Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиСякухатиФестивали, Летняя школа, Встречи в других странах2010г., Европейский фестиваль сякухати, Прага

Это старая версия документа!


2010г., Европейский фестиваль сякухати, Прага

По материалам форума "Сякухати в России" (http://shakuhachi.ru/forum)

Автор и составитель отчёта: gwen (http://shakuhachi.ru/forum/member.php?u=459)

Благодарности

Галя, большая тебе БЛАГОДАРНОСТЬ за предоставленный отчёт.

Фото

Отчёт

1. Программа фестиваля

Ноты и аудиоролики пьес были выложены на сайте фестиваля под паролем для участников, так что можно было заранее посмотреть и послушать. Итак.

  • Zenpo Shimura - Choshi, Kyorei - три урока - простые пьесы
  • Christopher Yohmei - Hi Fu Mi Hachi Gaeshi honkyoku - три урока - сложная пьеса
  • Shinzan Yamamoto - Aikane no Fu & Yachio - три урока - простая пьеса
  • Jim Franklin - Tehodoki Reiho - один урок - простая пьеса
  • Zenpo Shimura - Takiotochi - три урока - сложная
  • Christopher Yohmei & Gunnar Jinmei - Yuugao sankyoku - три урока - сложная
  • Shinzan Yamamoto - Asakaze - три урока - сложная
  • Jim Franklin - Takiochi - два урока - сложная
  • Jim Franklin - Salz - два урока - сложная
  • Vlastislav Matushek - In Circulo (В кругу) - два урока - сложная

Также шли занятия для новичков, без каких-либо пьес - извлечение звука, игра в разных октавах.

2. Обучение

Пьесы преподавали на групповых уроках, и было выделено время для индивидуальных занятий - выбираешь преподавателя и время, индивидуальный урок длится полчаса (групповые - по полтора).

Каждый день начинался с того, что все учителя и ученики собирались в лекционном зале и все вместе дули РО-буки 15-20 минут, потом организаторы делали объявления по поводу предстоящего дня, и потом начиналась программа.

Групповые уроки (во всяком случае те, на которых я была) строились так. Сначала учитель играет всю пьесу, потом объясняет и показывает особенности игры нескольких фраз, потом отвечает на вопросы, если они есть, потом дает время ученикам поиграть отдельные короткие сочетания, потом все вместе играем последовательность разобранных фраз, потом двигаемся к следующему блоку.

Zenpo Shimura на первом занятии начал Kyorei, разобрали первый столбец. На остальных двух занятиях разбирали Choshi и добрались до конца.

На уроке у Джима я заняла очень неудобную позицию, из-за пюпитра не видела нижнюю часть его флейты, многое пропустила. Потом на индивидуальном уроке попросила его рассказать эти места еще раз – повторил и показал с неизбывным терпением.

На всех занятиях записывала уточнения по игре прямо поверх нот, куча нюансов.

Товарищ blowing посетил гораздо большее количество уроков, ну он и исполнитель более опытный. Я не пошла на более сложные уроки, т.к. уже на Choshi и Tehodoki Reiho я впадала в кому, а что бы со мной было на Takiochi и далее по тексту?! Я решила – пусть я съем то, что способна съесть сейчас, потому что от переедания бывают нездоровые последствия для организма.

В последний день фестиваля был концерт учеников – вместе с учителями играли пьесы, которые разбирали на уроках. Так что я постояла в двух метрах от мэтров, одновременно играя. Правда, хвастаться тут особо нечем, т.к. звука у меня не было примерно на протяжении половины каждой пьесы, но я хотя бы старалась соблюдать аппликатуру и все прочие дела – наяши, мери-кари…

Перед фестивалем я металась – записаться мне на базовый учебный курс (совсем новичковый) или на regular (для тех, кто типа уже умеет). Записалась на regular. Вместе с тем стало безжалостно понятно, что я не умею делать вещи, которые должны быть освоены на новичковом уровне. Пришлось посвятить этому какое-то время на индивидуальных уроках, очень надеюсь, что учителя были не сильно раздражены вопросами на этом уровне. Во всяком случае, раздражения они не продемонстрировали. Шимура-сан рассказал, как увеличивать объем выдоха. Джим показал прием, как переходить из оцу в кан – я не умею это делать в ходе пьесы. Так что есть что отрабатывать.

Кроме уроков, были еще лекции – они шли сразу после общего утреннего РО-буки, 2-3 лекции подряд, потом уроки.

