Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.
shakuhachi:making:sjakuxati_iz_pvx_ot_ostrou [2010/12/30 09:43] Ostrou |
shakuhachi:making:sjakuxati_iz_pvx_ot_ostrou [2016/02/02 14:02] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 6: | Строка 6: | ||
Флейта типа Сякухати довольно простой инструмент, конструктивно. Если его могли изготавливать сотни лет назад, то сейчас, имея современные материалы и инструменты, а также средства для расчетов, изготовить флейту сможет любой задавшийся такой целью. | Флейта типа Сякухати довольно простой инструмент, конструктивно. Если его могли изготавливать сотни лет назад, то сейчас, имея современные материалы и инструменты, а также средства для расчетов, изготовить флейту сможет любой задавшийся такой целью. | ||
- | Флейта из ПВХ имеет приятный, глубокий, вдумчивый, достаточно сильный звук (при условии соблюдения всех рекомендаций изложенных на этой странице). По характеру тембра ПВХ конечно отличается от бабука, он не хуже и не лучше, он просто иной. Но для начинающих, а так же для желающих экспериментировать со строями, тональностями, это отличная возможность реализовать свои порывы к прекрасному. Помимо всего, как уже много писалось в других материалах поствященных [[http://shaku-rus.com/PVCShaku.htm|ПВХ флейтам]], они неприхотливы к условиям окружающей среды и могут быть постоянным спутником куда бы вы не направились. | + | Флейта из ПВХ имеет приятный, глубокий, вдумчивый, достаточно сильный звук (при условии соблюдения всех рекомендаций изложенных на этой странице). По характеру тембра ПВХ конечно отличается от бабука, он не хуже и не лучше, он просто иной. Но для начинающих, а так же для желающих экспериментировать со строями, тональностями, это отличная возможность реализовать свои порывы к творчеству. Помимо всего, как уже много писалось в других материалах поствященных [[http://shaku-rus.com/PVCShaku.htm|ПВХ флейтам]], они неприхотливы к условиям окружающей среды и могут быть постоянным спутником куда бы вы не направились. |
По своему опыту скажу, изготовление флейты доставляет не меньшее удовольствие чем при непосредственной игре. Это уже игра, это уже звук, мелодия вдохновения, стремления реализуемая в таком чудесном инструменте как флейта типа Сякухати. | По своему опыту скажу, изготовление флейты доставляет не меньшее удовольствие чем при непосредственной игре. Это уже игра, это уже звук, мелодия вдохновения, стремления реализуемая в таком чудесном инструменте как флейта типа Сякухати. | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
Если хочешь что-то сделать, сделай это сам. | Если хочешь что-то сделать, сделай это сам. | ||
- | Начал я с того, что разузнал о свойствах резонанса колебаний воздушного столба. Выяснилось, что частота колебаний воздушного столба в открытой с двух сторон трубе равна скорости звука деленной на длину и деленной на 2, а для закрытой трубы с одной стороны деленной на 4. | + | Начал я с того, что разузнал о свойствах резонанса колебаний воздушного столба. Выяснилось, что частота колебаний воздушного столба в открытой с двух сторон трубе равна: скорость звука деленная на длину и деленная на 2, а для закрытой трубы с одной стороны деленная на 4. |
Вырезав соответствующий расчетам кусок трубы и выточив утагучи я обнаружил, что не попал в нужную ноту. Флейта Сякухати не является двояко открытой трубой и не является закрытой с одной стороны! Она нечто «среднее». Эмпирическим путем удалось вычислить коэффициент деления, он равен 2,20031. Теперь мои трубы звучали точно на нужной ноте. Но что делать с отверстиями? | Вырезав соответствующий расчетам кусок трубы и выточив утагучи я обнаружил, что не попал в нужную ноту. Флейта Сякухати не является двояко открытой трубой и не является закрытой с одной стороны! Она нечто «среднее». Эмпирическим путем удалось вычислить коэффициент деления, он равен 2,20031. Теперь мои трубы звучали точно на нужной ноте. Но что делать с отверстиями? | ||
