Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыКэйсукэ Дзэнъёдзи (善養寺恵介)РУКОВОДСТВО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ от Кэйсукэ Дзэнъёдзи

Различия

Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.

books:translation:keisuke_zenyoji:beginners_guide_to_shakuhachi [2012/07/28 23:15]
Rediska [8. Практика высоких нот]
books:translation:keisuke_zenyoji:beginners_guide_to_shakuhachi [2016/02/02 14:35] (текущий)
Строка 1: Строка 1:
-====== Руководство для начинающих от Кэйсукэ Дзэнъёдзи ======+====== РУКОВОДСТВО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ от Кэйсукэ Дзэнъёдзи ======
  
 **(Beginner's Guide to Shakuhachi by Кэйсукэ Дзэнъёдзи)** **(Beginner's Guide to Shakuhachi by Кэйсукэ Дзэнъёдзи)**
  
 {{ :books:translation:keisuke_zenyoji:oblozhka.jpg?300 |}} {{ :books:translation:keisuke_zenyoji:oblozhka.jpg?300 |}}
 +.
 +----
 +//Перевод: [[users:rediska|М.Наталья]]//
 +----
 +.
  
 ===== Предисловие от автора ===== ===== Предисловие от автора =====
Строка 123: Строка 128:
 Дуйте так, чтобы центр вашего потока воздуха попадал в центр //утагути// (края, на который вы дуете) (рис.1). Держите все отверстия открытыми. Если не получается звук, то это означает, что дыхание не задерживается правильно на //утагути//. Попробуйте перемещайте флейту чуть вверх или вниз, пока не появится звук (рис. 2). Дуйте так, чтобы центр вашего потока воздуха попадал в центр //утагути// (края, на который вы дуете) (рис.1). Держите все отверстия открытыми. Если не получается звук, то это означает, что дыхание не задерживается правильно на //утагути//. Попробуйте перемещайте флейту чуть вверх или вниз, пока не появится звук (рис. 2).
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:pic1-2.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:pic1-2.jpg?400 |}}
  
 <note>**ВНИМАНИЕ!** <note>**ВНИМАНИЕ!**
Строка 162: Строка 167:
 === Практика открытия отверстий === === Практика открытия отверстий ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:aprlikatura2.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:aprlikatura2.jpg?400 |}}
  
 === Хотарукои === === Хотарукои ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:aprlikatura3.jpg?600 |}} +{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:aprlikatura3.jpg?400 |}} 
  
 ==== 6. Смена октав ==== ==== 6. Смена октав ====
Строка 178: Строка 183:
 === Ноты в ОЦУ и КАН === === Ноты в ОЦУ и КАН ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:aprlikatura4.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:aprlikatura4.jpg?400 |}}
  
 Для увеличения скорости воздушного потока, во-первых, попытайтесь увеличить давление в диафрагме таким образом, как если бы вы поднимали что-то тяжелое. Некоторые звуки повышаются до второй октавы уже только за счет этого. Для увеличения скорости воздушного потока, во-первых, попытайтесь увеличить давление в диафрагме таким образом, как если бы вы поднимали что-то тяжелое. Некоторые звуки повышаются до второй октавы уже только за счет этого.
Строка 186: Строка 191:
 === Практика в КАН === === Практика в КАН ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:applikatura5.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:applikatura5.jpg?400 |}}
  
 <note>**ВНИМАНИЕ!** <note>**ВНИМАНИЕ!**
Строка 205: Строка 210:
 === Пьеса Сунаяма (Sunayama) (Синпэй Накаяма) === === Пьеса Сунаяма (Sunayama) (Синпэй Накаяма) ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:sunayama.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:sunayama.jpg?400 |}}
  
 ==== 7. Полу-прикрытия==== ==== 7. Полу-прикрытия====
Строка 217: Строка 222:
 //E - малая терция - G - большая секунда - A - большая секунда- В - малая терция - D - большая секунда – E// //E - малая терция - G - большая секунда - A - большая секунда- В - малая терция - D - большая секунда – E//
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:folk-_minyo_-scale.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:folk-_minyo_-scale.jpg?400 |}}
  
 Однако, чтобы расширить наши возможности выражения, мы должны научиться получать ту высоту, которую нельзя получить только с полностью открытыми отверстиями, например F, F#, C, и C#.  Поэтому мы приступаем к практике, начиная с тех полу-прикрытий, которые легче всего играть. Однако, чтобы расширить наши возможности выражения, мы должны научиться получать ту высоту, которую нельзя получить только с полностью открытыми отверстиями, например F, F#, C, и C#.  Поэтому мы приступаем к практике, начиная с тех полу-прикрытий, которые легче всего играть.
Строка 227: Строка 232:
 F# можно получить, просто открыв первое отверстие примерно на половину, оставив все другие отверстия закрытыми. F# можно получить, просто открыв первое отверстие примерно на половину, оставив все другие отверстия закрытыми.
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f7-8_p1.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f7-8_p1.jpg?400 |}}
  
 Большее закрытие отверстия понижает ноту, меньшее – повышает. Единственный способ  определить  правильность звука - с помощью слуха. Большее закрытие отверстия понижает ноту, меньшее – повышает. Единственный способ  определить  правильность звука - с помощью слуха.
Строка 236: Строка 241:
 </note> </note>
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f9_p1.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f9_p1.jpg?400 |}}
  
 === Отрабатываем F# === === Отрабатываем F# ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f_p1.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f_p1.jpg?400 |}}
  
