Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыХисамацу Фуё (久松 風陽)«Кайсэи Хоуго» (海静法語) или «Проповедь спокойного моря»

Различия

Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

books:translation:hisamatsufuyo:03kajsehixogo [2014/02/16 08:42]
Rediska
books:translation:hisamatsufuyo:03kajsehixogo [2016/02/02 14:35] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
-====== «Кайсэи Хого» (海静法語) или «Проповедь спокойного моря» ======+====== «Кайсэи Хоуго» (海静法語) или «Проповедь спокойного моря» ======
  
 ---- ----
Строка 9: Строка 9:
  
 //**1835 год**// //**1835 год**//
- 
- 
-<note important>**Текст редактируется!!!**</note> 
  
 //Это эссе было написано Хисамацу Фуё в 6ом году Бунсэи (1838 г.). Оно дошло до нас через копию Ёсида Иттё, одного из его учеников. Название означает «Проповедь спокойного моря».  //Это эссе было написано Хисамацу Фуё в 6ом году Бунсэи (1838 г.). Оно дошло до нас через копию Ёсида Иттё, одного из его учеников. Название означает «Проповедь спокойного моря». 
 Перевод с японского от доктора Андреаса Гуцвиллера был взят из его книги «Die Shakuhachi der Kinko-Schule» («Сякухати школы Кинко»),  опубликованной в «Studien zur traditionellen Musik Japans» Vol. 5, Bärenreiter, Kassel 1983// Перевод с японского от доктора Андреаса Гуцвиллера был взят из его книги «Die Shakuhachi der Kinko-Schule» («Сякухати школы Кинко»),  опубликованной в «Studien zur traditionellen Musik Japans» Vol. 5, Bärenreiter, Kassel 1983//
  
-Подлинный ум не возводит барьеры между прошлым и настоящим. Не подлиный ум разделяет всё на части. Благочестивый слушатель услышит долгий незатухающий звук ручного колокольчика основателя //Фукэ//. Обычаи в традиции //Фукэ// изменились очень сильно за 1 000 лет от момента её основания **(3)**. Прежде всего долгая связь с военными ослабила убеждения **(4)**. Увы, но может ли человек, занятый оружием следовать закону Буддизма и практике //сюгё//?+Подлинный ум не возводит барьеры между прошлым и настоящим. Не подлинный ум разделяет всё на части. Благочестивый слушатель услышит долгий незатухающий звук ручного колокольчика основателя //Фукэ//. Обычаи в традиции //Фукэ// изменились очень сильно за 1 000 лет от момента её основания [как говорят, //Фукэ// умер около 845 г. н.э.]. Прежде всего долгая связь с военными ослабила убеждения **(4)**. Увы, но может ли человек, занятый оружием следовать закону Буддизма и практике //сюгё//?
  
-<note>**(3)** Как говорят, //Фукэ// умер около 845 г. н.э.</note>+<note>**(4)** Принадлежность к традиции //Фукэ// ограничивалось законом, в котором говорилсь, что последователями могут стать только представители класса //буси//</note>
  
-<note>**(4)** Принадлежность к традиции //Фукэ// ограничивалось закономпоследователями могли стать только представители класса //буси//</note>+К счастью учение о традиции //Фукэ// не погиблоно выжило благодаря примерно 200 годам мира [имеется в виду эпоха //Эдо//].
  
