Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Вы находитесь здесь: СякухатиСякухатиФестивали, Летняя школа, Встречи в других странах2012г., Япония, Токио. Летняя школа сякухати

Это старая версия документа!


2012г., Япония, Токио

Текст редактируется!

По материалам форума "Сякухати в России" (http://shakuhachi.ru/forum)

Автор и составитель отчёта: Андрей Жилин (http://shakuhachi.ru/users:george_debug)

Благодарности

Андрей, большая тебе БЛАГОДАРНОСТЬ за предоставленный отчёт.

Видео

Фото

Отчёт

1. Самое начало

Для меня событие началось немного заранее указанного срока. Мы прилетели в Токио 26 мая. На следующий день 27 мая я встречался с г-ном Агаром Ноири. Мы беседовали про Кётаку. 28 мая рано утром я отправился в известный всем любителям и профессионалам магазин Mejiro Japan (http://mejiro-japan.com). Я давно уже мечтал посетить это место. Сколько раз я заказывал оттуда пластиковые сякухати Ю, ноты, флейты Нокан И Рютэки, инструменты для изготовления сякухати и прочие весьма полезные вещи. И вот, наконец-то я оказался там сам! Я всегда думал, судя по ассортименту, что это огромный магазин с множеством комнат. На самом деле помещение оказалось по нашим меркам весьма скромным. Однако по японским меркам нормальным.

Концерт Хитоёгири

30 мая состоялся концерт исполнителей на флейте Хитоёгири. В наше время эта флейта стала редкостью. В Японии эта традиция до сих пор живёт и сохраняется. Мне концерт был интересен с точки зрения истории традиционной музыки. Дело в том, что флейта Хитоёгири использовалась в Японии с древних времён, и она, может быть, даже является ровестницей сякухати. А может быть, и старше её. Флейта имеет также 5 отверстий и скос, однако звук её тише и нежнее, чем у сякухати. До посещений концерта я думал, что флейта использовалась только сольно. Однако, я убедился в обратном.

Аудио-запись концерта хитоёгири - http://video.yandex.ru/users/andrewjilin/view/117/

Программа концерта в ПДФ - http://shakuhachi.ru/forum/attachment.php?attachmentid=379&d=1339585106

Первое посещение Мёан Дзи

Нам очень повезло с расположением нашего хостела в Киото. Он находился в получасе ходьбы от храмового комплекса Тофукудзи, в состав которого входит храм Мёандзи. Храм Света и Тьмы известен всем, кто интересуется сякухати. После реставрации Мейдзи и запрета ордена Комусо это - единственный храм, в котором поддерживается традиция монашеской игры на сякухати. В этом храме 3-го июня был проведен 114-ый Суйдзенкай. С 8-30 утра и до полуночи исполняется весь репертуар храма Мёан. Мне посчастливилось побывать на этом мероприятии и даже кое-что записать. Об этом я расскажу позднее. А пока несколько снимков.

Мастер-класс Райли Ли

Первый урок, на который я попал, проводил всемирно известный Райли Кохо Ли. Сенсей разбирал пьесу Рюхэй в двух частях. Я немного опоздал к началу, и мне пришлось немого подождать перед дверями аудитории. Сначала Райли сан сыграл первую часть, потом остановился и позволил зайти всем опоздавшим. Затем продолжил играть вторую часть. После этого мы разбирали фразу за фразой, а в конце сыграли всё произведение вместе. Пьеса принадлежит к школе Чикухо Рю и содержит некоторые аппликатурный премудрости. В нотах я старался делать как можно больше пометок. Ноты у меня, конечно же, есть в сканированном виде. Весь мастер-класс с момента моего появления я записал на диктофон.

