Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиЯпонская музыкаСокёку

Сокёку

Кото Музыка Сокёку — это один из трёх главных музыкальных жанров периода Эдо. Со — это Кото, а Кёку — это музыка. Сам инструмент (Кото) в музыке Хогаку назывался Со или ГакуСо. Кото в музыке Гагаку является членом всего ансамбля, но, исходя из исторических сведений, ранее для этого инструмента сочинялись и сольные пьесы.

В конце 16-го века (в период Момояма) буддийский священник Кендзюн (1547–1636) в северном Кюсю впервые сочинил песни под акомпонимент Кото. Новая музыка была названа Цукуси-гото, по имени местности, где жил священник. Далее, слепой музыкант Яцухаси Кенгё (1614–1685) из Киото, выучив Цукуси-гото, создал новый стиль музыки Кото. Он имитировал музыкальную форму Цукуси-гото, состоявшую из шести коротких пьес и назвал свой стиль Кумиута (сюита из песней). Самая большая разница между Цукуси-гото и стилем Яцухаси была в разнице настроек инструмента. Цукуси-гото использовала настройку по звукоряду Ръё, использованному в Хогаку, а Яцухаси Кенгё создал строи Хира-дзёси и Кумой-дзёси, которые базировались на звукоряде Ин. После этого звукоряд Ин стал базовым для всех типов строёв Кото. Яцухаси Кенгё и его последователи создали некоторое количество сольных пьес для Кото, но больше всего сочинено именно песен с акомпониментом Кото

Почти в то же время в Японию пришла музыка для сямисена, и Икута Кенгё (1656–1715) создал стиль под название Дзи-ута (музыка для Сямисэна и Кото). С этого времени начали появляться музыкальные композиции для дуэта обоих инструментов, а также многие пьесы, состоящие из песенных частей и длинных инструментальных проигрышей (от одного до трёх). Эти инструментальные части пьес были названы Тэ-гото (танец рук), а стиль этих пьес начал называться Тэ-гото-моно.

В то время как в Киото и Осаке развивался стиль Тэ-Гото, в Эдо (Токио) был создан новый стиль музыки для Кото. Автором нового стиля был Ямада Кэнгё (1757-1817), соединивший современную музыку для Сямисена и Кото. Позднее, в конце периода Эдо, Ёшизава Кэнгё из Нагои создал ещё один стиль музыки для кото, который, по сути, тоже являлся песенным. Основное отличие от более старого Кумиута было в том, что он использовал поэмы (Вака) из известных антологий старинных Вака (Кокин Вака Сю, Кин Ё Сю и так далее). Кроме того, он создал ещё и новый тип строя для Кото, сильно отличавшийся от всех остальных. Новый строй был основан на обоих звукорядах Ин и Ё (аналог китайского Инь и Ян). Этот строй был назван Кокин-дзёси. Это название было взято из сборника поэзии Кокин Вака Сю.

В начале эры Мейдзи западная музыка пришла в Японию. В этот период предпринималось много попыток изменить старый стиль Кото, однако сравнительно мало было удачных попыток. Первый композитор, который попытался соединить западную музыку и Кото, был Мияги Михио (1895–1956). Он пытался привнести в японскую музыку диатонический строй, ритмическую и оркестровую структуру. Всего этого не было ранее. Многие музыканты прониклись стилем Мияги и начали подражать его стилю, в то время как другие критиковали его подход, пытаясь найти свой. В последнее время, особенно после Второй Мировой Войны, японские композиторы, воспитанные в европейской манере всё чаще примыкают к движению, пытающемуся создать новый музыкальный стиль, базирующийся на сильной японской традиции.

