Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыДжон СингерПро современные и старинные сякухати

Различия

Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

books:translation:john_singer:article1 [2014/01/12 09:20]
Rediska
books:translation:john_singer:article1 [2016/02/02 14:35] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
 ====== Про современные и старинные сякухати ====== ====== Про современные и старинные сякухати ======
 +
 +----
 +
 +//Источник: [[http://www.zenflute.com/index.php/articles/]]//
 +
 +//Переводчик//: [[users:rediska|М.Наталья]]
 +----
 +
  
 Флейта превращается в волшебную только тогда, когда человек играет на ней так, что она становится частью исполнителя. Так же, как и в случае с западными классическими музыкантами, большинство великих //сякухати//-исполнителей испытывали интерес только к конкретному инструменту. Этот единственный инструмент являлся для них самым лучшим инструментом и использовался чаще, чем другие флейты, которые у них были. На протяжении многих лет этот особенный инструмент становился частью своего исполнителя. Вот так появилась магия союза инструмента и игрока. Флейта превращается в волшебную только тогда, когда человек играет на ней так, что она становится частью исполнителя. Так же, как и в случае с западными классическими музыкантами, большинство великих //сякухати//-исполнителей испытывали интерес только к конкретному инструменту. Этот единственный инструмент являлся для них самым лучшим инструментом и использовался чаще, чем другие флейты, которые у них были. На протяжении многих лет этот особенный инструмент становился частью своего исполнителя. Вот так появилась магия союза инструмента и игрока.
Строка 7: Строка 15:
 Я начал играть на //сякухати// в 1975 году, и я отдаю себя целиком этому инструменту до сих пор. Мне повезло, у меня есть возможность посещать Японию один или два раза в год в течении последних 30 лет. И то, что я делаю — обучение, игра, покупка и продажа //сякухати// — это процесс, который позволил мне держать в руках тысячи инструментов. По большей части они были из школы //Кинко//. Для меня был приятным опытом находить //сякухати// хорошего качества, особенно если это ,были старые инструменты. Большинство  старыех //сякухати// — это сокровища, и очень досадно, что многие из них были потеряны, сожжены [во время кремации вместе с их владельцами — см. далее по тексту; //прим.пер//.] или преданы забвению. //Сякухати// становится волшебной только тогда, когда она используется. Я рассматриваю своё «посредничество» как услугу для своих учеников, для других серьёзных исполнителей, и для самих инструментов. Прекрасные //сякухати// должны играть, и их должны ценить, и они не должны высыхать в чьём-то кабинете. Я имею дело исключительно с //сякухати// высочайшего качества — с самыми лучшими! Я начал играть на //сякухати// в 1975 году, и я отдаю себя целиком этому инструменту до сих пор. Мне повезло, у меня есть возможность посещать Японию один или два раза в год в течении последних 30 лет. И то, что я делаю — обучение, игра, покупка и продажа //сякухати// — это процесс, который позволил мне держать в руках тысячи инструментов. По большей части они были из школы //Кинко//. Для меня был приятным опытом находить //сякухати// хорошего качества, особенно если это ,были старые инструменты. Большинство  старыех //сякухати// — это сокровища, и очень досадно, что многие из них были потеряны, сожжены [во время кремации вместе с их владельцами — см. далее по тексту; //прим.пер//.] или преданы забвению. //Сякухати// становится волшебной только тогда, когда она используется. Я рассматриваю своё «посредничество» как услугу для своих учеников, для других серьёзных исполнителей, и для самих инструментов. Прекрасные //сякухати// должны играть, и их должны ценить, и они не должны высыхать в чьём-то кабинете. Я имею дело исключительно с //сякухати// высочайшего качества — с самыми лучшими!
  
