Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиСякухатиФестивали, Летняя школа, Встречи в других странах2010г., Европейский фестиваль сякухати, Прага

Различия

Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

shakuhachi:letnjajashkola:2010 [2014/07/05 07:06]
Rediska
shakuhachi:letnjajashkola:2010 [2016/02/02 14:02] (текущий)
Строка 9: Строка 9:
 Галя, большая тебе БЛАГОДАРНОСТЬ за предоставленный отчёт.  Галя, большая тебе БЛАГОДАРНОСТЬ за предоставленный отчёт. 
  
 +===== Фото =====
 +
 +[[http://ivonna.gallery.ru/watch?a=HRe-e8Yx#feature=mainlist|Часть 1]] [[http://ivonna.gallery.ru/watch?a=HRe-faZF#feature=mainlist|Часть 2]]
 ===== Отчёт ===== ===== Отчёт =====
  
Строка 51: Строка 54:
 Кроме уроков, были еще лекции – они шли сразу после общего утреннего РО-буки, 2-3 лекции подряд, потом уроки. Кроме уроков, были еще лекции – они шли сразу после общего утреннего РО-буки, 2-3 лекции подряд, потом уроки.
  
-Вот. + 
 +==== 3. Лекции / кроме уроков с флейтой ==== 
 + 
 +**Первый день** 
 + 
 +Вводные лекции о разных стилях: 
 + 
 +  * Zenpo Shimura / myoan style 
 +  * Christopher Yohmei / Kinko Ryu 
 +  * Shinzan Yamamoto / Tozan Ryu 
 +  * Jim Franklin / Chikushinkai (он еще говорил – Chikuho) 
 + 
 +Эти лекции я не конспектировала, записывала на диктофон, что-то даже записалось, с большими шумами, нужно вслушиваться. 
 + 
 +Была еще водная лекция Властислава Матушека о сякухати в современной музыке, но это я уже не услышала, т.к. одновременно в расписании был урок Шимуры-сан, куда я и направилась. 
 + 
 +**Второй день** 
 + 
 +Не лекция, а часовое практическое занятие – Christopher Yohmei – несколько упражнений на расслабление. Как он это преподнес. Часто мы напрягаемся, когда играем, или когда готовимся играть. Напряжение в шее, руках, туловище, еще бывает, что челюсть каменеет, что угодно. И вот оно напряжение, а нам играть перед людьми, или не перед людьми, а вообще, и как убрать напряжение, как расслабиться? А вот так. Очень понравилось, так как действительно как-то уравновешивает все, легкие по ощущению становятся более чистые и эластичные, такое общее состояние спокойствия и… ну… готовности, что ли. 
 +Надо комплекс упражнений этих выложить? 
 + 
 +**Третий день** 
 + 
 +1. __Шимура-сан__ рассказал про свое исследование под названием Cyber Shakuhachi. Идея и логика следующая. Мы управляем звуком флейты, двигая головой – мери-кари или вибрато, или наяши, но все это головой. А что если управлять звуком посредством движений другими частями тела? И вот что он сделал с присущей японцам любовью к техническим приладам. Он обвесил тело исполнителя датчиками и проводами – на какой угол что куда отклоняется, все затолкал в компьютер в какую-то программу обработки звука, и разным типам таких отклонений придал разные типы изменения в звуке. И начал играть. Получилось, что изначальный, исходный звук задается сякухати, и компьютером он расслаивается на несколько как бы потоков, получается что-то чуть ли не оркестровое. Он звучит, конечно, мощно, но на мой вкус, слишком электронно, мне напомнило шумы и посвисты в фильме "Отроки во вселенной". Не могу сказать, что мне понравилось звучание. 
 + 
 +2. __Gunnar Jinmei__ рассказал про свои исследования на темы фразировки и ритма в Kinko ryu. Подробно это все будет представлено в его книге, которая должна выйти в сентябре. 
 + 
 +**Четвертый день** 
 + 
 +1. __Shinzan Yamamoto__ рассказал о всяких видах украшений, орнаментаций в Tozan, много рисовал на доске, Гуннар (который его переводил) по ходу дела вступал с ним в диалог, я пыталась следом что-то зарисовывать и записывать, мозг вскипел. 
