Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыДжон СингерВзгляд на сякухати эпохи Эдо и другие старинные инструменты

Это старая версия документа!


Взгляд на сякухати эпохи Эдо и другие старинные инструменты

Ноябрь, 2003

Джон Сингер — это сякухати исполнитель и учитель, проживающий в Сан-Франциско. Недавно он выпустил CD «Zen Music with Ancient Shakuhachi» на котором собраны записи хонкёку с использованием 11и древних и редких сякухати эпох Эдо и Мэидзи.

Интервью, данное Брайану Ричи

Джон попросил меня провести интервью с ним для его web-сайта (http://zenflute.com), чтобы обрисовать философию использования им именно этих инструментов. Джон является так же страстным коллекционером сякухати эпохи Эдо и других хороших сякухати поздних эпох. Кроме инструментов для себя он привозит сякухати в эту страну для других игроков. Вот так я познакомился с Джоном и многие свои любимых инструменты получил от него. Джон так же поддерживает работу нескольких современных производителей, которые пытаются делать флейты в старом стиле.

Джон очень упрямый и [существует] не очень много людей, которые согласятся со всем, что он говорит здесь. Но я думаю, что некоторые из его идей интересные и провокационные. Это интервью было проведено по электронной почте во время небольших перерывов в деятельности этого человека, преданного собственному видению сякухати.

С уважением,
Браян Ричи


Браян: Помимо ваших музыкальных рекомендаций Вы известны вашей одержимостью самими флейтами. Какое значение имеет то, на какой сякухати играет человек? Или не каждая флейта — это флейта?

Джон: Да, у меня есть большая страсть к сякухати. На основании своего опыта я пришел к выводу, что для меня важно то, какую флейту я использую, потому что каждый инструмент имеет свой собственный голос. Обычно это можно выразить в таких терминах, как тоновая окраска и полнота звучания. Эти качества можно разделить на множество других качеств, таких, как «глубина» (фуками), «яркость» (акаруса), «темнота» (кураса), «мягкость» (яваракаса), «резкость» (якамасиса), «твёрдость» (катаса) и т.д.

Таким образом, в терминах полноты воспроизводимого звука между моделями флейты существует огромная разница. Кроме того, способ вибрации каждого инструмента и её воздействие на тело отличается не только от производителя к производителю, но даже между инструментами, сделанными одним и тем же производителем. Это качество иногда называют «Тикуин», но оно гораздо глубже. Концепция «Тикуин» действительно слишком обобщённая. Теперь, после того, как я сказал всё это, важность собственного развития в игре на сякухати не может быть переоценена. Нужно иметь чистое намерение практики и исполнения сякухати. Конечно разные люди имеют разные намерения относительно сякухати. Я беспокоюсь не только за себя, но еще и за намерения моих учеников. Исследование — это всегда узнавание каким-то образом каждого инструмента и того, как инструмент хочет чтобы на нём играли, а так же насколько чистый звук я могу играть. Это — процесс и бесконечное намерение или сосредоточение. Если вы любите этот процесс, то вы любите сякухати. Я заметил, что те, кто любит процесс сбора бамбука и дутья в него — это людьми, намерения которых чисты, и они никогда не уходят. А те, у которых есть другие намерения, такие как выступления, известность, мастерство, безотносительность — это те, кто по моему мнению склонны любить не саму сущность сякухати, а использовать её с некоторыми другими помыслами.

Браян: Не могли бы вы объяснить, что вы имеете в виду, когда говорите о стремлении к совершенному владению инструментом — это противоречит любви к сякухати?

Джон: Само по себе желание самосовершенствования в игре на сякухати может быть совместимо с истинной любовью к процессу. Тем не менее, я эмпирически обнаружил (из моего собственного 20тилетнего опыта преподавания), что акцент на «Мастерство» - это больше относится к иллюзиям человека и его эго, желанием достичь определённого статуса или власти, и это может быть непродуктивно для сякухати практики и обучения. И я верю, что это противоречит духу этого инструмента, когда у человека появляется одержимость мастерского исполнения на нём. Я часто получаю вопросы про обучение сякухати. Если кто-то спрашивает: «Сколько потребуется времени, чтобы стать Мастером?», то я могу быть достаточно уверенным, что у человека есть мотив, который на самом деле не имеет ничего общего с любовью к сякухати и процессов, с ней связанных, которые, кстати, никогда не заканчиваются. Термин «Мастер» неправильно понимается большинством жителей Запада, которые думают, что он имеет полный контроль и власть над чем-то. Напротив в контексте сякухати это должно означать определённую степень компетентности. Тот, кто получил чёрный пояс в боевых искусствах — не освоил его, но скорее достиг определённого уровня подготовки в той степени, чтобы они могли начать учить этой дисциплине.

Брайан: Когда у вас появился интерес в флейтам эпохи Эдо?

Джон: я проявил интерес к сякухати эпохи Эдо с момента моего первого урока у сэнсэя Ямагути Горо. У него было несколько Эдо сякухати, которые были у его отца, и он очень щедро и неоднократно одалживал их мне, чтобы я опробовал их. Я заметил, что у многих сякухати, сделанных его отцом Ямагути Сиро, было в основном (но не у всех) качество тех [старых] инструментов Эдо. Это было приблизительно 25 лет назад, но мне не попадались какие-либо значимые инструменты эпохи Эдо, пока около 6и или 7и лет назад я не познакомился с одним очень страстным коллекционером. В это время я часто приносил различные инструменты эпохи Эдо Ямагути-сэнсэю, чтобы показать их ему. Он действительно любил рассматривать и играть на них и всегда поощрял меня продолжать мою страсть в отношении древних сякухати. Потом Учителя не стало, но я продолжал двигаться в этом направлении, изучая различные исторические сякухати и посещая коллекционеров и антикваров по всей Японии. Иноуэ Сигэси Сэнсэй (Иэмото школы Кимпу-рю) также владел очень особенной «Сокэ» (самой важной сякухати Кимпу-Рю эпохи Эдо, которой владел только иэмото) часто позволял играть мне на этом инструменте, и воодушевил меня на то, чтобы узнать как можно больше про сякухати эпох Эдо и Мэидзи. Я считаю, что оба — и Ямагути Сэнсэй и Иноуэ Сэнсэй использовали свои инструменты эпохи Эдо для собственного образования и удовольствия.

Браян: Вы обучаете на флейтах эпохи Эдо? Да или нет? Почему?

Джон: Только в последнее время я начал учить своих наиболее продвинутых учеников с использованием инструментов дзи-наси эпохи Эдо при обучении их хонкёку. Это развивается естественно, поскольку мне больше не нравится использовать более современные сякухати для хонкёку, так же как и моим продвинутым ученикам, хотя я иногда использую свои сякухати, созданные Ямагути Сиро для Кинко-Рю хонкёку. У меня была возможность приобрести очень хорошие Эдо и Мэидзи дзи-наси сякухати для некоторых из моих учеников и других людей, которые хотели использовать эти специфические инструменты для конкретной цели играть хонкёку так же, как великие Кинко и Мёан исполнители (некоторые из которых были комусо).

Браян: Вы пришли интенсивную подготовку в Кинко-Рю, а так же изучил Кимпу, Мёан и Тодзан. В какой степени флейты эпохи Эдо относятся к этим разным стилям?

Продолжение следует!

books/translation/john_singer/article2.1390092847.txt.gz · Последние изменения: 2016/02/02 14:03 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыДжон СингерВзгляд на сякухати эпохи Эдо и другие старинные инструменты