Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыАлквин Рюдзэн РамосПрактика Сякухати

Различия

Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

books:translation:alcvin_ryuzen_ramos:practice_shakuhachi [2012/03/31 04:01]
Rediska [Ро-буки или практика Длинный Тонов для сякухати]
books:translation:alcvin_ryuzen_ramos:practice_shakuhachi [2016/02/02 14:35] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
-====== Практика сякухати ====== +====== Практика Сякухати ====== 
- +----
-<note>Текст редактируется!</note> +
 //Источник: [[http://alcvin.ca/ryuzen/playing-tips/]]// //Источник: [[http://alcvin.ca/ryuzen/playing-tips/]]//
  
-===== Любой может играть на сякухати! =====+Перевод: [[users:rediska|М.Наталья]] 
 +---- 
 +===== Любой может играть на Сякухати! =====
  
-Сякухати могут изучать люди из разных слоёв общества: философы, художники, врачи, юристы, домохозяйки, секретари, медсёстры, пожарные, полицейские, выпускники школы. Мотивация каждого человека, обучающегося игре на сякухати – разная и зависит от желания узнать хорошую форму медитации или желания изучать форму традиционного японского искусства.+//Сякухати// могут изучать люди из разных слоёв общества: философы, художники, врачи, юристы, домохозяйки, секретари, медсёстры, пожарные, полицейские, выпускники школы. Мотивация каждого человека, обучающегося игре на //сякухати// – разная и зависит от желания узнать хорошую форму медитацииили желания изучать форму традиционного японского искусства.
  
-Изучение сякухати – это то, что вы об этом думаете. Мир сякухати – глубок и широк. Вы можете пойти путём чисто музыкальным и интеллектуальным, или же вы можете погрузиться в глубокие сферы развития медитации и духовности. Каждый обучающийся сохраняет контроль над своим индивидуальным уровнем подготовки. От сякухати могут получать удовольствие и исполнитель и слушатель; но для того, чтобы понять сякухати нужно держать инструмент и дышать в него. Вы должны прислушиваться к звукам природы, потому что она будет постоянно предоставлять вам различные ощущения и стимул для изучения традиционных пьес. В процессе обучения стремитесь всегда держать разум открытым. От этого ваша техника будет становиться всё более разнообразной и приобретёт новый смысл.+Изучение //сякухати// – это то, что вы об этом думаете. Мир //сякухати// – глубок и широк. Вы можете пойти путём чисто музыкальным и интеллектуальным, или же вы можете погрузиться в глубокие сферы развития медитации и духовности. Каждый обучающийся сохраняет контроль над своим индивидуальным уровнем подготовки. От //сякухати// могут получать удовольствие и исполнитель и слушатель; но для того, чтобы понять //сякухати// нужно держать [в руках] инструмент и дышать в него. Вы должны прислушиваться к звукам природы, потому что она будет постоянно предоставлять вам различные ощущения и стимулировать к изучению традиционных пьес. В процессе обучения стремитесь всегда держать разум открытым. От этого ваша техника будет становиться всё более разнообразной и приобретёт новый смысл.
  
-Самое трудное для начинающего ученика – преодоление первого ощущения, что он недостаточно «хорошо» играет. Это ошибочное мышление. Сякухати – это путь большого смирения. Требуется большое смирение и способность отпустить то многое, что человек узнал в прошлом, и открыть для себя много нового и другой путь. Мы должны заново научиться дышать, слушать, сидеть и двигаться. Это может быть самый сложный, и, пожалуй, самый приятный опыт. Познание чего-то само по себе никогда не приходит быстро. Для того, чтобы создать утончённую пьесу требуется много времени, осознание сякухати требует годы обучения.+Самое трудное для начинающего ученика – преодоление первого ощущения, что он недостаточно «хорошо» играет. Это ошибочное мышление. //Сякухати//  – это путь большого смирения. Требуется большое смирение и способность отпустить то многое, что человек узнал в прошлом, и открыть для себя много нового и другой путь. Мы должны заново научиться дышать, слушать, сидеть и двигаться. Это может быть самый сложный, и, пожалуй, самый приятный опыт. Познание чего-то само по себе никогда не приходит быстро. Для того, чтобы создать утончённую пьесу требуется много времени, осознание //сякухати// требует годы обучения.
  