 === Песня «Колыбельная из Такэда» ===  === Песня «Колыбельная из Такэда» === 
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:takeda-lullaby.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:takeda-lullaby.jpg?400 |}}
  
 === Песня Сикарарэтэ (автор Рютаро Хирота) === === Песня Сикарарэтэ (автор Рютаро Хирота) ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:shikararete-_by-ryutaro-hir.jpg?600 |}} +{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:shikararete-_by-ryutaro-hir.jpg?400 |}} 
  
 === Исполнение C (До) === === Исполнение C (До) ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:c_.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:c_.jpg?400 |}}
  
 В принципе, С играется так же, как F#, только выше. Вместо полу-открытия отверстия #1 вы наполовину открываете отверстие #4. Закрыть отверстие #4 нужно больше, чем мы закрывали отверстие #1 в F#. Оставьте его открытым лишь на 1 мм, закрыв отверстие сверху и оставив открытым книзу флейты (фото 10). В принципе, С играется так же, как F#, только выше. Вместо полу-открытия отверстия #1 вы наполовину открываете отверстие #4. Закрыть отверстие #4 нужно больше, чем мы закрывали отверстие #1 в F#. Оставьте его открытым лишь на 1 мм, закрыв отверстие сверху и оставив открытым книзу флейты (фото 10).
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f10_p1.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f10_p1.jpg?400 |}}
  
 <note>**ВНИМАНИЕ!** <note>**ВНИМАНИЕ!**
Строка 265: Строка 270:
 === Практика С === === Практика С ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:c_p1.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:c_p1.jpg?400 |}}
  
 === Колыбельная Брамса === === Колыбельная Брамса ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:brahms-lullaby.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:brahms-lullaby.jpg?400 |}}
  
 === Игра C# (до-диез) === === Игра C# (до-диез) ===
Строка 275: Строка 280:
 C# исполняется так же, как С, только выше, и отверстие #4 открыто немного больше (примерно так же, как открыто отверстие 1 в F#) C# исполняется так же, как С, только выше, и отверстие #4 открыто немного больше (примерно так же, как открыто отверстие 1 в F#)
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f11_p1.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f11_p1.jpg?400 |}}
  
 === Практика C# === === Практика C# ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:prc_p1.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:prc_p1.jpg?400 |}}
  
 === Шуберт. Колыбельная === === Шуберт. Колыбельная ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:schubert-lullaby.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:schubert-lullaby.jpg?400 |}}
  
 === Исполнение F (Фа) === === Исполнение F (Фа) ===
Строка 289: Строка 294:
 Чтобы играть F, Вы должны закрыть все отверстия, но отверстие #1 приоткрыть только на 1 мм, как Вы открывали отверстие #4, когда играли С. Чтобы играть F, Вы должны закрыть все отверстия, но отверстие #1 приоткрыть только на 1 мм, как Вы открывали отверстие #4, когда играли С.
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f12_p1.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f12_p1.jpg?400 |}}
  
 === Практика F === === Практика F ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:prf_p1.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:prf_p1.jpg?400 |}}
  
 === Колыбельная Ицуки (традиционное, Кумамото) === === Колыбельная Ицуки (традиционное, Кумамото) ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:itsuki-lullaby.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:itsuki-lullaby.jpg?400 |}}
  
 === Игра A# (ля-диез) и G# (соль-диез)=== === Игра A# (ля-диез) и G# (соль-диез)===
Строка 303: Строка 308:
 Чтобы играть A# и G#, открываются отверстия #3 или #2 соответственно, примерно на 1/3. Эти ноты играются сравнительно легко, поскольку люди склонны играть низко и прикрывают отверстия больше, чем положено.  Чтобы играть A# и G#, открываются отверстия #3 или #2 соответственно, примерно на 1/3. Эти ноты играются сравнительно легко, поскольку люди склонны играть низко и прикрывают отверстия больше, чем положено. 
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:a_and_g.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:a_and_g.jpg?400 |}}
  
 === Практика A# === === Практика A# ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:pra_p1.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:pra_p1.jpg?400 |}}
  
 === Сакура – традиционная === === Сакура – традиционная ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:sakura.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:sakura.jpg?400 |}}
  
 === Практика G# === === Практика G# ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:prg_p1.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:prg_p1.jpg?400 |}}
  
 === Полет Кондора (Даниэль Роблес) === === Полет Кондора (Даниэль Роблес) ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:condor-flying-_robles_-milc.jpg?600 |}} +{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:condor-flying-_robles_-milc.jpg?400 |}} 
  
 ==== 8. Практика высоких нот ==== ==== 8. Практика высоких нот ====
Строка 329: Строка 334:
 === Игра Е (Ми) === === Игра Е (Ми) ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:pre2_p1.jpg?400 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:pre2_p1.jpg?200 |}}
  
 Чтобы играть было легче, можете оставить маленькую щель при закрытии отверстия #5. Это приведет к легкому повышению высоты звука, что можно компенсировать за счет легкого опускания подбородка. Чтобы играть было легче, можете оставить маленькую щель при закрытии отверстия #5. Это приведет к легкому повышению высоты звука, что можно компенсировать за счет легкого опускания подбородка.
Строка 335: Строка 340:
 === Игра F (Фа) === === Игра F (Фа) ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:prf2_p1.jpg?400 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:prf2_p1.jpg?200 |}}
  
 === Игра F# (фа-диез) === === Игра F# (фа-диез) ===
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:prf21_p1.jpg?400 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:prf21_p1.jpg?200 |}}
  
