Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиСякухатиФестивали, Летняя школа, Встречи в других странах2011г., Англия, Лондон. Летняя школа сякухати

2011г., Англия, Лондон. Летняя школа сякухати

По материалам форума "Сякухати в России" (http://shakuhachi.ru/forum)

Автор и составитель отчёта: gwen (http://shakuhachi.ru/forum/member.php?u=459)

Благодарности

Галя, большая тебе БЛАГОДАРНОСТЬ за предоставленный отчёт.

Отчёт

1. Место проведения, программа, организаторы

Мероприятие состоялось 28-31 июля.

Место проведения: Школа изучения стран Востока и Африки Лондонского Университета - http://www.soas.ac.uk/about/

Программа проведения включала в себя:

  • уроки min'yō, дает Endō Yoshihiro
  • мастер-класс по изготовлению джинаши сякухати, дает Chiku Za (Kodama Hiroyuki)
  • Мастер-классы - Kinko style sankyoku, shinkyoku, koto, shamisen

Организаторы: активисты Европейского Сообщества Сякухати.

2. Spiritual Approach

Серию занятий под названием Spiritual Approach вел Даниэль Лиферманн, хотя его занятия я озаглавила бы скорее Physiological Approach, потому что это было про физическое дыхание, а не про духовные штуки.

Вот несколько упражнений оттуда.

  • Вдыхать-вдыхать-вдыхать толчками, чтобы заполнить легкие ну до самого конца по ощущениям, потом быстро плавно выдохнуть.
  • Глубоко одним движением вдохнуть, потом выдыхать-выдыхать-выдыхать толчками, весь-весь воздух.
  • С флейтой. Выдохнуть как обычно выдыхаешь, и произвести звук таки оставшимся с легких воздухом - там еще много на самом деле…
  • Дыхание в движении, при ходьбе: 2-3, 2-4, 3-2, 3-3, 1-4, 4-1, произвольно, пробовать разные сочетания.
  • С флейтами. Передавать РО по кругу. Повернуться спиной в круг, закрыть глаза и снова передавать РО.
  • С флейтами. Выбрать в кругу человека, двигаться к нему, одновременно выдувая ноту - передавая ноту ему, встать на его место. Он также выбирает кого-то и передает ему свою ноту. Постепенно увеличивать темп передачи. Осознать состояние готовности начать звук в любой момент, состояние собранности и внимательности.

3. Daily Practice от Горацио

Три дня по утрам Горацио Керти вел занятия под названием Daily Practice. Горацио - испанец, потрясающий товарищ, он еще вел уроки Хонкиеку, очень мне понравилась его манера. Daily Practice - это была такая мозаика из мыслей, упражнений, примеров, идей, метафор, цитат на тему, собственно, ежедневной практики игры на флейте.

Итак, день первый. Я прямо так потоком буду выкладывать, как мне удалось записать / запомнить за ним.

В KSK Honkyoku - to work a lot on sound, много работы над звуком, каждый день 10 минут РО-буки.

[ KSK Honkyoku - Kokusai Shakuhachi Kenshukan - оригинальный репертуар Сякухати, записанный Йокояма Катсуя, также носит название dokyoku, и включает частично стиль kinko.]

В kinko - a lot of work on fingering, много работы с аппликатурой. Какизакаи сенсей сказал - find an image for your own sound, найди образ для своего звука, my image is thunder, мой образ - это раскат грома (тут, правда, было непонятно, это было продолжение цитаты или раскат грома - это образ звука для самого Горацио).

Четыре составляющие ежедневной практики в модели Горацио:

  1. РО-буки - каждый день, 10 минут
  2. Техника - практиковать всякие технические штуки, until it is yours, пока они не станут твоими
  3. Пьесы - тут две части - техники, используемые именно в этой пьесе И музыкальность пьесы
  4. Play, игра - это про удовольствие, про игру, про радость от самого звука, the moment of enjoyment, импровизация и свобода

Если у тебя всего десять минут в день, что ты выберешь из списка? Выбери то, от чего та в данный момент получишь максимальное удовольствие.

О чем ты думаешь, когда дуешь РО-буки? Чего хочешь достичь? Что происходит с твоим звуком? You explore. Ты исследуешь. You take a risk. Ты идешь на риск. You concentrate and find a balance. Ты концентрируешься и находишь баланс. You strive to improve your sound. Ты стремишься улучшить свой звук.