-===== Уход за сякухати =====+===== Уход за Сякухати =====
  
-Для того, чтобы сохранить бамбуковую сякухати в хорошем состоянии за ней нужен дополнительный уход. Важно постоянно сохранить умеренные влажность и температуру чтобы уменьшить вероятность растрескивания флейты. Всегда чистите внутреннюю поверхность сякухати после сеанса игры. Если флейта треснула, не паникуйте! Сделать её ремонт довольно легко. Если у вас нет опыта в ремонте, то лучше вернуть её исходному производителю или человеку, авторитетному в ремонте сякухати.+Для того, чтобы сохранить бамбуковую //сякухати// в хорошем состоянии за ней нужен дополнительный уход. Важно постоянно сохранять умеренную влажность и умеренную температуру чтобы уменьшить вероятность растрескивания флейты. Всегда чистите внутреннюю поверхность //сякухати// после сеанса игры. Если флейта треснула, не паникуйте! Сделать её ремонт довольно легко. Если у вас нет опыта в ремонте, то лучше вернуть её исходному производителю или человеку, авторитетному в ремонте //сякухати//.
  
-Когда вы не используете флейту, храните утагучи (край на который мы дуем воздух) защищенным для предотвращения его повреждений. В более сухом климате держите флейту в полиэтиленовом пакете вместе со слегка влажной тряпочкой, находящейся возле флейты  чтобы помочь сохранить влажность стабильной. Растрескивание бамбука происходит, когда случается резкое изменение температуры и влажности. Поэтому НИКОГДА не кладите сякухати рядом с нагревательными приборамикамином, в течении длительного времени не держите её в багажнике нагретого автомобиля или на стене, на которую попадают летние прямые солнечные лучи. Кроме того, никогда не оставляйте сякухати в холодном сухом месте, например в гараже или деревянном сарае. Это приведет к значительному повышению шансов на растрескивание из-за резкой перемены температуры и влажности. Позаботьтесь о соей сякухати!  +Когда вы не используете флейту, храните утагути (край на который мы дуем воздух) защищенным для предотвращения его повреждений. В более сухом климате держите флейту в полиэтиленовом пакете вместе со слегка влажной тряпочкой, находящейся возле флейты чтобы помочь сохранить влажность стабильной. Растрескивание бамбука происходит, когда случается резкое изменение температуры и влажности. Поэтому НИКОГДА не кладите //сякухати// рядом с нагревательными приборами или камином, в течении длительного времени не держите её в багажнике нагретого автомобиля или на стене, на которую попадают летние прямые солнечные лучи. Кроме того, никогда не оставляйте //сякухати// в холодном сухом месте, например в гараже или деревянном сарае. Это приведет к значительному повышению шансов на растрескивание из-за резкой перемены температуры и влажности. Позаботьтесь о соей //сякухати//!
  
-===== Ро-буки или практика Длинный Тонов для сякухати =====+===== РО-буки или практика Длинный Тонов для Сякухати =====
  
 {{ :books:translation:alcvin_ryuzen_ramos:robuki.jpg?150|}} {{ :books:translation:alcvin_ryuzen_ramos:robuki.jpg?150|}}
  
-РО – это первая нота сякухати, когда все пальцевые отверстия закрыты. «Буки» происходит от глагола «фуку», который переводится как «дуть» **(吹く [fuku] - дуть; выдувать)**. Таким образом «РО-буки» означает «дуть РО». Практика РО-буки, в частности в положении Оцу-но-РО (т.е. РО в нижней октаве) в качестве отправной точки в игре на сякухати очень важно. Она готовит амбушюр к обязательным требованиям музыки. Существуют различные формы РО-буки, которые можно практиковать для развития дыхательной техники и динамики +РО – это первая нота //сякухати//, когда все пальцевые отверстия закрыты. //«Буки»// происходит от глагола //«фуку»//, который переводится как //«дуть»// **(吹く - дуть; выдувать)**. Таким образом //«РО-буки»// означает //«дуть РО»//. Практика //РО-буки//, в частности в положении //Оцу-но-РО// (т.е. //РО// в нижней октаве) в качестве отправной точки в игре на //сякухати// очень важно. Оно готовит амбушюр к обязательным требованиям музыки. Существуют различные формы //РО-буки//, которые можно практиковать для развития дыхательной техники и динамики
  
