Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыАлквин Рюдзэн РамосПрактика Сякухати

Это старая версия документа!


Практика сякухати

Текст редактируется!

Источник: http://alcvin.ca/ryuzen/playing-tips/

Любой может играть на сякухати!

Сякухати могут изучать люди из разных слоёв общества: философы, художники, врачи, юристы, домохозяйки, секретари, медсёстры, пожарные, полицейские, выпускники школы. Мотивация каждого человека, обучающегося игре на сякухати – разная и зависит от желания узнать хорошую форму медитации или желания изучать форму традиционного японского искусства.

Изучение сякухати – это то, что вы об этом думаете. Мир сякухати – глубок и широк. Вы можете пойти путём чисто музыкальным и интеллектуальным, или же вы можете погрузиться в глубокие сферы развития медитации и духовности. Каждый обучающийся сохраняет контроль над своим индивидуальным уровнем подготовки. От сякухати могут получать удовольствие и исполнитель и слушатель; но для того, чтобы понять сякухати нужно держать инструмент и дышать в него. Вы должны прислушиваться к звукам природы, потому что она будет постоянно предоставлять вам различные ощущения и стимул для изучения традиционных пьес. В процессе обучения стремитесь всегда держать разум открытым. От этого ваша техника будет становиться всё более разнообразной и приобретёт новый смысл.

Самое трудное для начинающего ученика – преодоление первого ощущения, что он недостаточно «хорошо» играет. Это ошибочное мышление. Сякухати – это путь большого смирения. Требуется большое смирение и способность отпустить то многое, что человек узнал в прошлом, и открыть для себя много нового и другой путь. Мы должны заново научиться дышать, слушать, сидеть и двигаться. Это может быть самый сложный, и, пожалуй, самый приятный опыт. Познание чего-то само по себе никогда не приходит быстро. Для того, чтобы создать утончённую пьесу требуется много времени, осознание сякухати требует годы обучения.

Уход за сякухати

Для того, чтобы сохранить бамбуковую сякухати в хорошем состоянии за ней нужен дополнительный уход. Важно постоянно сохранить умеренные влажность и температуру чтобы уменьшить вероятность растрескивания флейты. Всегда чистите внутреннюю поверхность сякухати после сеанса игры. Если флейта треснула, не паникуйте! Сделать её ремонт довольно легко. Если у вас нет опыта в ремонте, то лучше вернуть её исходному производителю или человеку, авторитетному в ремонте сякухати.

Когда вы не используете флейту, храните утагучи (край на который мы дуем воздух) защищенным для предотвращения его повреждений. В более сухом климате держите флейту в полиэтиленовом пакете вместе со слегка влажной тряпочкой, находящейся возле флейты чтобы помочь сохранить влажность стабильной. Растрескивание бамбука происходит, когда случается резкое изменение температуры и влажности. Поэтому НИКОГДА не кладите сякухати рядом с нагревательными приборами, камином, в течении длительного времени не держите её в багажнике нагретого автомобиля или на стене, на которую попадают летние прямые солнечные лучи. Кроме того, никогда не оставляйте сякухати в холодном сухом месте, например в гараже или деревянном сарае. Это приведет к значительному повышению шансов на растрескивание из-за резкой перемены температуры и влажности. Позаботьтесь о соей сякухати!

Ро-буки или практика Длинный Тонов для сякухати

РО – это первая нота сякухати, когда все пальцевые отверстия закрыты. «Буки» происходит от глагола «фуку», который переводится как «дуть» (吹く [fuku] 1) дуть; выдувать). Таким образом «РО-буки» означает «дуть РО». Практика РО-буки, в частности в положении Оцу-но-РО (т.е. РО в нижней октаве) в качестве отправной точки в игре на сякухати очень важно. Она готовит амбушюр к обязательным требованиям музыки. Существуют различные формы РО-буки, которые можно практиковать для развития дыхательной техники и динамики (ПРИМЕЧАНИЕ: Важно сохранить устойчивую высоту тона без каких-либо техник вибрато).

Ниже приведены некоторые упражнения, которыми я занимался на протяжении многих лет, а так же их можно выполнять со всеми остальными тонами сякухати. Дышите через нос и рот пока тело расслаблено и толкайте воздух вниз живота. Выдох должен быть напористый. Если вы чувствуете, что ваши плечи идут вверх, опустите их вниз, и воздух должен спуститься к вашей диафрагме. В конце игры вашей ноты вытолкните из лёгких настолько много воздуха, на сколько вы можете.

  1. «Саса-буки» (篠 [sasa] - низкорослый бамбук "саза"; «Sasa-buki» - бамбуковое дыхание): начинается как можно тише, постепенно звук играется всё громче и громче, а затем медленно переходит в ничто.
  2. «Кусаби-буки» (楔 [kusabi] - клин; «Kusabi-buki» - клиновидное дыхание): начинается с сильного мураики (muraiki) и постепенно переходит в ничто. Обратное (или «Санкаку-буки» - треугольное дыхание; 三角 [sunkaku] – треугольник): начинается как можно тише и увеличивается звук до мураики.
  3. «Киосуи» («Kyosui»): по аналогии с «кусаби-буки», но начинается с более естественного выдоха в начале и постепенно и осторожно уходит в небытие, акцентируя молчание в конце.
  4. «Цудзуми» (鼓 [tsuzumi] цудзуми (японский барабан в форме песочных часов, для игры пальцами); «Tsuzumi»): резкий, взрывной выдох (например, мураики) и затихание звука почти полностью, а затем опять мураики.
  5. Регулируемая громкость: играйте каждую ноту настолько тихо, насколько это возможно. Это является особенно сложной задачей в верхних регистрах. Не используйте куби-фури (首振 [ kubifuri] – качание головой) или дыхание вибрато, как в западной игре на флейте, при этом сохраняйте длинный тон.

Более подробно о типах дыхания можно прочитать на сайте Сякухати - зеркало сознания

Дополнительные упражнениями

Практика каждой ноты в течении 5 мин. Вплоть до пентатоники в каждой октаве — это хорошая часовая практика.

Чтобы развить сильный звук, представьте себе, что в то время, когда вы дуете, у вас во тру шар от пинг-понга. Убедитесь, что дуете «кари» должным образом. Дуя в правильном положении очень важно получить правильную высоту тона. Это является распространённой ошибкой у новичков, когда они дуют слишком в мэри (скучно).

Играйте на флейтах разной длины от 1.3 до 3.0.

Практикуйте сякухати в разных ситуациях, таких, как публичная игра на улицах или практика длинных тонов стоя лицом к ветру, поможет вам стать лучшим игроком. Это поможет вам развить лёгкость и релаксацию, контроль над разумом и телом, и сделает вас лучшим игроком.

Будьте всегда внимательными к вашему здоровью: правильное питайтесь и выполняйте оздоровительные физические и психологические упражнения. Делайте хорошую разминку перед игрой, это очень важно, не стоит этим пренебрегать. Если ваше тело и ум не работают должным образом, то ваш опыт сякухати будет страдать. Заботьтесь о себе!

Максимизация вашего звука

Продолжение следует!

books/translation/alcvin_ryuzen_ramos/practice_shakuhachi.1333151653.txt.gz · Последние изменения: 2016/02/02 14:02 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыАлквин Рюдзэн РамосПрактика Сякухати