Позиция. Сейдза. Или стоя. Европейцы обычно стоят, поставив ноги на ширину плеч, японцы выдвигают одну ногу вперед. Или сидя, с ровной спиной, расслабленно, но не развалившись, хотя время от времени мы и из этого положения что-то такое дудим, но это не позиция для игры. Сядьте на ровную относительно твердую поверхность - чувствуете, там у вас внизу две косточки упираются? Вот почувствуйте, как будто это части корней, которыми вы связаны с основой, to be connected with the roots, и проверяйте себя время от времени - есть там эта связь, что там у меня с позицией, что там с этими косточками? Когда ты развалился, этой связи с корнями нет, и канал дыхания искажен, distorted.

Угол флейты. Угол посыла выдоха. Форма губ ивовым листочком или буквой О. Флейта повернута относительно продольной оси или нет. Попробуйте переход между двумя формами губ - движение похоже на начало поцелуя, или как будто вы на расстоянии подаете кому-то знак поцелуя, ну или как будто рыба дышит.

You take a risk. If you do not take a risk you do not move. You take a risk and then you rearrange the elements. Be flexible about it. / Вы идете на риск. Если вы не идете на риск, вы никуда не движетесь. Вы идете на риск и потом вы реорганизуете все элементы, меняете их порядок. Будьте гибкими.

Good sound is not the same sound for everybody. / Хороший звук это не одно и то же для всех и каждого.

Нижняя губа настолько мягкая, что воздух ее rolls, перекатывает, и поток воздуха скользит по влажной внутренней underlip. Это в meri особенно важно. Когда ты много практикуешь, иногда you going to be stiff, ты как будто каменеешь, застываешь. Нижняя губа напрягается, ты этого не чувствуешь, но это есть. Отложи флейту и пофырчи, чтобы губы вибрировали, это такой reset, чтобы прийти в себя. Это можно делать и во время РО-буки. Сколько РО без перерыва ты делаешь во время РО-буки? Это не соревнование, не надо тут ничем состязаться.

Во время РО-буки можно делать разное, используй его для разного. Настроиться, сконцентрироваться, но также и работать над стабильностью звука, над полнотой звука, над чистотой или ветреностью, над амбушюром… Можно занять позицию наблюдателя и посмотреть, в каком состоянии ты сегодня в смысле всех этих вещей.

Underlip - это мой большой друг. Иногда она диктует мне, что делать, и я следую. Вот что-то типа шкалы состояния underlip:

tense / напряженная — retracted / втянутая — retained / в тонусе [не нашла лучшего соответствия по смыслу] — soft / мягкая

[Кстати, вот тот самый огромный звенящий потрясающий звук получается, когда underlip в состоянии soft.]

Как новичок, вы стараетесь произвести такой сфокусированный звук, и - бабах! - вы в состоянии tense. Эти категории не плохи и не хороши, их все можно использовать, надо только научиться переключаться / переплывать между soft и tense.

Твое ухо слышит больше, чем ты можешь сделать, поэтому, когда ты играешь, ты всегда find yourself not on the top of masterity, всегда есть что-то выше уровнем, дальше. Do nor suffer from this, just know it and practice. От этого не нужно страдать, нужно просто это знать и - практиковаться.

4. Daily Practice от Horacio Curti

День второй

Громкость

Есть семья, соседи - practice in a very small sound, хотя это трудно, to feel, что там таки есть столб и давление воздуха.

Время

Выбери время, that is best for you. Нет единого правила. Единственное правило - это регулярность. Пять раз по 10 минут в день лучше, чем пять часов в субботу. Если у тебя всего пять минут, что будешь делать? - Do what pleases you. Помни при этом: we tend to practice what we do best, but switch to what you do worse.

Вещи / предметы

Зеркало - проверять свою позицию, уже готовую; выстраивать ее, отвернувшись или закрыв глаза. Иначе что ты будешь делать, если зеркала не окажется? Не копируй позицию учителя, найди свою, what is best for your sound.

Тюнер - например, когда тренируешь понижение тона (lowering tone), чтобы проверять, когда у тебя получилось. Ты смотришь на тюнер, и твой слух расслабляется, становится более чутким.

