Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыДжон СингерВзгляд на сякухати эпохи Эдо и другие старинные инструменты

Взгляд на сякухати эпохи Эдо и другие старинные инструменты


Источник: http://www.zenflute.com/index.php/articles/

Переводчик: М.Наталья


Ноябрь, 2003

Джон Сингер — это сякухати исполнитель и учитель, проживающий в Сан-Франциско. Недавно он выпустил CD «Zen Music with Ancient Shakuhachi» на котором собраны записи хонкёку с использованием 11и древних и редких сякухати эпох Эдо и Мэидзи.

Интервью, данное Брайану Ричи

Джон попросил меня провести интервью с ним для его web-сайта (http://zenflute.com), чтобы обрисовать философию использования им именно этих инструментов. Джон является так же страстным коллекционером сякухати эпохи Эдо и других хороших сякухати поздних эпох. Кроме инструментов для себя он привозит сякухати в эту страну для других игроков. Вот так я познакомился с Джоном и многие свои любимые инструменты получил от него. Джон так же поддерживает работу нескольких современных производителей, которые пытаются делать флейты в старом стиле.

Джон очень упрямый и [существует] не очень много людей, которые согласятся со всем, что он говорит здесь. Но я думаю, что некоторые из его идей интересные и провокационные. Это интервью было проведено по электронной почте во время небольших перерывов в деятельности этого человека, преданного собственному видению сякухати.

С уважением,
Браян Ричи


Браян: Помимо ваших музыкальных рекомендаций Вы известны вашей одержимостью самими флейтами. Какое значение имеет то, на какой сякухати играет человек? Или не каждая флейта — это флейта?

Джон: Да, у меня есть большая страсть к сякухати. На основании своего опыта я пришел к выводу, что для меня важно то, какую флейту я использую, потому что каждый инструмент имеет свой собственный голос. Обычно это можно выразить в таких терминах, как тоновая окраска и полнота звучания. Эти качества можно разделить на множество других качеств, таких, как «глубина» (фуками), «яркость» (акаруса), «темнота» (кураса), «мягкость» (яваракаса), «резкость» (якамасиса), «твёрдость» (катаса) и т.д.

Таким образом, в терминах полноты воспроизводимого звука между моделями флейты существует огромная разница. Кроме того, способ вибрации каждого инструмента и её воздействие на тело отличается не только от производителя к производителю, но даже между инструментами, сделанными одним и тем же производителем. Это качество иногда называют «Тикуин», но оно гораздо глубже. Концепция «Тикуин» действительно слишком обобщённая. Теперь, после того, как я сказал всё это, важность собственного развития в игре на сякухати не может быть переоценена. Нужно иметь чистое намерение практики и исполнения сякухати. Конечно разные люди имеют разные намерения относительно сякухати. Я беспокоюсь не только за себя, но еще и за намерения моих учеников. Исследование — это всегда узнавание каким-то образом каждого инструмента и того, как инструмент хочет чтобы на нём играли, а так же насколько чистый звук я могу играть. Это — процесс и бесконечное намерение или сосредоточение. Если вы любите этот процесс, то вы любите сякухати. Я заметил, что те, кто любит процесс сбора бамбука и дутья в него — это люди, намерения которых чисты, и они никогда не уходят. А те, у которых есть другие намерения, такие как выступления, известность, мастерство, безотносительность — это те, кто по моему мнению склонны любить не саму сущность сякухати, а использовать её с некоторыми другими помыслами.

Браян: Не могли бы вы объяснить, что вы имеете в виду, когда говорите о стремлении к совершенному владению инструментом — это противоречит любви к сякухати?

Джон: Само по себе желание самосовершенствования в игре на сякухати может быть совместимо с истинной любовью к процессу. Тем не менее, я эмпирически обнаружил (из моего собственного 20тилетнего опыта преподавания), что акцент на «Мастерство» - это больше относится к иллюзиям человека и его эго, желанием достичь определённого статуса или власти, и это может быть непродуктивно для сякухати практики и обучения. И я верю, что это противоречит духу этого инструмента, когда у человека появляется одержимость мастерского исполнения на нём. Я часто получаю вопросы про обучение сякухати. Если кто-то спрашивает: «Сколько потребуется времени, чтобы стать Мастером?», то я могу быть достаточно уверенным, что у человека есть мотив, который на самом деле не имеет ничего общего с любовью к сякухати и процессам, с ней связанным, которые, кстати, никогда не заканчиваются. Термин «Мастер» неправильно понимается большинством жителей Запада, которые думают, что он имеет полный контроль и власть над чем-то. Напротив в контексте сякухати это должно означать определённую степень компетентности. Тот, кто получил чёрный пояс в боевых искусствах — не освоил его, но скорее достиг определённого уровня подготовки в той степени, чтобы они могли начать учить этой дисциплине.