 === По дороге домой (Дворжак) === === По дороге домой (Дворжак) ===
Строка 349: Строка 354:
 {{ :books:translation:keisuke_zenyoji:silent-night-_gruber_.jpg?400 |}} {{ :books:translation:keisuke_zenyoji:silent-night-_gruber_.jpg?400 |}}
  
-===== ГЛАВА 2. Понятие об основных техниках =====+===== ГЛАВА 2. ПОНЯТИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ТЕХНИКАХ =====
  
 Также как блокфлейта или «серебряная флейта» [европейская поперечная флейта или  флейта Бёма] сякухати является тем, что называют «air reed» («воздушный тростник») – инструмент, в котором звук создается путем дутья на острый край, в результате чего столб воздуха внутри инструмента вибрирует. Также как блокфлейта или «серебряная флейта» [европейская поперечная флейта или  флейта Бёма] сякухати является тем, что называют «air reed» («воздушный тростник») – инструмент, в котором звук создается путем дутья на острый край, в результате чего столб воздуха внутри инструмента вибрирует.
Строка 371: Строка 376:
 В терминах, выражающих позиции ваших губ, вы должны расположить ваши губы (в частности, в месте их соединения)  на той же линии, что и диагональ внешнего края мундштука. Другими словами, представьте, что линия продолжается вниз, вдоль диагонального края мундштука. Эта линия должна пересекаться там, где ваши губы встречаются. Если ваши губы будут гораздо выше или ниже этой точки, то ваше дыхание не будет в состоянии следовать за углом мундштука, как описано в предыдущем параграфе. Так что если вы испытываете затруднения в получении хорошего звука, попытайтесь очень медленно переместить флейту вверх-вниз, продолжая дуть (рис. 3). В терминах, выражающих позиции ваших губ, вы должны расположить ваши губы (в частности, в месте их соединения)  на той же линии, что и диагональ внешнего края мундштука. Другими словами, представьте, что линия продолжается вниз, вдоль диагонального края мундштука. Эта линия должна пересекаться там, где ваши губы встречаются. Если ваши губы будут гораздо выше или ниже этой точки, то ваше дыхание не будет в состоянии следовать за углом мундштука, как описано в предыдущем параграфе. Так что если вы испытываете затруднения в получении хорошего звука, попытайтесь очень медленно переместить флейту вверх-вниз, продолжая дуть (рис. 3).
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f1-2_p2_i_.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f1-2_p2_i_.jpg?400 |}}
  
 Наконец, последнее замечание: вы должны быть уверены, что заполнили пространство вокруг мундштука, не оставляя слишком большого разрыва между подбородком и флейтой (фото 1). Даже если вы нашли правильный угол, вы не сможете получить хороший, богатый звук, если существует разрыв между ртом и флейтой, как показано на фото 2. Это может произойти, например, когда есть избыток напряженности в ваших губах. Наконец, последнее замечание: вы должны быть уверены, что заполнили пространство вокруг мундштука, не оставляя слишком большого разрыва между подбородком и флейтой (фото 1). Даже если вы нашли правильный угол, вы не сможете получить хороший, богатый звук, если существует разрыв между ртом и флейтой, как показано на фото 2. Это может произойти, например, когда есть избыток напряженности в ваших губах.
Строка 383: Строка 388:
 Каждый человек имеет уникальную линию подбородка, которая зависит от структуры челюсти и расположения нижних зубов. Также и каждая сякухати отличается от других естественной формой бамбука и углом скоса, который создают производители флейт. Естественно, что различные инструменты подходят каждому исполнителю в той или иной степени. Если на данном (начальном) этапе это проблема, то это даже хорошо, потому что это  позволит достигнуть даже новичкам хороших результатов. Каждый человек имеет уникальную линию подбородка, которая зависит от структуры челюсти и расположения нижних зубов. Также и каждая сякухати отличается от других естественной формой бамбука и углом скоса, который создают производители флейт. Естественно, что различные инструменты подходят каждому исполнителю в той или иной степени. Если на данном (начальном) этапе это проблема, то это даже хорошо, потому что это  позволит достигнуть даже новичкам хороших результатов.
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f4-5_p2.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f4-5_p2.jpg?400 |}}
  
 Повторяю, наиболее важным фактором для создания звука являются положение и угол губ в отношении //утагути//. В идеале, сякухати должна быть стабильна в том положении, где она опирается на подбородок, но этого трудно достичь, если флейта не подходит именно Вам. Ниже я расскажу о некоторых из наиболее распространенных форм и размеров сякухати и о распространённых ошибках. Повторяю, наиболее важным фактором для создания звука являются положение и угол губ в отношении //утагути//. В идеале, сякухати должна быть стабильна в том положении, где она опирается на подбородок, но этого трудно достичь, если флейта не подходит именно Вам. Ниже я расскажу о некоторых из наиболее распространенных форм и размеров сякухати и о распространённых ошибках.
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f6-7-8_p2.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f6-7-8_p2.jpg?400 |}}
  
