Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыМакс ДигКомусо и Сякухати-Дзэн. От исторической легитимации до духовности буддийской деноминации в период Эдо

Различия

Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

books:translation:max_deeg:komuso_and_shakuhachi_zen [2013/03/17 15:05]
Rediska [11. Национальная эстетизация в период Мэйдзи]
books:translation:max_deeg:komuso_and_shakuhachi_zen [2016/02/02 14:35] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
-====== Комусо и Сякухати-Дзэн. От исторической лигитимизации до духовности буддийской деноминации в период Эдо ======+====== Комусо и Сякухати-Дзэн. От исторической легитимации до духовности буддийской деноминации в период Эдо ======
  
 ===== Благодарности ===== ===== Благодарности =====
Строка 9: Строка 9:
 **Легитимность** (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) – узаконивание  **Легитимность** (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) – узаконивание 
  
-**Деномина́ция** (от лат. denominátio — «переименова́ние») — понятие в религиоведении, обозначающее разновидность религиозной организации, находящейся в стадии становления, религиозного оформления. В зависимости от характера образования и тенденции эволюции деноминация занимает промежуточное положение между церквью и сектой. Деноминация признаёт иные религии и верования и находится в положительных отношениях с обществом +**Деномина́ция** (от лат. denominátio — «переименова́ние») — понятие в религиоведении, обозначающее разновидность религиозной организации, находящейся в стадии становления, религиозного оформления. В зависимости от характера образования и тенденции эволюции деноминация занимает промежуточное положение между церковью и сектой. Деноминация признаёт иные религии и верования и находится в положительных отношениях с обществом 
  
 ====== 1. Введение ====== ====== 1. Введение ======
Строка 22: Строка 22:
 </note> </note>
  
-Современные учёные, такие как Бернард Фауре (1991 и 1993) показали на сколько велика разница между Дзэн риторикой в текстах и исторической реальностью Дзэн.+Современные учёные, такие как Бернард Фауре (1991 и 1993) показали на сколько велика разница между //Дзэн// риторикой в текстах и исторической реальностью //Дзэн//.
  
-Ранний китайский //Чань-Буддизм// (禪) действительно имел степень соответствия с его социальной средой (иначе он бы не выжил) и превратился в сильное религиозное движение, пережившее века. Чань-Буддизм ни в коем случае не был антисоциальным и асоциальным «ненормальным проявлением»  китайского Буддизма, как об этом говорится в некоторых Восточно-Азиатских источниках и их современных эпигонах. +Ранний китайский //Чань-Буддизм// (禪) действительно имел степень соответствия с его социальной средой (иначе он бы не выжил) и превратился в сильное религиозное движение, пережившее века. //Чань-Буддизм// ни в коем случае не был антисоциальным и асоциальным «ненормальным проявлением»  китайского Буддизма, как об этом говорится в некоторых Восточно-Азиатских источниках и их современных эпигонах. 
  
 <note>**Эпиго́ны** (греч. ἐπίγονοι, букв. — «потомки») — в литературной и искусствоведческой критике — название последователей каких-либо известных писателей, художников и др., заметно уступающих в мастерстве своим «учителям». </note> <note>**Эпиго́ны** (греч. ἐπίγονοι, букв. — «потомки») — в литературной и искусствоведческой критике — название последователей каких-либо известных писателей, художников и др., заметно уступающих в мастерстве своим «учителям». </note>
Строка 71: Строка 71:
 <note>**(4)** См. также контент двух опубликованных томов //«Annals of the International Shakuhachi Society (ISS)»//: {{http://www.komuso.com/sales}}</note> <note>**(4)** См. также контент двух опубликованных томов //«Annals of the International Shakuhachi Society (ISS)»//: {{http://www.komuso.com/sales}}</note>
  
-Возможно, что это отражение того же самого, что немецкий музыковед //Хельга Моттэ-Хабер// (1995) сформулировала для  истории Европейской духовной музыки: «... постепенная десокрализация жизни ежедневно дополняется сокрализацией музыки» - в нашем случае это музыка не Европейская; и это очень похоже на правду как для определённых кругов поздней эпохи //Токугава// (徳川時代) (эпоха //Эдо//), так и для современной Японии.+Возможно, что это отражение того же самого, что немецкий музыковед //Хельга Моттэ-Хабер// (1995) сформулировала для  истории Европейской духовной музыки: «... постепенная десакрализация жизни ежедневно дополняется сакрализацией музыки» - в нашем случае это музыка не Европейская; и это очень похоже на правду как для определённых кругов поздней эпохи //Токугава// (徳川時代) (эпоха //Эдо//), так и для современной Японии.
  
