Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.
books:translation:max_deeg:komuso_and_shakuhachi_zen [2013/03/17 15:52] Rediska [11. Национальная эстетизация в период Мэйдзи] |
books:translation:max_deeg:komuso_and_shakuhachi_zen [2016/02/02 14:35] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | ====== Комусо и Сякухати-Дзэн. От исторической лигитимизации до духовности буддийской деноминации в период Эдо ====== | + | ====== Комусо и Сякухати-Дзэн. От исторической легитимации до духовности буддийской деноминации в период Эдо ====== |
===== Благодарности ===== | ===== Благодарности ===== | ||
Строка 9: | Строка 9: | ||
**Легитимность** (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) – узаконивание | **Легитимность** (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) – узаконивание | ||
- | **Деномина́ция** (от лат. denominátio — «переименова́ние») — понятие в религиоведении, обозначающее разновидность религиозной организации, находящейся в стадии становления, религиозного оформления. В зависимости от характера образования и тенденции эволюции деноминация занимает промежуточное положение между церквью и сектой. Деноминация признаёт иные религии и верования и находится в положительных отношениях с обществом | + | **Деномина́ция** (от лат. denominátio — «переименова́ние») — понятие в религиоведении, обозначающее разновидность религиозной организации, находящейся в стадии становления, религиозного оформления. В зависимости от характера образования и тенденции эволюции деноминация занимает промежуточное положение между церковью и сектой. Деноминация признаёт иные религии и верования и находится в положительных отношениях с обществом |
====== 1. Введение ====== | ====== 1. Введение ====== | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
</note> | </note> | ||
- | Современные учёные, такие как Бернард Фауре (1991 и 1993) показали на сколько велика разница между Дзэн риторикой в текстах и исторической реальностью Дзэн. | + | Современные учёные, такие как Бернард Фауре (1991 и 1993) показали на сколько велика разница между //Дзэн// риторикой в текстах и исторической реальностью //Дзэн//. |
- | Ранний китайский //Чань-Буддизм// (禪) действительно имел степень соответствия с его социальной средой (иначе он бы не выжил) и превратился в сильное религиозное движение, пережившее века. Чань-Буддизм ни в коем случае не был антисоциальным и асоциальным «ненормальным проявлением» китайского Буддизма, как об этом говорится в некоторых Восточно-Азиатских источниках и их современных эпигонах. | + | Ранний китайский //Чань-Буддизм// (禪) действительно имел степень соответствия с его социальной средой (иначе он бы не выжил) и превратился в сильное религиозное движение, пережившее века. //Чань-Буддизм// ни в коем случае не был антисоциальным и асоциальным «ненормальным проявлением» китайского Буддизма, как об этом говорится в некоторых Восточно-Азиатских источниках и их современных эпигонах. |
<note>**Эпиго́ны** (греч. ἐπίγονοι, букв. — «потомки») — в литературной и искусствоведческой критике — название последователей каких-либо известных писателей, художников и др., заметно уступающих в мастерстве своим «учителям». </note> | <note>**Эпиго́ны** (греч. ἐπίγονοι, букв. — «потомки») — в литературной и искусствоведческой критике — название последователей каких-либо известных писателей, художников и др., заметно уступающих в мастерстве своим «учителям». </note> | ||
Строка 71: | Строка 71: | ||
<note>**(4)** См. также контент двух опубликованных томов //«Annals of the International Shakuhachi Society (ISS)»//: {{http://www.komuso.com/sales}}</note> | <note>**(4)** См. также контент двух опубликованных томов //«Annals of the International Shakuhachi Society (ISS)»//: {{http://www.komuso.com/sales}}</note> | ||
