Вы находитесь на старой версии сайта "Сякухати в России".
Новый сайт находится по адресу shakuhachi.ru
Shakuhachi.ru - Сякухати в России  

Вернуться   Shakuhachi.ru - Сякухати в России > Форум "Сякухати в России" > Библиотека
Справка Пользователи Календарь Поиск Сообщения за день Все разделы прочитаны

 
 
Опции темы Опции просмотра
Старый 21.08.2009, 07:47   #1
George_Debug
Администратор
 
Аватар для George_Debug
 
Регистрация: 23.07.2007
Адрес: Мир и окрестности
Сообщения: 3,132
Отправить сообщение для George_Debug с помощью ICQ Отправить сообщение для George_Debug с помощью Skype™
По умолчанию Обзор музыки сякухати

Обзор музыки сякухати

Перевод: Андрей Жилин
Взято с http://www.komuso.com/pieces/index.html

Несмотря на простоту конструкции самой флейты и достаточно специфическую музыку с использованием сякухати, этот инструмент привлекает большое количество любителей музыки с Запада.
Сякухати - это прямая флейта с четырьмя игровыми отверстиями сверху и одним снизу. Инструмент имеет длину 1,8 японских фута (сяку - фут, хати (восемь)), что в стандартной европейской метрической системе равняется 54,5 сантиметрам.
В период Нара в Японии также существовала флейта сякухати, но на ее верхней стороне было 5 игровых отверстий и одно на нижней стороне. Сякухати периода Нара пришла из Китая и исчезла в период Хейан. В период Муромати в Японию из Китая прибыла другая прямая флейта – Сяо, она была модифицирована * и названа Хитойгири, что по-японски значит "одно колено бамбука".
Хитойгри - это флейта маленького размера (примерно 33.3 сантиметра) с пятью игровыми отверстиями. Сперва на этой флейте играли нищенствующие монахи, а позже – представители низшего сословия самураев и купцы.
В начале периода Эдо странствующие монахи Комусо буддийской секты Фуке начали использовать более длинные флейты длинной 1,8 японских фута для обязательной схимы нищенствования. Эта сякухати носит название Сякухати Фукэ. Отставной самурай Куросава Кинко (1710 - 1771), бывший учитель в храме, создал свой стиль исполнения, который больше походил именно на музыку, а не на медитативную практику, реформировав старый репертуар Фуке и дополнив его собственными произведениями.
В конце периода Эдо флейтисты школы Кинко начали участвовать в придворных ансамблях Кото, включавших в себя три инструмента: собственно кото (http://www.kotosandmore.com/4koto.html), сямисэн (http://www.kotosandmore.com/Shamisen.htm) и Кокю (http://www.kotosandmore.com/kokyu.html)), заменив флейтой старинный Кокю.
Репертуар сольных пьес школы Кинко носит название Кинко Хонкёку (“Первичные пьесы” или "Главные пьесы"), а репертуар школы Кинко для ансамбля называется Гайкёку ("Внешние пьесы").
С тех пор, как сякухати стала музыкальным инструментом и начала сочетаться с Кото и Сямисэном, флейта стала популярной во всех слоях населения. В середине эры Медзи (1896) Накао Тодзан создал другую школу **. Сегодня в Японии существует две наиболее многочисленных (музыкальных) школы. Секта Фуке, развивавшая медитационный аспект, на сегодняшний день не существует, так как она была
запрещена правительством Мейдзи в 1871 году. В этом же году была запрещена община слепых игроков на кото, носившая название Сёкуясики.
Сякухати изготавливается из корневого куска бамбука ***. Средний диаметр ствола равняется примерно 4-5 сантиметров, внутренняя часть флейты практически цилиндрическая. Длина инструмента варьируется в зависимости от ноты, на которую должен быть настроен инструмент, а также от настройки ансамбля кото и сямисэна.
Разница длин в 3 сантиметра определяет один полутон европейской системы. Флейта длиной в 1,8 фута (54,5 сантиметра) как правило, используется для исполнения сольных пьес и при всех закрытых отверстиях дает ноту Рэ европейской системы. Кроме того, инструмент длиной 1,8 считается стандартным.
Пять игровых отверстий (четыре сверху и одна внизу) дают следующие ноты европейской системы (начиная со всех закрытых): D, F, G, A, C, D.
Путем техники полузакрытий, различных аппликатурных позиций, изменением угла подачи воздуха на сякухати могут быть извлечены все 12 звуков европейского звукоряда.
Мундштук флейты создается путем срезания верхнего края бамбука по диагонали по отношению к нижней части.
Форма мундштука сякухати дает игроку возможность контролировать высоту звука путем изменения угла подачи воздуха, что невозможно на европейских прямых флейтах, например на блок-флейте, из-за свисткового типа мундштука.
Шум от рассекающейся струи воздуха, в совокупности с различными типами портаменто и тонких вибраций производит неповторимый эффект. Мягкий тембр толстостенного бамбука - это самая главная черта инструмента. Для лучшего звука в наше время канал флейты покрывается специальным лаком (Уруши) так же, как это делается с поперечными флейтами Гагаку и Но.
Музыкальная форма сольных пьес Хонкёку не предполагает никакой ритмической структуры. Различные мелодические отрывки расположены в ряд. В Хонкёку часто встречаются повторения. Наиболее яркое отличие Хонкёку от других форм - это отсутствие ритма. В репертуаре Хонкёку нет ритмически организованных пьес.
Наиболее популярный звукоряд - это звукоряд Ин.
Пьесы Хонкёку секты Фуке (30-40 пьес дошедших до нас) базируются на идеях дзен-буддизма. Репертуар Хонкёку школы Кинко был получен путем творческой, музыкальной переработки пьес Фуке. Кроме того, в репертуар Хонкёку Школы Кинко были добавлены и новые пьесы не религиозного толка.

