Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиСякухатиСоветы по изготовлению сякухатиСякухати из дуба

Сякухати из дуба

Доброго времени суток уважаемые Гости и Обитатели форума! Насколько мне не изменяет память, на форуме несколько раз подымалась тема о создании флейт Сякухати из альтернативных материалов, в том числе и дерева. Я не могу похвастаться огромными познаниями в этой области, но может мой опыт и фотографии и послужат кому-нибудь хорошим подспорьем в этом нелёгком ремесле.

0.) Мысль.

Как многие человеки «нынешнего поколения» уже уразумели: ВСЕ наши мысли и желания рано или поздно, в зависимости от их содержания и благостности – материализуются!
Чтобы всё дело завертелось, постарайтесь хорошенько сформулировать свою мысль, задать цель, продумать ВЕСЬ ПРОЦЕСС до мелочей, даже можно набросать планчик флейты или взять чужую - за основу.
Как в старой пословице : «Ни один мастер ДЗЕН не выпустит стрелы, не поразив прежде цели».

1.) Подбор древесины.

Выбор древесины для флейты дело сугубо индивидуальное. Необходимо исходить из личных предпочтений и физических свойств дерева.
Плотность материала. Яблоня, дуб, ясень, вишня, берёза - все имеют разную плотность и в соответствии с из себя будут извлекать совершенно разные звуки (всё равно что извлекать звуки из стальной и скажем алюминиевой кастрюли). Люди на форуме про диджериду (а меня и туда заносило:) писали, что хорошими акустическими свойствами обладают: Дубы и Ясени, так же меньшими немного меньшими способностями обладают клёны, вишни (только, думаю, будет проблематично найти вишню такого диаметра).

Свойства для обработки. Это тоже отчасти относиться к плотности, но есть несколько пожеланий :-). Первой моей пробой была берёза (ниже ещё будет её фотография). Хорошо просушенная. Но при обработке на станке, да и при сверлении внутренности канала от неё отскакивали большие кусочки. Тяжко было бы такие огрехи заполировывать. Это напрямую связано со строением волокон берёзы. Или скажем, ещё в качестве заготовки я пытался избрать Толстый ствол Сирени. Я минут 30 его просто пытался пополам ПОПЕРЁК распились, а что бы было, если бы решил в нём сверлить отверстие в 2 см. на всю длину (в общем, бросил эту затею).

Смолы. Где то на форуме видел информацию о флейте, изготовленной из породы хвойного дерева. Ещё автор писал, что при длительной игре и разогреве инструмента на нём могли выступать малые капельки смол и пальцы начинали как бы липнуть к инструменту. Не спорю, можно и так. Если есть желание и мысль. От себя же добавлю, что подобный эффект был бы не желателен если флейту покрывать лаком или какими либо составами.

Насыщенность водой. Древесина для заготовки должна быть хорошо просушена (как сушить дерево чтобы оно не потрескалось уже писали на форуме, да и в интернете есть немало информации на эту тему – поэтому опустим этот вопрос). У меня немало потрескалось заготовок, прежде чем получилось то, что нужно. Ещё дополню, что и сильно пересушенное дерево тоже малопригодно, становиться чересчур хрупким и ломким (могут отскакивать щепы и куски).

Ну, на крайний случай опускаем все заморочки и берём первое попавшееся брёвнышко, что валяется под рукой :-D:-x

Я остановил-таки свой выбор на стволе дуба, благо давно поваленное дерево в дубовой рощице возле отцовской деревни не сложно было найти. Заготовка на 65 см. и 10см. в диаметре (после снятия коры осталось всего 8см.)

2.) Сверление внутреннего канала заготовки.

Сразу замечу – процесс очень тяжёлый и требует определённой тренировки и терпения.
Эта тема так же поднималась на форуме и если у кого есть желание отыскать её и разместить здесь ссылку – милости прошу. Так же там упоминалась приспособа типа этой:

Приспособа

Я же сверлил по старинке. Отец держал заготовку – я гудел дрелью и проверял свой глазомер (ох и было же потом нашу заготовку на токарном - пришлось немного подтёсывать топором).
Удлинитель
Для сверления я использовал хорошую дрель и перовое сверло на 20мм.
А ТАКЖЕ!!! ДВА удлинителя перовых свёрл по 40см. (они - совмещаемы). Свёрла часто застревали, так же сильно нагревались, приходилось каждые пару минут останавливаться и вытряхивать опилки. В общем, много было хлопот. Фоток к сожалению нет, потому как забыл захватить с собой в деревню фотоаппарат.

Да, забыл упомянуть, перед дубовой заготовкой была берёзовая (пробная). Её Батька сверлил сам, без меня и с двух сторон, поэтому канал вышел не ровный. В результате, при работе на токарном, толщина стенок с одной стороны была большой, а с другой получилась дырень! (Было немного обидно:)

Дырявая

Просверлили - отлично. Осталось дело за малым. Разжиться у знакомых или в магазине МЕТРОВЫМ ТОКАРНЫМ СТАНКОМ :)

3.) Токарные Работы.

Процесс токарных работ я описывать не буду, думаю каждый мужчина имеет представление о этом сакральном действе. Остановлюсь лишь на главных нюансах.

В патрон такую огромную заготовку вставить было нереально, мы использовали спец. насадку с отверстиями для саморезов (по ходу пьесы приходилось их пару раз подтягивать из за сильных вибраций).

Схема крепления

И ещё, удобней когда перед глазами повешен план или фотография со всеми размерами. Отцентровали, обточили, нанесли размеры по ним точили форму. Ещё нужно оставить по диаметру 1-2мм. – на доработку, сперва грубой наждачкой, потом нулёвочкой.

