Это старая версия документа!
По материалам форума "Сякухати в России" (http://shakuhachi.ru/forum)
Автор и составитель отчёта: gwen (http://shakuhachi.ru/forum/member.php?u=459)
Галя, большая тебе БЛАГОДАРНОСТЬ за предоставленный отчёт.
Мероприятие состоялось 28-31 июля.
Место проведения: Школа изучения стран Востока и Африки Лондонского Университета - http://www.soas.ac.uk/about/
Программа проведения включала в себя:
Организаторы: активисты Европейского Сообщества Сякухати.
Серию занятий под названием Spiritual Approach вел Даниэль Лиферманн, хотя его занятия я озаглавила бы скорее Physiological Approach, потому что это было про физическое дыхание, а не про духовные штуки.
Вот несколько упражнений оттуда.
Три дня по утрам Горацио Керти вел занятия под названием Daily Practice. Горацио - испанец, потрясающий товарищ, он еще вел уроки Хонкиеку, очень мне понравилась его манера. Daily Practice - это была такая мозаика из мыслей, упражнений, примеров, идей, метафор, цитат на тему, собственно, ежедневной практики игры на флейте.
Итак, день первый. Я прямо так потоком буду выкладывать, как мне удалось записать / запомнить за ним.
В KSK Honkyoku - to work a lot on sound, много работы над звуком, каждый день 10 минут РО-буки.
[ KSK Honkyoku - Kokusai Shakuhachi Kenshukan - оригинальный репертуар Сякухати, записанный Йокояма Катсуя, также носит название dokyoku, и включает частично стиль kinko.]
В kinko - a lot of work on fingering, много работы с аппликатурой. Какизакаи сенсей сказал - find an image for your own sound, найди образ для своего звука, my image is thunder, мой образ - это раскат грома (тут, правда, было непонятно, это было продолжение цитаты или раскат грома - это образ звука для самого Горацио).
Четыре составляющие ежедневной практики в модели Горацио:
Если у тебя всего десять минут в день, что ты выберешь из списка? Выбери то, от чего та в данный момент получишь максимальное удовольствие.
О чем ты думаешь, когда дуешь РО-буки? Чего хочешь достичь? Что происходит с твоим звуком? You explore. Ты исследуешь. You take a risk. Ты идешь на риск. You concentrate and find a balance. Ты концентрируешься и находишь баланс. You strive to improve your sound. Ты стремишься улучшить свой звук.
Позиция. Сейдза. Или стоя. Европейцы обычно стоят, поставив ноги на ширину плеч, японцы выдвигают одну ногу вперед. Или сидя, с ровной спиной, расслабленно, но не развалившись, хотя время от времени мы и из этого положения что-то такое дудим, но это не позиция для игры. Сядьте на ровную относительно твердую поверхность - чувствуете, там у вас внизу две косточки упираются? Вот почувствуйте, как будто это части корней, которыми вы связаны с основой, to be connected with the roots, и проверяйте себя время от времени - есть там эта связь, что там у меня с позицией, что там с этими косточками? Когда ты развалился, этой связи с корнями нет, и канал дыхания искажен, distorted.
Угол флейты. Угол посыла выдоха. Форма губ ивовым листочком или буквой О. Флейта повернута относительно продольной оси или нет. Попробуйте переход между двумя формами губ - движение похоже на начало поцелуя, или как будто вы на расстоянии подаете кому-то знак поцелуя, ну или как будто рыба дышит.
You take a risk. If you do not take a risk you do not move. You take a risk and then you rearrange the elements. Be flexible about it. / Вы идете на риск. Если вы не идете на риск, вы никуда не движетесь. Вы идете на риск и потом вы реорганизуете все элементы, меняете их порядок. Будьте гибкими.
Good sound is not the same sound for everybody. / Хороший звук это не одно и то же для всех и каждого.
Нижняя губа настолько мягкая, что воздух ее rolls, перекатывает, и поток воздуха скользит по влажной внутренней underlip. Это в meri особенно важно. Когда ты много практикуешь, иногда you going to be stiff, ты как будто каменеешь, застываешь. Нижняя губа напрягается, ты этого не чувствуешь, но это есть. Отложи флейту и пофырчи, чтобы губы вибрировали, это такой reset, чтобы прийти в себя. Это можно делать и во время РО-буки. Сколько РО без перерыва ты делаешь во время РО-буки? Это не соревнование, не надо тут ничем состязаться.
Во время РО-буки можно делать разное, используй его для разного. Настроиться, сконцентрироваться, но также и работать над стабильностью звука, над полнотой звука, над чистотой или ветреностью, над амбушюром… Можно занять позицию наблюдателя и посмотреть, в каком состоянии ты сегодня в смысле всех этих вещей.
Underlip - это мой большой друг. Иногда она диктует мне, что делать, и я следую. Вот что-то типа шкалы состояния underlip:
tense / напряженная — retracted / втянутая — retained / в тонусе [не нашла лучшего соответствия по смыслу] — soft / мягкая
[Кстати, вот тот самый огромный звенящий потрясающий звук получается, когда underlip в состоянии soft.]
Как новичок, вы стараетесь произвести такой сфокусированный звук, и - бабах! - вы в состоянии tense. Эти категории не плохи и не хороши, их все можно использовать, надо только научиться переключаться / переплывать между soft и tense.
Твое ухо слышит больше, чем ты можешь сделать, поэтому, когда ты играешь, ты всегда find yourself not on the top of masterity, всегда есть что-то выше уровнем, дальше. Do nor suffer from this, just know it and practice. От этого не нужно страдать, нужно просто это знать и - практиковаться.