-<note tip>ПРИМЕЧАНИЕ: Важно сохранить устойчивую высоту тона без каких-либо техник вибрато.</note>+<note>ПРИМЕЧАНИЕ: Важно сохранить устойчивую высоту тона без каких-либо техник вибрато!</note>
  
-Ниже приведены некоторые упражнения, которыми я занимался на протяжении многих лет, а так же их можно выполнять со всеми остальными тонами сякухати.  Дышите через нос и рот пока тело расслаблено и толкайте воздух вниз живота. Выдох должен быть напористый. Если вы чувствуете, что ваши плечи идут вверх, опустите их вниз, и воздух должен спуститься к вашей диафрагме. В конце игры вашей ноты вытолкните из лёгких настолько много воздуха, на сколько вы можете.+Ниже приведены некоторые упражнения, которыми я занимался на протяжении многих лет, а так же их можно выполнять со всеми остальными тонами //сякухати//.  Дышите через нос и рот пока тело расслаблено и толкайте воздух носом живота. Выдох должен быть напористый. Если вы чувствуете, что ваши плечи идут вверх, опустите их вниз, и воздух должен спуститься к вашей диафрагме. В конце игры вашей ноты вытолкните из лёгких настолько много воздуха, на сколько вы можете.
  
-  - **«Саса-буки» (篠 [sasa] - низкорослый бамбук "саза"; «Sasa-buki» - бамбуковое дыхание)**: начинается как можно тише, постепенно звук играется всё громче и громче, а затем медленно переходит в ничто+  - **«Саса-буки» (篠  - низкорослый бамбук "саза"; //«Саса-буки»// - бамбуковое дыхание)**: начинается как можно тише, постепенно звук играется всё громче и громче, а затем медленно переходит в небытие
-  - **«Кусаби-буки» (楔 [kusabi] -  клин; «Kusabi-buki» - клиновидное дыхание)**: начинается с сильного мураики (muraiki) и постепенно переходит в ничто. Обратное (или «Санкаку-буки» - треугольное дыхание;  三角 [sunkaku] – треугольник): начинается как можно тише и увеличивается звук до мураики. +  - **«Кусаби-буки» (楔 -  клин; //«Кусаби-буки»// - клиновидное дыхание)**: начинается с сильного //мураики// и постепенно переходит в небытие. Обратное (или **//«Санкаку-буки»// - треугольное дыхание;  三角 – треугольник**): начинается как можно тише и увеличивается звук до //мураики//
-  - **«Киосуи» («Kyosui»)**: по аналогии с «кусаби-буки», но начинается с более естественного выдоха в начале и постепенно и осторожно уходит в небытие, акцентируя молчание в конце. +  - **«Киосуи»**: по аналогии с //«кусаби-буки»//, но начинается с более естественного выдоха в начале и постепенно и осторожно уходит в небытие, акцентируя молчание в конце. 
-  - **«Цудзуми» (鼓 [tsuzumi] цудзуми (японский барабан в форме песочных часов, для игры пальцами); «Tsuzumi»)**резкий, взрывной выдох (например, мураики) и затихание звука почти полностью, а затем опять мураики. +  - **«Цудзуми»(鼓 японский барабан в форме песочных часов, для игры пальцами); ** резкий, взрывной выдох (например, //мураики//) и затихание звука почти полностью, а затем опять //мураики//
-  - **Регулируемая громкость**: играйте каждую ноту настолько тихо, насколько это возможно. Это является особенно сложной задачей в верхних регистрах. Не используйте куби-фури (首振 [ kubifuri] – качание головой) или дыхание вибрато, как в западной игре на флейте, при этом сохраняйте длинный тон.+  - **Регулируемая громкость**: играйте каждую ноту настолько тихо, насколько это возможно. Это является особенно сложной задачей в верхних регистрах. Не используйте //куби-фури// (**首振 – качание головой**) или дыхание вибрато, как в западной игре на флейте, при этом сохраняйте длинный тон.
  