 Рисунки 4 и 5 представляют две наиболее распространенных формы мундштука.  На флейте типа А (рис. 4) легче играть, и это то, что я бы рекомендовал. По моему опыту, тип А гораздо более подходит для лёгкого звукоизвлечения, в то время  как те, кто имеет наибольшие затруднения, как правило, имеют флейты типа В (рис. 5). Существует большая разница между углами А и В. Давайте рассмотрим, как это влияет на выдувание с использованием методов, описанных в предыдущей главе. Рисунки 4 и 5 представляют две наиболее распространенных формы мундштука.  На флейте типа А (рис. 4) легче играть, и это то, что я бы рекомендовал. По моему опыту, тип А гораздо более подходит для лёгкого звукоизвлечения, в то время  как те, кто имеет наибольшие затруднения, как правило, имеют флейты типа В (рис. 5). Существует большая разница между углами А и В. Давайте рассмотрим, как это влияет на выдувание с использованием методов, описанных в предыдущей главе.
Строка 393: Строка 398:
 Помните, что Вам нужно, чтобы поток воздуха выходил из губ и тёк по диагонали внешнего края мундштука. Когда вы слегка растягиваете ваши губы, сохраняя их при этом в расслабленном, естественном состоянии, направление потока воздуха будет слегка вниз (рис. 6). С мундштуком типа А, флейта естественно опирается на подбородок так, что из ваших губ наиболее легко выходит воздух на скошенный край //утагути// (рис. 7). Однако, с типом мундштука В, нижний угол флейты мешает (диагональная линия на рис.8) Помните, что Вам нужно, чтобы поток воздуха выходил из губ и тёк по диагонали внешнего края мундштука. Когда вы слегка растягиваете ваши губы, сохраняя их при этом в расслабленном, естественном состоянии, направление потока воздуха будет слегка вниз (рис. 6). С мундштуком типа А, флейта естественно опирается на подбородок так, что из ваших губ наиболее легко выходит воздух на скошенный край //утагути// (рис. 7). Однако, с типом мундштука В, нижний угол флейты мешает (диагональная линия на рис.8)
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f9-10_p2.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f9-10_p2.jpg?400 |}}
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f11-foto3-4.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f11-foto3-4.jpg?400 |}}
  
 Размер мундштука так же имеет важное значение. Флейта, у которой большой мундштук, приведет к тем же проблемам, как я описал для флейт типа В, даже если сама форма флейты типа А (Рис.9). Даже если вы решите играть на такой флейте, вы не получите хорошего звука, потому что возникнет зазор в одном из двух мест (рис.10), и это будет отрицательно влиять на звук. Размер мундштука так же имеет важное значение. Флейта, у которой большой мундштук, приведет к тем же проблемам, как я описал для флейт типа В, даже если сама форма флейты типа А (Рис.9). Даже если вы решите играть на такой флейте, вы не получите хорошего звука, потому что возникнет зазор в одном из двух мест (рис.10), и это будет отрицательно влиять на звук.
Строка 413: Строка 418:
 Дальше, поднесите сякухати почти к подбородку, удерживая  выдох. Угол воздушного потока (немного вниз) должен быть таким же, как внешняя диагональ края мундштука. Флейта должна лежать на подбородке и оказывать достаточное давление, чтобы вы слегка чувствовали бамбук не только кожей, но и вашей костью. Как показано на рисунке 12, положение флейты должно быть таким, чтобы //утагути// (как показано пунктирной линией), был несколько ниже, чем то место, где ваши губы смыкаются. Дальше, поднесите сякухати почти к подбородку, удерживая  выдох. Угол воздушного потока (немного вниз) должен быть таким же, как внешняя диагональ края мундштука. Флейта должна лежать на подбородке и оказывать достаточное давление, чтобы вы слегка чувствовали бамбук не только кожей, но и вашей костью. Как показано на рисунке 12, положение флейты должно быть таким, чтобы //утагути// (как показано пунктирной линией), был несколько ниже, чем то место, где ваши губы смыкаются.
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:p12-13_p2.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:p12-13_p2.jpg?400 |}}
  
 Приведет ли это к хорошему звуку? Если все, что вы получаете – это придыхание и шум, не волнуйтесь! Просто работайте над продолжительным выдохом, делая небольшие изменения позиции (положения) флейты. Приведет ли это к хорошему звуку? Если все, что вы получаете – это придыхание и шум, не волнуйтесь! Просто работайте над продолжительным выдохом, делая небольшие изменения позиции (положения) флейты.
Строка 421: Строка 426:
 Я рекомендую так же использовать зеркало, чтобы получить объективный взгляд на то, как рот и флейта находятся по отношению друг к другу. В дополнении к вертикальной регулировке, упомянутой выше, на рисунке 14 показаны 3 распространенные ошибки (влево - вправо, скручивание, направление). Я рекомендую так же использовать зеркало, чтобы получить объективный взгляд на то, как рот и флейта находятся по отношению друг к другу. В дополнении к вертикальной регулировке, упомянутой выше, на рисунке 14 показаны 3 распространенные ошибки (влево - вправо, скручивание, направление).
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f14_p2.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f14_p2.jpg?400 |}}
  
 ==== 4. Удержание сякухати ==== ==== 4. Удержание сякухати ====
Строка 431: Строка 436:
 Важным моментом является то, что нужно избегать держать локти наружу. Хитрость состоит в том, чтобы расслабить руки, не делая их полностью висящими (фото 5). Важным моментом является то, что нужно избегать держать локти наружу. Хитрость состоит в том, чтобы расслабить руки, не делая их полностью висящими (фото 5).
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f5_p2_i_.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:f5_p2_i_.jpg?400 |}}
  
 Запястья и третий сустав (сустав, соединяющий палец с ладонью), должны быть ниже флейты (фото 6), пальцы слегка изогнуты, чтобы контролировать флейту (фото 7).  Запястья и третий сустав (сустав, соединяющий палец с ладонью), должны быть ниже флейты (фото 6), пальцы слегка изогнуты, чтобы контролировать флейту (фото 7). 
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto6-7-8_p2_i_.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto6-7-8_p2_i_.jpg?400 |}}
  
