Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.
shakuhachi:letnjajashkola:2010 [2014/07/05 07:06] Rediska |
shakuhachi:letnjajashkola:2010 [2016/02/02 14:02] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 9: | Строка 9: | ||
Галя, большая тебе БЛАГОДАРНОСТЬ за предоставленный отчёт. | Галя, большая тебе БЛАГОДАРНОСТЬ за предоставленный отчёт. | ||
+ | ===== Фото ===== | ||
+ | |||
+ | [[http://ivonna.gallery.ru/watch?a=HRe-e8Yx#feature=mainlist|Часть 1]] [[http://ivonna.gallery.ru/watch?a=HRe-faZF#feature=mainlist|Часть 2]] | ||
===== Отчёт ===== | ===== Отчёт ===== | ||
Строка 51: | Строка 54: | ||
Кроме уроков, были еще лекции – они шли сразу после общего утреннего РО-буки, 2-3 лекции подряд, потом уроки. | Кроме уроков, были еще лекции – они шли сразу после общего утреннего РО-буки, 2-3 лекции подряд, потом уроки. | ||
- | Вот. | + | |
+ | ==== 3. Лекции / кроме уроков с флейтой ==== | ||
+ | |||
+ | **Первый день** | ||
+ | |||
+ | Вводные лекции о разных стилях: | ||
+ | |||
+ | * Zenpo Shimura / myoan style | ||
+ | * Christopher Yohmei / Kinko Ryu | ||
+ | * Shinzan Yamamoto / Tozan Ryu | ||
+ | * Jim Franklin / Chikushinkai (он еще говорил – Chikuho) | ||
+ | |||
+ | Эти лекции я не конспектировала, записывала на диктофон, что-то даже записалось, с большими шумами, нужно вслушиваться. | ||
+ | |||
+ | Была еще водная лекция Властислава Матушека о сякухати в современной музыке, но это я уже не услышала, т.к. одновременно в расписании был урок Шимуры-сан, куда я и направилась. | ||
+ | |||
+ | **Второй день** | ||
+ | |||
+ | Не лекция, а часовое практическое занятие – Christopher Yohmei – несколько упражнений на расслабление. Как он это преподнес. Часто мы напрягаемся, когда играем, или когда готовимся играть. Напряжение в шее, руках, туловище, еще бывает, что челюсть каменеет, что угодно. И вот оно напряжение, а нам играть перед людьми, или не перед людьми, а вообще, и как убрать напряжение, как расслабиться? А вот так. Очень понравилось, так как действительно как-то уравновешивает все, легкие по ощущению становятся более чистые и эластичные, такое общее состояние спокойствия и… ну… готовности, что ли. | ||
+ | Надо комплекс упражнений этих выложить? | ||
+ | |||
+ | **Третий день** | ||
+ | |||
+ | 1. __Шимура-сан__ рассказал про свое исследование под названием Cyber Shakuhachi. Идея и логика следующая. Мы управляем звуком флейты, двигая головой – мери-кари или вибрато, или наяши, но все это головой. А что если управлять звуком посредством движений другими частями тела? И вот что он сделал с присущей японцам любовью к техническим приладам. Он обвесил тело исполнителя датчиками и проводами – на какой угол что куда отклоняется, все затолкал в компьютер в какую-то программу обработки звука, и разным типам таких отклонений придал разные типы изменения в звуке. И начал играть. Получилось, что изначальный, исходный звук задается сякухати, и компьютером он расслаивается на несколько как бы потоков, получается что-то чуть ли не оркестровое. Он звучит, конечно, мощно, но на мой вкус, слишком электронно, мне напомнило шумы и посвисты в фильме "Отроки во вселенной". Не могу сказать, что мне понравилось звучание. | ||
+ | |||
+ | 2. __Gunnar Jinmei__ рассказал про свои исследования на темы фразировки и ритма в Kinko ryu. Подробно это все будет представлено в его книге, которая должна выйти в сентябре. | ||
+ | |||
+ | **Четвертый день** | ||
+ | |||
+ | 1. __Shinzan Yamamoto__ рассказал о всяких видах украшений, орнаментаций в Tozan, много рисовал на доске, Гуннар (который его переводил) по ходу дела вступал с ним в диалог, я пыталась следом что-то зарисовывать и записывать, мозг вскипел. | ||
+ | |||
+ | 2. __Gunnar Jinmei__ рассказал о своем историческом исследовании – искал и читал письменные источники, про три социальные группы в Японии – boro-boro, komoso и komuso – кто они были такие, играли ли на сякухати, и кто был чьим предшественником. | ||