 <note>Более подробно о типах дыхания можно прочитать на сайте [[http://www.shaku-rus.com/shaku_tone_modulation.htm|Сякухати - зеркало сознания]] <note>Более подробно о типах дыхания можно прочитать на сайте [[http://www.shaku-rus.com/shaku_tone_modulation.htm|Сякухати - зеркало сознания]]
 </note> </note>
-===== Дополнительные упражнениями =====+ 
 +===== Дополнительные упражнения =====
  
   * Практика каждой ноты в течении 5 мин. Вплоть до пентатоники в каждой октаве — это хорошая часовая практика.   * Практика каждой ноты в течении 5 мин. Вплоть до пентатоники в каждой октаве — это хорошая часовая практика.
-  * Чтобы развить сильный звук, представьте себе, что в то время, когда вы дуете, у вас во тру шар от пинг-понга. Убедитесь, что дуете «кари» должным образом. Дуя в правильном положении очень важно получить правильную высоту тона. Это является распространённой ошибкой у новичков, когда они дуют слишком в мэри (скучно).+  * Чтобы развить сильный звук, представьте себе, что в то время, когда вы дуете, у вас во тру шар от пинг-понга. Убедитесь, что дуете //«кари»// должным образом. Дуя в правильном положении очень важно получить правильную высоту тона. Это является распространённой ошибкой у новичков, когда они дуют слишком в //мэри// (в бемоль).
   * Играйте на флейтах разной длины от 1.3 до 3.0.   * Играйте на флейтах разной длины от 1.3 до 3.0.
-  * Практикуйте сякухати в разных ситуациях, таких, как публичная игра на улицах или практика длинных тонов стоя лицом к ветру, поможет вам стать лучшим игроком. Это поможет вам развить лёгкость и релаксацию, контроль над разумом и телом, и сделает вас лучшим игроком. +  * Практикуйте //сякухати// в разных ситуациях, таких, как публичная игра на улицах или практика длинных тонов стоя лицом к ветру, поможет вам стать лучшим игроком. Это поможет вам развить лёгкость и релаксацию, контроль над разумом и телом, и сделает вас лучшим игроком. 
-  * Будьте всегда внимательными к вашему здоровью: правильное питайтесь и выполняйте оздоровительные физические и психологические упражнения. Делайте хорошую разминку перед игрой, это очень важно, не стоит этим пренебрегать. Если ваше тело и ум не работают должным образом, то ваш опыт сякухати будет страдать. Заботьтесь о себе!+  * Будьте всегда внимательными к вашему здоровью: правильное питайтесь и выполняйте оздоровительные физические и психологические упражнения. Делайте хорошую разминку перед игрой, это очень важно, не стоит этим пренебрегать. Если ваше тело и ум не работают должным образом, то ваш опыт //сякухати// будет страдать. Заботьтесь о себе! 
 ===== Максимизация вашего звука ===== ===== Максимизация вашего звука =====
  
