Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыДжон СингерВзгляд на сякухати эпохи Эдо и другие старинные инструменты

Различия

Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

books:translation:john_singer:article2 [2014/01/19 15:28]
Rediska [Интервью, данное Брайану Ричи]
books:translation:john_singer:article2 [2016/02/02 14:35] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 ====== Взгляд на сякухати эпохи Эдо и другие старинные инструменты ====== ====== Взгляд на сякухати эпохи Эдо и другие старинные инструменты ======
 +
 +----
 +
 +//Источник: [[http://www.zenflute.com/index.php/articles/]]//
 +
 +//Переводчик//: [[users:rediska|М.Наталья]]
 +----
  
 //Ноябрь, 2003// //Ноябрь, 2003//
Строка 16: Строка 23:
 ===== Интервью, данное Брайану Ричи ===== ===== Интервью, данное Брайану Ричи =====
  
-Джон попросил меня провести интервью с ним для его web-сайта (http://zenflute.com), чтобы обрисовать философию использования им именно этих инструментов. Джон является так же страстным коллекционером //сякухати// эпохи //Эдо// и других хороших //сякухати// поздних эпох. Кроме инструментов для себя он привозит //сякухати// в эту страну для других игроков. Вот так я познакомился с Джоном и многие свои любимых инструменты получил от него. Джон так же поддерживает работу нескольких современных производителей, которые пытаются делать флейты в старом стиле.+Джон попросил меня провести интервью с ним для его web-сайта (http://zenflute.com), чтобы обрисовать философию использования им именно этих инструментов. Джон является так же страстным коллекционером //сякухати// эпохи //Эдо// и других хороших //сякухати// поздних эпох. Кроме инструментов для себя он привозит //сякухати// в эту страну для других игроков. Вот так я познакомился с Джоном и многие свои любимые инструменты получил от него. Джон так же поддерживает работу нескольких современных производителей, которые пытаются делать флейты в старом стиле.
  
 Джон очень упрямый и [существует] не очень много людей, которые согласятся со всем, что он говорит здесь. Но я думаю, что некоторые из его идей интересные и провокационные. Это интервью было проведено по электронной почте во время небольших перерывов в деятельности этого человека, преданного собственному видению //сякухати//.   Джон очень упрямый и [существует] не очень много людей, которые согласятся со всем, что он говорит здесь. Но я думаю, что некоторые из его идей интересные и провокационные. Это интервью было проведено по электронной почте во время небольших перерывов в деятельности этого человека, преданного собственному видению //сякухати//.  
Строка 29: Строка 36:
 **//Джон//**: Да, у меня есть большая страсть к //сякухати//. На основании своего опыта я пришел к выводу, что для меня важно то, какую флейту я использую, потому что каждый инструмент имеет свой собственный голос. Обычно это можно выразить в таких терминах, как //тоновая окраска// и //полнота звучания//. Эти качества можно разделить на множество других качеств, таких, как //«глубина»// (//фуками//), //«яркость»// (//акаруса//), //«темнота»// (//кураса//), //«мягкость»// (//яваракаса//), //«резкость»// (//якамасиса//), //«твёрдость»// (//катаса//) и т.д. **//Джон//**: Да, у меня есть большая страсть к //сякухати//. На основании своего опыта я пришел к выводу, что для меня важно то, какую флейту я использую, потому что каждый инструмент имеет свой собственный голос. Обычно это можно выразить в таких терминах, как //тоновая окраска// и //полнота звучания//. Эти качества можно разделить на множество других качеств, таких, как //«глубина»// (//фуками//), //«яркость»// (//акаруса//), //«темнота»// (//кураса//), //«мягкость»// (//яваракаса//), //«резкость»// (//якамасиса//), //«твёрдость»// (//катаса//) и т.д.
  