+ | |||
+ | ==== 4. Обрывки из моих конспектов-записей в блокноте (это цитаты) ==== | ||
+ | |||
+ | **Гуннар** | ||
+ | |||
+ | Ритм – это регулярное изменение с течением времени. | ||
+ | В Кинко очень ритм. | ||
+ | |||
+ | Орнаменты на входе могут быть разными – акцент, другая нота, качания… Какие использовать типы орнаментов – зависит от воли исполнителя, от того, как он хочет это играть. | ||
+ | |||
+ | **Шимура-сан** | ||
+ | |||
+ | Как ты играешь Choshi – это твой настрой на день, на игру. Самая простая и одновременно самая трудная пьеса – потому что это про твое внутреннее состояние. Играешь 1-2 часа honkyoku – потрать пять минут на Choshi. Когда практикуете, не пытайтесь играть красиво. Просто играйте. Забудьте обо всем, забудьте о людях вокруг. Играйте из состояния дзадзен. Не надо ничего выражать. Думайте только о дыхании. | ||
+ | |||
+ | Маленькие кусаби внутри большого кусаби. | ||
+ | |||
+ | MA – это дистанция. Например, в Кендо между тобой и противником. МА наполнена энегией поединка, потенциального удара. Нужно уметь правильно измерять МА. Измеришь неправильно – получишь палкой по голове. | ||
+ | |||
+ | **Ямамото-сан** | ||
+ | |||
+ | В Тозан все играют ровно так, как написано, там нет места для личных, собственных интерпретаций. | ||
+ | |||
+ | ==== 5. Про общение ==== | ||
+ | |||
+ | Примерно к середине фестиваля среди участников как-то расползлась информация, что среди них есть человек из Москвы, и тут началось. Народ активно напрыгивал с вопросами – а что, правда что ли, что в Москве есть сякухати-люди? а сколько народу у вас там играет? И даже флейты можно купить? И у кого вы учитесь? А он кто? Он Шихан? Он был в Японии и учился там? И вы собираетесь аж раз в неделю?! Вот это энергия у вас, ну вы даете!! И я отвечала про две группы – которая институционализированная, на базе консерватории, и наша, которая неофициальная и свободная и без какого-то организационного / административного ресурса. И что нас собирается примерно человек ну пятнадцать по максимуму. И флейты, да, и обучение, про Бамбу рассказывала и про Женю (машет лапой дружелюбно в сторону Калифорнии). Рассказывала про прошлогодний визит Нишимуры с другими сэнсэями, округляли глаза и цокали языками. | ||
+ | |||
+ | ==== 6. Упражнения на расслабление для игры на сякухати ==== | ||
+ | |||
+ | 1. Подняться на цыпочки так высоко, как только можете. Упасть пятками в пол, со стуком, встряхнувшись от толчка. Представьте, что ваше тело – это пластиковый мешок с водой, и как он колышется от толчка. | ||
+ | |||
+ | 2. Поочередно встряхивать ноги – как будто плети – от бедра и от колена, чтобы голеностопы свободно болтались. | ||
+ | |||
+ | 3. От пояса уронить тело вниз – как деревянная игрушка на нитках и пружинках (показал игрушку – деревянный жираф на подставке-барабане, надавишь пальцем снизу на барабан – нитки ослабевают, жираф падает и свисает с барабана вниз – слова Кристофера – вы и представить не могли, что деревянный жираф может быть хорошим учителем сякухати!) | ||
+ | |||
+ | 4. Делаем упражнение 3 – висим от пояса вниз – качаемся туда и сюда, голова болтается, шея расслаблена. | ||
+ | |||
+ | 5. После упражнения 4 поднимаемся вверх – постепенно, восстанавливая вверх позвонок за позвонком. | ||
+ | |||
+ | 6. Крутить руками вокруг туловища из стороны в сторону - за счет движения бедер, и не за счет усилия рук. | ||
+ | |||
+ | 7. Крутить руками в вертикальной плоскости тоже за счет движения бедер. | ||
+ | |||
+ | 8. Расслабить мышцы в районе нижней челюсти, помотать головой, челюсть свободно болтается. | ||
+ | |||
+ | 9. Сделать упражнение 3 – в конце добавить 8. | ||
+ | |||
+ | 10. Лечь на спину, полностью расслабиться (помните про пластиковый мешок с водой!), дуть РО | ||
+ | |||