-К счастью учение о традиции //Фукэ// не погибло, но выжило благодаря примерно 200 годам мира **(5)**. +Тем не менее, нет больше настоящих мастеров, и нет никого, кто бы показал истинный путь. Ложные мастера только умелые в презрении к терпению, и их ограниченное высокомерие преобладает. Поэтому они унижают статус //сякухати// в качестве инструмента веры [//хоки//]  и уничтожают ум Будды. Вот пример того, как люди войны не могут скрыть свою природу.
- +
-<note>**(5)** Имеется в виду эпоха //Эдо//</note> +
- +
-Тем не менее, нет больше настоящих мастеров, и нет никого, кто бы показал истинный путь. Ложные мастера только умелые в презрении к терпению, и их ограниченное высокомерие преобладает. Поэтому они унижают статус //сякухати// в качестве инструмента веры **(6)** и уничтожают ум Будды. Вот пример того, как люди войны не могут скрыть свою природу. +
- +
-<note>**(6)** //Хоки//</note>+
  
 Через их дурное влияние, намерение основателя //Фукэ// было искажено. Они взяли драгоценность его учения и отбросили в сторону, как если бы это были глаза рыбы **(7)**. Через их дурное влияние, намерение основателя //Фукэ// было искажено. Они взяли драгоценность его учения и отбросили в сторону, как если бы это были глаза рыбы **(7)**.
Строка 36: Строка 27:
 У них есть драгоценный камень, но он останется лежать незамеченным, как грязная галька **(8)**. У них есть драгоценный камень, но он останется лежать незамеченным, как грязная галька **(8)**.
  
-<note>**(8)** В японском оригинале в двух фразах есть вставки с //кандзи//, которых не было в рукописном оригинале. Возможно, что г-жа //Кирихара// вполне могла читать недостающие иероглифы, но промолчала об этом из скромности. Возможно, что в обоих фразах были вульгаризмы или даже нецензурные выражения. На протяжении всего эссе и в двух других теукстах //Фуё// не жалел слов.</note>+<note>**(8)** В японском оригинале в двух фразах есть вставки с //кандзи//, которых не было в рукописном оригинале. Возможно, что г-жа //Кирихара// вполне могла читать недостающие иероглифы, но промолчала об этом из скромности. Возможно, что в обоих фразах были вульгаризмы или даже нецензурные выражения. На протяжении всего эссе и в двух других текстах //Фуё// не жалел слов.</note>
  
  
Строка 62: Строка 53:
 В этом переводе //кандзи КИ// интерпретируется во второстепенном значении (//конгэн//) как «причина, основание, потребность» и принят относительно обеих частей фразы. Это мало влияет на обоснование эссе в целом.</note> В этом переводе //кандзи КИ// интерпретируется во второстепенном значении (//конгэн//) как «причина, основание, потребность» и принят относительно обеих частей фразы. Это мало влияет на обоснование эссе в целом.</note>
  
-//Сякухати// — это тело-разум, поэтому духовное дыхание собирается в нём. Действительно, как может истина не прийти сюда? Когда появляется духовное дыхание, то даже десять тысяч болезней не могут вспыхнуть. Но те, кто хочет чтобы возникло духовное дыхание, сначала должны освободиться от яда. Те, кто хочет освободиться от яда, не должны бояться головокружения, вызванного противоядием. Не уклоняйтесь от грязного звука, который возникает, когда вы дуете «великий бамбук»[//«Великий бамбук»// - это когда дыхание становится  //кисоку// или духовным дыханием.  - //прим.пер.//]. Этот звук похож на рвотное средство, которое позволяет выявить пагубную мокроту. Когда кто-то пережил подобное лечение, то, конечно, он сможет полностью достичь той стадии, когда нет никакого заболевания. Тот, кто выздоровел, так же может позволить появиться духовному дыханию. Тот, кто действительно позволил духовному дыханию появиться — достигнет стадии истинного звука **(14)**. +//Сякухати// — это тело-разум, поэтому духовное дыхание собирается в нём. Действительно, как может истина не прийти сюда? Когда появляется духовное дыхание, то даже десять тысяч болезней не могут вспыхнуть. Но те, кто хочет чтобы возникло духовное дыхание, сначала должны освободиться от яда. Те, кто хочет освободиться от яда, не должны бояться головокружения, вызванного противоядием. Не уклоняйтесь от грязного звука, который возникает, когда вы дуете «великий бамбук» [//«Великий бамбук»// - это когда дыхание становится //кисоку// или //духовным дыханием//]. Этот звук похож на рвотное средство, которое позволяет выявить пагубную мокроту. Когда кто-то пережил подобное лечение, то, конечно, он сможет полностью достичь той стадии, когда нет никакого заболевания. Тот, кто выздоровел, так же может позволить появиться духовному дыханию. Тот, кто действительно позволил духовному дыханию появиться — достигнет стадии //истинного звука// [//тэттэи-но-ото//].
- +
-<note>**(14)** //Тэттэи но ото//</note>+
  