Брайан: Когда у вас появился интерес к флейтам эпохи Эдо?

Джон: Я проявил интерес к сякухати эпохи Эдо с момента моего первого урока у сэнсэя Ямагути Горо. У него было несколько Эдо сякухати, которые были у его отца, и он очень щедро и неоднократно одалживал их мне, чтобы я опробовал их. Я заметил, что у многих сякухати, сделанных его отцом Ямагути Сиро, было в основном (но не у всех) качество тех [старых] инструментов Эдо. Это было приблизительно 25 лет назад, но мне не попадались какие-либо значимые инструменты эпохи Эдо, пока около 6и или 7и лет назад я не познакомился с одним очень страстным коллекционером. В это время я часто приносил различные инструменты эпохи Эдо Ямагути-сэнсэю, чтобы показать их ему. Он действительно любил рассматривать и играть на них и всегда поощрял меня продолжать мою страсть в отношении древних сякухати. Потом Учителя не стало, но я продолжал двигаться в этом направлении, изучая различные старинные сякухати и посещая коллекционеров и антикваров по всей Японии. Иноуэ Сигэси Сэнсэй (Иэмото школы Кимпу-рю) также владел очень особенной «Сокэ» (самой важной сякухати Кимпу-Рю эпохи Эдо, которой владел только иэмото) часто позволял играть мне на этом инструменте, и воодушевил меня на то, чтобы узнать как можно больше про сякухати эпох Эдо и Мэидзи. Я считаю, что оба — и Ямагути Сэнсэй и Иноуэ Сэнсэй использовали свои инструменты эпохи Эдо для собственного образования и удовольствия.

Браян: Вы обучаете на флейтах эпохи Эдо? Да или нет? Почему?

Джон: Только в последнее время я начал учить своих наиболее продвинутых учеников с использованием инструментов дзи-наси эпохи Эдо при обучении их хонкёку. Это развивается естественно, поскольку мне больше не нравится использовать более современные сякухати для хонкёку, так же как и моим продвинутым ученикам, хотя я иногда использую свои сякухати, созданные Ямагути Сиро для Кинко-Рю хонкёку. У меня была возможность приобрести очень хорошие Эдо и Мэидзи дзи-наси сякухати для некоторых из моих учеников и других людей, которые хотели использовать эти специфические инструменты для конкретной цели играть хонкёку так же, как великие Кинко и Мёан исполнители (некоторые из которых были комусо).

Браян: Вы пришли интенсивную подготовку в Кинко-Рю, а так же изучил Кимпу, Мёан и Тодзан. В какой степени флейты эпохи Эдо относятся к этим разным стилям?

Джон: Я прошел серьёзную подготовку в стилях Кинко и Кимпу. В меньшей степени я узнал пьесы Мёан и Тодзан, но в небольшом количестве и очень осторожно, таким образом, чтобы не просто коллекционировать большой объём работ. Мне больше интересно попытаться поймать суть стилей Мёан Симпо и Мёан Таидзан или духа Тодзан. Для меня качество ВСЕГДА будет более важным в отношении музыки, практики (в терминах времени практики я считаю, что всегда лучше вложить всё, что у вас есть в краткую сосредоточенную практику, чем просто практиковать без энтузиазма несколько часов подряд), и инструментов, которые я использую.