-В течении 7ми лет я жил в Японии, у меня была возможность внимательно рассмотреть многие //сякухати//. Я неоднократно играл на личных инструментах моих учителей //Ямагути Горо//, //Мацумура Хомэи// и //Иноу Сигэси// , а так же на //сякухати// многих других великих мастеров. Я так же имел счастье играть и изучать некоторые из самых прекрасных старинных //сякухати// школы //Кинко//, например //Куросава Кинко//, его сына и внука (Кинко II и III) Цунэмаса, Хаттори Канси, Хисамацу Фуё, Араки Тикуо, Араки Кодо III, Араки Байгёку, Миура Киндо, Ямагути Сиро, Аоки Рэибо I, Нотоми Дзюдо, Иноуэ Сигэми, Момосэ Ходо, Мидзуно Родо, Ида Сэссю, Орито Нёгэцу, Хаяси Когэцу, Митано Синрю I, Кондо Соэцу +В течении семи лет я жил в Японии, у меня была возможность внимательно рассмотреть многие //сякухати//. Я неоднократно играл на личных инструментах моих учителей //Ямагути Горо//, //Мацумура Хомэи// и //Иноу Сигэси// , а так же на //сякухати// многих других великих мастеров. Я так же имел счастье играть и изучать некоторые из самых прекрасных старинных //сякухати// школы //Кинко//, например //Куросава Кинко//, его сына и внука (Кинко II и III) Цунэмаса, Хаттори Канси, Хисамацу Фуё, Араки Тикуо, Араки Кодо III, Араки Байгёку, Миура Киндо, Ямагути Сиро, Аоки Рэибо I, Нотоми Дзюдо, Иноуэ Сигэми, Момосэ Ходо, Мидзуно Родо, Ида Сэссю, Орито Нёгэцу, Хаяси Когэцу, Митано Синрю I, Кондо Соэцу 
 и многих других. и многих других.
  
Строка 41: Строка 49:
   * «сибуми» (приглушенность)   * «сибуми» (приглушенность)
  
 +Можно сказать, что эти качества оценки тона субъективны, если они вообще существуют. Однако это не означает, что они не являются настоящими критериями для оценки сякухати. Нужно обладать большим опытом и мастерством, чтобы делать такие суждения. К тому же, есть еще один момент, касающийся инструмента - легко или сложно на нём играть. На некоторых инструментах играть может быть очень трудно, но у них присутствует замечательная тоновая окраска. Нужно уметь определять, трудно ли играть на инструменте, потому что он может быть плохо сделан или хорошо сделан, но тем не менее, трудности игры на нём — это, отчасти, как приручение дикой лошади.
 +
 +{{ :books:translation:john_singer:js_kiyonaga.jpg?180|}}
 +
 +Другое очень важное не визуальное качество в определении при исследовании сякухати называется //«тикуин»// - это способ или манера вибрации инструмента, когда вы играете. Вы должны уметь чувствовать, как бамбук вибрирует начиная от ваших губ и переходя к кончикам пальцев, запястьям и рукам, а затем ко всему телу. Некоторые //сякухати// обладают бОльшим //«тикуин»//, нежели другие, причём следует понимать, что качество используемого бамбука плюс качество материала внутри канала и создают эту разницу. В прежние времена качество бамбука определяли по-разному. Например, многие из старых мастеров говорили мне, что бамбук с гор вокруг //Киото// был лучшим, причём этого бамбука было несколько сортов. Проще говоря, качество бамбука и материалы, используемого для формирования канала, влияют на тоновую окраску флейты.
  
 +Некоторые действительно исключительные инструменты, сделанные великими мастерами в первой половине ХХ века могут стоить от $5,000 до $30,000. Поиск таких инструментов требует бОльшего, нежели просто платежеспособность. Для этого нужны хорошие человеческие взаимоотношения, контакты, сроки и удача. Много раз мне говорили о наличии потрясающего инструмента и семье бывшего владельца. Многие превосходные инструменты были помещены в гробы перед кремацией (что является обычаем в Японии). Поэтому подобных инструментов осталось очень ограниченное количество. Есть некоторые люди, особенно американцы, которые заняты розысками старых //сякухати//, но это очень дорого. Я же говорил о лучших //сякухати// из доступных. Но если вы действительно серьёзно относитесь к обучению и планируете играть на протяжении всей вашей жизни, цена высококачественно инструмента не так высока. Представьте себе, что вы купили себе потрясающую скрипку! Что касается более «простых» //сякухати//, они обычно стоят от $300 и выше. Не особенно дорого по сравнению с другими западными инструментами.
  