 Не сомневайтесь! Те, кто наиболее решителен, не боятся головокружения и после долгого //сюгё// достигнут истинного пути. Для тех, кто менее решителен, кто боится горьких трудностей лечения и не принимает лекарство, тому трудно избежать неверного пути. Определить тех, кто узнал о трудностях лечения и из страха не принимает лекарство можно по тому, что они любят //«малый бамбук»// **(15)**. Не сомневайтесь! Те, кто наиболее решителен, не боятся головокружения и после долгого //сюгё// достигнут истинного пути. Для тех, кто менее решителен, кто боится горьких трудностей лечения и не принимает лекарство, тому трудно избежать неверного пути. Определить тех, кто узнал о трудностях лечения и из страха не принимает лекарство можно по тому, что они любят //«малый бамбук»// **(15)**.
Строка 72: Строка 61:
 Кто-то, подобный им, относится почтительно к духовному дыханию. Но они только играют поблизости от пути, и звук, производимый ими, подобен абсурдной болтовне **(16)**. Кто-то, подобный им, относится почтительно к духовному дыханию. Но они только играют поблизости от пути, и звук, производимый ими, подобен абсурдной болтовне **(16)**.
  
-<note>**(16)** //Фуё// использует здесь 4 иероглифа собственного изобретения. Возможность опечатки можно исключить, т. к. печатное устройство г-жи //Кирихара// воссоздало по крайней мере 2 из этих иероглифов, разделив два других на стандартные иероглифы. Все четыре иероглифа, казалось бы, намеренно непонятные, имеют однако в качестве ключа //гондэн// («речь»), поэтому они были переведены здесь, как //«абсурдная болтовня»//. Более радикальным переводом будет что-то вроде //«Бла-бла-бла»//.</note>+<note>**(16)** //Фуё// использует здесь 4 иероглифа собственного изобретения. Возможность опечатки можно исключить, т. к. печатное устройство г-жи //Кирихара// воссоздало по крайней мере 2 из этих иероглифов, разделив два других на стандартные иероглифы. Все четыре иероглифа, казалось бы, намеренно непонятные, имеют однако в качестве ключа //гондэн// («речь»), поэтому они были переведены здесь, как //«абсурдная болтовня»//. Более радикальным переводом будет что-то вроде //«Бла-бла-бла»//.</note>
  
 Подобные им — несчастные люди, они видят только иллюзию. Держитесь подальше от подобных людей! Подобные им — несчастные люди, они видят только иллюзию. Держитесь подальше от подобных людей!
  
-Трудный путь **(17)** отречения является необходимым условием для достижения истинного пути. +//Трудный путь// [или //нангё//] отречения является необходимым условием для достижения истинного пути. Те, кто следует //простому пути // [т. е. //игё//] являются потомками злых духов.
  
-<note>**(17)** //Нангё//</note>+Те, кто на трудном пути, забудут как это трудно, но те, кто на лёгком пути даже не помнят, как это просто. Решение следует искать не в уме, привязанном к реальности [//усин// противопоставляется //мусин//], но не в стремлении освободить себя от этой реальности **(20)**.
  