 Ваши пальцы должны двигаться от третьего сустава, поэтому мы фокусируемся на этой точке. Указательный палец, как правило, короче, чем безымянный палец, так что естественным будет положение, в котором указательный палец в третьем суставе находится ближе к флейте, чем безымянный палец (фото 8). Ваши пальцы должны двигаться от третьего сустава, поэтому мы фокусируемся на этой точке. Указательный палец, как правило, короче, чем безымянный палец, так что естественным будет положение, в котором указательный палец в третьем суставе находится ближе к флейте, чем безымянный палец (фото 8).
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto9-10_p2.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto9-10_p2.jpg?400 |}}
  
 ==== 5. Перемещение ваших пальцев ==== ==== 5. Перемещение ваших пальцев ====
Строка 453: Строка 458:
 В начале вашей практики, вы можете захотеть поднимать ваши пальцы от основания, удерживая слегка согнутую вторую фалангу. Приподнимите палец на мгновенье, затем повторите (фото 12). Ваши пальцы окрепнут очень быстро. В начале вашей практики, вы можете захотеть поднимать ваши пальцы от основания, удерживая слегка согнутую вторую фалангу. Приподнимите палец на мгновенье, затем повторите (фото 12). Ваши пальцы окрепнут очень быстро.
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto11-12_p2.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto11-12_p2.jpg?400 |}}
  
 ==== 6. Движение подбородка ==== ==== 6. Движение подбородка ====
Строка 459: Строка 464:
 Наконец, мы подошли к подбородку. Введем два новых ключевых японских термина, МЭРИ способ опускания подбородка для снижения тона, и КАРИ способ опускания подбородка для повышения тона (фото 13). Вы можете поднимать или опускать звук на полный тон (например, от До до Ре) просто путем изменения угла подбородка по отношению к флейте, но это специализированная техника, изучение которой можно оставить на потом. Пока же мы сосредоточим внимание на незначительном изменении наклона подбородка, которые полезны для всех типов игры. Наконец, мы подошли к подбородку. Введем два новых ключевых японских термина, МЭРИ способ опускания подбородка для снижения тона, и КАРИ способ опускания подбородка для повышения тона (фото 13). Вы можете поднимать или опускать звук на полный тон (например, от До до Ре) просто путем изменения угла подбородка по отношению к флейте, но это специализированная техника, изучение которой можно оставить на потом. Пока же мы сосредоточим внимание на незначительном изменении наклона подбородка, которые полезны для всех типов игры.
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto13_p2.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto13_p2.jpg?400 |}}
  
 На самом деле термин «движение вашего подбородка» не совсем точно дает представление о ключевой концепции. Важно понять, что область изменения мундштука открывает изменение высоты тона. **Помните этот принцип: уменьшение области открытия мундштука (путём перемещения ваших губ ближе к дующему краю) будет снижать тон, а увеличение открытой площади мундштука (путём перемещения ваших губ дальше от дующего края) поднимать тон**. На самом деле термин «движение вашего подбородка» не совсем точно дает представление о ключевой концепции. Важно понять, что область изменения мундштука открывает изменение высоты тона. **Помните этот принцип: уменьшение области открытия мундштука (путём перемещения ваших губ ближе к дующему краю) будет снижать тон, а увеличение открытой площади мундштука (путём перемещения ваших губ дальше от дующего края) поднимать тон**.
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto14_p2.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto14_p2.jpg?400 |}}
  
 Помните следующие два момента о МЭРИ и КАРИ: Помните следующие два момента о МЭРИ и КАРИ:
Строка 470: Строка 475:
   - Вы можете думать о снижении и повышении подбородка путём сгибания шеи вверх или вниз. Не перемещайте вашу шею вперед и назад, как показано на фото 16.   - Вы можете думать о снижении и повышении подбородка путём сгибания шеи вверх или вниз. Не перемещайте вашу шею вперед и назад, как показано на фото 16.
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto15-16_p2.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto15-16_p2.jpg?400 |}}
  
 === МЭРИ и КАРИ === === МЭРИ и КАРИ ===
Строка 488: Строка 493:
 Возможно, из-за этого говорят, многие люди пытаются создать вибрато, используя метод ФУРИ, когда они являются просто начинающими. Я сам видел, что многие игроки, даже весьма опытные, которые выполняли плохое ФУРИ , из-за привычки, выработанной вначале. Это не просто сделать хорошее вибрато, сохраняя правильное соотношение между потоком воздуха и дующим краем, поэтому я вас прошу не пытаться это сделать пока вы не готовы. Возможно, из-за этого говорят, многие люди пытаются создать вибрато, используя метод ФУРИ, когда они являются просто начинающими. Я сам видел, что многие игроки, даже весьма опытные, которые выполняли плохое ФУРИ , из-за привычки, выработанной вначале. Это не просто сделать хорошее вибрато, сохраняя правильное соотношение между потоком воздуха и дующим краем, поэтому я вас прошу не пытаться это сделать пока вы не готовы.
  