Инструменты эпохи Эдо — это предшественники всех последующих сякухати. Интересно, что ни у кого не получается скопировать качество старинных инструментов эпохи Эдо. Эпоха Эдо — это период времени между 1600 — 1868 гг, т. е. до объявления введения западной культуры в Японии. Неустойчивость тоновой окраски Эдо сякухати отражает это период времени, когда монахи комусо на самом деле бродили по Японии и сякухати была в основном частью практики Дзэн (Суй-Дзэн), где сякухати использовалась для различных Буддийских функций. (Сякухати так же тайно использовались для аккомпанемента для Сямисэн и Кото еще в конце 1700-х годов (возможно даже раньше), как изображено на многих гравюрах Укиё-э [таких художников, как ] Киёмицу, Киёнага, Харунобу и других, а так же на других японских исторических произведениях искусства).

Браян: Очевидно, что термин «Эдо» относится к историческому периоду, а не эстетическому подходу. Тем не менее конструкция флейты изменилась совсем не много в первые годы после эпохи Эдо. Как бы Вы описали различие между сякухати эпохи Эдо и более поздних эпох? Кроме временного периода в который они были сделаны, что делает сякухати Эдо уникальными?

Джон: На словах очень сложно пытаться описать в полном объёме реальные различия между высококачественными сякухати эпохи Эдо (у каждого производителя, вне зависимости от его известности, тоже были сякухати не очень хорошего качества). Сякухати должны сравниваться тщательно, нужно уметь играть и слушать. Я думаю, что только таким образом можно понять отличия в полной мере. В некотором смысле это счастье для меня, что большинство японских и зарубежных исполнителей сякухати не имели шанса сделать это (эти инструменты чрезвычайно редки), поскольку я уверен, что те, кто имеют то же самое намерение, как у меня, были бы потрясены тем, насколько отзывчивы, чисты и прекрасны инструменты эпохи Эдо. Я исполняю хонкёку на потрясающих сякухати эпохи Эдо когда прихожу домой!

Существуют так же потрясающие Мэйдзи сякухати и более поздние инструменты. Чтобы объяснить более доступно я делаю различие (хотя и не полностью) между Эдо и Мэйдзи сякухати которые были созданы изначально для хонкёку и на потрясающие концертные сякухати (большинство из которых стали делать, начиная с Араки Тикуо, который жил в конце эпохи Эдо начала эпохи Мэйдзи). Существуют очень тонкие различия у инструментов, созданных в различные периоды эпох Эдо и Мэйдзи, у инструментов из различных областей Японии, а позднее — и различия между сякухати разных школ в разные периоды эпохи в каждой отдельной школе. Чтобы узнать эти различия нужно много обучаться, а так же играть на сотнях сякухати, к счастью у меня есть такая возможность. Я считаю, что познать это можно только эмпирически.

Браян: Ваш новый CD является двойным, на одном CD пьесы Кинко, на другом — Мёан и Кимпу-Рю. По-видимому Вы узнали репертуар Кинко на более стандартной дзи-ари сякухати, которые обычно используют в обучении. Вы выступали и записывали многие из пьес Кинко на дзи-ари концертных сякухати. Какие корректировки вы должны сделать, чтобы исполнять эти пьесы на ваших флейтах эпохи Эдо?

Джон: Моё исполнение хонкёку изменилось, когда я начал использовать старинные дзи-наси сякухати. Я считаю, что с этими флейтами исполнение должно быть более чётким и деликатным, с меньшим акцентом на объёме и мощности.

Что касается аудио-записей с CD «Zen Music with Ancient Shakuhachi», то я сделал это потому, что никто еще не был готов сделать это (за исключением г-на Сатоси Симура, который записал 4 пьесы с использованием двух инструментов на CD в качестве приложения к своей прекрасной книге «Кокан (древние) сякухати»). Я испытал глубокие переживания во время использования 11 различных великих сякухати эпохи Эдо и раннего Мэйдзи для исполнения 16ти хонкёку в четырёх различных стилях. Я чувствовал, что именно такой тип аутио-записи необходимо сделать для того, чтобы раскрыть замечательный звук древних сякухати. Эта концепция используется в западной классической музыке, и я думаю, что её так же нужно использовать и для сякухати. Фотографии и надпись на обложке диска позволяют слушателю увидеть и узнать о конкретной флейте, которую они слышат во время прослушивания пьесы. Эдо и ранние Мэйдзи дзи-наси сякухати, если вы готовы воспринимать, будут сообщать вам, как они хотят, чтобы на них играли. Если вы приложите слишком много усилий, то инструмент будет плохо реагировать. Поэтому для меня корректировка — это умение всегда чувствовать флейту. Между прочим это так же актуально и при игре на сякухати, созданных позднее, но в меньшей степени.