-Те, кто следует простому пути **(18)** являются потомками злых духов.+<note>**(20)** //Мусин//. В переводе это предложение связанно с предыдущим предложением, что означает //«выбрать лёгкий путь»// и понимается как объект. Однако, эту фразу можно понять в качестве общего замечания без конкретного объекта, аналогичного объекту.</note>
  
-<note>**(18)** //Игё//</note>+//**Нет борьбы.\\ 
 +Бесконечно движение.\\ 
 +Нет остановок.\\ 
 +Нет цели.\\ 
 +Стань подобным тишине моря!**//
  
-Текто на трудном путизабудут как это трудно, но те, кто на лёгком пути даже не помнят, как это просто. Решение следует искать не в уме, привязанном к реальности **(19)**, но не в стремлении освободить себя от этой реальности **(20)**.+Точто я сказал раньше о //сякухати// в качестве инструмента //Дзэн// было известно в различных отделениях //Дзэн//. Но учителя различных направлений отдалялись от этого, не очень уважали сутры и написанные труды читали очень редко. Поэтому следует объяснить, как/метод/способ сякухати — это инструмент Дзэн с выразительностью //муи// [принцип недеяния] и //кисоку// [духовного дыхания].
  
-<note>**(19)** //Усин// противопоставляется //мусин//</note>+Кроме того, слова //Фукэ////«завтра — это торжественное празднование в Дайхиин»// должны быть хорошо изучены. Ранее я сказал, что воины не могут отрицать свою природу. Они не боятся смерти, и они не привязаны к жизни. Когда зловещие тучи подходят, они топают на них, а когда злой ветер поднимается, они разбивают его на куски **(23)**.
  
-<note>**(20)** //Мусин//. В переводе это предложение связанно с предыдущим предложением, что означает //«выбрать лёгкий путь»// и понимается как объект. Однакоэту фразу можно понять в качестве общего замечания без конкретного объектааналогичного объекту.</note>+<note>**(23)** Этот отрывок означает, что воины склонны поддерживать абсурдные «решения» всех проблемкоторые возникаютподобно «топанью на облака» и «сокрушению ветра»</note>
  
-//**Нет борьбы\\ +Не следует уклоняться от испытаний на трудном пути. Тогда каждый признает, что так же с изображением топающих на облака должны применяться слова //Фукэ// //«ударить свет-тьму»// **(24)**.
-Бесконечно движение\\ +
-Нет остановок\\ +
-Нет цели\\ +
-Стань подобным тишине моря!**//+
  
-То, что я сказал раньше о //сякухати// в качестве инструмента //Дзэн// было известно в различных отделениях //Дзэн//Но учителя различных направлений отдалялись от этого, не очень уважали сутры и написанные труды читали очень редкоПоэтому следует объяснить, как/метод/способ сякухати — это инструмент Дзэн с выразительностью //муи// **(21)** и //кисоку// **(22)**.+<note>**(24)** Это означает, что так же в случае с «топаньем на облака» (проблемы, решаемые ложно, те. путём насилия) двойственное сужение реальности («светлое — тёмное») остаётся нерешённым. В дальнейшем Фуё выражает это противоречие как «светлый — тёмный дождь» которая не может замкнуться на себеСлова //«свет — тьма — удар»// - из поговорки, которую приписывают //Фукэ//</note>
  
-<note>**(21)** //Муи// (無為) — принцип недеянияилиточнее, принцип не целенаправленной деятельности</note>+Путь бамбука появился в Китае и пришёл в нашу страну позже. Тот, кто хочет понять основателя //Фукэ//, и стремится к истине, не может больше понять путь бамбука. Что можно тогда сделать, чтобы признать это? Только есть очень мало написано и ни одного светлого слова.
  
-<note>**(22)** Духовное дыхание</note>+Например, эти два высказывания: «в трёх существованиях **(25)** всё самое важное — это соединение бесконечного и удивительного» и «голос морали класса солдат **(26)** является соединением пяти элементов **(27)** и пяти добродетелей **(28)**» - не что иное, как иллюзия //юи// **(29)**.
  