Кстати – Мусора и шума от этого процесса уж очень много, хорошо бы делать всё в мастерской или подсобке. Мне повезло, у Отца для таких вот экспериментов отведено спец. помещение в частном доме и я мог без спешки и боязни злючих соседей спокойно два часа придаваться творчеству.

4.) Дополнительно.

Ещё столкнулся с такой проблемой… Видимо ствол не до конца был просушен, и по истечении пары дней на нижнем конце флейты (на запасном материале) появились пару неглубоких трещин. Не долго думая, скрепил низ хомутом, и трещинки залил супер клеем с дубовыми опилками. Помогло. Трещинки остановились и дальше не пошли.

Далее в своём повествовании буду останавливаться на наиболее интересных моментах, подразумевая в контексте, что каждый мастер в той или иной степени владеет основами флейтостроения. Однако если возникнуть вопросы постараюсь с радостью на них ответить.

5.) Полировка внутреннего канала.

Думаю, каждый мастер это делает на свой манер и лад. Раньше я использовал дрель со специальными самодельными свёрлами (с основой из толстых электродов:). Сейчас я предпочитаю делать всё вручную. Замечу только, что очень полезным будет изготовить из толстых прямых бамбуковых палочек самодельные «напильники», приклеив к ним шкурку разной степени грубости. Они намного удобней железных напильников, нужная длинна, нужный диаметр, малая себестоимость, и шкурку можно заменять. Да, ещё одна полезность, чтобы лучше ориентироваться в обстановке внутри канала я использую маленький фонарик. В его свете все неровности и огрехи видны как на ладони.

6.) Утагучи.

Плоским напильником делаем утагучи, доводим мелкой шкуркой.
Градусы скоса указаны в книгах, а так же не раз обсуждались на форуме.

7.) Отверстия.

Сверлите отверстия – аккуратней, ибо дерево может скалываться, как и бамбук. Необходимо сразу шилом намечать отверстие, чтоб сверло не соскочило по цилиндру и не испортило внешний вид заготовки. Не забудем вставить в ствол какую-нибудь дополнительную палку, чтоб не испортить внутренних стенок флейты. Ну и конечно брать меньшие по диаметру свёрла и доводить уже напильником и шкуркой. Для сравнения положил рядом Пластиковую Сякухати-Ю.

8.) Вставка в Утагучи.

Так же…Тема не раз затрагивалась.
Обычно я делаю вставочку, перед тем как делать отверстия на стволе, но на этот раз был другой случай, я же не знал, будет он вообще строить или нет.
Подготовили инструмент. Нашинковали немного чёрного дерева. Отметить карандашом/ручкой на утагучи будущее углубление. Постепенно не торопясь с помощью надфилей и особо острых ножей выбрать необходимое углубление. Сверяемся со вставочкой каждые 30секунд, чтоб не убрать лишнего. Я еще, перед тем как вклеивать вставку наношу у неё на боках и нижней грани – небольшие риски, для лучшего скрепления. Может в них и нет надобности, просто привычка, заимствованная из студенческих лет посвящённых керамике.
Заливаем клеем и утрамбовываем опилками (дубовыми или чёрным деревом).
Сушим. Потом снимаем излишки дерева изнутри флейты. !!! Делается это либо самодельным напильником, либо железным , НО СОВЕТУЮ НАМОТАТЬ НА САМЫЙ КОНЕЦ инструмента немного скотча/крепа, чтобы не испортить неверными движениями внутренний канал флейты. Потом снимаем излишки с наружной стороны, всё доводим нулевой шкуркой. Готово.

9.) Лакировка.

Так же обсуждалось.
Упомяну лишь о том, что в одной из тем (поправьте меня, если сможете ссылкой на тему и именем мастера) описывался рецепт изготовления янтарного лака. Без утайки скажу, я пробовал его изготовить, но толи руки не из того места растут, толи скипидар был не той крЭпости. В общем – залажал всё, переведя при этом бусики, пару солидных кусков янтаря, порцию масла и скипидара.

В конечном итоге покупал хороший/дорогой ЯХТЕНЫЙ лак от Тикуриллы.
Да, ещё совсем забыл добавить, при лакировке флейты с двух сторон (снаружи и изнутри) желательно сперва наносить лак с наружной стороны. Если сперва чёрным лаком красить внутренний канал, то можно запачкать ствол флейты,… потом ещё проблем не оберёшься с зачисткой.

10.) Ву-а-ля.

Ну в принципе вот и результат.


От себя добавлю, что звук не похож ни на пластик, ни на бамбук. Что то среднее…

Были и огрехи, и удачные нововведения. Скажем при ровном канале в 2см., толщиной стенок 6мм. и длине 54,5см. базовая нота у неё была ниже РЕ. Т.е. в результате получился строй До ДИЕЗ. Для стандартного строя РЕ я думаю надо было менять длину флейты, или, скажем, компенсировать это за счёт меньшего диаметра внутреннего канала. На тот момент я не ставил подобной цели.

Думаю, сейчас бы я эту флейты делал совсем по другому… И не факт, что она была бы цельной))).

За неимением возможности записать звук я обратился к администратору форума и он любезно согласился протестировать флейту и в последствии выложить в теме свою конструктивную критику и соображения.

Уф. КАК МНОГО БУКАФ, давно так не развлекался. Благодарю за внимание. Побежал надевать дождевик и готовиться к тухлым яйцам и помидорам. Заранее спасибо за критику…

shakuhachi/making/wooden.txt · Последние изменения: 2016/02/02 14:02 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиСякухатиСоветы по изготовлению сякухатиСякухати из дуба