-Таким образом, в терминах полноты воспроизводимого звука между моделями флейты существует огромная разница. Кроме того, способ вибрации каждого инструмента и её воздействие на тело отличается не только от производителя к производителю, но даже между инструментами, сделанными одним и тем же производителем.  Это качество иногда называют //«Тикуин»//, но оно гораздо глубже. Концепция «Тикуин» действительно слишком обобщённая. Теперь, после того, как я сказал всё это, важность собственного развития в игре на //сякухати// не может быть переоценена. Нужно иметь чистое намерение практики и исполнения //сякухати//. Конечно разные люди имеют разные намерения  относительно //сякухати//. Я беспокоюсь не только за себя, но еще и за намерения моих учеников. Исследование — это всегда узнавание каким-то образом каждого инструмента и того, как инструмент хочет чтобы на нём играли, а так же насколько чистый звук я могу играть. Это — процесс и бесконечное намерение или сосредоточение. Если вы любите этот процесс, то вы любите //сякухати//. Я заметил, что те, кто любит процесс сбора бамбука и дутья в него — это людьми, намерения которых чисты, и они никогда не уходят. А те, у которых есть другие намерения, такие как выступления, известность, мастерство, безотносительность — это те, кто по моему мнению склонны любить не саму сущность //сякухати//, а использовать её с некоторыми другими помыслами.+Таким образом, в терминах полноты воспроизводимого звука между моделями флейты существует огромная разница. Кроме того, способ вибрации каждого инструмента и её воздействие на тело отличается не только от производителя к производителю, но даже между инструментами, сделанными одним и тем же производителем.  Это качество иногда называют //«Тикуин»//, но оно гораздо глубже. Концепция «Тикуин» действительно слишком обобщённая. Теперь, после того, как я сказал всё это, важность собственного развития в игре на //сякухати// не может быть переоценена. Нужно иметь чистое намерение практики и исполнения //сякухати//. Конечно разные люди имеют разные намерения  относительно //сякухати//. Я беспокоюсь не только за себя, но еще и за намерения моих учеников. Исследование — это всегда узнавание каким-то образом каждого инструмента и того, как инструмент хочет чтобы на нём играли, а так же насколько чистый звук я могу играть. Это — процесс и бесконечное намерение или сосредоточение. Если вы любите этот процесс, то вы любите //сякухати//. Я заметил, что те, кто любит процесс сбора бамбука и дутья в него — это люди, намерения которых чисты, и они никогда не уходят. А те, у которых есть другие намерения, такие как выступления, известность, мастерство, безотносительность — это те, кто по моему мнению склонны любить не саму сущность //сякухати//, а использовать её с некоторыми другими помыслами.
  
 **//Браян//**: Не могли бы вы объяснить, что вы имеете в виду, когда говорите о стремлении к совершенному владению инструментом — это противоречит любви к //сякухати//? **//Браян//**: Не могли бы вы объяснить, что вы имеете в виду, когда говорите о стремлении к совершенному владению инструментом — это противоречит любви к //сякухати//?
  
-**//Джон//**: Само по себе желание самосовершенствования в игре на //сякухати// может быть совместимо с истинной любовью к процессу. Тем не менее, я эмпирически обнаружил (из моего собственного 20тилетнего опыта преподавания), что акцент на «Мастерство» - это больше относится к иллюзиям человека и его эго, желанием достичь определённого статуса или власти, и это может быть непродуктивно для //сякухати// практики и обучения. И я верю, что это противоречит духу этого инструмента, когда у человека появляется одержимость мастерского исполнения на нём. Я часто получаю вопросы про обучение //сякухати//. Если кто-то спрашивает: «Сколько потребуется времени, чтобы стать Мастером?», то я могу быть достаточно уверенным, что у человека есть мотив, который на самом деле не имеет ничего общего с любовью к //сякухати// и процессов, с ней связанных, которые, кстати, никогда не заканчиваются. Термин «Мастер» неправильно понимается большинством жителей Запада, которые думают, что он имеет полный контроль и власть над чем-то. Напротив в контексте //сякухати// это должно означать определённую степень компетентности. Тот, кто получил чёрный пояс в боевых искусствах — не освоил его, но скорее достиг определённого уровня подготовки в той степени,  чтобы они могли начать учить этой дисциплине.+**//Джон//**: Само по себе желание самосовершенствования в игре на //сякухати// может быть совместимо с истинной любовью к процессу. Тем не менее, я эмпирически обнаружил (из моего собственного 20тилетнего опыта преподавания), что акцент на «Мастерство» - это больше относится к иллюзиям человека и его эго, желанием достичь определённого статуса или власти, и это может быть непродуктивно для //сякухати// практики и обучения. И я верю, что это противоречит духу этого инструмента, когда у человека появляется одержимость мастерского исполнения на нём. Я часто получаю вопросы про обучение //сякухати//. Если кто-то спрашивает: «Сколько потребуется времени, чтобы стать Мастером?», то я могу быть достаточно уверенным, что у человека есть мотив, который на самом деле не имеет ничего общего с любовью к //сякухати// и процессам, с ней связанным, которые, кстати, никогда не заканчиваются. Термин «Мастер» неправильно понимается большинством жителей Запада, которые думают, что он имеет полный контроль и власть над чем-то. Напротив в контексте //сякухати// это должно означать определённую степень компетентности. Тот, кто получил чёрный пояс в боевых искусствах — не освоил его, но скорее достиг определённого уровня подготовки в той степени,  чтобы они могли начать учить этой дисциплине.
  