+ | 11. В парах. Один лежит на спине, расслабленный. Второй берет его руками за большие пальцы ног или за голеностопы и легко качает их из стороны в сторону – снова помним про мешок с водой – показатель хорошего расслабления, если от легкого движения голеностопов начинает покачиваться также верхняя часть тела – не мотаться из стороны в сторону, а чуть-чуть покачиваться. | ||
+ | |||
+ | 12. Стойка на полусогнутых ногах, как в Айкидо – поворотом на пятках или на носках менять позицию, направление – как бы разворачивать, расширять пространство вокруг себя – to extend the space of performance – пространство вашего выступления с флейтой не ограничивается вашим телом, он простирается вокруг вас – возьмите флейту, дуйте РО, одновременно меняя позицию. | ||
+ | |||
+ | 13. На чуть присогнутых ногах ходить, дуть РО. | ||
+ | |||
+ | ==== 7. Пьеса Владислава Матушека "Коан" ==== | ||
+ | |||
+ | {{:shakuhachi:letnjajashkola:129522-51ca2-35594780-m750x740.jpg?400|}} | ||
+ | |||
+ | **Аннотация к пьесе** | ||
+ | |||
+ | Также как **коан** в практике дзен-буддизма не имеет решения в нашем мире логики и служит лишь **воротами** в иное состояние сознания, эта пьеса не является обычным opus perfectum – творение фиксированной однозначной структуры и формы. В противоположность этому, она ставит интерпретаторов перед **двойственными инструкциями**, инструкциями по реализации любой из множества возможных музыкальных форм – перед бесчисленными выражениями одного и того же сообщения. | ||
+ | |||
+ | Чтобы подчеркнуть этот необычный музыкальный аспект, пьеса записана в особой **визуальной** форме **гексагона**, состоящего из 19-ти меньших гексагонов, и это привносит иной **пикториальный** (состоящий в изображении) уровень коммуникации. | ||
+ | |||
+ | Каждый исполнитель может **войти** в пьесу через одни из трех **ворот** и играть одну из трех мелодий (A, B или C), состоящую из 12-ти тонов. Каждый должен играть свою мелодию в своем ритмическом паттерне и должен повторить каждый паттерн 3, 5, 7 или 9 раз, смотря по той цифре, которая указана в центре текущего гексагона. Для музыканта это может оказаться довольно **напряженной, затруднительной** ситуацией, подобно попытке разрешить **коан**. Это иной аспект **исследования, поиска**; своего рода музыкальное приключение – и **открытие**, когда в конце концов они приходят к одному тону (g), который повторяется, пока не растает. Аудитория может услышать и, возможно, расшифровать какую-то часть этого сообщения… возможно. | ||
+ | |||
+ | ==== 8. Лекция про boro-boro ==== | ||
+ | |||
+ | Gunnar Jinmei прочел лекцию про boro-boro, komoso и komuso | ||
+ | |||
+ | Привожу здесь мои отрывочные пометки, попытки конспектировать. Есть также аудиозапись, там шумы, но что-то можно услышать. | ||
+ | |||
+ | boro-boro – хотят идти путем Будды, уверены в своих убеждениях, нарушают законы монахов без сожаления (примеры не привел), легко принимают смерть, придерживаются чистой простоты. Никакие источники не упоминают, что они играли на сякухати. | ||
+ | |||
+ | 1664г. – книга про музыку и инструменты в Японии, первое упоминание про komoso shakuhachi. Были использованы разные названия для этих людей – bonji, kanji, iro-oshi, shira-bonki (еще пара названий прозвучала, не успела записать). Они все были изгои, игравшие на сякухати, и их называли общим названием komoso. Они играли пьесу Goro. | ||
+ | |||
+ | bonji – это были образованные люди, вариант перевода названия – "те, кто изучил санскрит". | ||
+ | |||
+ | kanji – значение названия – про чувственную полноту жизни. | ||
+ | |||
+ | shira-bonji – люди из области танца и прочих искусств. | ||
+ | |||
+ | В 1550г. в письменных источниках появились первые рисунки и стихи про этих людей. | ||
+ | |||
+ | 1496г. – серия рисунков – человек с флейтой. Это были komoso. | ||
+ | |||
+ | Вывод: boro-boro не превратились в komoso, они существовали одновременно, и они были разные. Boro-boro – образованный, языкам обучается; komoso – простой грубый парень, бродяга-монах, просящий милостыню. | ||
+ | |||
+ | Даже стихи у них и про них были разные. | ||
