Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыАлквин Рюдзэн РамосПрактика Сякухати

Практика Сякухати


Источник: http://alcvin.ca/ryuzen/playing-tips/

Перевод: М.Наталья


Любой может играть на Сякухати!

Сякухати могут изучать люди из разных слоёв общества: философы, художники, врачи, юристы, домохозяйки, секретари, медсёстры, пожарные, полицейские, выпускники школы. Мотивация каждого человека, обучающегося игре на сякухати – разная и зависит от желания узнать хорошую форму медитации, или желания изучать форму традиционного японского искусства.

Изучение сякухати – это то, что вы об этом думаете. Мир сякухати – глубок и широк. Вы можете пойти путём чисто музыкальным и интеллектуальным, или же вы можете погрузиться в глубокие сферы развития медитации и духовности. Каждый обучающийся сохраняет контроль над своим индивидуальным уровнем подготовки. От сякухати могут получать удовольствие и исполнитель и слушатель; но для того, чтобы понять сякухати нужно держать [в руках] инструмент и дышать в него. Вы должны прислушиваться к звукам природы, потому что она будет постоянно предоставлять вам различные ощущения и стимулировать к изучению традиционных пьес. В процессе обучения стремитесь всегда держать разум открытым. От этого ваша техника будет становиться всё более разнообразной и приобретёт новый смысл.

Самое трудное для начинающего ученика – преодоление первого ощущения, что он недостаточно «хорошо» играет. Это ошибочное мышление. Сякухати – это путь большого смирения. Требуется большое смирение и способность отпустить то многое, что человек узнал в прошлом, и открыть для себя много нового и другой путь. Мы должны заново научиться дышать, слушать, сидеть и двигаться. Это может быть самый сложный, и, пожалуй, самый приятный опыт. Познание чего-то само по себе никогда не приходит быстро. Для того, чтобы создать утончённую пьесу требуется много времени, осознание сякухати требует годы обучения.

Уход за Сякухати

Для того, чтобы сохранить бамбуковую сякухати в хорошем состоянии за ней нужен дополнительный уход. Важно постоянно сохранять умеренную влажность и умеренную температуру чтобы уменьшить вероятность растрескивания флейты. Всегда чистите внутреннюю поверхность сякухати после сеанса игры. Если флейта треснула, не паникуйте! Сделать её ремонт довольно легко. Если у вас нет опыта в ремонте, то лучше вернуть её исходному производителю или человеку, авторитетному в ремонте сякухати.

Когда вы не используете флейту, храните утагути (край на который мы дуем воздух) защищенным для предотвращения его повреждений. В более сухом климате держите флейту в полиэтиленовом пакете вместе со слегка влажной тряпочкой, находящейся возле флейты, чтобы помочь сохранить влажность стабильной. Растрескивание бамбука происходит, когда случается резкое изменение температуры и влажности. Поэтому НИКОГДА не кладите сякухати рядом с нагревательными приборами или камином, в течении длительного времени не держите её в багажнике нагретого автомобиля или на стене, на которую попадают летние прямые солнечные лучи. Кроме того, никогда не оставляйте сякухати в холодном сухом месте, например в гараже или деревянном сарае. Это приведет к значительному повышению шансов на растрескивание из-за резкой перемены температуры и влажности. Позаботьтесь о соей сякухати!

РО-буки или практика Длинный Тонов для Сякухати

РО – это первая нота сякухати, когда все пальцевые отверстия закрыты. «Буки» происходит от глагола «фуку», который переводится как «дуть» (吹く - дуть; выдувать). Таким образом «РО-буки» означает «дуть РО». Практика РО-буки, в частности в положении Оцу-но-РО (т.е. РО в нижней октаве) в качестве отправной точки в игре на сякухати очень важно. Оно готовит амбушюр к обязательным требованиям музыки. Существуют различные формы РО-буки, которые можно практиковать для развития дыхательной техники и динамики.

ПРИМЕЧАНИЕ: Важно сохранить устойчивую высоту тона без каких-либо техник вибрато!