Браян: Флейты эпохи Эдо сонастроены с современными сякухати, настроены сами по себе, соответствуют настройкам ушедшей эпохи или просто не настроены? Мог бы сказать современный исполнитель, который попытался бы играть на одной из Ваших флейт или слушать Ваш CD-диск : «Она не настроена!» Вы жертвуете музыкальной точностью в тональности в каких-либо случаях?

Джон: Если я жертвую музыкальной точностью и качеством высоты тона, то по моему мнению, это того стОит, поскольку хороший исполнитель может внести любые необходимые корректировки тона. Тем не менее у меня была Эдо сякухати, настроенная на Ре 440 МГц, но другие флейты настроены по-разному. Хисамацу Фуё и Араки Тикуо определённо работали в направлении более равномерной настройки. Великие сякухати конечно же всегда настроены сами по себе, более или менее, но надо помнить, что даже у самых современных сякухати настройка (частично) всегда зависит от исполнителя. Нужно быть осторожным в суждении о соответствующей высотой тона для сякухати. Почти всегда при исполнении необходимо делать корректировки. Иногда каждая нота должна быть сыграна по-разному, и это требует восприимчивости и умения, которые мало у кого есть. Это не совсем справедливо для сякухати, сделанных с пастой дзи в канале. При исполнении на ранних дзи-наси инструментах исполнитель должен быть чрезвычайно адаптированным и открытым к изменениям в корректировках, т.е. быть очень опытным.

Браян: Разница между современной, полностью лакированной сякухати и дзи-наси сякухати эпохи Эдо достаточно очевидна. Как бы Вы описали различия между флейтой дзи-наси сякухати эпохи Эдо и дзи-наси флейтой современного производителя? Есть ли возможность создать сякухати с помощью тех же методов в наше время и получить подобные результаты?

Джон: Великие мастера сякухати начала ХХ века испытывали прямое воздействие сякухати эпохи Эдо и раннего Мэйдзи от своих учителей и других [исполнителей]. Игроки и производители сегодня по большей части не имеют такого опыта. Я думаю, что для них это большая потеря. Разница между современными и старинными дзи-наси сякухати эпох Эдо и Мэйдзи состоит в качестве тоновой окраски и общем характере [звучания], которого не хватает современным дзи-наси инструментам. При сравнении инструментов обоих периодов [мы видим] огромное различие по качеству, которое для меня очевидно, но его трудно объяснить людям без опыта. Это всё равно, что пытаться описать, что чувствуешь, когда плаваешь в океане тому человеку, который никогда океан не видел.

Помните, что современные бамбук и уруси очень отличаются по качеству от того, что использовали раньше, да и образ мышления и восприятия мира сякухати производителя/игрока эпохи Эдо отличается от современного. Я считаю, что это значительно влияет на все аспекты звука и реакцию инструмента. Тем, кто полагает, что материал не имеет никакого значения, я говорю, что они не осведомлены, отказываются развиваться или испытывают недостаток в необходимой восприимчивости для того, чтобы почувствовать разницу. Для тех же, кто может воспринимать, совершенно очевидно на сколько материал важен.

Браян: Отличается ли бамбук, используемый в предыдущих эпохах от бамбука, доступного сегодня? Если да, то почему? Как вы думаете, это влияет на тональность инструмента?

Джон: Бамбук предыдущих эпох отличается по качеству от того, что используется сегодня. Я уверен, что более старый бамбук гораздо более высокого качества. Даже у моего учителя Иноуэ Сигэси (одного из великих сякухати производителей Кинко середины-конца ХХ века), было много способов для сортировки бамбука, и эти знания передал ему его отец - Иноуэ Сигэми. Критерии, которые используются сегодня современными производителями сякухати сильно отличаются от старых, так как они больше связаны с внешней окраской и формой для того, чтобы сделать его более привлекательным для продажи, но не для создания произведения искусства.

Браян: На обложке Вашего CD есть много надписей, описывающих происхождение и изготовление сякухати. Почему это важно для Вас?

