Это старая версия документа!
Источник: http://komuso.ch/?page_id=313&lang=en
Перевод: М.Наталья
1835 год
Это эссе было написано Хисамацу Фуё в 6ом году Бунсэи (1838 г.). Оно дошло до нас через копию Ёсида Иттё, одного из его учеников. Название означает «Проповедь спокойного моря». Перевод с японского от доктора Андреаса Гуцвиллера был взят из его книги «Die Shakuhachi der Kinko-Schule» («Сякухати школы Кинко»), опубликованной в «Studien zur traditionellen Musik Japans» Vol. 5, Bärenreiter, Kassel 1983
Подлинный ум не возводит барьеры между прошлым и настоящим. Не подлиный ум разделяет всё на части. Благочестивый слушатель услышит долгий незатухающий звук ручного колокольчика основателя Фукэ. Обычаи в традиции Фукэ изменились очень сильно за 1 000 лет от момента её основания (3). Прежде всего долгая связь с военными ослабила убеждения (4). Увы, но может ли человек, занятый оружием следовать закону Буддизма и практике сюгё?
К счастью учение о традиции Фукэ не погибло, но выжило благодаря примерно 200 годам мира (5).
Тем не менее, нет больше настоящих мастеров, и нет никого, кто бы показал истинный путь. Ложные мастера только умелые в презрении к терпению, и их ограниченное высокомерие преобладает. Поэтому они унижают статус сякухати в качестве инструмента веры (6) и уничтожают ум Будды. Вот пример того, как люди войны не могут скрыть свою природу.
Через их дурное влияние, намерение основателя Фукэ было искажено. Они взяли драгоценность его учения и отбросили в сторону, как если бы это были глаза рыбы (7).
У них есть драгоценный камень, но он останется лежать незамеченным, как грязная галька (8).
Поистине огромным является оскорбление, связанное с этими ложными мастерами! Действительно тягостно видеть иллюзии своих учеников! Они даже не замечают, что они живут вместе с ошибками своего ложного эгоизма, и так как они стараются ради собственной выгоды и личного благополучия, то они вдвойне ошибаются. Однако потом они вспоминают, что сякухати — это инструмент веры. Таким образом вдруг им станет стыдно за несправедливость по отношению к основателю Кинко. Разве это не правда, что они похожи на тех, кто как будто нашёл сокровище среди черепков глиняной посуды? Но всё же, это обновлённое исследование истинного учения еще не принесло никаких плодов. Даже Кинко I не смог распространить истинное учение в достаточной мере, ибо у него было очень мало времени для этого (9).
Кинко I попросил своих преемников сделать так, но у него было лишь несколько хороших учеников. Когда он умер, вместе с горестными мыслями он оставил после себя своё желание. Увы!
В это время Нёдо (10) воспользовался возможностью и стал путать людей.
Он ограбил имя мастера и коварно распространяет безумные слухи. К старым ошибкам он добавил новую: наслаждение большим богатством. Как мухи, привлечённые смрадом, многие люди собрались вокруг него. Они были подобны семье, отравленной и заражённой тяжёлым заболеванием. В конечном итоге они не могли убежать от своих тяжких грехов, и, как бегущие крысы, они вышли из традиции Фукэ. Тем не менее сегодня есть многие, кто не вылечился от этого яда. В прошлом они были отделены от истинных учений, как рыбы, которые живут в грязной бухте и не знают вкуса чистой, проточной воды. Но подобно насекомым, которые живут в густой траве и ищут открытые земли, есть так же некоторые, которые ищут правду, но пока не признают это. Это не труднее объяснять им, как не легко убеждать тех, кто не ищет истину. Поэтому я хочу раскрыть её здесь для тех, кто еще не знает. Может нужно объяснить это для тех, кто уже ищет правду? Я сделал это уже один раз ранее в «Хитори Мондо». За 20 лет, которые прошли с тех пор (11), менее чем двое или трое из десяти поняли проблемы, описанные в Мондо. Возможно со временем [поймёт] хотя бы половина.
О, как мало кто понимает путь сюгё! О, как трудно выбрать то, что имеет важное значение для достижения цели! Успешное сюгё на самом деле зависит только от ума и дыхания. Когда ум пробуждается, дыхание становится умом. Когда ум станет спокойным, дыхание станет совершенным. Этот смысл полностью проникнут Дзэн. Кроме того: относительно просветления, необходимым условием является то, что ум находится в теле, поэтому звук появится тогда, когда дыхание примет форму (13).
Ум, находящийся в теле — это ки;
Дыхание, перетекающее в форму — это звук.
В этом переводе кандзи КИ интерпретируется во второстепенном значении (конгэн) как «причина, основание, потребность» и принят относительно обеих частей фразы. Это мало влияет на обоснование эссе в целом.
Сякухати — это тело-разум, поэтому духовное дыхание собирается в нём. Действительно, как может истина не прийти сюда? Когда появляется духовное дыхание, то даже десять тысяч болезней не могут вспыхнуть. Но те, кто хочет чтобы возникло духовное дыхание, сначала должны освободиться от яда. Те, кто хочет освободиться от яда, не должны бояться головокружения, вызванного противоядием. Не уклоняйтесь от грязного звука, который возникает, когда вы дуете «великий бамбук»[«Великий бамбук» - это когда дыхание становится кисоку или духовным дыханием. - прим.пер.]. Этот звук похож на рвотное средство, которое позволяет выявить пагубную мокроту. Когда кто-то пережил подобное лечение, то, конечно, он сможет полностью достичь той стадии, когда нет никакого заболевания. Тот, кто выздоровел, так же может позволить появиться духовному дыханию. Тот, кто действительно позволил духовному дыханию появиться — достигнет стадии истинного звука (14).
Не сомневайтесь! Те, кто наиболее решителен, не боятся головокружения и после долгого сюгё достигнут истинного пути. Для тех, кто менее решителен, кто боится горьких трудностей лечения и не принимает лекарство, тому трудно избежать неверного пути. Определить тех, кто узнал о трудностях лечения и из страха не принимает лекарство можно по тому, что они любят «малый бамбук» (15).
Кто-то, подобный им, относится почтительно к духовному дыханию. Но они только играют поблизости от пути, и звук, производимый ими, подобен абсурдной болтовне (16).
Подобные им — несчастные люди, они видят только иллюзию. Держитесь подальше от подобных людей!
Трудный путь (17) отречения является необходимым условием для достижения истинного пути.
Те, кто следует простому пути (18) являются потомками злых духов.
Те, кто на трудном пути, забудут как это трудно, но те, кто на лёгком пути даже не помнят, как это просто. Решение следует искать не в уме, привязанном к реальности (19), но не в стремлении освободить себя от этой реальности (20).
Нет борьбы
Бесконечно движение
Нет остановок
Нет цели
Стань подобным тишине моря!