Ниже приведены некоторые упражнения, которыми я занимался на протяжении многих лет, а так же их можно выполнять со всеми остальными тонами сякухати. Дышите через нос и рот пока тело расслаблено и толкайте воздух носом живота. Выдох должен быть напористый. Если вы чувствуете, что ваши плечи идут вверх, опустите их вниз, и воздух должен спуститься к вашей диафрагме. В конце игры вашей ноты вытолкните из лёгких настолько много воздуха, на сколько вы можете.

  1. «Саса-буки» (篠 - низкорослый бамбук "саза"; «Саса-буки» - бамбуковое дыхание): начинается как можно тише, постепенно звук играется всё громче и громче, а затем медленно переходит в небытие.
  2. «Кусаби-буки» (楔 - клин; «Кусаби-буки» - клиновидное дыхание): начинается с сильного мураики и постепенно переходит в небытие. Обратное (или «Санкаку-буки» - треугольное дыхание; 三角 – треугольник): начинается как можно тише и увеличивается звук до мураики.
  3. «Киосуи»: по аналогии с «кусаби-буки», но начинается с более естественного выдоха в начале и постепенно и осторожно уходит в небытие, акцентируя молчание в конце.
  4. «Цудзуми»: (鼓 - японский барабан в форме песочных часов, для игры пальцами); резкий, взрывной выдох (например, мураики) и затихание звука почти полностью, а затем опять мураики.
  5. Регулируемая громкость: играйте каждую ноту настолько тихо, насколько это возможно. Это является особенно сложной задачей в верхних регистрах. Не используйте куби-фури (首振 – качание головой) или дыхание вибрато, как в западной игре на флейте, при этом сохраняйте длинный тон.

Более подробно о типах дыхания можно прочитать на сайте Сякухати - зеркало сознания

Дополнительные упражнения

  • Практика каждой ноты в течении 5 мин. Вплоть до пентатоники в каждой октаве — это хорошая часовая практика.
  • Чтобы развить сильный звук, представьте себе, что в то время, когда вы дуете, у вас во тру шар от пинг-понга. Убедитесь, что дуете «кари» должным образом. Дуя в правильном положении очень важно получить правильную высоту тона. Это является распространённой ошибкой у новичков, когда они дуют слишком в мэри (в бемоль).
  • Играйте на флейтах разной длины от 1.3 до 3.0.
  • Практикуйте сякухати в разных ситуациях, таких, как публичная игра на улицах или практика длинных тонов стоя лицом к ветру, поможет вам стать лучшим игроком. Это поможет вам развить лёгкость и релаксацию, контроль над разумом и телом, и сделает вас лучшим игроком.
  • Будьте всегда внимательными к вашему здоровью: правильное питайтесь и выполняйте оздоровительные физические и психологические упражнения. Делайте хорошую разминку перед игрой, это очень важно, не стоит этим пренебрегать. Если ваше тело и ум не работают должным образом, то ваш опыт сякухати будет страдать. Заботьтесь о себе!

Максимизация вашего звука

Максимальное использование звука занимает много времени и убедительной практики. У большинства игроков вначале игре на сякухати присутствует естественная тенденция дуть мэри, и возможно новички дуют 50/50 или еще больше выдувают воздуха на нижний край, вниз, в свою флейту. На самом деле цель состоит в том, чтобы приблизиться к тому, что 20% выдувается внутрь флейты, а 80% - поверх. Таким образом, по сути, мы дуем больше в «кари».

ПРИМЕЧАНИЕ: В мире сякухати, «кари» понимается, как нормальное первое положение, а так же играется четче по сравнению с другими нотами.

Это очень важно для создания желаемого эффекта. Это означает, что вы дуете поверх больше, чем внутрь флейты. Вы можете использовать папиросную бумагу, наклеенную на передний край флейты и наблюдать, сколько воздуха вы дуете через флейту. Мало того, что вам нужно выдувать кари, но еще и губы должны быть расслабленны и контролируемы. Выдувая кари выполняйте две вещи:

  1. Делайте больше пространства между губами и утагути для воздуха в достижении его эффективного разделения между краями.
  2. Большее расстояние между губами и краем упрощает переход к положению мэри.

