Здесь показаны различия между выбранной ревизией и текущей версией данной страницы.
shakuhachi:letnjajashkola:2013 [2014/07/02 09:36] Rediska [7. От Кику] |
shakuhachi:letnjajashkola:2013 [2016/02/02 14:02] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | ====== 2013 г., Испания, Барселона ====== | + | ====== 2013г., Испания, Барселона. Летняя школа сякухати ====== |
- | + | ||
- | <note tip>**Текст редактируется!**</note> | + | |
//По материалам форума "Сякухати в России" ([[http://shakuhachi.ru/forum/showthread.php?t=2097&highlight=%CB%E5%F2%ED%FF%FF+%F8%EA%EE%EB%E0+%F1%FF%EA%F3%F5%E0%F2%E8|http://shakuhachi.ru/forum]])// | //По материалам форума "Сякухати в России" ([[http://shakuhachi.ru/forum/showthread.php?t=2097&highlight=%CB%E5%F2%ED%FF%FF+%F8%EA%EE%EB%E0+%F1%FF%EA%F3%F5%E0%F2%E8|http://shakuhachi.ru/forum]])// | ||
Строка 60: | Строка 57: | ||
Несколько месяцев над этим мероприятием работала отличная команда. Ведущий - Horacio Curti, ассистенты - Ramon Humet, Stella Maris “Hawwa” Morales, José Vargas, Jim Franklin and Michael Soumei Coxall. | Несколько месяцев над этим мероприятием работала отличная команда. Ведущий - Horacio Curti, ассистенты - Ramon Humet, Stella Maris “Hawwa” Morales, José Vargas, Jim Franklin and Michael Soumei Coxall. | ||
+ | ===== Фото ===== | ||
+ | [[https://www.facebook.com/kikuday/media_set?set=a.10151502182392003.1073741834.678262002&type=1|Кику Дэй]] | ||
+ | |||
+ | [[https://plus.google.com/photos/102372037245088508313/albums/5907836648773525137?authkey=CI_IivrI_eW1iwE|Майкл Хартли]] | ||
+ | |||
+ | [[https://www.facebook.com/jeanfrancois.lagrost/media_set?set=a.10151754139248485.1073741825.795933484&type=1&l=aeb3b8a305|Жан Франсуа Лагро]] | ||
+ | |||
+ | [[https://picasaweb.google.com/114143623409220066269/201302|gwen]] | ||
+ | |||
+ | ===== Видео ===== | ||
+ | |||
+ | //На испанском// | ||
+ | |||
+ | [[http://www.btv.cat/btvnoticies/2013/07/25/lesmuc-organitza-tallers-de-shakuhachi-la-flauta-zen-japonesa/|Видео 1]], [[http://videos.lavanguardia.com/20130728/54378921105/la-flauta-japonesa-shakuhachi-se-pone-de-moda.html|Видео 2]] | ||
===== Отчёт ===== | ===== Отчёт ===== | ||
Строка 135: | Строка 146: | ||
Хорошая флейта учит тебя играть, показывает тебе, в каком направлении дуть. Ученик играл на флейте, которая была quite ok but not fully good. Then he played some time on a very good flute. When he returned to his old flute his playing was much better even on this not very ok flute. | Хорошая флейта учит тебя играть, показывает тебе, в каком направлении дуть. Ученик играл на флейте, которая была quite ok but not fully good. Then he played some time on a very good flute. When he returned to his old flute his playing was much better even on this not very ok flute. | ||
- | 9. От Какизакаи сенсея | + | ==== 9. От Какизакаи сенсея ==== |
* hot air - согреть ладошки | * hot air - согреть ладошки | ||
Строка 142: | Строка 153: | ||
При игре на Сякухати ты всегда меняешь тон и ты все время должен осознавать эту смену от холодного воздуха к горячему. | При игре на Сякухати ты всегда меняешь тон и ты все время должен осознавать эту смену от холодного воздуха к горячему. | ||
Ноты meri - это hot air. | Ноты meri - это hot air. | ||
+ | |||
+ | ==== 10. Занятие Sound improvement / Какизакаи сенсей ==== | ||
+ | |||
+ | **Куда идет воздух** | ||
+ | Soto-buki - 80% воздуха наружу/ Chi-buki - 80% воздуха внутрь флейты. Проверка - можешь ли, дуя в флейту, затушить свечу? Сам Какизакаи сенсей - soto-buki игрок. | ||
+ | |||
+ | Ученик все никак не мог добиться хорошего звука. И вдруг - оп-па - зазвучал хорошо так. Ты что такое сделал, что у тебя такой хороший звук? - Я перестал с вами состязаться, учитель. (I gave up trying to defeat you by my sound). | ||
