково!

Попытка осмыслить всё это похожа на вождение [автомобиля] по ночному Токио без света: есть несколько дорожных знаков, но недостаточно света и мы всё блуждаем. Для тех, кто хотел бы избежать путаницы, я рекомендую книги, перечисленные в конце этой статьи, но я дам немного больше указаний в рабочих схемах.

Будем говорить, что (или малая октава, 3 нижних отверстия открыты) не очень хорошо играется по сравнению с другими нотами, окружающими её. Вполне возможно, что точка является слишком малой или слишком большой, т.е. первым местом для поиска. Попробуйте положить кусок мокрой сложенной газеты на эту точку, чтобы сделать отверстие меньше. Это прекрасно работает, если звук получается радикально хуже, есть вероятность, что точка слишком мала (условно говоря, конечно). Теперь может оказаться, что это на самом деле точка(и) (для высокой октавы существуют две точки давления), это слишком мало и ли слишком много и отрицательно влияет на основной [звук] . Страдают все ноты флейты, но такие заключительные сравнения, как октавы должны быть приняты во внимание, т.к. влияют на такие важные вещи, как высота тона, оттенки и качество основного баланса между низкими и высокими нотами. Другими словами, в зависимости от того, как в целом играет флейта, иногда лучше, чтобы сделать какие-то области меньше (или больше), так, чтобы точки, нуждающиеся в помощи, были бы относительно больше (или меньше). Дело осложняется еще больше тем, что изменение какой-либо точки может изменить совершенно «не связанные» с ней ноты. Посмотрите на диаграмму вертикально, чтобы увидеть взаимосвязь: например точки и (по крайней мере одна из них) очень близки. Работа над этой и другими головоломками для того, чтобы сделать инструмент, который играет с некоторым «балансом» (определение: все ноты отвечают хорошо, высокий/низкий, резкий/мягкий) – это удивительный процесс. Один из способов услышать, как работает таблица - это рассверлить среднюю секцию на 4-5 мм. Фактически в этой точке это делает отверстие больше. Посмотрите, что происходит с (самая низкая нота) и . Проверьте и Влияет ли это на другие ноты? Проиграйте их на флейте несколько раз, чтобы подтвердить изменения. Это сложно, но это возможно: воздух внутри сякухати подчиняется законам физики таким образом, что вы можете это услышать.

Дополнительная литература

Backus, John
1977 The Acoustical Foundations of Music, W.W. Norton & Company, Inc., New York

Benade, Arthur H.
1976 Fundamentals of Musical Acoustics, Oxford University Press, New York

Nederveen, Cornelis J.
1969 Acoustical Aspects of Woodwind Instruments, Frits Knuf, Amsterdam

Предостережение: это очевидно, что какие-либо постоянные изменения, сделанные для сякухати должны делаться ОЧЕНЬ аккуратно… на сделанных наугад отверстиях сложно играть!

Диаграмма

books/translation/jon_neptune/an_interesting_bore.txt · Последние изменения: 2016/02/02 14:35 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыДжон Кайзан Нептюн (ジョン・海山・ネプチューン)Интересный диаметр отверстий