Брать хорошо мэри очень важно, поскольку большинство людей вырабатывает привычку дуть в мэри или в бемоль, или очень много внутрь флейты. Некоторые ученики отмечали, что они пытались дуть больше кари, но чувствовали, что они получают слишком много ветреных призвуков и обертонов. Мой совет: не воспринимайте ветреный звук как отрицательный. Он является частью эстетики сякухати. Но как только ваш амбушюр становится более развитым, можно выдувать кари с идеальной высотой тона минимизируя ветреный звук. Научитесь контролировать все аспекты вашего звукового воспроизведения. Стремитесь дуть ближе к краю, чтобы избавиться от ветреного звука. Дуйте больше мэри, тем самым ограничивая диапазон движения. Кроме того, полость рта должна быть большой. Зубы должны быть слегка расставлены. Гортань должна быть широко открытой, не зажатой, не жёсткой. Сякухати мастер Ямагути Горо рекомендует держать внутреннюю полость рта открытой, потому что это играет большую роль в воспроизведении хорошего звука. В дополнении к контролю, развивайте амбушюр во время выдувания большего кари, воздух должен выходить из диафрагмы.

С другой стороны если вы будете идти этим путём, то возможно, вам придётся изменить свою флейту. Во время, когда я только начинал играть, я дул больше в положении мэри. Моя флейта 2.4 в таком положении тогда выдавала 440 Гц. Когда я стал играть в правильном положении кари, моя флейта стала по звучанию более диезной (443 Гц или около того). Поэтому я сразу послал флейту к производителю, и он прибавил к моей флейте около полдюйма, чтобы сбалансировать её с моей теперешней игрой в кари. Я также провёл некоторую работу над углом наклона подбородка для лучшего положения кари. Как только я смог играть с учетом полученных знаний, мой опыт сякухати значительно расширился.

Игра на дзинаси (хоттику) или игра на Дзиари

Эта тема, как я думаю, должна обсуждаться больше по отношению к игре на сякухати. Воспроизведение звука на хоттику (так же известной, как дзинаси сякухати) – это совсем другой подход по сравнению с сякухати. Прежде всего хоттику ближе к первоначальному состоянию бамбука, в отличие от современных сякухати, выровненных дзи, с очищенным каналом. У неё большее сопротивление воздуха, следовательно, для того, чтобы на ней играть нужен более мягкий, более концентрированный способ выдувания. Кроме того, в связи с неправильностью канала необходимо больше чувствительности для управления высотой тона. Конечно, можно настроить бамбук под себя путём коррекции внутренней площади канала флейты. В конце концов, умение человека играть является конечным определением опыта хоттику. Вы можете добавить немного дзи и уруси, чтобы настроить её и получить звучание, близкое к сякухати. Но среди любителей хоттику состояние, близкое к исходному, в пределах разумного, является более предпочтительным. Вставка материала с острым краем в утагути сделает звук флейты ярче и понятнее. Но предпочитая большому звуку силу хоттику, лежащую в её акцентах на спокойствии, тишине и, зачастую, в сложно-составном звуке, который сознательно (или бессознательно) достигается тогда, когда у вас есть контроль над амбушюром и телом. Прослушивание флейты в маленьком уютном пространстве — это тонко впечатляющий и красивый опыт. Кроме того, я считаю, что хоттику и сякухати симбиотически связаны, когда игра на одном [инструменте] усиливает игру на другом. Поэтому я поощряю практику в обоих стилях для расширения понимания сякухати.

Я чувствую, что играю на хоттику с осознанием высоты тона и широкого спектра тоновой окраски. Основываясь на своём опыте я считаю, что хоттику (даже больше, чем дзиари сякухати) изменяет бамбук и/или моё тело день ото дня всё больше заметней.

Всё вышесказанное будет справедливо, даже если вы играете на хоттику не попадая в высоту тона, в простой форме, даже если вы только научились получать из неё звук, но играете от сердца, это по прежнему заставляет меня сильно переживать, что хорошо. Будьте самими собой, простота и неприукрашенность — это истинная красота. Это настоящее сердце сякухати.

Перенесено на новый сайт

books/translation/alcvin_ryuzen_ramos/practice_shakuhachi.txt · Последние изменения: 2016/02/02 14:35 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыАлквин Рюдзэн РамосПрактика Сякухати