-**//Брайан//**: Когда у вас появился интерес в флейтам эпохи //Эдо//?+**//Брайан//**: Когда у вас появился интерес к флейтам эпохи //Эдо//?
  
-**//Джон//**: я проявил интерес к //сякухати// эпохи //Эдо// с момента моего первого урока у //сэнсэя// //Ямагути Горо//. У него было несколько //Эдо сякухати//, которые были у его отца, и он очень щедро и неоднократно одалживал их мне, чтобы я опробовал их. Я заметил, что у многих //сякухати//, сделанных его отцом //Ямагути Сиро//, было в основном (но не у всех) качество тех [старых] инструментов //Эдо//. Это было приблизительно 25 лет назад,  но мне не попадались какие-либо значимые инструменты эпохи //Эдо//, пока около 6и или 7и лет назад я  не познакомился с одним очень страстным коллекционером. В это время я часто приносил различные инструменты эпохи //Эдо Ямагути-сэнсэю//, чтобы показать их ему. Он действительно любил рассматривать  и играть на них и всегда поощрял  меня продолжать мою страсть  в отношении древних //сякухати//. Потом Учителя не стало, но я продолжал двигаться в этом направлении, изучая различные старинные //сякухати// и посещая коллекционеров и антикваров по всей Японии. //Иноуэ Сигэси Сэнсэй// (//Иэмото// школы //Кимпу-рю//) также владел очень особенной //«Сокэ»// (самой важной //сякухати Кимпу-Рю// эпохи //Эдо//, которой владел только //иэмото//) часто позволял играть мне на этом инструменте, и воодушевил меня на то, чтобы узнать как можно больше про //сякухати// эпох //Эдо// и //Мэидзи//. Я считаю, что оба — и //Ямагути Сэнсэй// и //Иноуэ Сэнсэй// использовали свои инструменты эпохи //Эдо// для собственного образования и удовольствия.+**//Джон//**: Я проявил интерес к //сякухати// эпохи //Эдо// с момента моего первого урока у //сэнсэя// //Ямагути Горо//. У него было несколько //Эдо сякухати//, которые были у его отца, и он очень щедро и неоднократно одалживал их мне, чтобы я опробовал их. Я заметил, что у многих //сякухати//, сделанных его отцом //Ямагути Сиро//, было в основном (но не у всех) качество тех [старых] инструментов //Эдо//. Это было приблизительно 25 лет назад,  но мне не попадались какие-либо значимые инструменты эпохи //Эдо//, пока около 6и или 7и лет назад я  не познакомился с одним очень страстным коллекционером. В это время я часто приносил различные инструменты эпохи //Эдо Ямагути-сэнсэю//, чтобы показать их ему. Он действительно любил рассматривать  и играть на них и всегда поощрял  меня продолжать мою страсть  в отношении древних //сякухати//. Потом Учителя не стало, но я продолжал двигаться в этом направлении, изучая различные старинные //сякухати// и посещая коллекционеров и антикваров по всей Японии. //Иноуэ Сигэси Сэнсэй// (//Иэмото// школы //Кимпу-рю//) также владел очень особенной //«Сокэ»// (самой важной //сякухати Кимпу-Рю// эпохи //Эдо//, которой владел только //иэмото//) часто позволял играть мне на этом инструменте, и воодушевил меня на то, чтобы узнать как можно больше про //сякухати// эпох //Эдо// и //Мэидзи//. Я считаю, что оба — и //Ямагути Сэнсэй// и //Иноуэ Сэнсэй// использовали свои инструменты эпохи //Эдо// для собственного образования и удовольствия.
  