+ | |||
+ | ==== 11. Какизакаи сенсей / урок Honshirabe ==== | ||
+ | |||
+ | В этом стиле игры мы не используем вибрато. Звук очень стабильный. Пьеса очень простая, и ее очень трудно играть. Smooth endings, melting into silence. Очень мягкие окончания, тающие в тишине. | ||
+ | Вход без акцентов, это не Kinko.*Но вход сильный, толчком - используйте мышцы живота, как в каратэ. | ||
+ | Изменение громкости - громче - между нотами. | ||
+ | |||
+ | Muraiki - не обязательно strong air blow, это просто смена характера звучания - change tone color - упереть кончик языка в низ зубов и поднять язык горбиком. Когда это получится, можно еще добавить strong blow. Это техника для выражения чего-то сильного, мощного. | ||
+ | |||
+ | ==== 12. Еще про Honshirabe / Какизакаи сенсей ==== | ||
+ | |||
+ | Это такая хитрая пьеса. Она простая. И вот опытный игрок или учитель так просто сыграет ее, ну вот так [показывает, аккуратно следуя нотации]. Плоско получилось, да? Вы видите? Ну так, довольно плоско, да? [использует слово flat] А ученик вложит в игру всю свою страсть, возможно, ошибаясь в регистрах и все такое, но он будет звучать ооочень выразительно и - красиво. То есть с этой простой пьесой опытный учитель очень рискует. Ученик может превзойти учителя. [улыбается] | ||
+ | |||
+ | ==== 13. Мимоходом, техническое / Какизакаи сенсей ==== | ||
+ | |||
+ | Если в Ha-Ro открыты 2-4-5 - это Kinko. В KSK Honkyoku в Ha-Ro открыты 2-5, и акценты на повторяющемся Ro делаем на первом отверстии. Tsu-Re из трех звуков - это тоже Kinko. | ||
+ | |||
+ | ==== 14. Истории от Какизакаи сенсея ==== | ||
+ | |||
+ | У меня был ученик, он жил в Боулдере, США, работал на ФБР, что-то такое с взрывчатыми веществами. Когда что-то взрывается, то вещество потом рассеивается [diffuse] в воздухе. И при игре на Сякухати у нас есть такая идея, такой образ, что звук в конце фразы рассеивается. | ||
+ | |||
+ | Когда этот ученик выходил на сцену, чтобы играть пьесу, он очень волновался, прямо трясся вот так [смешно показывает с гримасой, судорожно сжимая флейту двумя кулаками]. Вы понимаете, для кого-то Сякухати может быть опаснее, чем бомба. | ||
+ | |||
+ | ==== 15. Судорожные заметки на уроке San'ya / Какизакаи сенсей ==== | ||
+ | |||
+ | [показывает пьесу целиком, темп довольно быстрый] | ||
+ | |||
+ | * Много нот Tsu-meri, это трудная нота - переход к ней в зависимости от предыдущей ноты - мгновенно попасть, перейти на нужную позицию- to get to the right position immediately. | ||
+ | * Очень быстрый темп подачи, объяснения пьесы. Показал фразу, разложил по нотам, сыграли фразу все вместе один раз, редко два - и к следующей фразе. | ||
+ | * To play this piece you should be very concentrated, just very concentrated. | ||
+ | |||
+ | **Ni-no-ha** - open 2, 5 | ||
+ | |||
+ | **Go-no-ha** - all closed, shadow 5, and meri | ||
+ | |||
+ | ==== 16. Гуннар рассказывает про свою диссертацию, иногда апеллирует к Какизакаи сенсею ==== | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Гуннар: учителя отбивают ритм [clapping beat marks] даже в Honkyoku. Что ты скажешь? | ||
+ | |||
+ | Какизакаи сенсей: это вопрос Ma. To make the sound in a most necessary moment, where it really should be, after a pause or after raising volume and keeping it while raising, not at the same level, like in San'ya in the end of phrases. | ||
+ | |||
+ | Произвести звук в самый нужный, в самый правильный момент, после паузы или после того как вы увеличиваете громкость и удерживаете звук при увеличении громкости, а не просто на том же самом уровне, ну вспомните, как мы делаем в пьесе San'ya. | ||
+ | |||
