Это старая версия документа!
По материалам форума "Сякухати в России" (http://shakuhachi.ru/forum)
Автор и составитель отчёта: gwen (http://shakuhachi.ru/forum/member.php?u=459)
Галя, большая тебе БЛАГОДАРНОСТЬ за предоставленный отчёт.
Мероприятия
На фестивале были представлены:
Помимо курсов были обсуждения, круглые столы, концерты (в том числе и 2 концерта учителей). А так же время для общения.
Концерты
4 дня, 4 концерта
Прошли 2 концерта преподавателей, в которых,был охвачен широкий диапазон стилей, представленных в Летней школе, а так же на премьере можно было услышать новые пьесы. Эти концерты прошли в престижном концертном зале, и многие люди, не участвующие в Летней школе, смогли поприсутствовать на них. Так же прошло мероприятие «Open Mic Night», где любой участник смог играть и делиться своей музыкой, и, наконец, завершающее событие — выступление учеников в воскресенье.
Учителя:
Из Японии приехали Каору Какизакаи чтобы поделиться своими знаниями хонкёку, которые он получил от Ёкояма Кацуя (Кокусай Сякухати Кэнсюкан) и другие.
Так же из Японии приехали Джон Кайзан Нептюн, известный производитель сякухати-дзинаси (это действительно редкое и большое событие для всех сякухати-создателей).
Из Швеции прибыл Гуннар Дзинмэй Линдер, который преподавал санкёку и Кинко-рю хонкёку.
Из Франции — Вероника Пирон, которая поделилась своими современными музыкальными работами, музыкой синкёку и импровизациями в контексте минъё.
Кику Дэй, представляющая Данию и Великобританию поделилась современными видами музыки, а так же Дзэнсабо хонкёку, полученными от Окуда Ацуя.
Джим Франклин преподавал Тикухо хонкёку.
Так же присутствовали исполнители на кото и сямисэн. Фуми Хихара, исполнительница на кото и сямисэн из Японии/Франции давала уроки по игре на этих инструментах, а так же принимала участие в классах санкёку вместе с игроком на кото Ёсиэ Сакаи из Мадрида, который тоже преподавал кото.
Организаторы
Несколько месяцев над этим мероприятием работала отличная команда. Ведущий - Horacio Curti, ассистенты - Ramon Humet, Stella Maris “Hawwa” Morales, José Vargas, Jim Franklin and Michael Soumei Coxall.
На этой школе по-другому разделили уровни, был более понятен принцип деления:
Например, где какие пьесы:
Kari - можно делать наклон не straight, а в диагональ, тогда расстояние между амбушюром и утагучи остается тем же самым, а отверстие открыто больше, а именно это и дает нам эффект kari.
Можно косить глазами в сторону-вверх, чтобы получился наклон в диагональ. Это шутка. Но это работает
To get good Ro-dai-meri, use very hot air (показывает - как вы дуете в мороз на ладошки), думайте про горячий воздух.
Проверка/должен быть the same pitch: (Ha-Ro) –> (Ro-dai-meri - Ro)
Дуем Ro-buki вот так:
Смена октавы
Tamuke - пьеса из средней части Японии, но мы не знаем, какой она [пьеса] была в то время, в древности. Это как с бриллиантами. Вот есть rough stone, в нем не узнать бриллиант, нужно много усилий to polish it. В древности у комусо были другие инструменты, очень грубые, сейчас они совсем другие. Комусо не использовали notation, они передавали playing в живом процессе - как ты играешь? - вот так - ага, я тоже - о, точно также получается, ага. Ну да, the same, but not really the same, slightly not the same, and it goes further and further from komuso to komuso. И вот мы имеем это самое Tamuke. Какое оно было тогда? Мы не знаем. Но мы знаем, что rough stone for Tamuke is from there.
Upd.: перечитала и засомневалась - возможно, пьеса не из средней части Японии, а из средневековой Японии, он потом ведь говорит о времени, а не о месте. Могла не ухватить фразу точно.
Есть американцы в классе? Ученики-американцы порой ведут себя вот так. Учим пьесу. Приходит на урок: учитель, можно мне сменить пьесу? - М-м-м, нет, тебе надо ее еще поучить. В следующий раз приходит: учитель, можно?… - нет, надо еще поучить. Еще в следующий раз: ну учитель… - ну нет. И вот в какой-то раз я ему говорю: ну вот, давай, тебе можно сменить пьесу. - О, учитель, можно мне ее еще поучить?
Вы поняли? Он почувствовал, что там есть что-то еще. So deep, so deep, even deeper.
Как начинать звучание - не сразу с тем узким амбушюром, который вы хотите использовать для игры. Начинайте с более широкого амбушюра и постепенно (но не медленно) make it smaller, как будто вы сначала чуть-чуть waste air, но вы выигрываете в том, что так ваш вход получается более smooth, вы не начинаете с шума (noise), как это иногда бывает, когда вы сразу даете узкий амбушюр.
Есть пьеса, и есть орнаментация. Be sure that you do something in the piece exactly because it absolutely must be there and not because it is your habit. Consciousness must be there all the time - what you do? Is it really needed to be here?
Если что-то делаешь, играя пьесу, делай это потому, что оно обязательно и непременно должно вот тут быть, а не потому, что ты так привык. Осознанность всегда должна присутствовать - что я делаю? А оно тут действительно нужно?
Hifumi-cho можно играть в kan - в качестве упражнения. Получается другая пьеса. Вместо ноты I играем Chi-no-meri.
Хорошая флейта учит тебя играть, показывает тебе, в каком направлении дуть. Ученик играл на флейте, которая была quite ok but not fully good. Then he played some time on a very good flute. When he returned to his old flute his playing was much better even on this not very ok flute.
При игре на Сякухати ты всегда меняешь тон и ты все время должен осознавать эту смену от холодного воздуха к горячему. Ноты meri - это hot air.
Куда идет воздух Soto-buki - 80% воздуха наружу/ Chi-buki - 80% воздуха внутрь флейты. Проверка - можешь ли, дуя в флейту, затушить свечу? Сам Какизакаи сенсей - soto-buki игрок.
Ученик все никак не мог добиться хорошего звука. И вдруг - оп-па - зазвучал хорошо так. Ты что такое сделал, что у тебя такой хороший звук? - Я перестал с вами состязаться, учитель. (I gave up trying to defeat you by my sound).