 **//Браян//**: Вы обучаете на флейтах эпохи //Эдо//? Да или нет? Почему? **//Браян//**: Вы обучаете на флейтах эпохи //Эдо//? Да или нет? Почему?
Строка 57: Строка 64:
 **//Браян//**: Ваш новый  CD является двойным, на одном CD пьесы //Кинко//, на другом — //Мёан// и //Кимпу-Рю//. По-видимому Вы узнали репертуар //Кинко// на более стандартной //дзи-ари сякухати//, которые обычно используют в обучении. Вы выступали и записывали многие из пьес //Кинко// на //дзи-ари// концертных //сякухати//. Какие корректировки вы должны сделать, чтобы исполнять эти пьесы на ваших флейтах эпохи //Эдо//?  **//Браян//**: Ваш новый  CD является двойным, на одном CD пьесы //Кинко//, на другом — //Мёан// и //Кимпу-Рю//. По-видимому Вы узнали репертуар //Кинко// на более стандартной //дзи-ари сякухати//, которые обычно используют в обучении. Вы выступали и записывали многие из пьес //Кинко// на //дзи-ари// концертных //сякухати//. Какие корректировки вы должны сделать, чтобы исполнять эти пьесы на ваших флейтах эпохи //Эдо//? 
  
 +**//Джон//**: Моё исполнение //хонкёку// изменилось, когда я начал использовать старинные //дзи-наси сякухати//. Я считаю, что с этими флейтами исполнение должно быть более чётким и деликатным, с меньшим акцентом на объёме и мощности.
 +
 +Что касается аудио-записей с CD //«Zen Music with Ancient Shakuhachi»//, то я сделал это потому, что никто еще не был готов сделать это (за исключением г-на //Сатоси Симура//, который записал 4 пьесы с использованием двух инструментов на CD в качестве приложения к своей прекрасной книге //«Кокан (древние) сякухати»//). Я испытал глубокие переживания во время использования 11 различных великих //сякухати// эпохи //Эдо// и раннего //Мэйдзи// для исполнения 16ти //хонкёку// в четырёх различных стилях. Я чувствовал, что именно такой тип аутио-записи  необходимо сделать для того, чтобы раскрыть замечательный звук древних сякухати. Эта концепция используется в западной классической музыке, и я думаю, что её так же нужно использовать и для //сякухати//. Фотографии и надпись на обложке диска позволяют слушателю увидеть и узнать о конкретной флейте, которую они слышат во время прослушивания пьесы. //Эдо// и ранние //Мэйдзи дзи-наси сякухати//, если вы готовы воспринимать, будут сообщать вам, как они хотят, чтобы на них играли. Если вы приложите слишком много усилий, то инструмент будет плохо реагировать. Поэтому для меня корректировка — это умение всегда чувствовать флейту. Между прочим это так же актуально и при игре на //сякухати//, созданных позднее, но в меньшей степени.
 +
 +**//Браян//**: Флейты эпохи //Эдо// сонастроены с современными //сякухати//, настроены сами по себе, соответствуют настройкам ушедшей эпохи или просто не настроены? Мог бы сказать современный исполнитель, который попытался бы играть на одной из Ваших флейт или слушать Ваш  CD-диск : «Она не настроена!» Вы жертвуете музыкальной точностью в тональности в каких-либо случаях?
 +
 +**//Джон//**: Если я жертвую музыкальной точностью и качеством высоты тона, то по моему мнению, это того стОит, поскольку хороший исполнитель может внести любые необходимые корректировки тона. Тем не менее у меня была //Эдо// //сякухати//, настроенная на Ре 440 МГц, но другие флейты настроены по-разному. //Хисамацу Фуё// и //Араки Тикуо// определённо работали в направлении более равномерной настройки. Великие //сякухати// конечно же всегда настроены сами по себе, более или менее, но надо помнить, что даже у самых современных //сякухати// настройка (частично) всегда зависит от исполнителя. Нужно быть осторожным в суждении о соответствующей высотой тона для //сякухати//. Почти всегда при исполнении необходимо делать корректировки. Иногда каждая нота должна быть сыграна по-разному, и это требует восприимчивости и умения, которые мало у кого есть. Это не совсем справедливо для //сякухати//, сделанных с пастой //дзи// в канале. При исполнении на ранних //дзи-наси// инструментах исполнитель должен быть чрезвычайно адаптированным и открытым к изменениям в корректировках, т.е. быть очень опытным. 