 + 
 +2. __Gunnar Jinmei__ рассказал о своем историческом исследовании – искал и читал письменные источники, про три социальные группы в Японии – boro-boro, komoso и komuso – кто они были такие, играли ли на сякухати, и кто был чьим предшественником. 
 + 
 +==== 4. Обрывки из моих конспектов-записей в блокноте (это цитаты) ==== 
 + 
 +**Гуннар** 
 + 
 +Ритм – это регулярное изменение с течением времени. 
 +В Кинко очень ритм. 
 + 
 +Орнаменты на входе могут быть разными – акцент, другая нота, качания… Какие использовать типы орнаментов – зависит от воли исполнителя, от того, как он хочет это играть. 
 + 
 +**Шимура-сан** 
 + 
 +Как ты играешь Choshi – это твой настрой на день, на игру. Самая простая и одновременно самая трудная пьеса – потому что это про твое внутреннее состояние. Играешь 1-2 часа honkyoku – потрать пять минут на Choshi. Когда практикуете, не пытайтесь играть красиво. Просто играйте. Забудьте обо всем, забудьте о людях вокруг. Играйте из состояния дзадзен. Не надо ничего выражать. Думайте только о дыхании. 
 + 
 +Маленькие кусаби внутри большого кусаби. 
 + 
 +MA – это дистанция. Например, в Кендо между тобой и противником. МА наполнена энегией поединка, потенциального удара. Нужно уметь правильно измерять МА. Измеришь неправильно – получишь палкой по голове. 
 + 
 +**Ямамото-сан** 
 + 
 +В Тозан все играют ровно так, как написано, там нет места для личных, собственных интерпретаций. 
 + 
 +==== 5. Про общение ==== 
 + 
 +Примерно к середине фестиваля среди участников как-то расползлась информация, что среди них есть человек из Москвы, и тут началось. Народ активно напрыгивал с вопросами – а что, правда что ли, что в Москве есть сякухати-люди? а сколько народу у вас там играет? И даже флейты можно купить? И у кого вы учитесь? А он кто? Он Шихан? Он был в Японии и учился там? И вы собираетесь аж раз в неделю?! Вот это энергия у вас, ну вы даете!! И я отвечала про две группы – которая институционализированная, на базе консерватории, и наша, которая неофициальная и свободная и без какого-то организационного / административного ресурса. И что нас собирается примерно человек ну пятнадцать по максимуму. И флейты, да, и обучение, про Бамбу рассказывала и про Женю (машет лапой дружелюбно в сторону Калифорнии). Рассказывала про прошлогодний визит Нишимуры с другими сэнсэями, округляли глаза и цокали языками. 
 + 
 +==== 6. Упражнения на расслабление для игры на сякухати ==== 
 + 
 +1. Подняться на цыпочки так высоко, как только можете. Упасть пятками в пол, со стуком, встряхнувшись от толчка. Представьте, что ваше тело – это пластиковый мешок с водой, и как он колышется от толчка. 
 + 
 +2. Поочередно встряхивать ноги – как будто плети – от бедра и от колена, чтобы голеностопы свободно болтались. 
 + 
 +3. От пояса уронить тело вниз – как деревянная игрушка на нитках и пружинках (показал игрушку – деревянный жираф на подставке-барабане, надавишь пальцем снизу на барабан – нитки ослабевают, жираф падает и свисает с барабана вниз – слова Кристофера – вы и представить не могли, что деревянный жираф может быть хорошим учителем сякухати!) 
 + 
 +4. Делаем упражнение 3 – висим от пояса вниз – качаемся туда и сюда, голова болтается, шея расслаблена. 
 + 
 +5. После упражнения 4 поднимаемся вверх – постепенно, восстанавливая вверх позвонок за позвонком. 
 + 
 +6. Крутить руками вокруг туловища из стороны в сторону - за счет движения бедер, и не за счет усилия рук. 
 + 
 +7. Крутить руками в вертикальной плоскости тоже за счет движения бедер. 
 + 
 +8. Расслабить мышцы в районе нижней челюсти, помотать головой, челюсть свободно болтается. 
 + 
 +9. Сделать упражнение 3 – в конце добавить 8. 