-===== ГЛАВА 3. Устранение неполадок =====+===== ГЛАВА 3. УСТРАНЕНИЕ НЕПОЛАДОК =====
  
 В сякухати ключом к преодолению любых трудностей является определение точной причины. Если вы неправильно диагностировали причину вашей проблемы, то «лечение» этой проблемы порождает еще одну проблему. Существуют логические причины, почему большинство людей сталкиваются с проблемами, когда что-то делают. Я, конечно, не могу охватить здесь всё, но ниже я подробно разобрал некоторые из наиболее распространенных ошибок и пути их решения. В сякухати ключом к преодолению любых трудностей является определение точной причины. Если вы неправильно диагностировали причину вашей проблемы, то «лечение» этой проблемы порождает еще одну проблему. Существуют логические причины, почему большинство людей сталкиваются с проблемами, когда что-то делают. Я, конечно, не могу охватить здесь всё, но ниже я подробно разобрал некоторые из наиболее распространенных ошибок и пути их решения.
Строка 500: Строка 505:
 Другой причиной может быть то, что ваш воздушный поток направлен под острым углом  вверх или вниз. Последнее – особенно часто (рис.2).  Попробуйте снова дуть, двигая подбородком горизонтально вперед и назад, регулируя поток воздуха, пока он не составит угол 60 градусов вниз от горизонта (рис. 3). Другой причиной может быть то, что ваш воздушный поток направлен под острым углом  вверх или вниз. Последнее – особенно часто (рис.2).  Попробуйте снова дуть, двигая подбородком горизонтально вперед и назад, регулируя поток воздуха, пока он не составит угол 60 градусов вниз от горизонта (рис. 3).
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:pic1-3_p3.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:pic1-3_p3.jpg?400 |}}
  
 === «Звук извлекается, но неустойчивый» === === «Звук извлекается, но неустойчивый» ===
Строка 512: Строка 517:
 Другой причиной является то, что вы очень сильно держите в руках флейту, заставляя ее находиться более вертикально, чем она должна быть (фото 1). Другими словами, вы играете немного в позиции КАРИ. Эта проблема часто возникает, когда вы смешиваете процесс позиционирования флейты на подбородке и процесс настройки угла. Если мундштук находится слишком высоко на подбородке, вы можете либо переместить его (правильно), либо компенсировать, сделав угол более вертикальным (неправильно). Последнее даст в результате рассеянный звук, с большим количеством «белого шума», а так же звук будет выше по тону, чем должен быть. Иногда этот метод используется в очень конкретных случаях, но это не подходит для обычной игры. Другой причиной является то, что вы очень сильно держите в руках флейту, заставляя ее находиться более вертикально, чем она должна быть (фото 1). Другими словами, вы играете немного в позиции КАРИ. Эта проблема часто возникает, когда вы смешиваете процесс позиционирования флейты на подбородке и процесс настройки угла. Если мундштук находится слишком высоко на подбородке, вы можете либо переместить его (правильно), либо компенсировать, сделав угол более вертикальным (неправильно). Последнее даст в результате рассеянный звук, с большим количеством «белого шума», а так же звук будет выше по тону, чем должен быть. Иногда этот метод используется в очень конкретных случаях, но это не подходит для обычной игры.
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:pic4-5-foto1_p3.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:pic4-5-foto1_p3.jpg?400 |}}
  
 Используйте свою руку для определения угла дыхания и измените этот угол, чтобы он был равен диагональному углу мундштука. Далее, сохраняя это угол при перемещении флейты немного вверх и вниз, пока не возникнет звук (рис. 5). Используйте свою руку для определения угла дыхания и измените этот угол, чтобы он был равен диагональному углу мундштука. Далее, сохраняя это угол при перемещении флейты немного вверх и вниз, пока не возникнет звук (рис. 5).
Строка 522: Строка 527:
 Как говорилось выше, выровняйте угол дыхания по диагональной части мундштука, а затем сделайте небольшую вертикальную корректировку положения флейты на подбородке. Как говорилось выше, выровняйте угол дыхания по диагональной части мундштука, а затем сделайте небольшую вертикальную корректировку положения флейты на подбородке.
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto2-pic6_p3.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto2-pic6_p3.jpg?400 |}}
  
 === «Звук неровный и прерывистый» === === «Звук неровный и прерывистый» ===
Строка 549: Строка 554:
 Во-первых расслабьтесь и избавьтесь от лишнего напряжения вашего лица (это очень важно). Затем, слегка растяните края губ, как будто вы пытаетесь укусить свои щёки с обратной стороны. Зубы должны быть немного открыты. Никогда не напрягайте ваши губы (это даже более важно). Это должно приоткрыть влажную, мембранную часть. Далее мягко подуйте, позволяя выдуваемому воздуху раздвинуть губы на выдохе. Означает ли это, что у вас длинный, тонкий амбушюр? Посмотрите в зеркало, чтобы убедиться, что в центре нет открытого большого отверстия, а линия создана влажной мембраной. Во-первых расслабьтесь и избавьтесь от лишнего напряжения вашего лица (это очень важно). Затем, слегка растяните края губ, как будто вы пытаетесь укусить свои щёки с обратной стороны. Зубы должны быть немного открыты. Никогда не напрягайте ваши губы (это даже более важно). Это должно приоткрыть влажную, мембранную часть. Далее мягко подуйте, позволяя выдуваемому воздуху раздвинуть губы на выдохе. Означает ли это, что у вас длинный, тонкий амбушюр? Посмотрите в зеркало, чтобы убедиться, что в центре нет открытого большого отверстия, а линия создана влажной мембраной.
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:pic7-8-9_p3.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:pic7-8-9_p3.jpg?400 |}}
  