+ | Гуннар: вы любите Honkyoku. Вы можете также играть Sankyoku. В Honkyoku пьесы могут быть очень длинные, *но они более медленные, и проще контролировать дыхание [you have much better breath control]. И Honkyoku и Sankyoku поддерживают друг друга. Вы играете Sankyoku, потом возвращаетесь к Honkyoku и вдруг видите, что ваше Honkyoku стало гораздо лучще. Что ты думаешь об этом? | ||
+ | |||
+ | *Какизакаи сенсей: мой учитель играет Honkyoku. Sankyoku... m-m-m... very little. So I play mostly Honkyoku, a lot of Honkyoku. Sankyoku... I can, but I do not play it so much. I agree with you. | ||
+ | |||
+ | ==== 17.*Какизакаи сенсей ==== | ||
+ | |||
+ | Если бог тебя попросит, бог сякухати или какой-то другой из твоих богов, ну вот если он попросит - сыграй для меня на сякухати, давай, просто покажи мне, что ты там делаешь, в чем упражняешься - что ты сделаешь тогда? Что ты ему покажешь? Какую песню, какую ноту ты сыграешь, чтобы угодить своему богу? И, конечно, чтобы угодить своему учителю. Ты должен оттачивать свой звук [you must polish your sound]. | ||
+ | Каждый твой звук, каждая твоя песня должны быть такими, как будто это последний звук, последняя песня в твоей жизни, как будто больше не будет ни песен, ни звуков. И тогда они там [показывает взглядом наверх], может быть, дадут тебе еще один шанс, потому что им понравится твой звук. | ||
+ | |||
+ | //(Какизакаи сенсей, конечно же)// | ||
+ | |||
+ | ==== 18. Какизакаи сенсей - ритм хонкёку ==== | ||
+ | |||
+ | В Honkyoku есть ритм, но это не counting rhythm, это труднее, чем counting rhythm [ритм, который отсчитывают или отбивают хлопками - раз-два-три]. Это нельзя объяснить. Лучше всего играть пьесу вместе с учителем и видеть, чувствовать, какова длина его нот. | ||
+ | |||
+ | //(Какизакаи сенсей)// | ||
+ | |||
+ | ==== 19. Какизакаи сенсей - пьеса Коку ==== | ||
+ | |||
+ | Какизакаи сенсей играл пьесу Koku вместе с учителем 2-3 раза в месяц на протяжении примерно двух с половиной лет. После этого учитель сказал - ну вот, можно поменять пьесу. | ||
+ | |||
+ | ==== 20. Гуннар ==== | ||
+ | |||
+ | Первые пять лет ты никто, потом ты получаешь свой статус Shihan и тогда получаешь право называться учеником, и тогда уже оттачиваешь то, что ты можешь делать [and then you polish what you can do]. This is my vision. [улыбается] | ||
+ | |||
+ | ==== 21. Пьеса Yamagoe, Какизакаи сенсей ==== | ||
+ | |||
+ | //KSK Honkyoku, уровень Advanced// | ||
+ | |||
+ | Присутствую на уроке, записываю, не играю. | ||
+ | |||
+ | * Показывает пьесу, быстрый темп, много Muraiki. | ||
+ | * Very strong piece, but should be controlled. The image if piece is very strong. | ||
+ | * Чистый звук - это когда a lot of space in my mouth. Образ - во рту мячик от пинг-понга, пространство, соответствующее мячику от пинг-понга. Переход к Muraiki - упереть язык в низ зубов и поднять его горбиком. В Muraiki смешиваются две октавы. | ||
+ | |||
+ | Упражнение - играть Tsu-Re с Muraiki, Tsu в otsu, Re в kan. | ||
+ | |||
+ | Раскачивание нот - Ri, Ri-meri, Ri, Ri-meri- ноты meri играются громче и тяжелее. | ||
+ | |||
+ | * В этой пьесе каждая нота играется тяжело - add extra air. | ||
+ | * Различайте основные ноты и орнаментацию. Основные ноты - играете. Орнаментация - можно играть, можно не играть. You can choose. Сегодня играю, завтра нет. Если вы сейчас не можете сыграть это также хорошо как Yokoyama Katsuya, то, может быть, сегодня и не играть? [смеется] | ||
+ | * Циркулярное дыхание для музыки не очень хорошо - где окончание фразы, где граница дыхания, где Ma? Но оно полезно, чтобы тренировать свое дыхание. Попробуйте это в душе, с водой - выпускать струйкой воду изо рта и одновременно вдыхать носом, так вы разделите, различите эти встречные потоки. | ||