3. Лекции / кроме уроков с флейтой

Первый день

Вводные лекции о разных стилях:

  • Zenpo Shimura / myoan style
  • Christopher Yohmei / Kinko Ryu
  • Shinzan Yamamoto / Tozan Ryu
  • Jim Franklin / Chikushinkai (он еще говорил – Chikuho)

Эти лекции я не конспектировала, записывала на диктофон, что-то даже записалось, с большими шумами, нужно вслушиваться.

Была еще водная лекция Властислава Матушека о сякухати в современной музыке, но это я уже не услышала, т.к. одновременно в расписании был урок Шимуры-сан, куда я и направилась.

Второй день

Не лекция, а часовое практическое занятие – Christopher Yohmei – несколько упражнений на расслабление. Как он это преподнес. Часто мы напрягаемся, когда играем, или когда готовимся играть. Напряжение в шее, руках, туловище, еще бывает, что челюсть каменеет, что угодно. И вот оно напряжение, а нам играть перед людьми, или не перед людьми, а вообще, и как убрать напряжение, как расслабиться? А вот так. Очень понравилось, так как действительно как-то уравновешивает все, легкие по ощущению становятся более чистые и эластичные, такое общее состояние спокойствия и… ну… готовности, что ли. Надо комплекс упражнений этих выложить?

Третий день

1. Шимура-сан рассказал про свое исследование под названием Cyber Shakuhachi. Идея и логика следующая. Мы управляем звуком флейты, двигая головой – мери-кари или вибрато, или наяши, но все это головой. А что если управлять звуком посредством движений другими частями тела? И вот что он сделал с присущей японцам любовью к техническим приладам. Он обвесил тело исполнителя датчиками и проводами – на какой угол что куда отклоняется, все затолкал в компьютер в какую-то программу обработки звука, и разным типам таких отклонений придал разные типы изменения в звуке. И начал играть. Получилось, что изначальный, исходный звук задается сякухати, и компьютером он расслаивается на несколько как бы потоков, получается что-то чуть ли не оркестровое. Он звучит, конечно, мощно, но на мой вкус, слишком электронно, мне напомнило шумы и посвисты в фильме "Отроки во вселенной". Не могу сказать, что мне понравилось звучание.

2. Gunnar Jinmei рассказал про свои исследования на темы фразировки и ритма в Kinko ryu. Подробно это все будет представлено в его книге, которая должна выйти в сентябре.

Четвертый день

1. Shinzan Yamamoto рассказал о всяких видах украшений, орнаментаций в Tozan, много рисовал на доске, Гуннар (который его переводил) по ходу дела вступал с ним в диалог, я пыталась следом что-то зарисовывать и записывать, мозг вскипел.

2. Gunnar Jinmei рассказал о своем историческом исследовании – искал и читал письменные источники, про три социальные группы в Японии – boro-boro, komoso и komuso – кто они были такие, играли ли на сякухати, и кто был чьим предшественником.

4. Обрывки из моих конспектов-записей в блокноте (это цитаты)

Гуннар

Ритм – это регулярное изменение с течением времени. В Кинко очень ритм.

Орнаменты на входе могут быть разными – акцент, другая нота, качания… Какие использовать типы орнаментов – зависит от воли исполнителя, от того, как он хочет это играть.

Шимура-сан

Как ты играешь Choshi – это твой настрой на день, на игру. Самая простая и одновременно самая трудная пьеса – потому что это про твое внутреннее состояние. Играешь 1-2 часа honkyoku – потрать пять минут на Choshi. Когда практикуете, не пытайтесь играть красиво. Просто играйте. Забудьте обо всем, забудьте о людях вокруг. Играйте из состояния дзадзен. Не надо ничего выражать. Думайте только о дыхании.

Маленькие кусаби внутри большого кусаби.

MA – это дистанция. Например, в Кендо между тобой и противником. МА наполнена энегией поединка, потенциального удара. Нужно уметь правильно измерять МА. Измеришь неправильно – получишь палкой по голове.

Ямамото-сан

В Тозан все играют ровно так, как написано, там нет места для личных, собственных интерпретаций.