 ==== 2. Не получается стабилизировать флейту ==== ==== 2. Не получается стабилизировать флейту ====
Строка 559: Строка 564:
 Во-первых убедитесь, что ваши локти свободно свисают вдоль боков. Далее, если ваши запястья вывернуты наружу, держите локти и безымянный палец в том же положении, пока поворачиваете безымянный палец в сторону флейты (фото 4). В то же время перемещайте положение большого пальца (фото 5). Противоположный случай встречается гораздо реже, но если запястье вывернуто в обратную сторону, то разворачивайте его в противоположную сторону. Во-первых убедитесь, что ваши локти свободно свисают вдоль боков. Далее, если ваши запястья вывернуты наружу, держите локти и безымянный палец в том же положении, пока поворачиваете безымянный палец в сторону флейты (фото 4). В то же время перемещайте положение большого пальца (фото 5). Противоположный случай встречается гораздо реже, но если запястье вывернуто в обратную сторону, то разворачивайте его в противоположную сторону.
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto3-4-5_p3_i_.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto3-4-5_p3_i_.jpg?400 |}}
  
 Такая корректировка может сделать ваш указательный палец менее подвижным. Это потому, что вы поменяли положение базового пальца по отношению к отверстию. Однако скрученное запястье может испортить  вашу игру, так как ваша рука нуждается в повышенном приоритете. Указательный палец является относительно сильным и ловким, поэтому он должен быть в состоянии подстроиться со временем. В отличие от безымянного пальца, который является наименее проворным, поэтому он должен быть приоритетным в лёгкости и доступности отверстия. Такая корректировка может сделать ваш указательный палец менее подвижным. Это потому, что вы поменяли положение базового пальца по отношению к отверстию. Однако скрученное запястье может испортить  вашу игру, так как ваша рука нуждается в повышенном приоритете. Указательный палец является относительно сильным и ловким, поэтому он должен быть в состоянии подстроиться со временем. В отличие от безымянного пальца, который является наименее проворным, поэтому он должен быть приоритетным в лёгкости и доступности отверстия.
Строка 569: Строка 574:
 Вероятнее всего сякухати слишком легко лежит на подбородке. Попробуйте прижать ей сильнее с помощью среднего пальца верхней руки (между отверстиями 3 и 4). Нажмите немного вверх большим пальцем нижней руки, в то время, как средний палец верхней руки будет давить вниз (фото 6). Кожа на вашей челюсти поможет рассеивать излишнее давление и  не позволит давить слишком сильно с нижней стороны. //Напомним, что этот совет мы давали, если при игре мундштук у вас движется вверх//. Вероятнее всего сякухати слишком легко лежит на подбородке. Попробуйте прижать ей сильнее с помощью среднего пальца верхней руки (между отверстиями 3 и 4). Нажмите немного вверх большим пальцем нижней руки, в то время, как средний палец верхней руки будет давить вниз (фото 6). Кожа на вашей челюсти поможет рассеивать излишнее давление и  не позволит давить слишком сильно с нижней стороны. //Напомним, что этот совет мы давали, если при игре мундштук у вас движется вверх//.
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto6_p3.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto6_p3.jpg?400 |}}
  
 Мундштук фиксируется на подбородке с помощью среднего пальца. Мундштук фиксируется на подбородке с помощью среднего пальца.
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto7_p3.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto7_p3.jpg?400 |}}
  
 === «Флейта двигается, когда я закрываю и открываю отверстие 5» === === «Флейта двигается, когда я закрываю и открываю отверстие 5» ===
Строка 592: Строка 597:
   - Бамбук у вашей флейты не может быть идеально круглым. Его форма такова, что большой палец толкает флейту или  есть еще какая-то причина (рис. 11). В этом случае вы можете исправить проблему изменением того места, к которому ваш большой палец прикасается. Проконсультируйтесь у производителя.   - Бамбук у вашей флейты не может быть идеально круглым. Его форма такова, что большой палец толкает флейту или  есть еще какая-то причина (рис. 11). В этом случае вы можете исправить проблему изменением того места, к которому ваш большой палец прикасается. Проконсультируйтесь у производителя.
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:pic10-11_p3.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:pic10-11_p3.jpg?400 |}}
  
 ==== 3. Дыхательные техники ==== ==== 3. Дыхательные техники ====
Строка 612: Строка 617:
 Очень важно не допустить, чтобы воздух поступал сразу везде. Держите внутрибрюшное давление воздуха на выдохе постоянно. Если вы вдруг расслабите мышцы живота в середине выдоха, то всё ваше дыхание будет выходить сразу. Чтобы почувствовать это, попробуйте на выдохе шепотом произнести звук «Аххххх…» так громко, как вы можете и так долго, как вы можете. С брюшным дыханием вы должны быть в состоянии выдохнуть по крайней мере в течении 10 секунд легко. Потом то же самое попробуйте на сякухати.  Очень важно не допустить, чтобы воздух поступал сразу везде. Держите внутрибрюшное давление воздуха на выдохе постоянно. Если вы вдруг расслабите мышцы живота в середине выдоха, то всё ваше дыхание будет выходить сразу. Чтобы почувствовать это, попробуйте на выдохе шепотом произнести звук «Аххххх…» так громко, как вы можете и так долго, как вы можете. С брюшным дыханием вы должны быть в состоянии выдохнуть по крайней мере в течении 10 секунд легко. Потом то же самое попробуйте на сякухати. 
  