-Кроме того, слова //Фукэ//: //«завтра — это торжественное празднование в Дайхиин»// должны быть хорошо изучены. Ранее я сказал, что воины не могут отрицать свою природу. Они не боятся смерти, и они не привязаны к жизни. Когда зловещие тучи подходят, они топают на них, а когда злой ветер поднимается, они разбивают его на куски **(23)**.+<note>**(25)** Существование прошлого, настоящего и будущего.
  
-<note>**(23)** Этот отрывок означает, что воины склонны поддерживать абсурдные «решения» всех проблемкоторые возникают, подобно «топанью на облака» и «сокрушению ветра»</note>+**(26)** //Будо// или //бусидо//, «путь воина» или класс этики  воина (//самурая//). Вполне возможно, что это выражение - //«будо онсэи»// (//«Голос этики класса солдат»//) относится к //сякухати// так жекак игра //сякухати/изначально была ограничена представителями этого класса. 
  
-Не следует уклоняться от испытаний на трудном путиТогда каждый признаетчто так же с изображением топающих на облака должны применяться слова //Фукэ// //«ударить свет-тьму»// **(24)**.+**(27)** Дерево, огонь, вода, земля и металл. 
 + 
 +**(28)** Справедливостьманеры, мудрость, верность, милосердие. 
 + 
 +**(29)** //Юи// - это дополнение к ранее упомянутому [принципу] //муи//, принципу целенаправленной деятельности. Таким образом, оба выражения характеризуют иллюзии мира намерений и целенаправленной деятельности. 
 +</note> 
 + 
 +Эти выражения являются заблуждениями и выдумками и ничего не объясняют. Они не приносят даже немного понимания. Но представители традиции //Фукэ//, которые любят эти изречения — не являются немногими, и соответственно, они не практикуют //сюгё//. Сегодня мы действительно достигли конца времён **(30)**. 
 + 
 +<note>**(30)** См. подобные заключительные слова из //«Хитори Котоба»// - http://shakuhachi.ru/books:translation:hisamatsufuyo:01xitorikotoba</note> 
 + 
 +Учение основателя //Фукэ// и путь, переданный им, тем не менее, должны претворить в жизнь своё величие и значимость. 
 + 
 +//Соку// **(31)**
 + 
 +<note>**(31)** //Фуё//, видимо, часто использовал //соку// или «дыхание», в качестве заключительного восклицания, подобно тому, как //Ринзай// использовал //«кацу!»//</note> 
 + 
 +**//Глубокомысленные разговоры не более, чем просто много слов и фальшивые ноты.\\ 
 +Это дутьё звучит подобно десяти тысячам воющих собак.\\ 
 +Ни в одной из пещер вы не сможете спастись от светло-тёмного дождя.\\ 
 +Кто полностью понимает бесстрашного основателя Фукэ?//** **(33)**  
 + 
 +<note>**(33)** Эти 4 строки написаны в китайском стиле, каждая из которых состоит из 7ми иероглифов и являются заключением этого эссе</note>
  
-<note>**(24)** Это означает, что так же в случае с «топаньем на облака» (проблемы, решаемые ложно, т. е. путём насилия) двойственное сужение реальности («светлое — тёмное») остаётся нерешённым. В дальнейшем Фуё выражает это противоречие как «светлый — тёмный дождь» которая не может замкнуться на себе. Слова //«свет — тьма — удар»// - из поговорки, которую приписывают //Фукэ//</note>+Первый месяц девятого года Тэмпо (1838 г.)\\ 
 +Тикуин Фуё **(34)** Сэи
  
 +<note>**(34)** //Тикуин фуё// так же можно прочитать, как //«Бамбук — это инь; ветер — это янь»//</note>
  
-<note important>Текст редактируется!!!</note> 
books/translation/hisamatsufuyo/03kajsehixogo.txt · Последние изменения: 2016/02/02 14:35 (внешнее изменение) · В данный момент заблокирован: 3.147.48.116
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыХисамацу Фуё (久松 風陽)«Кайсэи Хоуго» (海静法語) или «Проповедь спокойного моря»