- | Возможно, что это отражение того же самого, что немецкий музыковед //Хельга Моттэ-Хабер// (1995) сформулировала для истории Европейской духовной музыки: «... постепенная десокрализация жизни ежедневно дополняется сокрализацией музыки» - в нашем случае это музыка не Европейская; и это очень похоже на правду как для определённых кругов поздней эпохи //Токугава// (徳川時代) (эпоха //Эдо//), так и для современной Японии. | + | Возможно, что это отражение того же самого, что немецкий музыковед //Хельга Моттэ-Хабер// (1995) сформулировала для истории Европейской духовной музыки: «... постепенная десакрализация жизни ежедневно дополняется сакрализацией музыки» - в нашем случае это музыка не Европейская; и это очень похоже на правду как для определённых кругов поздней эпохи //Токугава// (徳川時代) (эпоха //Эдо//), так и для современной Японии. |
Мои основные предложения, которые я буду развивать в этой статье, следующие: во-первых это игра на флейте нищенствующими монахами ранней эпохи //Эдо//, которые были интегрированы в конце эпохи //Эдо// в существующие системы Дзэн деноминаций. Во время этого процесса создавалась линия легитимации, которая была связана с особенностью новой деноминации, игрой на //сякухати//. Одновременно с этим шел процесс секуляризации, одухотворения и эстетизации отличительной особенности, игры на //сякухати//, которая состояла из объединения добродетельной музыкальной практики и Дзэн-Буддийской концепции о духовности. Это развитие происходило в 19-ом веке и усилилось после реставрации //Мэйдзи//. | Мои основные предложения, которые я буду развивать в этой статье, следующие: во-первых это игра на флейте нищенствующими монахами ранней эпохи //Эдо//, которые были интегрированы в конце эпохи //Эдо// в существующие системы Дзэн деноминаций. Во время этого процесса создавалась линия легитимации, которая была связана с особенностью новой деноминации, игрой на //сякухати//. Одновременно с этим шел процесс секуляризации, одухотворения и эстетизации отличительной особенности, игры на //сякухати//, которая состояла из объединения добродетельной музыкальной практики и Дзэн-Буддийской концепции о духовности. Это развитие происходило в 19-ом веке и усилилось после реставрации //Мэйдзи//. | ||
Строка 240: | Строка 240: | ||
<note>**(25)** См. //Уэно// 2002: 187. В //«Ёсю-фуси»// (雍州志) //Курокава Дою// (黑川道祐) (1686, //Дзёкё// 貞享 3) //комо-со// - это класс и //бороборо// относится к определённому типу: «В средние века были такие, которые называли себя //бороборо//. Они так же принадлежали к //комо-со//» (//Уэно// 2002: 152; перевод на стр.187). Эта цитата показывает, что по крайней мере в конце 17-го века //комусо// не были широко известны как конкретная группа с определёнными правами.</note> | <note>**(25)** См. //Уэно// 2002: 187. В //«Ёсю-фуси»// (雍州志) //Курокава Дою// (黑川道祐) (1686, //Дзёкё// 貞享 3) //комо-со// - это класс и //бороборо// относится к определённому типу: «В средние века были такие, которые называли себя //бороборо//. Они так же принадлежали к //комо-со//» (//Уэно// 2002: 152; перевод на стр.187). Эта цитата показывает, что по крайней мере в конце 17-го века //комусо// не были широко известны как конкретная группа с определёнными правами.</note> | ||
- | ====== 6. «Кётаку-дэнки» (кокудзи-кай) и лигитимизация Фукэ-сю ====== | + | ====== 6. «Кётаку-дэнки» (кокудзи-кай) и легитимация Фукэ-сю ====== |
Особым признаком //Фукэ-сю// как Дзэн деноминации является не только тот факт, что инструмент, т. е. звук и музыка, стоит в самом центре религиозно-медитативной практики, но и то, что создание этой группы в религиозном контексте поздне-средневековой Японии эпохи //Эдо// было построено умышленно, с помощью «поддельной» линии передачи традиции, которая позволяет проследить происхождение этой секты вплоть до начала Китайской эпохи //Тан// **(26)**. | Особым признаком //Фукэ-сю// как Дзэн деноминации является не только тот факт, что инструмент, т. е. звук и музыка, стоит в самом центре религиозно-медитативной практики, но и то, что создание этой группы в религиозном контексте поздне-средневековой Японии эпохи //Эдо// было построено умышленно, с помощью «поддельной» линии передачи традиции, которая позволяет проследить происхождение этой секты вплоть до начала Китайской эпохи //Тан// **(26)**. | ||
Строка 741: | Строка 741: | ||
====== 12. Заключение ====== | ====== 12. Заключение ====== | ||