+ | * Stop the sound - это не значит stop blowing. Это значит удерживать ту же громкость, тот же характер звука и проч. [volume, tone color etc.] Когда юла крутится очень ровно и стабильно, возникает впечатление, будто она остановилась. То же и со звуком. Stop the sound. Подумайте об этом, когда в следующий раз будете делать Ro-buki. | ||
+ | |||
+ | ==== 22. Треп в перерыве ==== | ||
+ | |||
+ | У современных японцев образ сякухати - это что-то старое, out-of-date, очень трудный инструмент, сидит такой монах непонятный, что-то там губами шевелит. Я удивлюсь, если в классе вдруг окажутся молодые японцы. | ||
+ | |||
+ | К звуку бывает разное отношение. Типа, это из дзен-буддизма, это не музыка вообще, это не про мелодию, как звучишь, так и правильно, вроде как можно не заботиться о благозвучии [tuning]. Кто-то услышит, отреагирует - ой, что это такое звучит странное? [морщится в недоуменной гримасе] - все нормально, это музыка дзен-буддизма, ты не в теме. Ну то есть его звучание нравится только ему самому, тому, кто играет. Так тоже можно, но тогда, наверное, пусть он играет для самого себя, а не собирает аудиторию. (Это было в ответ на рассказ ученика об одном кренделе из Германии, который назвался последователем секты Фуке, делает флейты левой ногой и обучает, утверждая, что вот это и есть истинный дзен). | ||
+ | |||
+ | ==== 23. Практика Ро-буки ==== | ||
+ | |||
+ | Утром играем индивидуальное Ro-buki - один за другим, передавать звук - следующий вступает, когда предыдущий еще не закончил, когда звук is still here. Yokoyama Katsuya это часто практиковал, подходил близко к каждому ученику на уроке, смотрел на его амбушюр и все такое, корректировал. | ||
+ | |||
+ | ==== 24. Tamuke - второе занятие - Какизакаи сенсей ==== | ||
+ | |||
+ | Окончание вашего Ro-buki - как будто окончание первой строчки Tamuke. | ||
+ | |||
+ | В Ro-buki для начала звучания - горячий воздух. Не меняйте высоту звука. Должен быть ровный звук, сохраняйте высоту до конца звучания. Заметил и пресек мое за-kari-вание, которое я радостно и всегда практикую во время Ro-buki. Это неправильно, это bad habit. | ||
+ | |||
+ | Еще одна bad habit - ноту Tsu-meri лучше приоткрывать снизу, подтягивая палец вверх, это добавляет движение типа meri. Если открывать отверстие сверху (как делаю обычно я) - это движение типа kari, но нам-то здесь надо meri. | ||
+ | |||
+ | ==== 25. Музей музыкальных инструментов ==== | ||
+ | |||
+ | У них там очень хороший музей музыкальных инструментов. Проникла туда бесплатно, у меня же бейджик участника Школы. На входе попросили оставить рюкзак в ящике под замком - "ы-ы-ы... Как же так... Там мои вещи... Они мне нужны... Я буду некомфортно себя чувствовать..." - "Ну если так, можете пройти, только аккуратно". Конечно же, я буду аккуратно. Нигде не увидела объявления о порядке фотографирования и наделала телефонофоточек, потом куда-нибудь их вставлю, сейчас с телефона не получается. | ||
+ | |||
+ | Тут же в музее в рамках программы Школы - конференция про японскую музыку и сякухати, только все на испанском, без перевода. Подумала и осталась. Ведь мы тут про музыку, про звуки, и почему бы не послушать звуки испанской речи. | ||
+ | |||
+ | La musica, koto, shakuhachi, anyos, para concerto, con elemento, calmo, un potento, al spirito [Горацио показывает разные инструменты, показывает, похоже, характер движений персонажей из театральных представлений, получается странная пантомима] bamboo, la parte, sonida, l'entro, particulare, puro, romantico, che bueno, el sonore, pentatonica, el fragmento, l'importante, samo strando, muchas gracias, ну, это уже понятно. | ||
<note tip>**Текст редактируется!**</note> | <note tip>**Текст редактируется!**</note> |