Строка 36: | Строка 36: | ||
{{:shakuhachi:making:ostrou:truba.jpg|Труба ПВХ}} | {{:shakuhachi:making:ostrou:truba.jpg|Труба ПВХ}} | ||
== Расчеты == | == Расчеты == | ||
- | В моем {{:shakuhachi:making:ostrou:rf_281210.xls|EXCEL калькуляторе}} можно сделать расчеты исходя из параметров имеющейся трубы. Формулы и алгоритм авторских расчетов (http://www.Navaching.com ) пришлось немного подправить и приспособить к своим требованиям. Кстати, те кто желает воспользоваться калькулятором для бамбука имейте ввиду, что в нем не предусмотрено влияние изменчивой толщины стенки на расположения отверстий, т.к. ПВХ подразумевает одинаковую толщину по всей длине. Но ежели таковые желающие найдутся я готов переписать калькулятор под эти нужды. К сожалению, у нас в Сибири бамбук не растет, только ПВХ. :-) | + | В моем {{:shakuhachi:making:ostrou:RF 110111.xls|EXCEL калькуляторе}} можно сделать расчеты исходя из параметров имеющейся трубы. Формулы и алгоритм авторских расчетов (http://www.Navaching.com ) пришлось немного подправить и приспособить к своим требованиям. Кстати, те кто желает воспользоваться калькулятором для бамбука имейте ввиду, что в нем не предусмотрено влияние изменчивой толщины стенки на расположения отверстий, т.к. ПВХ подразумевает одинаковую толщину по всей длине. Но ежели таковые желающие найдутся я готов переписать калькулятор под эти нужды. К сожалению, у нас в Сибири бамбук не растет, только ПВХ. :-) |
== Длинна флейты == | == Длинна флейты == | ||
Можно пойти двумя путями. Взять кусок трубы, измерить его, ввести данные в калькулятор и получить базовую частоту ноты (вероятней всего будет отличаться от европейского стандарта) и изготовить флейту «настроенную саму на себя». А можно задать желаемую тональность и выяснить необходимые для этого размеры трубы. Чем длине труба, тем ниже будет звучание флейты. | Можно пойти двумя путями. Взять кусок трубы, измерить его, ввести данные в калькулятор и получить базовую частоту ноты (вероятней всего будет отличаться от европейского стандарта) и изготовить флейту «настроенную саму на себя». А можно задать желаемую тональность и выяснить необходимые для этого размеры трубы. Чем длине труба, тем ниже будет звучание флейты. | ||
Строка 44: | Строка 44: | ||
{{:shakuhachi:making:ostrou:notes_hz.gif?74x104|Нажми что бы увеличить}} | {{:shakuhachi:making:ostrou:notes_hz.gif?74x104|Нажми что бы увеличить}} | ||
- | Автор http://www.Navaching.com рекомендует обратить внимание на отношение длинны к диаметру. По его мнению сбалансированная по звучанию флейта соответствует отношению равному 29-30. Он называет это эквивалентным тембром. Эквивалентный тембр характеризует отношение характера воспроизведения октав. Ниже 29 преобладают низкие гармоники, выше 30 высокие. Моя практика это подтверждает! Рекомендую 30. В калькуляторе этот параметр во вкладке «расчеты» называется EAR. | + | Автор http://www.Navaching.com рекомендует обратить внимание на отношение длинны флейты к внутреннему диаметру. По его мнению сбалансированная по звучанию флейта соответствует отношению равному 29-30. Он называет это эквивалентным тембром. Эквивалентный тембр характеризует отношение характера воспроизведения октав. Ниже 29 преобладают низкие гармоники, выше 30 высокие. Моя практика это подтверждает! Рекомендую 30. Звук при этом более яркий, чистый и устойчивый. В калькуляторе этот параметр во вкладке «расчеты» называется EAR. |
== Отверстия == | == Отверстия == | ||
