Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиЯпонская музыкаДзиута

Дзиута

Словом дзиута называется музыка для сямисена.

Музыканты Дзиута

В музыке сямисэна принято выделять три группы: Ута-моно (песенный стиль), Катари-моно (былинный стиль, повествовательный) и минъё (народные песни). Минъё, которое опять же, как правило, поётся под аккомпанемент сямисэна, составляет отдельный жанр, несмотря на то, что некоторые фольклорные произведения имеют повествовательно-былинный стиль исполнения и сильно отличаются от всей остальной музыки для сямисэна. Поскольку все перипетии стилей слишком сложны, здесь будут описаны самые основные и популярные. Старейший стиль музыки для сямисэна — это Сямисен-Коми-Ута. Так же как и в случае со стилем Куми-ута для кото, каждая пьеса — это набор коротких песен с аккомпонементом, в этом случае — сямисэна. Стоит отметить, что певец и играющий в этом случае так же одно и то же лицо. Этот стиль появился в районе города Осака и Киото, где по началу назывался Камигата, как упоминалось ранее в источниках, и является одной из старейших веток музыки для сямисэна: Камигата и Эдо. Стиль сямисен-Кумиута сменился стилем Дзи-ута, что в переводе значит песни земли. Как было сказано в статье про Сокёку, песни Дзи-ута в сочетании с кото создали репертуар Тэгото-моно, несмотря на то, что Дзи-ута и Тэгото-моно изначально были сочинены для сямисэна.

Музыкант оскского театра Кабуки Саката Хиёсиро приехал в Эдо (Токио), чтобы примкнуть к местному театру Кабуки, в котором часто использовалась музыка Дзи-Ута. В результате его участии в театре появился новый стиль музыки — Нага-ута, что в переводе значит "длинная песня". В дальнейшем этот стиль был ещё более отточен исполнителями, стал популярен и использовался в основном для танцевальных программ. Для стиля Нага-Ута характерны длинные проигрыши и аккомпонемент ансамбля Хаяси, который включал в себя инструменты театра Но: флейту Но-кан и три типа барабанов. В музыку Нага-Ута вовлечено большое количество вокалистов, игроков на сямисэне и игроков Хаяси (порой до 30 человек). Все они носили специфические костюмы и восседали на специальной красной сцене, что давало особый визуальный эффект.

Второй жанр, Катари-моно, очень характерен для японской музыки. В Катари-моно есть свой особенный стиль вокала, который так не характерен для европейской музыки. Катари-моно — это повествовательный стиль. Так же это можно назвать Йорури, потому что предшественником Катари-моно для сямисэна было так же повествовательное произведение, в котором рассказывалось о молодой особе по имени Йорури. Первая история о Йорури, следовательно, не пелась под аккомпанемент сямисэна. В начале периода Эдо в Камигата приехал мастер былинной музыки для сямисэна (к сожалению, его имя неизвестно). С ним приехали и другие люди, среди которых был и Такемото Гидайю (1651–1714). Он создал новый стиль Йорури под названием Гидайю-Буси для кукольного театра (впоследствии названного Бунраку) совместно с Чикумацу Монзаэмоном (1653–1724), самым известным автором текстов для Кабуки и кукольного театров. Сам термин "Буси (или Буши)" обозначает мелодию или наигрыш, но в этом случае он означает именно стиль или музыкальную школу. В дальнейшем мы опустим этот термин, поскольку он будет повторен много раз.

Гидайю был доминирующим стилем в Камигата в то время как, в театре Кабуки в Эдо развились стили Като-Буси и Ичу-Буси. Ичу был создан в Киото и переехал в Эдо, всё ещё сохраняя дух Камигата. Като-Буси также отталкивался от стиля Камигата, но получил более яркие оттенки. Вскоре после созревания стилей Като и Ичу в Эдо появился ещё один пришедший из Камигата стиль Йорури, названый Бунго-Буси и имевший большой успех в Эдо. Не смотря на всю популярность этого стиля, он был запрещен Сёгунатом Токугава из-за провокационных текстов песен и сильного влияния этих текстов на людей.

Далее стиль Бунго развивали два человека, основавшие школы Токивадзу-Буси и Син-Най-Буси. Ученики школы Токивадзу далее основали стиль Томимото-буси, который впоследствии сменился стилем Киёмото-Буси. Эти последователи пришли в театр Кабуки, заменив собой стили Ичу и Като. Исключение составляет стиль Син-най, который не вошел в театр, а в основном использовался в "голубых" кварталах Эдо. Вскоре после появления стиля Киёмото стиль Томимото исчез со сцены Кабуки. Таким образом, из всех известных повествовательных стилей музыки для сямисэна до нас дошли Киёмото, Син-най и Гидайю из Камигата.

В конце периода Эдо появился ещё один стиль музыки для сямисэна, ставший популярным среди низшего сословия. Этот стиль назывался Ха-Ута. Он был характерен тем, что песни в этом стиле были достаточно короткими, а текст их был взят из старых песен популярных в начале эпохи Эдо. Один самурай в отставке на этой основе разработал более элегантный и утонченный стиль Утадзава. Вскоре после этого, как реакция на песни Утадзава, появились песни более короткие и более популярные, названные Ко-ута. Стиль Ко-ута стал самым популярным из трёх перечисленных. Следует отметить, что, несмотря на текущие тенденции распада в традиционной музыки Японии, песни Ко-ута были восстановлены после Второй мировой войны и используются в значительной степени в среде богатых бизнесменов.

Со-кёку (популярные мелодии) — это ещё один жанр песен под акомпонемент сямисэна. В этот жанр входят разнообразные популярные народные песни. Они так же были восстановлены и сейчас популярны в повседневной городской жизни.

В конце следует упомянуть ещё один очень популярный жанр музыки для сямисэна. Он называется Нанива-Буси. Песни в этом жанре также носят повествовательно-былинный характер. Предшественником жанра Нанива был жанр Секкйо-буси, представлявший собой смесь мотивов старого Гидайю и свежих новостей. Само имя Нанива происходит от географического названия города Нанива (сейчас Осака), где и был основан стиль. Музыка и тексты Нанва-Буси до определенного момента не были понятны и не были любимы людьми среднего класса в Японии. Песни были основаны на старых легендах, сказаниях и обычаях. Нанива-Буси стал популярным после второй мировой войны под влиянием американских популярных песен.

Некоторые песни Минъё (народные песни) были сочинены под влиянием музыки для сямисэна. Доминирующим строем для сямисэна является звукоряд Ин.

Источник:http://shakuhachi.ru/forum/showthread.php?t=879

japanesemusic/jiuta.txt · Последние изменения: 2016/02/02 11:59 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиЯпонская музыкаДзиута