Это старая версия документа!
Аппликатура Мёян Тайдзан Ха.
1. Верхний правый угол Это основные ноты сякухати.
Первые семь нот (справа-налево): РО, ЦУ, РЭ, ЧИ, ХА, И, У объеденины снизу фигурной скобкой, под которой написаны значки ОЦУ и КАН. Это значит, что данные аппликатуры применимы в верхнем и нижнем регистре.
Далее следуют ноты ХИ, ФУ, И, ФУ, применимые только в КАН.
Самый верхний ряд — это акцент — ОСУ. ОСУ выполняется быстрым приоткрыванием и закрыванием отверстия, а номер этого отверстия для каждой ноты обозначен в самом верхнем ряду. Так, для РО и ЦУ — это второй палец, РЭ — 3-й и т.д.. Исключение из этого ряда — нота И. Вместо ОСУ для акцента И выполняется РИЦУ — кратковременное закрытие 5-го отверстия.
2. Верхний левый угол Трели и специальные приёмы. Эти приёмы будут подробнее разбираться на сайте Сякухати, а также в видео уроках.
Первые 7 справа налево: У — акцентируется закрытием 3-го отверстия, но не ударом по нему, а именно закрытием и открытием. ХА-РА ЧИ-РИ У-РУ РЭ-Э ЦУ-РУ Эти пять приёмов — альтернативный вид акцентирования. В школе Кинко, например, есть приём РУ — акцент закрытием 1-го отверстия. В Меян же для каждой ноты этот экцент называется по-своему. Сделано это для удобства пения этих нот (типа РЭ-ЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭЭ)
Наконец, РА выполняется закрытием и открытием 2-го отверстия.
Далее представлены трелевые аппликатуры ХО-РО-ХО-РО — 2 колонки Я-РА-Я-РА — 1 колонка ХА-ра-РО — 3 колонки ХО-РО-И — 3 колонки
3. Нижний правый угол Это описание длительности нот и пауз.
1-я колонка (сразу за названием раздела): На примере РО показано Полноразмерная нота играется один полный бит (т.е. РАЗ-И…). Длительность звучания зависит от игрока. Примеры исполнения можно взять от учителя или из записей. Если ноты написаны поменьше и со смещением, то они играются в половину бита каждая. Четыре небольших ноты, по две с каждой стороны, - это ноты в четверть бита.
2-я колонка: Стандартные входные приёмы игры школы Меян цу-РЭ ха-РО у-ХА Обратите внимание, что ХА в ха-РО и ХА приёма у-ХА играются по-разному. Первое ХА обозначено в приёме ХА-РА-РО в верхнем левом углу, второе ХА — стандартная нота ХА
3-4-5-6-7-я колонки: длительности и паузы Одна вертикальная линия после ноты добавляет один бит к звучанию ноты. Двойная вертикальная добавляет два бита к длительности. Капля добавляет половину бита. Косая линия скрючком вправо — это два бита. Этот приём описан отдельно: на первом бите звук сгибается в мэри, во время второго бита разгибается не полностью, сгибается опять и разгибается до конца.
Нижний ряд под длительностью — паузы. Кружок — пауза в один бит Пустая капля — пауза в полбита Горизонтальная линия (на примере показана после РО) — отметка дыхания.
4. Нижний левый угол Особенности обозначений Мёан. Описано с примерами на странице http://shaku-rus.com/myoan_basics.htm