 + 
 +10. Лечь на спину, полностью расслабиться (помните про пластиковый мешок с водой!), дуть РО 
 + 
 +11. В парах. Один лежит на спине, расслабленный. Второй берет его руками за большие пальцы ног или за голеностопы и легко качает их из стороны в сторону – снова помним про мешок с водой – показатель хорошего расслабления, если от легкого движения голеностопов начинает покачиваться также верхняя часть тела – не мотаться из стороны в сторону, а чуть-чуть покачиваться. 
 + 
 +12. Стойка на полусогнутых ногах, как в Айкидо – поворотом на пятках или на носках менять позицию, направление – как бы разворачивать, расширять пространство вокруг себя – to extend the space of performance – пространство вашего выступления с флейтой не ограничивается вашим телом, он простирается вокруг вас – возьмите флейту, дуйте РО, одновременно меняя позицию. 
 + 
 +13. На чуть присогнутых ногах ходить, дуть РО. 
 + 
 +==== 7. Пьеса Владислава Матушека "Коан" ==== 
 + 
 +{{:shakuhachi:letnjajashkola:129522-51ca2-35594780-m750x740.jpg?400|}} 
 + 
 +**Аннотация к пьесе** 
 + 
 +Также как **коан** в практике дзен-буддизма не имеет решения в нашем мире логики и служит лишь **воротами** в иное состояние сознания, эта пьеса не является обычным opus perfectum – творение фиксированной однозначной структуры и формы. В противоположность этому, она ставит интерпретаторов перед **двойственными инструкциями**, инструкциями по реализации любой из множества возможных музыкальных форм – перед бесчисленными выражениями одного и того же сообщения. 
 + 
 +Чтобы подчеркнуть этот необычный музыкальный аспект, пьеса записана в особой **визуальной** форме **гексагона**, состоящего из 19-ти меньших гексагонов, и это привносит иной **пикториальный** (состоящий в изображении) уровень коммуникации. 
 + 
 +Каждый исполнитель может **войти** в пьесу через одни из трех **ворот** и играть одну из трех мелодий (A, B или C), состоящую из 12-ти тонов. Каждый должен играть свою мелодию в своем ритмическом паттерне и должен повторить каждый паттерн 3, 5, 7 или 9 раз, смотря по той цифре, которая указана в центре текущего гексагона. Для музыканта это может оказаться довольно **напряженной, затруднительной** ситуацией, подобно попытке разрешить **коан**. Это иной аспект **исследования, поиска**; своего рода музыкальное приключение – и **открытие**, когда в конце концов они приходят к одному тону (g), который повторяется, пока не растает. Аудитория может услышать и, возможно, расшифровать какую-то часть этого сообщения… возможно. 
 + 
 +==== 8. Лекция про boro-boro ==== 
 + 
 +Gunnar Jinmei прочел лекцию про boro-boro, komoso и komuso 
 + 
 +Привожу здесь мои отрывочные пометки, попытки конспектировать. Есть также аудиозапись, там шумы, но что-то можно услышать. 
 + 
 +boro-boro – хотят идти путем Будды, уверены в своих убеждениях, нарушают законы монахов без сожаления (примеры не привел), легко принимают смерть, придерживаются чистой простоты. Никакие источники не упоминают, что они играли на сякухати. 
 + 
 +1664г. – книга про музыку и инструменты в Японии, первое упоминание про komoso shakuhachi. Были использованы разные названия для этих людей – bonji, kanji, iro-oshi, shira-bonki (еще пара названий прозвучала, не успела записать). Они все были изгои, игравшие на сякухати, и их называли общим названием komoso. Они играли пьесу Goro. 
 + 
 +bonji – это были образованные люди, вариант перевода названия – "те, кто изучил санскрит". 
 + 
 +kanji – значение названия – про чувственную полноту жизни. 
 + 
 +shira-bonji – люди из области танца и прочих искусств. 
 + 
 +В 1550г. в письменных источниках появились первые рисунки и стихи про этих людей. 
 + 
 +1496г. – серия рисунков – человек с флейтой. Это были komoso. 
 + 
 +Вывод: boro-boro не превратились в komoso, они существовали одновременно, и они были разные. Boro-boro – образованный, языкам обучается; komoso – простой грубый парень, бродяга-монах, просящий милостыню. 