5. Про общение

Примерно к середине фестиваля среди участников как-то расползлась информация, что среди них есть человек из Москвы, и тут началось. Народ активно напрыгивал с вопросами – а что, правда что ли, что в Москве есть сякухати-люди? а сколько народу у вас там играет? И даже флейты можно купить? И у кого вы учитесь? А он кто? Он Шихан? Он был в Японии и учился там? И вы собираетесь аж раз в неделю?! Вот это энергия у вас, ну вы даете!! И я отвечала про две группы – которая институционализированная, на базе консерватории, и наша, которая неофициальная и свободная и без какого-то организационного / административного ресурса. И что нас собирается примерно человек ну пятнадцать по максимуму. И флейты, да, и обучение, про Бамбу рассказывала и про Женю (машет лапой дружелюбно в сторону Калифорнии). Рассказывала про прошлогодний визит Нишимуры с другими сэнсэями, округляли глаза и цокали языками.

6. Упражнения на расслабление для игры на сякухати

1. Подняться на цыпочки так высоко, как только можете. Упасть пятками в пол, со стуком, встряхнувшись от толчка. Представьте, что ваше тело – это пластиковый мешок с водой, и как он колышется от толчка.

2. Поочередно встряхивать ноги – как будто плети – от бедра и от колена, чтобы голеностопы свободно болтались.

3. От пояса уронить тело вниз – как деревянная игрушка на нитках и пружинках (показал игрушку – деревянный жираф на подставке-барабане, надавишь пальцем снизу на барабан – нитки ослабевают, жираф падает и свисает с барабана вниз – слова Кристофера – вы и представить не могли, что деревянный жираф может быть хорошим учителем сякухати!)

4. Делаем упражнение 3 – висим от пояса вниз – качаемся туда и сюда, голова болтается, шея расслаблена.

5. После упражнения 4 поднимаемся вверх – постепенно, восстанавливая вверх позвонок за позвонком.

6. Крутить руками вокруг туловища из стороны в сторону - за счет движения бедер, и не за счет усилия рук.

7. Крутить руками в вертикальной плоскости тоже за счет движения бедер.

8. Расслабить мышцы в районе нижней челюсти, помотать головой, челюсть свободно болтается.

9. Сделать упражнение 3 – в конце добавить 8.

10. Лечь на спину, полностью расслабиться (помните про пластиковый мешок с водой!), дуть РО

11. В парах. Один лежит на спине, расслабленный. Второй берет его руками за большие пальцы ног или за голеностопы и легко качает их из стороны в сторону – снова помним про мешок с водой – показатель хорошего расслабления, если от легкого движения голеностопов начинает покачиваться также верхняя часть тела – не мотаться из стороны в сторону, а чуть-чуть покачиваться.

12. Стойка на полусогнутых ногах, как в Айкидо – поворотом на пятках или на носках менять позицию, направление – как бы разворачивать, расширять пространство вокруг себя – to extend the space of performance – пространство вашего выступления с флейтой не ограничивается вашим телом, он простирается вокруг вас – возьмите флейту, дуйте РО, одновременно меняя позицию.

13. На чуть присогнутых ногах ходить, дуть РО.

7. Пьеса Владислава Матушека "Коан"

Аннотация к пьесе

Также как коан в практике дзен-буддизма не имеет решения в нашем мире логики и служит лишь воротами в иное состояние сознания, эта пьеса не является обычным opus perfectum – творение фиксированной однозначной структуры и формы. В противоположность этому, она ставит интерпретаторов перед двойственными инструкциями, инструкциями по реализации любой из множества возможных музыкальных форм – перед бесчисленными выражениями одного и того же сообщения.

Чтобы подчеркнуть этот необычный музыкальный аспект, пьеса записана в особой визуальной форме гексагона, состоящего из 19-ти меньших гексагонов, и это привносит иной пикториальный (состоящий в изображении) уровень коммуникации.

Каждый исполнитель может войти в пьесу через одни из трех ворот и играть одну из трех мелодий (A, B или C), состоящую из 12-ти тонов. Каждый должен играть свою мелодию в своем ритмическом паттерне и должен повторить каждый паттерн 3, 5, 7 или 9 раз, смотря по той цифре, которая указана в центре текущего гексагона. Для музыканта это может оказаться довольно напряженной, затруднительной ситуацией, подобно попытке разрешить коан. Это иной аспект исследования, поиска; своего рода музыкальное приключение – и открытие, когда в конце концов они приходят к одному тону (g), который повторяется, пока не растает. Аудитория может услышать и, возможно, расшифровать какую-то часть этого сообщения… возможно.

shakuhachi/letnjajashkola/2010.1404530491.txt.gz · Последние изменения: 2016/02/02 12:00 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиСякухатиФестивали, Летняя школа, Встречи в других странах2010г., Европейский фестиваль сякухати, Прага