Notation - they do not care much about notation. Их много разных. И они не всё пишут в notation. Учитель тебе расскажет, что там есть. Notation does not include everything, it is just structure. Use the notation but not be too obsessed with notation.

Recording - пиши себя и слушай. И слушай model recording (запись твоего учителя, сенсея и других исполнителей, записи, по которым ты учишь пьесы).

Когда ты пишешь свой голос и потом слушаешь его в записи, он тебе не нравится, он чужой и неприятный. То же самое с флейтой, ты ее слышишь из разных мест, это новый и незнакомый звук. Отнесись к записи как к упражнению, а не как к public performance (!!!!)

Записал пьесу, слушаешь - в нотах помечай цветом проблемные места, можно разные цвета для разных проблем - нестабильный звук, недо-meri и проч. Потом отрабатываешь цветные места.

Enjoy what you can do, do not be obsessed with what you can not do yet. You can do many things, use it as an engine to practice another things. Do not be obsessed длиной линий в нотации - "а-а-а, там в два раза длиннее, чем я играю!" - они все по-разному играют.

День третий

Упражнения на stretching и relaxing.

Боком к стене, на расстоянии вытянутой руки, прямая рука горизонтально, развернутая назад ладонь ложится на стену, поддавливаем плечом вперед, как бы выворачивая его, растягивая связки. Вращать кистями. Сложить ладони сзади пальцами вверх, двигать вверх вдоль позвоночника. Аккуратно это все, не рывками, плавно, найдите свои границы. Очень аккуратно и внимательно - момент входа в упражнение и выхода из него.

Работа с амбушюром - opening your inner mouth. Образно - как будто на важном собрании тебе срочно нужно зевнуть, но это неприлично, и ты зеваешь с прикрытым ртом - вот в этот момент как раз открывается inner mouth. Он может открываться в разном направлении - назад или вперед-вверх, пробуй разные варианты и смотри, как меняется звук. Еще образ для раскрытия внутреннего рта - как будто у тебя во рту шарик для настольного тенниса. Один ученик сказал - нееет, шарик для настольного тенниса маленький, мне надо, чтобы это был мячик для большого тенниса. Ну тут вы смотрите сами, я с себя снимаю ответственность за всяческие интересные последствия, которые могут для вас наступить, если вы попытаетесь это делать с большим мячиком

Переход в meri - должен поменяться амбушюр, т.к. меняется объем пространства для воздуха to produce the sound - определите, сколько воздуха нужно, и подайте его туда.

Возьмите ноту, например, РЭ, и исследуйте, how much low you can go, не переходя в ЧИ. Это упражнение для expanding the boundaries [на самом деле все упражнения именно для этого, хехе]. Можно начинать упражнение с наяши.

Key to meri is covering the hole (утагучи) больше. Это может быть наклон головы, как мы делаем обычно, а можно просто губами, без движения головы, как-то так мышцы вокруг рта… э-э-э… распустить?

Что ты делаешь с языком, когда играешь? Я не особо про него думаю. Когда muraiki, я, наверное, приподнимаю корень языка. А так он просто floating внутри рта.

Когда ты переходишь от РО-мери к РО, это не то твое обычное РО, т.к. при переходе ты должен adjust. Просто исследуй это для себя. Упражнение: переход к РО из всех известных тебе мери-прзиций - РО-мери, ЦУ-мери, ЧИ-мери и т.д.

Чтобы вдыхать, you do not need a tension, you need a little attention. Упражнение: растопырить указательный и большой пальцы, поместить их прямо под нижние ребра и сжать; вдыхать и расталкивать руки. Дыхательные упражнения из йоги или тай-чи - очень ОК. Есть хорошая книжка про дыхание, автор Blandine Calais-Germain, написана в очень доступной форме, но она только на французском вроде бы. [Ха-ха, она есть на русском и продается на озоне - Бландине Кале-Жермен, "Все о правильном дыхании и дыхательных техниках" (http://www.ozon.ru/context/detail/id/3849589/) ]

shakuhachi/letnjajashkola/2011.txt · Последние изменения: 2016/02/02 14:02 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиСякухатиФестивали, Летняя школа, Встречи в других странах2011г., Англия, Лондон. Летняя школа сякухати