+ | |||
+ | Boro-boro пишет: ветер колеблет цветы. | ||
+ | |||
+ | Komoso пишет: это не ветер колеблет цветы, а дуновение флейты сякухати (типа тут самоуверенность такая - при чем тут ветер, это я дунул, все и заколыхалось) | ||
+ | Komoso выражали мерзость и враждебность мира своей игрой на флейте. Тем не менее их тоже причисляли к людям искусства. | ||
+ | |||
+ | Период Эдо – секта Фукэ – в ней были самураи, т.е. аристократы. Это была уже общественно признанная группа людей. Это не группа людей komoso эволюционировала в другую (в komuso), это другая группа людей взяла старое название и придала ему другое звучание. | ||
+ | |||
+ | Перевод слова boro-boro - ~dirty, worn, torn - ~грязный, запачканный, изорванный, изношенный. Слово появляется в старых текстах об обычной повседневной жизни. Нет доказательств того, что boro-boro играли на флейтах. Судя по рисункам, они носили с собой предметы длиной около 1.8, но это были не флейты (это мог быль свернутый коврик для ночлега в пути, или меч). | ||
+ | |||
+ | Komoso – играли на сякухати, есть письменные свидетельства (рисунки, стихи). | ||
+ | И boro-boro и komoso были изгоями, komuso – аристократы, другая ступень в социуме. | ||
+ | |||
+ | ==== 9. Про "ритуалы" ==== | ||
+ | |||
+ | Ну вот у Шимуры-сан очень ярко это. Перед игрой он держит флейту двумя руками внизу перед собой, смотрит вниз, будто сосредотачивается. Потом такое движение: флейта на прямых руках перед собой на уровне лица, как будто преподносит и показывает ее слушателям, одновременно небольшой поклон; потом одна рука скользит к утагучи и прямо рукой устанавливает флейту на подбородок, еще полусекундная пауза и начинает играть; по окончании игры еще несколько секунд (не менее пяти) не отнимает флейту от губ, пока кажется, что звук еще плотно заполняет помещение, и потом снова флейту перед собой и поклон; уходя со сцены, флейту держит так, что она располагается вертикально как бы позади руки. Это неизменная последовательность движений, в этом видится глубокое почтение к инструменту и к музыке, и вообще к тому, что человек делает. | ||
+ | |||
+ | ==== 10. Про концерты ==== | ||
+ | |||
+ | Все-таки два слова про концерты. | ||
+ | |||
+ | 27 и 28 августа были концерты с вполне себе традиционной музыкой, а вот 29 августа играли современную и авангардную музыку для японских инструментов, и коме сякухати, кото и сямисена там были скрипки, альт, виолончель, контрабас, тромбон, вокал. Ну и что я вам скажу - современная и авангардная музыка для японских инструментов удивительных образом напоминает европейскую средневековую дворцовую музыку, местами прямо до слияния. Хотя клавишных не было, а в европейской средневековой музыке клавишные таки да были. | ||
+ | |||
+ | ==== 11. Дополнение к отчёту от blowing ==== | ||
+ | |||
+ | //**blowing** (http://www.shakuhachi.ru/forum/member.php?u=77)// | ||
+ | |||
+ | Добавлю несколько слов о Шимура сэнсэе. | ||
+ | |||
+ | В небольшой комнате на первом занятии у Шимуры собралось человек 40 народу.Сэнсэй неспеша начал практическое занятие,- поиграл на своей любимой 3.3, сказал, что Чоши он играет каждый день, снова, как и в водной части говорил о немузыкальности присущей Мёан, много сравнивал звук флейты со звуком колокола,:"Колокола нет здесь(показавает на флейту),он здесь (показывает в область груди)". | ||
+ | |||
+ | Вообще, речь Зэнпо Шимуры очень образная,а образы родом из Киото (как мне показалось). Например,если вы будете играть в Киото ЦУ-Но МЭРИ слишком резко, то местные жители испугаются таких звуков, в связи с этим он настаивал на игре этой ноты прикрывая нижнюю часть первого отверстия,верхнюю оставляя при этом открытой, в отличии от других школ,-таким образом звучание ноты будет более мягким; в Киото мягкость проявляется во всём, линии гор, например. | ||
+ | |||
+ | По состоянию зала Сэнсэй видел, что народ хочет играть,но всё-таки продолжал говорить о важных вещах, которые следует помнить всегда, и перед игрой и во время, и после. | ||