-===== ГЛАВА 4. История =====+===== ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ =====
  
 Когда вы думаете о сякухати, то какой тип музыки первым приходит вам на ум? Дело в том, что есть множество различных музыкальных жанров, в которых играют на этом инструменте. Когда вы думаете о сякухати, то какой тип музыки первым приходит вам на ум? Дело в том, что есть множество различных музыкальных жанров, в которых играют на этом инструменте.
Строка 630: Строка 635:
 В конце концов //кодай сякухати// полностью исчезли из придворной музыки. Однако в средние века своё место занял другой тип сякухати. Эта флейта стала называться //хитоёгири//, что означает «одно колено флейты» («one joint flute»), со ссылкой на то, что эти флейты делались из одного колена бамбука (фото 2). Они имели 5 отверстий так же, как и сякухати сегодня. Они были популярны среди монахов, исполнителей, знати и воинов одновременно. Глядя на структурные различия между //кодай сякухати// и  //хитоёгири//, может показаться, что у них абсолютно различные корни, но более вероятно, что изменения были сделаны для приспособления ко вкусам популярной музыки, для которой флейта, в основном, и стала использоваться.  В конце концов //кодай сякухати// полностью исчезли из придворной музыки. Однако в средние века своё место занял другой тип сякухати. Эта флейта стала называться //хитоёгири//, что означает «одно колено флейты» («one joint flute»), со ссылкой на то, что эти флейты делались из одного колена бамбука (фото 2). Они имели 5 отверстий так же, как и сякухати сегодня. Они были популярны среди монахов, исполнителей, знати и воинов одновременно. Глядя на структурные различия между //кодай сякухати// и  //хитоёгири//, может показаться, что у них абсолютно различные корни, но более вероятно, что изменения были сделаны для приспособления ко вкусам популярной музыки, для которой флейта, в основном, и стала использоваться. 
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto1-2_p4.jpg?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto1-2_p4.jpg?400 |}}
  
 Фото 1-2 Фото 1-2
Строка 638: Строка 643:
 {{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto3_p3.jpg?200|}} {{ :books:translation:keisuke_zenyoji:foto3_p3.jpg?200|}}
  
-В середине 1500х годов стали появляться //комосо//, странствующие монахи, которые позднее превращаются в известных //комусо//. Своё начало эти монахи вели от легендарного дзэн монаха Фукэ, и, в конечном итоге, они создали официальную секту дзэн-буддизма под тем же названием. Картины того времени и другие свидетельства говорят нам, что монахи Фукэ играют на различных видах флейт от //хитоёгири// до флейт, напоминающих китайскую  toushoumivosiri или //тэмпуку// (фото 3) – некорневые трехсуставные флейты.+В середине 1500х годов стали появляться //комосо//, странствующие монахи, которые позднее превращаются в известных //комусо//. Своё начало эти монахи вели от легендарного дзэн монаха Фукэ, и, в конечном итоге, они создали официальную секту дзэн-буддизма под тем же названием. Картины того времени и другие свидетельства говорят нам, что монахи Фукэ играют на различных видах флейт от //хитоёгири// до флейт, напоминающих китайскую  //донг сяо////миёгири// или //тэмпуку// (фото 3) – некорневые трехсуставные флейты.
  
 В эпоху Эдо на //миёгири// комусо стали играть единолично. Эта флейта считается прямым предком настоящей сякухати. Как полагают, три колена  //миёгири// были составлены по образцу //кодай сякухати//, описанной выше, которая тоже была трёхсуставной. Наконец сякухати, что мы имеем сегодня, почти всегда создаются из корневого бамбука и имеют те же настройки, что и //миёгири//, существовавшая в то время (хотя между ними всегда есть различия). Однако, после периода //Гэнрёку// (1688-1703) //миёгири// исчезла и сегодня осталась только сякухати. В эпоху Эдо на //миёгири// комусо стали играть единолично. Эта флейта считается прямым предком настоящей сякухати. Как полагают, три колена  //миёгири// были составлены по образцу //кодай сякухати//, описанной выше, которая тоже была трёхсуставной. Наконец сякухати, что мы имеем сегодня, почти всегда создаются из корневого бамбука и имеют те же настройки, что и //миёгири//, существовавшая в то время (хотя между ними всегда есть различия). Однако, после периода //Гэнрёку// (1688-1703) //миёгири// исчезла и сегодня осталась только сякухати.
Строка 680: Строка 685:
 В заключении [хочется сказать, что], современная сякухати является поистине многогранным инструментом, попадающая под влияние //котэн хонкёку//, //санкёку//, народной музыки, японской музыки нового движения и японской музыки современного движения. В настоящее время сякухати используется для того, чтобы играть всё от джаза до поп, классическую и авангардную музыку. Границы инструмента и его музыкальные возможности расширяются постоянно. В заключении [хочется сказать, что], современная сякухати является поистине многогранным инструментом, попадающая под влияние //котэн хонкёку//, //санкёку//, народной музыки, японской музыки нового движения и японской музыки современного движения. В настоящее время сякухати используется для того, чтобы играть всё от джаза до поп, классическую и авангардную музыку. Границы инструмента и его музыкальные возможности расширяются постоянно.
  
-{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:sxema.png?600 |}}+{{ :books:translation:keisuke_zenyoji:sxema.png?650 |}}
  
 ===== ПОСЛЕСЛОВИЕ ===== ===== ПОСЛЕСЛОВИЕ =====
books/translation/keisuke_zenyoji/beginners_guide_to_shakuhachi.1343502906.txt.gz · Последние изменения: 2016/02/02 14:03 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиКниги, статьи, переводыПереводыКэйсукэ Дзэнъёдзи (善養寺恵介)РУКОВОДСТВО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ от Кэйсукэ Дзэнъёдзи