 +
 +**//Браян//**: Разница между современной, полностью лакированной //сякухати// и //дзи-наси сякухати// эпохи //Эдо// достаточно очевидна. Как бы Вы описали различия между флейтой //дзи-наси сякухати// эпохи //Эдо// и //дзи-наси// флейтой современного производителя? Есть ли возможность создать //сякухати// с помощью тех же методов в наше время и получить подобные результаты?
 +
 +**//Джон//**: Великие мастера //сякухати// начала ХХ века испытывали прямое воздействие //сякухати// эпохи //Эдо// и раннего //Мэйдзи// от своих учителей и других [исполнителей]. Игроки и производители сегодня по большей части не имеют такого опыта. Я думаю, что для них это большая потеря. Разница между современными и старинными //дзи-наси сякухати// эпох //Эдо// и //Мэйдзи// состоит в качестве тоновой окраски и общем характере [звучания], которого не хватает современным //дзи-наси// инструментам. При сравнении инструментов обоих периодов [мы видим] огромное различие по качеству, которое для меня очевидно, но его трудно объяснить людям без опыта. Это всё равно, что пытаться описать, что чувствуешь, когда плаваешь в океане тому человеку, который никогда океан не видел. 
 +
 +Помните, что современные бамбук и //уруси// очень отличаются по качеству от того, что использовали раньше, да и образ мышления и восприятия мира //сякухати// производителя/игрока эпохи //Эдо// отличается от современного. Я считаю, что это значительно влияет на все аспекты звука и реакцию инструмента. Тем, кто полагает, что материал не имеет никакого значения, я говорю, что они не осведомлены, отказываются развиваться или испытывают недостаток в необходимой восприимчивости для того, чтобы почувствовать разницу. Для тех же, кто может воспринимать, совершенно очевидно на сколько материал важен.
 +
 +**//Браян//**: Отличается ли бамбук, используемый в предыдущих эпохах от бамбука, доступного сегодня? Если да, то почему? Как вы думаете, это влияет на тональность инструмента?
  
 +**//Джон//**: Бамбук предыдущих эпох отличается по качеству от того, что используется сегодня. Я уверен, что более старый бамбук гораздо более высокого качества. Даже у моего  учителя //Иноуэ Сигэси// (одного из великих //сякухати// производителей //Кинко// середины-конца ХХ века), было много способов для сортировки бамбука, и эти знания передал ему его отец -  //Иноуэ Сигэми//. Критерии, которые используются сегодня современными производителями //сякухати// сильно отличаются от старых, так как они больше связаны с внешней окраской и формой для того, чтобы сделать его более привлекательным для продажи, но не для создания произведения искусства. 
  
 +**//Браян//**: На обложке Вашего CD есть много надписей, описывающих происхождение и изготовление //сякухати//. Почему это важно для Вас?
  
 +**//Джон//**: Для меня это важно потому, что это помогает мне разделить более полно со слушателем  и флейты и музыку. Выразительность аудио-записей — это концепция использования древних флейт при исполнении древних //хонкёку//, и не обязательно Джоном Сингером.
  
 +**//Браян//**: Когда Вы играете на флейте, созданной старым и знаменитым мастером, как это влияет на на Ваше исполнение? Что вы об этом думаете?
  