 + 
 +Даже стихи у них и про них были разные. 
 + 
 +Boro-boro пишет: ветер колеблет цветы. 
 + 
 +Komoso пишет: это не ветер колеблет цветы, а дуновение флейты сякухати (типа тут самоуверенность такая - при чем тут ветер, это я дунул, все и заколыхалось) 
 +Komoso выражали мерзость и враждебность мира своей игрой на флейте. Тем не менее их тоже причисляли к людям искусства. 
 + 
 +Период Эдо – секта Фукэ – в ней были самураи, т.е. аристократы. Это была уже общественно признанная группа людей. Это не группа людей komoso эволюционировала в другую (в komuso), это другая группа людей взяла старое название и придала ему другое звучание. 
 + 
 +Перевод слова boro-boro - ~dirty, worn, torn - ~грязный, запачканный, изорванный, изношенный. Слово появляется в старых текстах об обычной повседневной жизни. Нет доказательств того, что boro-boro играли на флейтах. Судя по рисункам, они носили с собой предметы длиной около 1.8, но это были не флейты (это мог быль свернутый коврик для ночлега в пути, или меч). 
 + 
 +Komoso – играли на сякухати, есть письменные свидетельства (рисунки, стихи). 
 +И boro-boro и komoso были изгоями, komuso – аристократы, другая ступень в социуме. 
 + 
 +==== 9. Про "ритуалы" ==== 
 + 
 +Ну вот у Шимуры-сан очень ярко это. Перед игрой он держит флейту двумя руками внизу перед собой, смотрит вниз, будто сосредотачивается. Потом такое движение: флейта на прямых руках перед собой на уровне лица, как будто преподносит и показывает ее слушателям, одновременно небольшой поклон; потом одна рука скользит к утагучи и прямо рукой устанавливает флейту на подбородок, еще полусекундная пауза и начинает играть; по окончании игры еще несколько секунд (не менее пяти) не отнимает флейту от губ, пока кажется, что звук еще плотно заполняет помещение, и потом снова флейту перед собой и поклон; уходя со сцены, флейту держит так, что она располагается вертикально как бы позади руки. Это неизменная последовательность движений, в этом видится глубокое почтение к инструменту и к музыке, и вообще к тому, что человек делает. 
 + 
 +==== 10. Про концерты ==== 
 + 
 +Все-таки два слова про концерты. 
 + 
 +27 и 28 августа были концерты с вполне себе традиционной музыкой, а вот 29 августа играли современную и авангардную музыку для японских инструментов, и коме сякухати, кото и сямисена там были скрипки, альт, виолончель, контрабас, тромбон, вокал. Ну и что я вам скажу - современная и авангардная музыка для японских инструментов удивительных образом напоминает европейскую средневековую дворцовую музыку, местами прямо до слияния. Хотя клавишных не было, а в европейской средневековой музыке клавишные таки да были. 
 + 
 +==== 11. Дополнение к отчёту от blowing ==== 
 + 
 +//**blowing** (http://www.shakuhachi.ru/forum/member.php?u=77)// 
 + 
 +Добавлю несколько слов о Шимура сэнсэе. 
 + 
 +В небольшой комнате на первом занятии у Шимуры собралось человек 40 народу.Сэнсэй неспеша начал практическое занятие,- поиграл на своей любимой 3.3, сказал, что Чоши он играет каждый день, снова, как и в водной части говорил о немузыкальности присущей Мёан, много сравнивал звук флейты со звуком колокола,:"Колокола нет здесь(показавает на флейту),он здесь (показывает в область груди)". 
 + 
 +Вообще, речь Зэнпо Шимуры очень образная,а образы родом из Киото (как мне показалось). Например,если вы будете играть в Киото ЦУ-Но МЭРИ слишком резко, то местные жители испугаются таких звуков, в связи с этим он настаивал на игре этой ноты прикрывая нижнюю часть первого отверстия,верхнюю оставляя при этом открытой, в отличии от других школ,-таким образом звучание ноты будет более мягким; в Киото мягкость проявляется во всём, линии гор, например. 
 + 
 +По состоянию зала Сэнсэй видел, что народ хочет играть,но всё-таки продолжал говорить о важных вещах, которые следует помнить всегда, и перед игрой и во время, и после. 