Аудио запись с занятия: http://video.yandex.ru/users/andrewjilin/view/118/#

Ноты с пометками (в ПДФ): Часть 1, Часть 2

Сямисэн и кото

В тот же день перед посещением занятий у меня было свободное время, и я решил заехать в Киото в музыкальный магазин, где продаются сямисэны. Меня больше всего интересовал Цугару сямисэн. Однако в том месте были в основном Дзиута и Нагаута сямисэны. Правда, был один цугару, но он нуждался в починке. Там была порвана кожа на деке. Хозяин магазина пообещал сделать инструмент через неделю и назвал цену. Для цугару сямисэна цена в 128 000 йен вполне приемлемая. Но для меня всё же это было дорого. В отделе нот было много интересного. Из всего многообразия я купил ноты минъё для сякухати и современный дуэт для сякухати и сямисэна, а также два диска с музыкой Нагаута и Цугару. Я попросил хозяина разрешения фотографировать, и он согласился. Выкладываю некоторые фотографии. А потом я зашел в ещё одно место в большом торговом центре. И там тоже были только дзиута и нагаута сямисэны и четыре кото.

Сакай Сёдо, Мёан Синпо Рю и старинная нотация сякухати

Расскажу про следующее занятие, на котором мне посчастливилось побывать. Вел урок Сакай Сёдо (酒井松道, Sakai Shodo). Тема занятия - Мёан Синпо Рю и чтение старинной нотации для сякухати. Дело в том, что перед началом урока прямо у входа в класс ученику за скромную плату в 100 йен выдавались ноты и аппликатура. Я ужаснулся, когда я заглянул в ноты. Там не было ни одного привычного обозначения для сякухати!!! Вместо привычных знаков катаканы были совсем другие. Например, пьеса начиналась с ноты Я (ヤ). Кроме того, в нотах встречались знаки Пи (ピ) и Ю (ユ). Это ввело меня в ступор, как и многих присутствующих. Хорошо, что рядом на листке с аппликатурой были даны необходимые пояснения (см. ниже). В этой пьеса я почувствовал такие глубокие корни Хонкёку уводящие в Китай! Вообще, не так много известно про Мёан Синпо Рю. Есть некоторые переводы с английского (1), сведений от носителей традиции и того меньше. Занятие длилось около полутора часов. Сначала мы разбирали каждую фразу, а затем сыграли все вместе. Сенсей говорил на японском, а переводил и давал некоторые комментарии Райли Ли (см. фото). Пьеса называлась Shinseki Reiho (2). Подводя итог, я могу сказать, что я обязательно разберу это Хонкёку, и буду исполнять его. А ещё мне очень повезло!

Ауидо-запись: http://video.yandex.ru/users/andrewjilin/view/119/#

(2) 酒井松道 Shodo Sakai

明暗真法流 「真跡鈴法」

古譜(フホウエヤ譜)にチャレンジ

Shinseki Reiho, Myoan Shimpo-ryu Honkyoku

Арасияма, Ярмарка сякухати, Миядзима

В Киото мы посетили парк Арасияма с известной на весь мир бамбуковой тропинкой. Конечно же, я не удержался и немного поиграл там. А заодно сделал несколько кадров с моей флейтой.

В течение всего фестиваля с 1 по 4 июня в здании Kyoto Art Center на первом этаже проводилась ярмарка сякухати. Там было порядка 10 разных мастеров с совершенно разными флейтами. Это был просто рай для меня! В этом зале стояла такая какофония, что иногда это даже утомляло. Однако перед выступлением там можно было разыгрываться в полноую мощь, что я и сделал. Так вот, возвращаясь к ярмарке. Столько разных флейт и известных людей в одном месте я ещё не видел. У одного из производителей я купил флейту 2.0, фото и звук я выложу в следующих главах, а пока несколько фотографий с комментариями. У некоторых мастеров были вот такие флейты. От первого до четвертого отверстия был сделан срез. Это характерно для самых недорогих флейт.

Итидзё Кобояси (Ichijo Koboyashi) - флейты этого мастера одни из самых качественных концертных инструментов (на мой любительский взгляд). Цены у него не самые высокие, однако всё-таки весьма приличные. У меня есть две его флейты, которые я получил через Марко Лиенхарда. Качество отменное!

Его джазовое высочество Джон Кайзан Нептун

И еще фото

shakuhachi/letnjajashkola/2012.1404445804.txt.gz · Последние изменения: 2016/02/02 12:00 (внешнее изменение)
Вы находитесь здесь: СякухатиСякухатиФестивали, Летняя школа, Встречи в других странах2012г., Япония, Токио. Летняя школа сякухати