Джон: Для меня это важно потому, что это помогает мне разделить более полно со слушателем и флейты и музыку. Выразительность аудио-записей — это концепция использования древних флейт при исполнении древних хонкёку, и не обязательно Джоном Сингером.

Браян: Когда Вы играете на флейте, созданной старым и знаменитым мастером, как это влияет на на Ваше исполнение? Что вы об этом думаете?

Джон: Каждый раз, когда я играю на сякухати, сделанной определённым игроком (если я знаю, кто был тот человек, тем лучше), то это для меня имеет большую ценность потому, что это показывает, что производители были способны понимать и видеть перспективы сякухати того времени, когда создавали особые флейты. Это добавляет бОльшую глубину к моей практике и очень обогащает мою жизнь. Игра на флейте, сделанной определённым исторически известным игроком, даёт возможность узнать стремления людей и понимание ими сякухати. Это великий дар. И это пример еще одного великого дара японской истории, проигнорированного современными японцами точно так же, как ими были проигнорированы гравюры «Укиё-э», которые вывозили из страны иностранцы, но японцы не понимали того, сколько они теряют из-за своего невежества, пока не стало слишком поздно. Я называю это — «игнорировать». Но это большая удача для меня, что дела обстоят именно так, потому что это позволило мне некоторые превосходные исторически известные сякухати.

Укиё-э (яп. 浮世絵, картины (образы) изменчивого мира) — направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо. Более подробно можно прочитать тут - http://ru.wikipedia.org/wiki/Укиё-э

Браян: Вы играете на сякухати в течении почти 30ти лет, говорите по-японски, знаете многих людей из мира сякухати в Японии и у Вас есть средства и доступ для приобретения Эдо сякухати. Большинство сякухати игроков, особенно на Западе, никогда не видели и не играли на подобных флейтах. Люди же не могут просто зайти в магазин и купить флейту эпохи Эдо, или заказать её в Интернете. Вы когда-нибудь думали, что участвуете в погоне, которая является слишком эзотерической или это господствующая тенденция сякухати? Что вы можете сказать людям, читающим это, которые говорят: «Это хорошо для Вас, Джон, но кого это волнует? Я не могу идти по этому пути, даже если бы и захотел этого. Я думаю, что я буду придерживаться того, что я делаю»? Как вы думаете, игра на Эдо сякухати имеет какое-нибудь отношение к современным игрокам? Что они получат от этого?

Джон: Что касается вашего последнего большого набора вопросов, да, я думаю, что могу рассматривать себя вне основного течения сякухати. Что касается тех, кто может сказать: «Это хорошо для Вас, но кого это волнует», то ответ, конечно же должен быть: «Меня волнует!» Видите ли, любой, кто знает меня, понимает, что я никому не собираюсь угождать с сякухати кроме себя самого. Если я могу поделиться и помочь другим серьёзным людям на этом пути, то это хорошо. Меня не волнует, «следует» ли кто-то в этом направлении или нет. Ко мне это не имеет никакого отношения, и это не мои обязанности. В естественном ходе вещей, тех, которые вы имеете в виду, и которые связанны с этими аспектами сякухати — будет так, как должно быть. Я считаю, что большое значение для современных игроков сякухати имеет повторное обращение к богатому историческому прошлому, даже если, не дай бог, это может потребовать несколько больше усилий с вашей стороны. У меня такое ощущение, что большинство современных игроков сякухати обеспокоены демонстрацией техник исполнения, объёма звука или попытки произвести впечатление на других и стать известным (пустая трата времени с моей точки зрения). Большинство производителей сякухати озабочены заработком на жизнь и обучением детей в колледже, иногда за счёт создания действительно прекрасной сякухати. Вы говорите, что большинство игроков сякухати на Западе могут никогда не увидеть или никогда не играть на флейтах эпохи Эдо или Мэидзи. Мой ответ: «Нет, если я могу помочь этому!» Как вы знаете, я привозил на продажу и буду привозить качественные антикварные сякухати, которые я смогу найти, на радость людям и моим ученикам. И я надеюсь, что буду продолжать записывать CD, обучать и исполнять пьесы на старинных сякухати до тех пор, пока я дышу.

books/translation/john_singer/article2.txt · Последние изменения: 2016/02/02 14:35 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыДжон СингерВзгляд на сякухати эпохи Эдо и другие старинные инструменты