+ | |||
+ | И снова образ, представьте, что пьеса это один долгий выдох. | ||
+ | |||
+ | Звук колокола имеет начало, но не имеет конца. | ||
+ | |||
+ | В конце пьесы, не спешите убирать флейту, выдох продолжается и после затихания звука. | ||
+ | |||
+ | Игра на Шакухачи это Молитва.... | ||
+ | |||
+ | В итоге, мы таки извлекли несколько нот, но это было уже не важно, после фундаментальной лекции Сэнсэя. | ||
+ | |||
+ | (Сори если повторился за сказаным Гвен) | ||
+ | |||
+ | ==== 12. Конспект с собрание, где обсуждали текущие дела Европейской Ассоциации Сякухати (ESS – European Shakuhachi Society) ==== | ||
+ | |||
+ | Ведущий – Kiku Day (она, как я поняла, председатель Ассоциации). | ||
+ | |||
+ | Сейчас идет работа над сайтом Ассоциации (тут я не поняла – сайт ведь есть – www.shakuhachosociety.eu – может быть, модернизировать хотят…) | ||
+ | |||
+ | Сейчас есть 50 членов ассоциации, и около 1500 зарегистрированных на сайте – подписаны на рассылку новостей, т.е. тоже интересующиеся люди. | ||
+ | |||
+ | Источник денег в ESS – членские взносы участников. Они используются для развития Летних Школ, для программ обучения. Членский взнос платится за год (год начинается в сентябре). Есть идея ввести пожизненное членство в ESS – после того как был в ESS 15 лет и платил взносы, становишься пожизненным (life membership), эта идея еще не утверждена. | ||
+ | |||
+ | Мероприятия ESS проводятся в разных городах, местные команды берут на себя организацию, и могут рассчитывать на помощь ESS в организации. Кристофер упомянул, что есть своего рода мануал для организаторов – что нужно учитывать при организации мероприятия. | ||
+ | |||
+ | Огласили предварительные планы на 5 лет вперед. | ||
+ | |||
+ | * 2011г. – европейский фестиваль в Швейцарии | ||
+ | * 2012г., июль – мировой фестиваль в Киото (европейский в этом году делать не будут). Из зала был вопрос – ассоциация как-то будет помогать тем, кто захочет поехать, ну типа, централизованно отправить группу туда? Ответ Kiku – если члены ESS захотят это обсудить и сочтут такую помощь правильной и уместной, то почему бы нет. | ||
+ | * 2012г., сентябрь – 2х-недельный Night Festival в Скандинавии где-то, в рамках этого фестиваля 3-4 дня предполагается посвятить сякухати. | ||
+ | * 2013г. – то ли европейский фестиваль, то ли летняя школа – Барселона, Испания | ||
+ | * 2014г. – Германия, фестиваль про духовность и старинную музыку – пригласили поучаствовать с темами про сякухати | ||
+ | * 2015г. – визит в Москву – в рамках ежегодного фестиваля «Душа Японии» (это, похоже, идея Kiku Day после того, как мы с ней поговорили про ситуацию в Москве и про прошлогодний визит Нишимуры; она впечатлилась и придумала приехать; у нее есть еще мысль - а нельзя ли до 2015г. сделать что-то вроде маленького предварительного визита, типа посмотреть-пообщаться, типа вы сможете это организовать? Ну и вот тот народ, который напрыгивал на меня с вопросами, тоже наперебой интересовался - а не планируем мы какое-нибудь сякухати-мероприятие в Москве? а то тааак интересно было бы в Москву приехать...). | ||
+ | |||
+ | Дальше часть обсуждения про общие потребности в обмене информацией. | ||
+ | |||
+ | ESS раз в квартал готовит и рассылает членам сообщества информационный бюллетень (большой pdf-файл, на сайте ESS выложены прошлые номера), нужны переводчики на всякие языки – французский, немецкий, думают также про русский, датский, итальянский… (хотя на сайте ESS было упоминание о том, что майский бюллетень был уже с русским переводом, впервые). | ||
+ | |||
+ | Предлагают также вносить вклад в наполнение бюллетеня содержанием- присылать заметки и фотографии – какая есть активность в странах и городах, что происходит интересного в контексте сякухати. | ||
+ | |||
+ | Большой кусок беседы о том, нужно и какую информацию публиковать для новичков: | ||
+ | - Таки да, информация для новичков нужна – какая? | ||