- | {{:shakuhachi:making:ostrou:rf_281210.xls|Калькулятор}} точно рассчитает расположение отверстий в зависимости от размеров заготовки, диаметра отверстий, толщины стенки флейты, тональности флейты и желаемой пентатоники. Да, да! Калькулятор позволяет задать желаемый, отличный от «классического», пентатонический строй! | + | {{:shakuhachi:making:ostrou:RF 110111.xls|Калькулятор}} точно рассчитает расположение отверстий в зависимости от размеров заготовки, диаметра отверстий, толщины стенки флейты, тональности флейты и желаемой пентатоники. Да, да! Калькулятор позволяет задать желаемый, отличный от «классического», пентатонический строй! |
- | Расстояние до отверстий отмеряется от акустического начала флейты, т.е. от утагучи. Рекомендуемый диаметр отверстий в пределах 8-12мм, рассчитать можно так: толщину стенки умножить на 2,20031, или воспользоваться формулами в калькуляторе. От диаметра отверстия зависит чистота, сила звука, чем больше диаметр отверстия, тем чище и сильней звук. Но есть и деготь. В длинных флейтах (более 2.2) приходится умышленно идти на уменьшение диаметра отверстий (в основном это 1 и 3 отверстия), что немного сокращает расстояние между отверстиями, иначе расстояние между отверстиями становится трудным для распальцовки. Компромисы, компромисы! | + | Расстояние до отверстий отмеряется от акустического начала флейты, т.е. от утагучи. Рекомендуемый диаметр отверстий в пределах 8-12мм, рассчитать можно так: толщину стенки умножить на 2,20031, или воспользоваться формулами в калькуляторе. От диаметра отверстия зависит частота, чистота, сила звука. Чем больше диаметр отверстия, тем чище и сильней звук. Но есть и деготь. В длинных флейтах (более 2.2) приходится умышленно идти на уменьшение диаметра отверстий (в основном это 1 и 3 отверстия), что немного сокращает расстояние между отверстиями, иначе расстояние между отверстиями становится трудным для распальцовки. Компромисы, компромисы! |
Для облегчения аппликатуры (распальцовки), на больших флейтах, можно отверстия смещать от оси влево вправо. Для этого сначала нужно разметить отверстия по осям. Взяв флейту в руки в игровой позиции, расположив пальцы по местам будущих отверстий, смещайте позиции пальцев, в поперечных направлениях, сохраняя расстояние между ними. Зафиксируйте наиболее комфортное расположение, там и сверлите отверстия. При некомфортной распальцовке возникают излишние напряжения в суставах рук, и они будут быстро уставать. | Для облегчения аппликатуры (распальцовки), на больших флейтах, можно отверстия смещать от оси влево вправо. Для этого сначала нужно разметить отверстия по осям. Взяв флейту в руки в игровой позиции, расположив пальцы по местам будущих отверстий, смещайте позиции пальцев, в поперечных направлениях, сохраняя расстояние между ними. Зафиксируйте наиболее комфортное расположение, там и сверлите отверстия. При некомфортной распальцовке возникают излишние напряжения в суставах рук, и они будут быстро уставать. | ||
- | От диаметра зависит так же так называемая частота среза. От которой зависит сможет ли флейта чисто и сильно воспроизвести ноту этого отверстия на октаву, две выше. Чем больше отверстие и больше отношение диаметра отверстия к толщине стенки, тем больше чистота и сила звука. При малом отношении диаметра отверстия к толщине стенки мной замечен дефект в звуке, пауза в момент перехода от ноты к ноте, особенно при тихом проигрывании нот (высокое сопротивление воздушной колонки в отверстии). | + | От диаметра зависит так же так называемая частота среза. От которой зависит сможет ли флейта чисто и сильно воспроизвести ноту этого отверстия на октаву, две выше. Чем больше отверстие и больше отношение диаметра отверстия к толщине стенки, тем больше чистота и сила звука. При малом отношении диаметра отверстия к толщине стенки мной замечен дефект в звуке, пауза в момент перехода от ноты к ноте, особенно при тихом проигрывании нот, ветренность нот (высокое сопротивление воздушной колонки в отверстии). |