 Мои основные предложения, которые я буду развивать в этой статье, следующие: во-первых это игра на флейте нищенствующими монахами ранней эпохи //Эдо//, которые были интегрированы в конце эпохи //Эдо// в существующие системы Дзэн деноминаций. Во время этого процесса создавалась линия легитимации, которая была связана с особенностью новой деноминации, игрой на //сякухати//. Одновременно с этим шел процесс секуляризации, одухотворения и эстетизации отличительной особенности, игры на //сякухати//, которая состояла из объединения добродетельной музыкальной практики и Дзэн-Буддийской концепции о духовности. Это развитие происходило в 19-ом веке и усилилось после реставрации //Мэйдзи//.  Мои основные предложения, которые я буду развивать в этой статье, следующие: во-первых это игра на флейте нищенствующими монахами ранней эпохи //Эдо//, которые были интегрированы в конце эпохи //Эдо// в существующие системы Дзэн деноминаций. Во время этого процесса создавалась линия легитимации, которая была связана с особенностью новой деноминации, игрой на //сякухати//. Одновременно с этим шел процесс секуляризации, одухотворения и эстетизации отличительной особенности, игры на //сякухати//, которая состояла из объединения добродетельной музыкальной практики и Дзэн-Буддийской концепции о духовности. Это развитие происходило в 19-ом веке и усилилось после реставрации //Мэйдзи//. 
Строка 240: Строка 240:
 <note>**(25)** См. //Уэно//  2002: 187. В //«Ёсю-фуси»// (雍州志) //Курокава Дою// (黑川道祐) (1686, //Дзёкё// 貞享 3) //комо-со// - это класс и //бороборо// относится к определённому типу: «В средние века были такие, которые называли себя //бороборо//. Они так же принадлежали к //комо-со//» (//Уэно// 2002: 152; перевод на стр.187). Эта цитата показывает, что по крайней мере в конце 17-го века //комусо// не были широко известны как конкретная группа с определёнными правами.</note> <note>**(25)** См. //Уэно//  2002: 187. В //«Ёсю-фуси»// (雍州志) //Курокава Дою// (黑川道祐) (1686, //Дзёкё// 貞享 3) //комо-со// - это класс и //бороборо// относится к определённому типу: «В средние века были такие, которые называли себя //бороборо//. Они так же принадлежали к //комо-со//» (//Уэно// 2002: 152; перевод на стр.187). Эта цитата показывает, что по крайней мере в конце 17-го века //комусо// не были широко известны как конкретная группа с определёнными правами.</note>
  
-====== 6. «Кётаку-дэнки» (кокудзи-кай) и лигитимизация Фукэ-сю ======+====== 6. «Кётаку-дэнки» (кокудзи-кай) и легитимация Фукэ-сю ======
  
 Особым признаком //Фукэ-сю// как Дзэн деноминации является не только тот факт, что инструмент, т. е. звук и музыка, стоит в самом центре религиозно-медитативной практики, но и то, что создание этой группы в религиозном контексте поздне-средневековой Японии эпохи //Эдо// было построено умышленно, с помощью «поддельной» линии передачи традиции, которая позволяет проследить происхождение этой секты вплоть до начала Китайской эпохи //Тан// **(26)**. Особым признаком //Фукэ-сю// как Дзэн деноминации является не только тот факт, что инструмент, т. е. звук и музыка, стоит в самом центре религиозно-медитативной практики, но и то, что создание этой группы в религиозном контексте поздне-средневековой Японии эпохи //Эдо// было построено умышленно, с помощью «поддельной» линии передачи традиции, которая позволяет проследить происхождение этой секты вплоть до начала Китайской эпохи //Тан// **(26)**.
Строка 729: Строка 729:
 <note>**(88)** //Мёан-дзи//, согласно документам эпохи //Мэйдзи//,  не играл реальной роли в качестве главного храма //Фукэ-сю//. Возможно, что предание ему большого значения произошло после разгона секты, т.к. этот храм был еще «доступен» и напрямую не контактировал с //Токугава//, что нельзя сказать о двух других главных храмах в //Токио//</note> <note>**(88)** //Мёан-дзи//, согласно документам эпохи //Мэйдзи//,  не играл реальной роли в качестве главного храма //Фукэ-сю//. Возможно, что предание ему большого значения произошло после разгона секты, т.к. этот храм был еще «доступен» и напрямую не контактировал с //Токугава//, что нельзя сказать о двух других главных храмах в //Токио//</note>
  
 +Не смотря на все различия школ //сякухати// — //Кинко-рю//, //Тозан-рю// (都山流), которая была официально основана в 1905 году //Накао Тозаном// (中尾都山) (1876-1956) ( и которая была очень восприимчива к внедрению западных музыкальных элементов и новых композиций) и //Мёан-рю// **(89)** (которая изначально была скорее идеологическим транс-деноминационным институтом) — эти школы объединяет развитие тенденции одухотворенности и эстетизации  наследия музыки //сякухати//, которая возникла раньше, чем наступила эпоха //Мэйдзи//.
  