+ | - Списки учителей? Кто они и какие? Где учат, чему и как? | ||
+ | - Как давать информацию, чтобы было полно и понятно, чтобы не напугать новичка трудностями, чтобы помочь выбрать учителя? | ||
+ | - А что делать с разными видами нотаций? Они же запутаются насмерть!!! Как им все это рассказать? Гуннар: может быть, сделать что-то вроде единого европейского стандарта нотации? Хотя вряд ли получится, японцы все равно стоят особняком… Кику: ну и что, сделаем европейский стандарт и отделим себя от японцев? А хорошо ли это? Флейта-то японская и музыка и вообще… Джим: предлагаете что-то типа сякухати-эсперанто? А сколько народа в реальности говорят на эсперанто? Насколько это вообще жизнеспособно? Ок, ок, оставим пока это обсуждение… | ||
+ | |||
+ | Кусок обсуждения про технические вопросы оперативного общения в сети. Фейсбук? Электронная почта? Форум? (форум на сайте ESS есть, я с ним пока не разбиралась). | ||
+ | Предложили идею календарного планирования на сайте ESS. Сделать два календаря – фиксированный и предварительный. В предварительный вносятся планируемые штуки, народ смотрит, корректирует свои планы, или предлагает организатору (внесшему событие в календарь) сдвинуть сроки, когда все утверждено, событие переносится в фиксированный календарь. Ну и при планировании нужно различать – "Шихан приедет в Стокгольм 3-5 сентября" или "Шихан планирует приехать в Стокгольм в августе-сентябре". | ||
+ | |||
+ | Предложение из зала – увеличить возможности для личного знакомства и общения на фестивале. Например, сделать и носить бейджи с именами и городами, ввести в расписание что-то типа сессии знакомства, когда народ рассказывает о себе и можно позадавать вопросы, то есть, запустить процесс общения. Ответили, что мысль здравая, наверное, можно ее подумать. | ||
+ | |||
+ | В конце предложили внести взносы за членство в ESS – продлить тем, кто уже был, и вступить тем, кто еще не был. Взнос – 20 евро в год, я внесла, посмотрим, что с этого будет, Беня (с) | ||
+ | |||
+ | ==== 13. Общие впечатления ==== | ||
+ | |||
+ | Ну вот, собственно. Выложила все конспекты (за исключением своих почеркушек поверх нот, которые делала на групповых и индивидуальных уроках). Ссылки на фотографии дала. | ||
+ | |||
+ | А, хотя есть еще программки с концертов с аннотациями пьес и именами исполнителей. Могу еще их выложить. Надо? Это будет уже совсем все. Ваши вопросы велкам. | ||
+ | |||
+ | Если говорить об общем впечатлении. | ||
+ | |||
+ | Мне понравилось - очень. | ||
+ | |||
+ | Прекрасное место проведения. Музыкальная академия - Лихтенштейнский дворец - красивое здание, правильные помещения с хорошей акустикой. Общее окружение - исторический старинный контекст Праги - дает хорошую атмосферу и настрой. | ||
+ | Грамотная организация, доступность и оперативность информации. Была только одна накладка - в последний день был дополнительный, не заявленный ранее в расписании концерт в готической башне академии, но об этом было объявлено как-то так, что я узнала о нем уже после того как он закончился - увидела объявление на доске, которого раньше не было. Очень жалею, что не попала на этот концерт. Может быть, товарищ blowing был там и скажет несколько слов, не знаю... | ||
+ | |||
+ | Обучение - конечно, мощное напряжение для мозга и всего организма, но вот три занятия с Шимура-сан - и как-то можно потихоньку отрабатывать Choshi, и это будет вроде бы даже не наугад; и совсем новая пьеса после двух уроков с Джимом, тоже можно с ней как-то дальше работать. | ||
+ | |||
+ | Вообще как-то мотивирует и продвигает это все. | ||
+ | |||
+ | Очень хороши были концерты. Такая разная у всех исполнителей манера, все уникальные и особенные, но с неизменным почтением относятся к инструментам и к музыке, есть свои маленькие ритуалы при начале и окончании исполнения пьесы (особенно у Шимуры-сан). | ||
+ | |||
+ | Хорошая была поездка, очень понравилось мне. |