20.08.2009, 07:28 | #1 |
Администратор
|
Окуда Ацуя
Окуда Ацуя Перевод: Андрей Жилин Звук Дзен Главное в дзен - это спокойный разум, ищущий просветления. Дзадзен (сидячая медитация) является одной из главных практик дзен. Другой метод, известный не так широко, называется суй-дзен или "дующий дзен". В Дзадзен ноги сложены в фигуре лотоса, дыхание становиться легким и разум приобретает спокойствие. Целью является единение с самим собой. В суй-дзен, напротив, разум сконцентрирован на контроле над дыханием. Разум полностью контролирует игру на бамбуковой флейте сякухати. В процессе игры игрок использует три типа дыхания: вдох, выдох и отсутствие дыхания (это как раз та часть дыхания, на которую мы не обращаем внимания в обычной жизни) Звук, получающийся при Суй-дзен, может быть назван звуком дзен. Производя эти естественные звуки, мы стараемся расширить наше видение мира. В настоящем суй-дзен существует возможность выразить всю вселенную в одном единственном звуке (итионёбуцу или просветление одним звуком). Суй-дзен и расцвет секты Фуке Дзен-буддистская секта Фуке основанная Китайским монахом Фуке-зеншуй использовала сякухати как часть практики просветлений в период Эдо (1600-1847). В книге Кётаку Дэнки Кокудзикан (История кётаку), опубликованной в 1745 году, флейте сякухати, использовавшейся монахами Фуке, дано имя Кётаку. Также в этой книге дано много описаний бродячих монахов комусо, которые прятали свои лица за корзинами тэнгай (тканая соломенная шляпа), одевали специальную одежду и имели право путешествовать по всей Японии, играя на сякухати. Дзенское объединение Фуке впервые упоминаются в истории в 1677 году, когда движение было разрешено сёгунатом Эдо. На протяжении всего периода Эдо сякухати больше являлась инструментом буддистской практики, нежели музыкальным инструментом, и часто называлась просто Таке (бамбук). После запрета движения Фуке в 1871 году сякухати, как инструмент просветления, начала исчезать. С тех пор сякухати превратилась в массовый музыкальный инструмент, дойдя в таком виде до наших дней. Современные флейты сякухати используются в народной музыке или в составе инструментального трио или ансамбля. Опытные мастера преобразовали инструмент, растачивая его и лакируя канал для того, чтобы создать то, что называется "Дзиари-накацуги-кан" *. В процессе изготовления современных флейт сякухати корневая часть бамбука разрезается на две части, и канал ствола обрабатывается специальной пастой, а потом лакируется. Эти инструменты имеют тональные и высотные характеристики, подходящие под другие музыкальные инструменты. Сякухати в традиции Фуке использовалась для сольной игры и называлась Хонкёку. При изготовлении флейты для суй-дзен (хотику или "Дзинаси-нобэ-кан") особое внимание уделялось обертонному звучанию каждого ствола бамбука. Звук каждой флейты отличается индивидуальностью и поэтому такие инструменты не очень подходят для игры в ансамбле. Для изготовления флейты хотику используется бамбук различной длины вплоть до стволов длинной в три сяку (более метра). На верхней стороне флейты просверливаются 4 отверстия, на нижней одно, и создается скос на самом верху ствола. Не смотря ни на что, ствол флейты хотику не распиливается пополам и перегородки убираются не до конца. Об Ацуе Окуде и школе Дзенсабо Ацуя Окуда считается единственным мастером флейт типа Дзинаси-Нобе-Кан ** в Японии. Окуда участвует во многих мероприятиях, целью которых является распространение истории, культуры и искусству игры на классических видах сякухати. Окуда называет эти мероприятия и всё своё дело Зенсабо. В дополнение к частным урокам Окуда проводит три еженедельные встречи, на которые может придти каждый и воочию увидеть игру Окуды-сенсея и расширить свои знания относительно классических видов сякухати. Вокруг Окуды сформировалась группа преданных учеников и последователей. Эта группа во главе с самим Окудой называется Дзенсабо Сирабекай или Круг Дзенсабо, члены которой испытывают неподдельный общий интерес к игре на классических видах сякухати. В то время как группа Дзенсабо сконцентрирована вокруг Окуды и Токийского района, Круг Дзенсабо включает в себя людей из различных областей Японии и даже людей из других уголков мира. Круг Дзенсабо организует несколько ежегодных мероприятий, превращая флейту сякухати в инструмент, на котором необходимо играть «всем телом». Окуда-сенсэй обращает внимание не только на мастерство игры на сякухати, но и на искусство создания своих собственных флейт. Ежегодно поздней весной участники Круга Дзенсабо организуют сбор бамбука. Считается, что наилучший бамбук растет в префектуре Нагано. Во время поездки участники Круга учатся выбирать, собирать и сушить бамбук для изготовления своих собственных флейт. После высушивания ствола бамбука в течение нескольких месяцев можно приступать к созданию сякухати. Круг Дзенсабо организует также и занятия, посвященные изготовлению сякухати, весной. * - флейты, которые делаются без разрезания ствола на 2 части и без формирования канала при помощи пасты Дзи ** - Современная разновидность флейт, которые изготавливаются при помощи разрезания бамбука на 2 части для лучшей проработки канала. Для формирования идеального конуса в канале используется паста Дзи (или Джи). http://www.windwheel.com/frames/1.8%20Ryufu.html ------------------------------------------------------------ Информация и перевод опубликованы с разрешения Окуды-сенсея Сайт Окуды-сенсея: http://www.okudaatsuya.com/ Последний раз редактировалось George_Debug, 20.08.2009 в 07:37. |
20.08.2009, 07:34 | #2 |
Администратор
|
И ещё немного с komuso.com
И вот ещё немного информации о нём.
Окуда Ацуя (с сайта komuso.com) В 1985 году Ацуя Окуда раз и навсегда закончил свою двадцатилетнюю карьеру джазового трубача и посвятил себя изучению сякухати в Токио. Окуда разделяет пуританский, дзен-направленый подход к инструменту. Он сам собирает бамбук в лесах близ Токио и делает свои собственные флейты, которые старается оставить максимально необработанными и живыми. Не приветствуется лакированный канал и вставка утагучи. Такой тип флейт называется Хотику. Звук этого инструмента хрупкий и ветреный, в корне отличается от звука, любимого публикой просторных концертных залов. В самом начале Окуда был против создания каких-либо записей вообще, но мы должны быть благодарны за единственную выпущенную им запись, потому как Ацуя Окуда, вероятно, самая значительная фигура после монаха Ватазуми, умершего в 1992. Звук у Окуды-сенсея порой может быть тихим, но в его игре есть потрясающая тонкость и огромное терпение. Если бы камень в саду дзен мог бы играть, то он звучал бы как Окуда! Ученики: Кику Дэй и Алквин Рамос ---------------------------- Публикация и перевод материала осуществляются при осведомленности представителей источника komuso.com |
20.08.2009, 07:36 | #3 |
Администратор
|
И как всегда
В работе над материалом помогали:
Komuso и Libusha, за что им БЧС* * - Большое Человеческое Спасибо |