Для исправления этого недостатка я прибег к хитрости. В местах расположения отверстий сделал проточку до нужной толщины стенки. В результате получилась хорошо звучащая флейта с удобными ложбинками под пальцы.\\ <note important>**Внимание!!!** Расчеты расположения отверстий необходимо проводить для остаточной толщины стенки после проточки. Иначе говоря, вы должны запланировать сколько миллиметров снимите и сколько останется, вот на этот остаток и нужно провести расчет.</note> | Для исправления этого недостатка я прибег к хитрости. В местах расположения отверстий сделал проточку до нужной толщины стенки. В результате получилась хорошо звучащая флейта с удобными ложбинками под пальцы.\\ <note important>**Внимание!!!** Расчеты расположения отверстий необходимо проводить для остаточной толщины стенки после проточки. Иначе говоря, вы должны запланировать сколько миллиметров снимите и сколько останется, вот на этот остаток и нужно провести расчет.</note> | ||
Строка 58: | Строка 58: | ||
{{:shakuhachi:making:ostrou:fleit_modif.jpg|Флейта с проточками под отверстия}} | {{:shakuhachi:making:ostrou:fleit_modif.jpg|Флейта с проточками под отверстия}} | ||
== Утагучи == | == Утагучи == | ||
- | В {{:shakuhachi:making:ostrou:rf_281210.xls|калькуляторе}} вы найдете рекомендуемые расчеты размеров утагучи. Однако, практика показывает, что следование этим расчетам ведет к слишком крутому углу среза, что затрудняет звукоизвлечение и его стабильность. На 1-2мм можно уменьшить ширину утагучи. Крутой угол повышает тембр, острый (пологий) понижает тембр. Скос мундштука дело индивидуальное. Мне удобно когда скос мундштука и скос проточки образуют прямой угол. | + | В {{:shakuhachi:making:ostrou:RF 110111.xls|калькуляторе}} вы найдете рекомендуемые расчеты размеров утагучи. Однако, практика показывает, что следование этим расчетам ведет к слишком крутому углу среза, что затрудняет звукоизвлечение и его стабильность. На 1-2мм можно уменьшить ширину утагучи и тогда угол станет более острым, но глубину нужно сохранить. Крутой угол повышает тембр, острый (пологий) понижает тембр. Скос мундштука дело индивидуальное. Мне удобно когда скос мундштука и скос проточки образуют прямой угол. |
{{:shakuhachi:making:ostrou:ut1.jpg|Утагучи}} | {{:shakuhachi:making:ostrou:ut1.jpg|Утагучи}} | ||
Строка 70: | Строка 70: | ||
3. Высверливаем отверстия. Отверстия лучше всего сверлить спиралевидными сверлами для дерева. Если таких нет то сверлами по металлу, но к нужному диаметру рекомендую подходить поэтапно увеличивая диаметр сверл. ПВХ материал мягкий и легко губится сверлами по металлу которые просто вгрызаются в него. Будьте осторожны и аккуратны! Обязательно вставьте в заготовку, что-то плотное, что не позволит повредить противоположную стенку при сверлении отверстия. Я использую просто плотно свернутые в рулон несколько листов газеты. Все шероховатости с отверстий нужно удалить, это очищает звук. Хорошо если снять небольшую фаску. | 3. Высверливаем отверстия. Отверстия лучше всего сверлить спиралевидными сверлами для дерева. Если таких нет то сверлами по металлу, но к нужному диаметру рекомендую подходить поэтапно увеличивая диаметр сверл. ПВХ материал мягкий и легко губится сверлами по металлу которые просто вгрызаются в него. Будьте осторожны и аккуратны! Обязательно вставьте в заготовку, что-то плотное, что не позволит повредить противоположную стенку при сверлении отверстия. Я использую просто плотно свернутые в рулон несколько листов газеты. Все шероховатости с отверстий нужно удалить, это очищает звук. Хорошо если снять небольшую фаску. | ||