-<note>Продолжение следует!</note>+Максимальное использование звука занимает много времени и убедительной практики. У большинства игроков вначале игре на //сякухати// присутствует  естественная тенденция  дуть //мэри//, и возможно новички дуют 50/50  или еще больше выдувают воздуха на нижний край, вниз, в свою флейту. На самом деле цель состоит в том, чтобы приблизиться к тому, что 20% выдувается внутрь флейты, а 80% - поверх. Таким образом, по сути, мы дуем больше в «кари».  
 + 
 +<note>ПРИМЕЧАНИЕ: В мире //сякухати//, //«кари»// понимается, как нормальное первое положение, а так же играется четче по сравнению с другими нотами.  
 +</note> 
 + 
 +Это очень важно для создания желаемого эффекта. Это означает, что вы дуете поверх больше, чем внутрь флейты. Вы можете использовать папиросную бумагу, наклеенную на передний край флейты и наблюдать, сколько воздуха вы дуете через флейту. Мало того, что вам нужно выдувать кари, но еще и губы должны быть расслабленны и контролируемы. Выдувая кари выполняйте две вещи: 
 + 
 +  - Делайте больше пространства между губами и утагути для воздуха в достижении его эффективного разделения между краями. 
 +  - Большее расстояние  между губами и краем упрощает переход к положению //мэри//. 
 + 
 +Брать хорошо //мэри// очень важно, поскольку большинство людей вырабатывает привычку дуть в //мэри// или в бемоль, или очень много внутрь флейты. Некоторые ученики отмечали, что они пытались дуть больше кари, но чувствовали, что они получают слишком много ветреных призвуков и обертонов. Мой совет: не воспринимайте ветреный звук как отрицательный. Он является частью эстетики //сякухати//. Но как только ваш амбушюр становится более развитым, можно выдувать //кари// с идеальной высотой тона минимизируя ветреный звук. Научитесь контролировать все аспекты вашего звукового воспроизведения. Стремитесь дуть ближе к краю, чтобы избавиться от ветреного звука. Дуйте больше //мэри//, тем самым ограничивая диапазон движения. Кроме того, полость рта должна быть большой. Зубы должны быть слегка расставлены. Гортань должна быть широко открытой, не зажатой, не жёсткой. //Сякухати//  мастер //Ямагути Горо// рекомендует держать внутреннюю полость рта открытой, потому что это играет большую роль в воспроизведении хорошего звука. В дополнении к контролю, развивайте амбушюр во время выдувания большего //кари//, воздух должен выходить из диафрагмы. 
 + 
 +С другой стороны если вы будете идти этим путём, то возможно, вам придётся изменить свою флейту. Во время, когда я только начинал играть, я дул больше в положении //мэри//. Моя флейта 2.4 в таком положении тогда выдавала 440 Гц. Когда я стал играть в правильном положении //кари//, моя флейта стала по звучанию более диезной (443 Гц или около того). Поэтому я сразу послал флейту к производителю, и он прибавил к моей флейте около полдюйма, чтобы сбалансировать её с моей теперешней игрой в //кари//. Я также провёл некоторую работу над углом наклона подбородка для лучшего положения //кари//. Как только я смог играть с учетом полученных знаний, мой опыт //сякухати// значительно расширился. 
 + 
 +===== Игра на дзинаси (хоттику) или игра на Дзиари ===== 
 + 
 +Эта тема, как я думаю, должна обсуждаться больше по отношению к игре на //сякухати//. Воспроизведение звука на //хоттику// (так же известной, как //дзинаси// //сякухати//) – это совсем другой подход по сравнению с //сякухати//. Прежде всего //хоттику// ближе к первоначальному состоянию бамбука, в отличие от современных //сякухати//, выровненных //дзи//, с очищенным каналом. У неё большее сопротивление воздуха, следовательно, для того, чтобы на ней играть нужен более мягкий, более концентрированный способ выдувания. Кроме того, в связи с неправильностью канала необходимо больше чувствительности для управления высотой тона. Конечно, можно настроить бамбук под себя путём коррекции внутренней площади канала флейты. В конце концов, умение человека играть является конечным определением опыта //хоттику//. Вы можете добавить немного //дзи// и //уруси//, чтобы настроить её и получить звучание, близкое к //сякухати//. Но среди любителей //хоттику// состояние, близкое к исходному, в пределах разумного, является более предпочтительным. Вставка материала с острым краем в //утагути// сделает звук флейты ярче и понятнее. Но предпочитая большому звуку силу //хоттику//, лежащую в её акцентах на спокойствии, тишине и, зачастую, в сложно-составном звуке, который сознательно (или бессознательно) достигается тогда, когда у вас есть контроль над амбушюром и телом. Прослушивание флейты в маленьком уютном пространстве — это тонко впечатляющий и красивый опыт. Кроме того, я считаю, что //хоттику// и //сякухати// симбиотически связаны, когда игра на одном [инструменте] усиливает игру на другом. Поэтому я поощряю практику в обоих стилях для расширения понимания //сякухати//. 
 + 
 +Я чувствую, что играю на //хоттику// с осознанием высоты тона и широкого спектра тоновой окраски. Основываясь на своём опыте я считаю, что //хоттику// (даже больше, чем //дзиари// //сякухати//) изменяет бамбук и/или моё тело день ото дня всё больше заметней. 
 + 
 +Всё вышесказанное будет справедливо, даже если вы играете на //хоттику// не попадая в высоту тона, в простой форме, даже если вы только научились получать из неё звук, но играете от сердца, это по прежнему заставляет меня сильно переживать, что хорошо. Будьте самими собой, простота и неприукрашенность — это истинная красота. Это настоящее сердце //сякухати//. 
 + 
 + 
 + 
 +<note>Перенесено на новый сайт</note>
books/translation/alcvin_ryuzen_ramos/practice_shakuhachi.txt · Последние изменения: 2016/02/02 14:35 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыАлквин Рюдзэн РамосПрактика Сякухати