 + 
 +И снова образ, представьте, что пьеса это один долгий выдох. 
 + 
 +Звук колокола имеет начало, но не имеет конца. 
 + 
 +В конце пьесы, не спешите убирать флейту, выдох продолжается и после затихания звука. 
 + 
 +Игра на Шакухачи это Молитва.... 
 + 
 +В итоге, мы таки извлекли несколько нот, но это было уже не важно, после фундаментальной лекции Сэнсэя. 
 + 
 +(Сори если повторился за сказаным Гвен) 
 + 
 +==== 12. Конспект с собрание, где обсуждали текущие дела Европейской Ассоциации Сякухати (ESS – European Shakuhachi Society) ====  
 + 
 +Ведущий – Kiku Day (она, как я поняла, председатель Ассоциации). 
 + 
 +Сейчас идет работа над сайтом Ассоциации (тут я не поняла – сайт ведь есть – www.shakuhachosociety.eu – может быть, модернизировать хотят…) 
 + 
 +Сейчас есть 50 членов ассоциации, и около 1500 зарегистрированных на сайте – подписаны на рассылку новостей, т.е. тоже интересующиеся люди. 
 + 
 +Источник денег в ESS – членские взносы участников. Они используются для развития Летних Школ, для программ обучения. Членский взнос платится за год (год начинается в сентябре). Есть идея ввести пожизненное членство в ESS – после того как был в ESS 15 лет и платил взносы, становишься пожизненным (life membership), эта идея еще не утверждена. 
 + 
 +Мероприятия ESS проводятся в разных городах, местные команды берут на себя организацию, и могут рассчитывать на помощь ESS в организации. Кристофер упомянул, что есть своего рода мануал для организаторов – что нужно учитывать при организации мероприятия. 
 + 
 +Огласили предварительные планы на 5 лет вперед. 
 + 
 +  * 2011г. – европейский фестиваль в Швейцарии 
 +  * 2012г., июль – мировой фестиваль в Киото (европейский в этом году делать не будут). Из зала был вопрос – ассоциация как-то будет помогать тем, кто захочет поехать, ну типа, централизованно отправить группу туда? Ответ Kiku – если члены ESS захотят это обсудить и сочтут такую помощь правильной и уместной, то почему бы нет. 
 +  * 2012г., сентябрь – 2х-недельный Night Festival в Скандинавии где-то, в рамках этого фестиваля 3-4 дня предполагается посвятить сякухати. 
 +  * 2013г. – то ли европейский фестиваль, то ли летняя школа – Барселона, Испания 
 +  * 2014г. – Германия, фестиваль про духовность и старинную музыку – пригласили поучаствовать с темами про сякухати 
 +  * 2015г. – визит в Москву – в рамках ежегодного фестиваля «Душа Японии» (это, похоже, идея Kiku Day после того, как мы с ней поговорили про ситуацию в Москве и про прошлогодний визит Нишимуры; она впечатлилась и придумала приехать; у нее есть еще мысль - а нельзя ли до 2015г. сделать что-то вроде маленького предварительного визита, типа посмотреть-пообщаться, типа вы сможете это организовать? Ну и вот тот народ, который напрыгивал на меня с вопросами, тоже наперебой интересовался - а не планируем мы какое-нибудь сякухати-мероприятие в Москве? а то тааак интересно было бы в Москву приехать...). 
 + 
 +Дальше часть обсуждения про общие потребности в обмене информацией. 
 + 
 +ESS раз в квартал готовит и рассылает членам сообщества информационный бюллетень (большой pdf-файл, на сайте ESS выложены прошлые номера), нужны переводчики на всякие языки – французский, немецкий, думают также про русский, датский, итальянский… (хотя на сайте ESS было упоминание о том, что майский бюллетень был уже с русским переводом, впервые). 
 + 
 +Предлагают также вносить вклад в наполнение бюллетеня содержанием- присылать заметки и фотографии – какая есть активность в странах и городах, что происходит интересного в контексте сякухати. 
 + 
 +Большой кусок беседы о том, нужно и какую информацию публиковать для новичков: 
 +  - Таки да, информация для новичков нужна – какая? 
 +  - Списки учителей? Кто они и какие? Где учат, чему и как? 