- | 4. Утагучи аккуратно протачиваем напильником или наждаком. Доводим наждачной бумагой до нужного размера. Протачиваем скос мундштука. На все это уходит 1-1,5 часа времени. В принципе можно уже попытаться, что-то выдуть. | + | 4. Утагучи аккуратно протачиваем напильником или наждаком. Доводим наждачной бумагой до нужного размера. Протачиваем скос мундштука. Для уменьшения присвистов край утагучи лучше сделать туповатым (потереть нулевкой). В принципе можно уже попытаться, что-то выдуть. |
5. Работу завершаем тщательным зашкуриванием мелкой наждачкой все места обработки флейты. Особенно утагучи и отверстия! После этого флейту нужно тщательно промыть и удалить из внутренней полости все частицы оставшиеся после ее изготовления. | 5. Работу завершаем тщательным зашкуриванием мелкой наждачкой все места обработки флейты. Особенно утагучи и отверстия! После этого флейту нужно тщательно промыть и удалить из внутренней полости все частицы оставшиеся после ее изготовления. | ||
Строка 80: | Строка 80: | ||
=== Некоторые образцы флейт === | === Некоторые образцы флейт === | ||
Слева на право:\\ | Слева на право:\\ | ||
- | 1. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) с пентатоническим строем Мияко Буси;\\ | + | 1. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) с пентатоническим строем Мияко Буси; {{:shakuhachi:making:ostrou:Ostrou_fl D mb.mp3|Образчик звука}}\\ |
- | 2. Флейта "2.3" тональности А(Ля) со стандартным строем Минье;\\ | + | 2. Флейта "2.3" тональности А(Ля) со стандартным строем Минье; {{:shakuhachi:making:ostrou:Ostrou_fl A.mp3|Образчик звука}}\\ |
- | 3. Флейта "2.2" тональности В(Си) со стандартным строем Минье. На ней сделаны проточки под отверстия;\\ | + | 3. Флейта "2.2" тональности В(Си) со стандартным строем Минье. На ней сделаны проточки под отверстия; {{:shakuhachi:making:ostrou:Ostrou_fl B.mp3|Образчик звука}}\\ |
- | 4. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье. | + | 4. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье. {{:shakuhachi:making:ostrou:Ostrou_fl D.mp3|Образчик звука}} |
{{:shakuhachi:making:ostrou:fleits.jpg|Образцы флейт}} | {{:shakuhachi:making:ostrou:fleits.jpg|Образцы флейт}} | ||
+ | |||
+ | Флейта "2.9" тональности F(Фа) со стандартным строем Минье. Труба 22.5 внутренний диаметр, 6.7 толщина стенки. Звук глубокий, довольно громкий. Отверстия расположены в удобных для распальцовки местах. Сделаны проточки под отверстия для уменьшения толщины стенки. {{:shakuhachi:making:ostrou:Ostrou_fl F.mp3|Образчик звука}} | ||
+ | |||
+ | {{:shakuhachi:making:ostrou:Big.jpg|Образцы флейт}} | ||
Строка 92: | Строка 96: | ||
== P.S. == | == P.S. == | ||
- | //Самостоятельно изготовленная флейта замечательный подарок! Она подарит много минут наполненных энтузиазмом в попытках выдуть звук! Особенно когда испытуемый слышал и видел, как только что на ней играли, и как чудно она поет, и как легко все выглядит!!! LOL Я уже раздарил почти все флейты, кроме тех на которых играю сам, а желающие все неубывают. Дерзайте!!!//\\ | + | //Самостоятельно изготовленная флейта замечательный подарок! Она подарит много минут наполненных энтузиазмом в попытках выдуть звук! Особенно когда испытуемый слышал и видел, как только что на ней играли, и как чудно она поет, и как легко все выглядит!!! ;-) Я уже раздарил почти все флейты, кроме тех на которых играю сам, а желающие все неубывают. Дерзайте!!!// |
- | **С наступающим Новым Годом!!!** | + | === Подарочные экземпляры === |
+ | Слева на право:\\ | ||
+ | 1. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье; {{:shakuhachi:making:ostrou:Ostrou_fl Dp.mp3|Образчик звука}}\\ | ||
+ | 2. Флейта "2.0" тональности С(До) со стандартным строем Минье. {{:shakuhachi:making:ostrou:Ostrou_fl C.mp3|Образчик звука}} | ||
+ | |||
+ | {{:shakuhachi:making:ostrou:Presents.jpg|Подарочные флейты}} | ||
+ | |||
+ | [[http://shakuhachi.ru/forum/showthread.php?t=1368|Обсуждение статьи на форуме]] |