Доктор Сигео Кашибе.


* - Модификация заключалась в форме свистка. Свисток выглядит вот так: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Xiao_blowhole.JPG, в то время как свисток Хитоигири схож со свистком сякухати.
** - Разговор о школе Тодзан пойдет в отдельной статье.
*** - В наше время можно встретить флейты, сделанные не только из корневой части.

---------------------------

Публикация и перевод материала осуществляются при осведомленности представителей источника komuso.com

В работе над материалом помогали:

Komuso и Libusha
__________________
VIVO
http://shakuhachi.ru/users:george_debug
George_Debug вне форума  
Старый 21.08.2009, 08:16   #2
Komuso
Модератор
 
Аватар для Komuso
 
Регистрация: 28.07.2007
Адрес: Phoenix, AZ
Сообщения: 2,816
Отправить сообщение для Komuso с помощью Skype™
По умолчанию

Вынесу отдельно длину мер.
1 сяку = 30.3 см
1 сун = 3.03 см

Отсюда получаем 30.3 + 3.03 * 8 = 54.54 см


Также, на моём сайте я описал 2 разновидности флейт по соответствию длины и тональности: сейсункан и сейритсукан

в данных названиях:
сей - точный
сун - единица длины
ритсу - тональность
кан - труба

итак, сейсункан - флейта точной длины. Т.е если это 1.8, то она будет точно 1.8. Если 2.4 - то 2.4
дело в том, что настройка флейты не всегда пропорциональна длине, особенно, при удалении от "золотого стандарта" - 1.8
так возникли флейты сейритсукан - флейты точной тональности. Нисяку Йонсун (2.4), если она настроена на западный звукоряд, будет не 2.4, а, скорее всего, 2.3.
Даже флейты 1.8 бывают с отклонениями в полсантиметра. Тем не менее, их зовут 1.8.

Это имеет важное значение для музыки: сейсункан 2.0, к примеру, может совершенно не подойти для игры в оркестре. Для кото и сямисен это не имеет значения, т.к. она подстраиваются, а вот в игре с другими флейтами это может создать трудности. Такие флейты хороши для игры медитативной музыки.
А вот для оркестра берут сейритсукан. Эти флейты хоть и не соответствуют длиной своему названию, зато их строй находится там, где нужно.
__________________
"Любая истина истинна в определённом контексте"
Komuso вне форума  
 


Опции темы
Опции просмотра

Ваши права в разделе
Вы не можете создавать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете прикреплять файлы
Вы не можете редактировать сообщения

BB коды Вкл.
Смайлы Вкл.
[IMG] код Вкл.
HTML код Выкл.
Быстрый переход


Часовой пояс GMT, время: 22:47.


vBulletin® 3.6.4, Copyright ©2000-2024, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: RSN-TeaM (zCarot)