 +  - Как давать информацию, чтобы было полно и понятно, чтобы не напугать новичка трудностями, чтобы помочь выбрать учителя? 
 +  - А что делать с разными видами нотаций? Они же запутаются насмерть!!! Как им все это рассказать? Гуннар: может быть, сделать что-то вроде единого европейского стандарта нотации? Хотя вряд ли получится, японцы все равно стоят особняком… Кику: ну и что, сделаем европейский стандарт и отделим себя от японцев? А хорошо ли это? Флейта-то японская и музыка и вообще… Джим: предлагаете что-то типа сякухати-эсперанто? А сколько народа в реальности говорят на эсперанто? Насколько это вообще жизнеспособно? Ок, ок, оставим пока это обсуждение… 
 + 
 +Кусок обсуждения про технические вопросы оперативного общения в сети. Фейсбук? Электронная почта? Форум? (форум на сайте ESS есть, я с ним пока не разбиралась). 
 +Предложили идею календарного планирования на сайте ESS. Сделать два календаря – фиксированный и предварительный. В предварительный вносятся планируемые штуки, народ смотрит, корректирует свои планы, или предлагает организатору (внесшему событие в календарь) сдвинуть сроки, когда все утверждено, событие переносится в фиксированный календарь. Ну и при планировании нужно различать – "Шихан приедет в Стокгольм 3-5 сентября" или "Шихан планирует приехать в Стокгольм в августе-сентябре". 
 + 
 +Предложение из зала – увеличить возможности для личного знакомства и общения на фестивале. Например, сделать и носить бейджи с именами и городами, ввести в расписание что-то типа сессии знакомства, когда народ рассказывает о себе и можно позадавать вопросы, то есть, запустить процесс общения. Ответили, что мысль здравая, наверное, можно ее подумать. 
 + 
 +В конце предложили внести взносы за членство в ESS – продлить тем, кто уже был, и вступить тем, кто еще не был. Взнос – 20 евро в год, я внесла, посмотрим, что с этого будет, Беня (с) 
 + 
 +==== 13. Общие впечатления ==== 
 + 
 +Ну вот, собственно. Выложила все конспекты (за исключением своих почеркушек поверх нот, которые делала на групповых и индивидуальных уроках). Ссылки на фотографии дала. 
 + 
 +А, хотя есть еще программки с концертов с аннотациями пьес и именами исполнителей. Могу еще их выложить. Надо? Это будет уже совсем все. Ваши вопросы велкам. 
 + 
 +Если говорить об общем впечатлении. 
 + 
 +Мне понравилось - очень. 
 + 
 +Прекрасное место проведения. Музыкальная академия - Лихтенштейнский дворец - красивое здание, правильные помещения с хорошей акустикой. Общее окружение - исторический старинный контекст Праги - дает хорошую атмосферу и настрой. 
 +Грамотная организация, доступность и оперативность информации. Была только одна накладка - в последний день был дополнительный, не заявленный ранее в расписании концерт в готической башне академии, но об этом было объявлено как-то так, что я узнала о нем уже после того как он закончился - увидела объявление на доске, которого раньше не было. Очень жалею, что не попала на этот концерт. Может быть, товарищ blowing был там и скажет несколько слов, не знаю... 
 + 
 +Обучение - конечно, мощное напряжение для мозга и всего организма, но вот три занятия с Шимура-сан - и как-то можно потихоньку отрабатывать Choshi, и это будет вроде бы даже не наугад; и совсем новая пьеса после двух уроков с Джимом, тоже можно с ней как-то дальше работать. 
 + 
 +Вообще как-то мотивирует и продвигает это все. 
 + 
 +Очень хороши были концерты. Такая разная у всех исполнителей манера, все уникальные и особенные, но с неизменным почтением относятся к инструментам и к музыке, есть свои маленькие ритуалы при начале и окончании исполнения пьесы (особенно у Шимуры-сан). 
 + 
 +Хорошая была поездка, очень понравилось мне.
shakuhachi/letnjajashkola/2010.1404529596.txt.gz · Последние изменения: 2016/02/02 12:00 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиСякухатиФестивали, Летняя школа, Встречи в других странах2010г., Европейский фестиваль сякухати, Прага