 +За рамки этой статьи выходит обсуждение определённых особенностей //сякухати//, созданных конкретными производителями. Я был бы рад поделиться своим опытом и знаниями с теми, кому это действительно интересно. Другие игроки или производители могут придерживаться взглядов, отличающихся от моего, потому что наш опыт и исследование, возможно, отличаются, однако несколько скрипачей, выступающих с концертами, с которыми я разговаривал, разделяют мои чувства и мои убеждения по этому вопросу. Поэтому то, что я считаю верным для великих //сякухати//, возможно верно и для великих скрипок.
  
 +Превосходный инструмент оживает, когда вы берёте его в руки! Инструмент реагируют таким образом, что это рождает удивительные и определённые ощущения, очень сложные, которые невозможно описать. Вне зависимости от музыкальных или физических теорий, используемых для изготовления или интерпретации //сякухати//, суть вопроса состоит в том, что строение формы канала бамбука и материал, используемый для формирования канала — очень важны и определяют качество инструмента. Для меня это не теоретический вопрос, это просто факт. Мои учителя и многие известные //сякухати//-исполнители разделяют мои взгляды. Вы можете убедиться в этом сами, если поиграете на старой и новой //сякухати// и сравните их. Но имейте в виду: чтобы действительно различать такие тонкости и ощутить разницу в //сякухати//, необходимо посвятить себя её изучению и практике. Начинающему игроку вряд ли  удастся объяснить разницу между «Страдивари» //сякухати// и //сякухати//, сделанной методом массового производства для современного рынка. Чем больше вы освоите инструмент, тем более профессионально вы будете способны отличить //сякухати// хорошего качества от //сякухати// «самозванки».
  
 +====== Несколько слов про очень старые сякухати ======
  
 +В течении нескольких последних лет я имел возможность изучить и поиграть буквально на сотне древних //сякухати//, сделанных до введения //«Дзи»// (цемента, сделанного из мелкого песка, называемого //«тоноко»//, смешанного с лаком //«уруси»//), который использовался для создания канала //сякухати//, чтобы сделать инструмент более подходящим для ансамблевых выступлений. Пасту //дзи// стали применять в середине 1800-х годов //Араки Тикуо// и другие производители.
  
 +Более утончённые инструменты эпохи //Эдо// в играбельном и неповреждённом оригинальном состоянии обладают крайне редкой чистотой тона, который превосходен, и по моему мнению ему нет равных среди более поздних инструментов. Тем не менее, их трудно контролировать, это требует большого мастерства, и, как правило, они не подходят для игры в ансамбле. На самом деле существует несколько особых, очень опытных и универсальных  исполнителей, которые в состоянии использовать [все возможности] и оценить все возможности //Эдо-сякухати//.
  
 +====== Некоторые термины, используемые для описания тональных и других качеств, по которым можно оценить сякухати ======
  
 +  * «Уцукусиса» = общая красота тона
 +  * «Мияби» = элегантность/богатство тона
 +  * «Симари» = тональное завершение
 +  * «Фуками» = тональная глубина
 +  * «Асами» = поверхностная тональность
 +  * «Акаруса» = яркий тон
 +  * «Кураса» = тёмный тон
 +  * «Амаса/амами» = приятный/сладкий (sweetness) тон
 +  * «Маруми» = округлый тон
 +  * «Сибуми» = изысканный тон
 +  * «Яваракаса» = мягкий тон
 +  * «Катаса» = твёрдый/резкий тон
 +  * «Заразара» = сухой/шероховатый (имеется в виду тип жёсткости) тон
 +  * «Цумэаса» = холодный тон
 +  * «Ататакаса» = тёплый тон
 +  * «Ваби/Саби» = качество одиночества в общем звучании
 +  * «Хаба» = ширина звука/величина/охват/объём
 +  * «Каруми» = лёгкость флейты и тона
 +  * «Омоми» = тяжесть флейты и тона
 +  * «Ясасиса» = доброжелательность тона
 +  * «Дзёсэитэки/Дансэитэки» = женственность и мужественность тона
  
-<note tip>Продолжение следует</note> 
books/translation/john_singer/article1.1389504010.txt.gz · Последние изменения: 2016/02/02 14:03 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыДжон СингерПро современные и старинные сякухати