Конструкция Кото практически идентична с тем инструментом, который в ансамбле Гагаку назывался Гакусо. Кото состоит из одной толстой верхней деревянной пластины 186 см в длину и 28 см в ширину. Дерево Павлония лучше всего подходит для изготовления верхней деки, потому что оно очень мягкое. Кроме того, дерево вырастает до таких размеров, что делать из него Кото очень удобно. Внутренняя часть передней деки стачивается до нужного размера. Резонаторные отверстия делаются на задней деке инструмента. Тринадцать шелковых (или титроновых) струн одинаковой толщины натянуты между двумя нижними порожками, находящимися по обоим концам инструмента. Каждая струна настраивается при помощи подвижного колка (подпорки) в форме буквы "Y". Музыкант приводит струну в движение специальным плектром (медиатором или, как его называют, "когтем"), надетым на палец. Плектры одеваются на большой, указательный и средний палец правой руки. Формы плектра отличаются в двух основных школах Кото.В школе Икута используются толстые квадратные медиаторы, в то время как в школе Ямада используются более тонкие и закругленные медиаторы. Разница в медиаторах даёт небольшую разницу в тембрах инструмента. Кото призван давать чистый звук, однако из-за любви японцев к разного рода призвукам и шумам для Кото существуют техники, в полной мере позволяющие реализовать шумы и призвуки. Например, шуршание по струнам медиатором как раз и есть одна из таких техник.

Когда для Кото начали аккомпанировать на сямисэне, стиль Тэгото начал входить в моду. Полифонический (многозвучный) ансамбль из Кото и сямисэна или из двух Кото стал очень популярен. Первая часть (вступление) называется Хон-тэ, а вторая часть называется Кае-дэ. Кае-дэ, как правило, более сложная часть. Третья часть является, как правило, остинатной. К кото иногда добавляется сямисэн для эффекта полифонии. С конца периода Эдо к кото и сямисэну добавляется флейта сякухати. Такой ансамбль уже называется Санкёку, что буквально обозначает "три пьесы", однако в случае с музыкой это обозначает "три инструмента". В старые времена в ансамбль кото и сямисэна входил инструмент Кокю. Кокю — это ещё один струнный инструмент, однако в то же время это единственный смычковый инструмент того времени. С виду он похож на сямисэн, но гораздо меньше, и звукоизвлечение происходит при помощи смычка (как на скрипке).

Музыкальная форма пьес для Кото меняется со временем, как было описано выше. В основном все пьесы — это песни. Самые старые пьесы в стиле Кумиута состоят из шести коротких песен. Каждая песня имеет одинаковое количество строф — 32. Каждый первый из четырех ударов (битов, метрических музыкальных единиц) является началом определенного отрывка на Кото. Каждая песня заканчивается новым отрывком. В пьесах, сочиненных позднее, музыкальная структура немного разнообразилась. Кумиута игралось и пелось одним человеком. Традиция одновременно петь и играть на кото сохранена в музыке до сих пор. В то же время некоторые пьесы были сочинены в стиле Дан-моно или Сирабэ-моно. Дан — это отрывок или секция, а Сирабэ — это инструментальная пьеса. Самая старая из этих пьес — это Рокудан-но-Сирабэ (инструментальная пьеса из шести частей). Эта пьеса представляет собой вариации из шести инструментальных частей, каждая из которых включает в себя по 26 тактов. Тэгото-моно, занимающие наибольшую часть репертуара Кото, это песни с длинными инструментальными проигрышами (тэгото). Количество проигрышей варьируется от одного до трёх. Как правило, форма пьесы такова: вступительная песня (Маэ-ута), проигрыш (тэгото) и завершающая песня (Ато-ута). Самая большая пьеса в этом стиле состоит из 7-ми частей: вступительная песня (Мае-ута) – Тэгото – Песня (Нака-ута) – Тэгото – Песня (Нака-ута) – Тэгото – Завершающая песня (Ато-ута). В таком ключе сочинена пьеса Нэбуки-Но-Мацу. В дополнение к описанным частям в это пьесе ещё есть инструментальное вступление. На её исполнение обычно затрачивается 35 минут. Форма песни без Тэгото меняется в зависимости от темы самой песни. Как правило, все песни такого типа состоят из трёх частей — Ёю, Ха, Кю. Практически все песни для Кото изящны и полны неповторимой поэзией, потому как в основном на Кото играли либо женщины дома либо слепые музыканты. Даже любовные отношения и эмоции выражаются в возвышенном стиле, в то время как песни с сямисэном звучат более драматично и реалистично. Даже некоторые пьесы школы Ямада для кото и сямисэна выдержаны в более трагическом стиле, но все, же исполняются менее трагично, чем музыка для Сямисэна.

Источник:http://shakuhachi.ru/forum/showthread.php?t=793

japanesemusic/sokyoku.txt · Последние изменения: 2016/02/02 11:59 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиЯпонская музыкаСокёку