Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыДжон СингерПро современные и старинные сякухати

Это старая версия документа!


Про современные и старинные сякухати

Флейта превращается в волшебную только тогда, когда человек играет на ней так, что она становится частью исполнителя. Так же, как и в случае с западными классическими музыкантами, большинство великих сякухати-исполнителей испытывали интерес только к конкретному инструменту. Этот единственный инструмент являлся для них самым лучшим инструментом и использовался чаще, чем другие флейты, которые у них были. На протяжении многих лет этот особенный инструмент становился частью своего исполнителя. Вот так появилась магия союза инструмента и игрока.

Моя цель состоит в том, чтобы поделиться частью моего собственного опыта и моих знаний с теми, кто заинтересован в том, чтобы создавать великие сякухати о том, как понимать и ценить инструменты. Я так же хочу коснуться разницы между современными сякухати и теми инструментами, которые делали предыдущие поколения, особенно начиная с конца 1800-х годов и примерно до 1960х. За эти годы многие сякухати-исполнители, обладающие инструментами не очень хорошего качества, приходили ко мне за помощью в поисках по настоящему превосходной сякухати, и в этой связи меня просили неоднократно высказать мои взгляды, основанные на моём опыте в США и в Японии на то, что представляют собой великие сякухати.

Я начал играть на сякухати в 1975 году, и я отдаю себя целиком этому инструменту до сих пор. Мне повезло, у меня есть возможность посещать Японию один или два раза в год в течении последних 30 лет. И то, что я делаю — обучение, игра, покупка и продажа сякухати — это процесс, который позволил мне держать в руках тысячи инструментов. По большей части они были из школы Кинко. Для меня был приятным опытом находить сякухати хорошего качества, особенно если это ,были старые инструменты. Большинство старыех сякухати — это сокровища, и очень досадно, что многие из них были потеряны, сожжены [во время кремации вместе с их владельцами — см. далее по тексту; прим.пер.] или преданы забвению. Сякухати становится волшебной только тогда, когда она используется. Я рассматриваю своё «посредничество» как услугу для своих учеников, для других серьёзных исполнителей, и для самих инструментов. Прекрасные сякухати должны играть, и их должны ценить, и они не должны высыхать в чьём-то кабинете. Я имею дело исключительно с сякухати высочайшего качества — с самыми лучшими!

В течении 7ми лет я жил в Японии, у меня была возможность внимательно рассмотреть многие сякухати. Я неоднократно играл на личных инструментах моих учителей Ямагути Горо, Мацумура Хомэи и Иноу Сигэси , а так же на сякухати многих других великих мастеров. Я так же имел счастье играть и изучать некоторые из самых прекрасных старинных сякухати школы Кинко, например Куросава Кинко, его сына и внука (Кинко II и III) Цунэмаса, Хаттори Канси, Хисамацу Фуё, Араки Тикуо, Араки Кодо III, Араки Байгёку, Миура Киндо, Ямагути Сиро, Аоки Рэибо I, Нотоми Дзюдо, Иноуэ Сигэми, Момосэ Ходо, Мидзуно Родо, Ида Сэссю, Орито Нёгэцу, Хаяси Когэцу, Митано Синрю I, Кондо Соэцу и многих других.

Дополнительная информация доступна по адресу - http://www.komuso.com/people/index.pl

Большая часть моего опыта была связана с производителями сякухати для Кинко-рю. Но не только.

Многие считают, что сам инструмент не очень важен, что человек должен сосредоточиться только на практике и только учиться. Я считаю, что важным является и инструмент, и практика, если вы хотите создать по настоящему красивый звук и двигаться в направлении звука вашего учителя или конкретного звука, который вы стремитесь получить. Для меня всегда имело значение, что если я стремлюсь к качеству звука и стилю моего учителя, то, возможно, я должен попытаться получить сякухати того же производителя и того же качества, как и у него, что само по себе является не простой задачей. Но это не означает, что практика не имеет значения. Практика является чрезвычайно важной. Ибо без практики, обучения и преданности вне зависимости от того, на сколько хорош инструмент, потенциал и игрока и флейты не может быть реализован полностью.