- | <note tip>**Продолжение следует!**</note> | + | Комплекс «настоящей» и письменной истории //комусо//, //Фукэ-сю// и //сякухати-Дзэн// является, и это общепризнанно, примером не-японской истории японской религии; однако, на мой взгляд, эту религию делает особенной концепция «изобретения традиции», постулированная и подтверждённая примерами //Эриком Хобсбовым// и //Теренсом Рангером// (1983 г.), остаётся до сих пор актуальной. Эта концепция была изложена в книге //«Зеркало современности — изобретение традиции в современной Японии»// (//«Mirror of Modernity - Invented Traditions of Modern Japan»//) **(91)**, описывающей ряд социальных и культурных событий Японии эпохи //Мэйдзи//, которые так же могут датироваться концом эпохи //Токугава//, и, таким образом, подвергает сомнению стандартное изложение, охотнее обрывая изменения парадигм как возможность обоснования и консолидации с режимом //Мэйдзи//. |
+ | |||
+ | <note>**(91)** Властос (1998: 3) пишет: «... традиция — это не сумма фактических прошлых практик, которые продолжаются в настоящем; скорее, традиция — это образное выражение, метафора, основанная на давнем обычае образа социально приемлемых (или социально не приемлемых) институтов и идей, которые, как полагают, передавались из поколения в поколение»</note> | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Формирование истории и идеологии //Фукэ-сю// восходит к периоду, который был отмечен социальной напряжённостью в отношениях между богатым классом купцов-буржуа (//сёнин//, 商人), их стремлением к культурной и интеллектуальной эмансипации в контексте упадка и обнищания большей части класса воинов (//буси//, 武士). Противопоставляя мнение //Роберта Бэллаха// и работу протестанта //Вебериана// о морали в эпоху //Токугава// создаётся претензия на религиозность и духовность посредством присвоения или создания «фиктивных» линий передачи и традиции. Эта традиция была окончательно передана в светском контексте Японии эпохи //Мэйдзи// для того, чтобы внести свой вклад в случае музыки //сякухати//, создания национальной идентичности **(92)** в смысле древней традиции, которая сохранилась только в Японии (//Сф. Киккава// 1984г.) | ||
+ | |||
+ | <note>**(92)** Вероятно это так же является причиной создания «мифа» о заговоре вокруг //Фукэ-сю// и её сотрудничества с //Токугава-бакуфу//: это действительно была трудная задача для создания и легитимации новой сякухати после роспуска секты новой администрацией //Мэйдзи// с помощью теории декаданса, в то же время сохраняя «происхождение традиции». Просто в //Фукэ-сю// входили группы, которые оценивались как заговорщические организации; на самом деле //Мёан-дзи// в //Киото// был сторонником Императора: см. Сэнфорда 1977: 432, note 193 о так называемом «случае //Сэнгоку//» (//Сэнгоку-содо//, 仙石騒動) и инцидент в //Мёан-дзи//</note> | ||
+ | |||
+ | Такая музыкальная традиция могла бы, в конечном итоге, вступить в новый, второй период одухотворённости послевоенного периода //Дзэн//-энтузиазма на Западе. Парадоксально, но в Японии эта допустимая духовность была потеряна во всё более и более секуляризированном и формализованном мире японской практики сякухати основных школ. Однако похоже, что в последнее время все больше и больше аргументов, касающихся практики сякухати — это построение в терминах осознания, заново переданного, как это было на Западе, духовного //Дзэн//-инструмента **(93)**. | ||
+ | |||
+ | <note>**(93)** Самый общераспространённый «миф» о сякухати в современной Японии — так считает большинство обычных японцев — этот инструмент является очень сложным в освоении, особенно для иностранцев. Мне //[имеется в виду, что автору]// сказали , что мне потребуется около шести месяцев, чтобы научиться воспроизводить звук и еще 2 года на то, чтобы освоить технику //фури// (振り), определённый вид вибрато, который производится за счёт изменения угла между губами и мундштуком, //утагути// с помощь покачивания головы.</note> | ||
+ | |||
+ | ====== Литература ====== | ||
+ | |||
+ | Список литературы можно взять здесь - [[http://www.japanese-religions.jp/publications/assets/JR32_a_Deeg.pdf]] | ||
+ | |||