 +<note>**(89)** См. //Вейсгарбера// 1968: 314. //Мёан-кёкай// (明闇教會) возникла в 1889 г. (//Мэйдзи// 22) (//Сибата// 1979: 5). Короткое описание //Мёан-«комусо»// Японии эпохи //Тайсё// после основания //Фукэ-сю// уже встречалось. См. //Сибата// 1976: 57</note>
  
 +Это можно было бы назвать попыткой национального наследования //комусо// в форме, очищенной от явлений заблуждения эпохи //Эдо// **(90)**. 
 +
 +<note>**(90)** Это развитие шло параллельно с официальной доктриной //Косэй иссин// (皇制一新), «Реставрация императорского правления», историческим проектом, в котором //Токугава-бакуфу// представляло последнюю из шести «примесей» в Имперской истории Японии (См. Кетелаар 1990: 119)</note>
 +
 +В то же самое время развитие этих школ составляло ясную и закономерную победу светских сякухати-исполнителей  над реальной или искусственно выстроенной исключительностью //буси-комусо//.
 +
 +====== 12. Заключение ======
 +
 +Комплекс «настоящей» и письменной истории //комусо//, //Фукэ-сю// и //сякухати-Дзэн// является, и это общепризнанно, примером не-японской истории японской религии; однако, на мой взгляд, эту религию делает особенной концепция «изобретения традиции», постулированная и подтверждённая примерами //Эриком Хобсбовым// и //Теренсом Рангером// (1983 г.), остаётся до сих пор актуальной. Эта концепция была изложена в книге //«Зеркало современности — изобретение традиции в современной Японии»// (//«Mirror of Modernity - Invented Traditions of Modern Japan»//) **(91)**, описывающей ряд социальных и культурных событий Японии эпохи //Мэйдзи//, которые так же могут датироваться концом эпохи //Токугава//, и, таким образом, подвергает сомнению стандартное изложение, охотнее обрывая изменения парадигм как возможность обоснования и консолидации с режимом //Мэйдзи//. 
 +
 +<note>**(91)** Властос (1998: 3) пишет: «... традиция — это не сумма фактических прошлых практик, которые продолжаются в настоящем; скорее, традиция — это образное выражение, метафора, основанная на давнем обычае образа социально приемлемых (или социально не приемлемых) институтов и идей, которые, как полагают, передавались из поколения в поколение»</note>
 +
 +
 +Формирование истории и идеологии //Фукэ-сю// восходит к периоду, который был отмечен социальной напряжённостью в отношениях между богатым классом купцов-буржуа (//сёнин//, 商人), их стремлением к культурной и интеллектуальной эмансипации в контексте упадка и обнищания большей части класса воинов (//буси//, 武士). Противопоставляя мнение  //Роберта Бэллаха// и работу протестанта //Вебериана// о морали в эпоху //Токугава// создаётся претензия на религиозность и духовность посредством присвоения или создания «фиктивных» линий передачи и традиции. Эта традиция была окончательно передана в светском контексте Японии эпохи //Мэйдзи// для того, чтобы внести свой вклад в случае музыки //сякухати//, создания национальной  идентичности **(92)** в смысле древней традиции, которая сохранилась только в Японии (//Сф. Киккава// 1984г.)
 +
 +<note>**(92)** Вероятно это так же является причиной создания «мифа» о заговоре вокруг //Фукэ-сю// и её сотрудничества с //Токугава-бакуфу//: это действительно была трудная задача для создания и легитимации новой сякухати после роспуска секты новой администрацией //Мэйдзи// с помощью теории декаданса, в то же время сохраняя «происхождение традиции». Просто в //Фукэ-сю// входили группы, которые оценивались как заговорщические организации; на самом деле //Мёан-дзи// в //Киото// был сторонником Императора: см. Сэнфорда 1977: 432, note 193 о так называемом «случае //Сэнгоку//» (//Сэнгоку-содо//, 仙石騒動) и инцидент в //Мёан-дзи//</note>
 +
 +Такая музыкальная традиция могла бы, в конечном итоге, вступить в новый, второй период одухотворённости послевоенного периода //Дзэн//-энтузиазма на Западе. Парадоксально, но в Японии эта допустимая духовность была потеряна во всё более и более секуляризированном  и формализованном мире японской практики сякухати основных школ. Однако похоже, что в последнее время все больше и больше аргументов, касающихся  практики сякухати — это построение в терминах осознания, заново переданного, как это было на Западе, духовного //Дзэн//-инструмента **(93)**.
 +
 +<note>**(93)** Самый общераспространённый «миф» о сякухати в современной Японии — так считает большинство обычных японцев — этот инструмент является очень сложным в освоении, особенно для иностранцев.  Мне //[имеется в виду, что автору]// сказали , что мне потребуется около шести месяцев, чтобы научиться воспроизводить звук и еще 2 года на то, чтобы освоить технику //фури// (振り), определённый вид вибрато, который производится за счёт изменения угла между губами и мундштуком, //утагути// с помощь покачивания головы.</note>
 +
 +====== Литература ======
 +
 +Список литературы  можно взять здесь - [[http://www.japanese-religions.jp/publications/assets/JR32_a_Deeg.pdf]]
  
  
-<note tip>**Продолжение следует!**</note> 
  
books/translation/max_deeg/komuso_and_shakuhachi_zen.1363518341.txt.gz · Последние изменения: 2016/02/02 14:04 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыМакс ДигКомусо и Сякухати-Дзэн. От исторической легитимации до духовности буддийской деноминации в период Эдо