Каждый инструмент создаётся в соответствии с особым пониманием производителя о том, чем является сякухати и как она должна звучать. Если вы посмотрите на инструменты, созданные великими мастерами, за исключением большинства современных сякухати, каждая флейта имеет свой вполне определённый характер. Даже если каждый инструмент немного отличается от других, группа инструментов, сделанных этим производителем обладает особым качеством, свойственным только этому производителю. Каждый сякухати-исполнитель и производитель имеет особое понимание того, чем сякухати является, а так же свое понимание того, что представляет собой инструмент высшего качества. Глубина этого понимания происходит от той степени, в которой каждый человек практикует, изучает и осваивает сякухати, а так же растёт по мере увеличения опыта общения с инструментом.

Я считаю, что многие из самых лучших сякухати были сделаны в период с конца 19-го века и до 1960 г. Я чувствую большую разницу между теми инструментами, что были созданы в тот период, и теми, которые я называю «современные» сякухати. В прошлые времена великие сякухати-исполнители так же были и производителями сякухати. Сейчас это не совсем так. В настоящее время произошло разделение или раскол на исполнителей и производителей. Теперь люди делают сякухати для бизнеса, и для этого им не обязательно быть великими игроками, иногда они делают на продажу по 30 инструментов в месяц. В прежние времена великие мастера-исполнители делали свои собственные инструменты для себя и своих учеников, и прикладывали гораздо больше времени и усилий на создание каждого из них. Традиционная точка зрения, да и моя тоже, состоит в том, что сякухати может быть на столько хороша, на столько хороши исполнительские способности её создателя.

Сегодня в Японии разница в цене современных сякухати больше зависит от внешнего вида бамбука и популярности конкретного производителя, нежели от качества самого инструмента. Цена обычно зависит от окраски и формы бамбука, а так же от положения его различных узлов/колец. В современной Японии существует жесткая концепция того, как сякухати должна выглядеть, и если инструмент обладает необходимым внешним видом, то это обычно очень дорого. Я слышал о современной сякухати, которая была продана за $100,000 в первую очередь из-за внешнего вида инструмента и известности производителя, а вовсе не из-за того, что она имела потрясающий звук.

Когда я разговариваю с современными японскими производителями сякухати про их новые изделия, то они часто говорят мне, что это то, что люди хотят, чтобы они сделали. Я называю это «Синдром золотых часов Ролекс», где форма оценивается выше, чем содержание. В принципе, современные производители сякухати оценивают свои инструменты по объёму каждой ноты и балансу между различными нотами, чтобы убедиться, что они звучат аналогичным образом. В последнее время объём, или насколько громко можно «сигналить» в инструмент, стал очень важным фактором в определении стоимости флейты. Конечно сочетание баланса и объёма важно. В прошлом, однако, дополнительным критерием, используемым при оценке, были невидимые глазу аспекты сякухати.

Великие сякухати оценивались по стандартам, сильно отличающимся от современных. Более старшие поколения считали одним из самых важных качеств инструмента окраску тона, который мог быть светлым, тёмным, глубоким, округлым, неглубоким, нежным, строгим и так далее. Так же была важна чистота тона или конкретной тоновой характеристики. Существует много японских слов, используемых для описания и оценки тона сякухати, например:

  • «акаруса» (яркость)
  • «кураса» (темнота)
  • «фуками» (глубина)
  • «маруми» (округлость)
  • «асаса» (поверхностность)
  • «амаса» или «амами» (нежность)
  • «нэ-иро» (тоновая окраска)
  • «санда нэиро» (ясность)
  • «отицуита» (стабильность)
  • «сибуми» (приглушенность)

Продолжение следует

books/translation/john_singer/article1.1389504010.txt.gz · Последние изменения: 2016/02/02 14:03 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыДжон СингерПро современные и старинные сякухати