 +**//Джон//**: Каждый раз, когда я играю на //сякухати//, сделанной определённым игроком (если я знаю, кто был тот человек, тем лучше), то это для меня имеет большую ценность потому, что это показывает, что производители были способны понимать и видеть перспективы //сякухати// того времени, когда создавали особые флейты. Это добавляет бОльшую глубину к моей практике и очень обогащает мою жизнь. Игра на флейте, сделанной определённым исторически известным игроком, даёт возможность узнать стремления людей и понимание ими //сякухати//. Это великий дар. И это пример еще одного великого дара японской истории, проигнорированного современными японцами точно так же, как ими были проигнорированы гравюры «Укиё-э», которые вывозили из страны иностранцы, но японцы не понимали того, сколько они теряют из-за своего невежества, пока не стало слишком поздно. Я называю это — «игнорировать». Но это большая удача для меня, что дела обстоят именно так, потому что это позволило мне некоторые превосходные исторически известные //сякухати//.
  
 +<note>**Укиё-э** (яп. 浮世絵, //картины (образы) изменчивого мира//) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Более подробно можно прочитать тут - [[http://ru.wikipedia.org/wiki/Укиё-э]]</note>
  
 +**//Браян//**: Вы играете на //сякухати// в течении почти 30ти лет, говорите по-японски, знаете многих людей из мира //сякухати// в Японии и у Вас есть средства и доступ для приобретения //Эдо сякухати//. Большинство //сякухати// игроков, особенно на Западе, никогда не видели и не играли на подобных флейтах. Люди же не могут просто зайти в магазин и купить флейту эпохи //Эдо//, или заказать её в Интернете. Вы когда-нибудь думали, что участвуете в погоне, которая является слишком эзотерической или это господствующая тенденция //сякухати//? Что вы можете сказать людям, читающим это, которые говорят: «Это хорошо для Вас, Джон, но кого это волнует? Я не могу идти по этому пути, даже если бы и захотел этого. Я думаю, что я буду придерживаться того, что я делаю»? Как вы думаете, игра на //Эдо сякухати// имеет какое-нибудь отношение к современным игрокам? Что они получат от этого?
  
-<note tip>**Продолжение следует!**</note>+**//Джон//**: Что касается вашего последнего большого набора вопросов, да, я думаю, что могу рассматривать себя вне основного течения //сякухати//. Что касается тех, кто может сказать: «Это хорошо для Вас, но кого это волнует», то ответ, конечно же  должен быть: «Меня волнует!» Видите ли, любой, кто знает меня, понимает, что я никому не собираюсь угождать с //сякухати// кроме себя самого. Если я могу поделиться и помочь другим серьёзным людям на этом пути, то это хорошо. Меня не волнует, «следует» ли кто-то в этом направлении или нет. Ко мне это не имеет никакого отношения, и это не мои обязанности. В естественном ходе вещей, тех, которые вы имеете в виду, и которые связанны с этими аспектами //сякухати// — будет так, как должно быть. Я считаю, что большое значение для современных игроков //сякухати// имеет повторное обращение к богатому историческому прошлому, даже если, не дай бог, это может потребовать несколько больше усилий с вашей стороны. У меня такое ощущение, что большинство современных игроков //сякухати// обеспокоены демонстрацией техник исполнения, объёма звука  или попытки произвести впечатление на других и стать известным (пустая трата времени с моей точки зрения). Большинство производителей //сякухати// озабочены заработком на жизнь и обучением детей в колледже, иногда за счёт создания действительно прекрасной //сякухати//. Вы говорите, что большинство игроков //сякухати// на Западе могут никогда не увидеть или никогда не играть на флейтах эпохи //Эдо// или //Мэидзи//. Мой ответ: «Нет, если я могу помочь этому!» Как вы знаете, я привозил на продажу и буду привозить качественные антикварные //сякухати//, которые я смогу найти, на радость людям и моим ученикам. И я надеюсь, что буду продолжать записывать CD, обучать и исполнять пьесы на старинных //сякухати/до тех пор, пока я дышу.
books/translation/john_singer/article2.1390130918.txt.gz · Последние изменения: 2016/02/02 14:03 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыДжон СингерВзгляд на сякухати эпохи Эдо и другие старинные инструменты