George_Debug
28.12.2009, 14:51
Синкёку:Тадао Саваи
Синкёку - это современная музыка. Обычно этот термин используют для пьес, сочиненных в начале эры Мейдзи. Эти композиции во многом навеяны западной музыкой, наводнившей страну в то время. В пьесах Синкёку встречаются те же инструменты, что и в остальной японской музыке: кото, сякухати, сямисэн. Наиболее известными композиторами в жанре Синкёку являются Тадао Саваи и Мияги Михио.
Тадао Саваи родился в префектуре Аичи в 1937 году. Его отец был исполнителем на сякухати. В 10 лет Саваи начал учится играть на Кото. В 1959 он был избран Национальной Вещательной компанией как лучший новый исполнитель на кото, и с этого момента Саваи стал ключевой фигурой современной музыки. В 1960 он окончил отделение традиционной музыки Токийского Национального Института Изящных Искусств и Музыки. После этого он принимал участие в гастролях по Японии и по всему миру. Сейчас его композиции самые исполняемые из всего репертуара для Кото. Гений Тадао Саваи оживил современное Кото.
Из статьи The Japan Times 11 Апреля, 1997 года, Элизабет Фалконер :
Некоторые люди думают, что Кото - это пережиток прошлого. Музыка для кото ассоциируется у них с ярким и, казалось бы, бессмысленным и хаотическим извлечением звуков. Пьесы, по их мнению, все неотличимы друг от друга и, кажется, никогда не кончаются. Эти люди никогда не слышали музыку Тадао Саваи. Я впервые встретила Саваи в 1986 году после представления в Ниигата, где я брала у него интервью для газеты Japan Times Weekly. Его скромность и естественность сделали наше общение легким и непринужденным. И вскоре неожиданно для самой себя вследствие череды обстоятельств я оказалась в числе учеников его школы Кото. Тогда я написала, что музыка Саваи драматична и интенсивна и вместе с тем легка, она несет слушателю духовное обновление. Мотивы его пьес не ограничиваются только лишь упоминаниями о сезонах и стихиях, но также включают в себя упоминания о движениях и полетах, о чувстве собственной невесомости. Например, "Тори но ё Ни" ("Как Птица") и "Хабатаки" (Полёт). Иногда Тадао Саваи посвящал свои пьесы цветам, например, "Хана Икада" (Венок из цветов), "Мандзюшака" (Амариллис) и "Хъякаффу" (Множество цветов). В этих пьесах одинаково задействованы обе руки, они создают ритмические конструкции, смещенные друг относительно друга, исполняют сдвоенные ритмы и используют некоторые виды техник, которые было разработаны и доведены до совершенства мастером Тадао Саваи.
Он был бесподобен, совмещая мягкие гармонии и игру пиццикато с ударами по струнам и приемами тремоло на разных струнах. Существовал какой-то стержень, вокруг которого была построена его музыка, и это затягивало слушателя. Наблюдать за мастером Саваи за игрой на кото было отдельным наслаждением - здесь можно было увидеть всю красоту и владение инструментом. Казалось, что мастер вытаскивает музыку просто из воздуха.
Когда играл, Тадао Саваи, казалось, что ему это дается очень легко. Помню однажды, когда мне посчастливилось побывать на сольном выступлении Тадао Саваи в г. Осака, ко мне подошли мои знакомые американцы и спросили меня про кото. "Сколько струн на инструменте мастера Саваи?" - спросили они. Я ответила: "Тринадцать". "Но ..." - и они казали на кото Саваи - "Вот этот инструмент, мастера Саваи, на нем же, кажется, больше струн, не так ли?". Если бы вы слушали вживую, как играл Саваи, вы мог ли бы понять смущение моих американских друзей. "Нет, это обычный инструмент, только он звучит, как будто на нем больше струн!" - ответила я.
Маэстро Саваи получил большое количество наград за его композиции, записи и выступления, и часто ездил по Японии и по миру. Он был в Северной Америке, Германии, Франции, Югославии и в Нидерландах. Он сочинил более 70-ти пьес для кото. В то время как композиторы его времени старались совмещать кото с разными инструментами, например, сякухати, сямисэном, скрипкой и оперным вокалом, Саваи сосредотачивался на дуэте кото и басового кото (дзюситген), рассматривая инструменты более широко, чем его предшественники.
Для музыки кото, которая пыталась найти свою нишу в новой полевоенной Японии, такой композитор был просто благословением. Усилиями маэстро Саваи музыка кото продолжала жить. Композитор писал как для новичков, так и для сильных игроков. Ранее я обучалась в другой школе кото в Японии в 1979 году, но когда я познакомилась с репертуаром Саваи, я была просто поражена живыми ритмическими элементами его музыки. Как раз эта живизна и зацепила меня и многих других новичков на пути кото. Вся его музыка написана с одной простой целью, которую он открыл мне в одном из интервью: "Я хочу писать такую музыку, которая заставит людей понять, насколько прекрасный инструмент кото!"
Наверное, самая его известная и драматическая вещь - это "Хомура" (Сгорая в пламени), концерт для басового кото и пяти обычных кото, написанный в 1979 году. 16-ти минутная пьеса была написана для басового кото, на котором играла жена мастера Саваи Кадзуе. По ходу пьесы ансамбль кото использует барабанные палочки, ударяя ими по струнам и даже засовывая их между струнами и ударяя сразу по двум струнам. Кадзуэ Саваи в это пьесе также использует инновационные приемы игры как-то игра ладонью, похлопывания кото по краям (перкуссионный прием). Эта пьеса демонстрирует не только композиционный гений маэстро Саваи, но и показывает его умение писать музыку специально для какого-то конкретного исполнителя. Когда Тадао Саваи писал для других исполнителей, то он рассчитывал на навыки, умения и предпочтения конкретного исполнителя. Это исполнение принесло жене Саваи награду Геёдзютсу-сай в 1979 году.
Маэстро Саваи всегда держался очень элегантно, как будто бы он был одет в простое кимоно. Как учитель он был тверд, требуя от своих учеников объективного анализа сыгранного материала. Это оттачивало слух музыканта и позволяло ему всегда слышать даже малейшую неточность. У него был легкий нрав, он легко и часто смеялся. Несмотря на кажушуюяся мягкость он всегда был тверд как камень и справлялся со многими трудными ситуациями с достоинством. Он очень любил караоке, и порой после концерта многие его ученики пели с ним караоке до утра.
Один из последних выпущенных дисков Тадао Саваи называется "Sanka" (Хвалебные Песни), буклет от диска включает в себя пояснения на японском и английском языках. Другой диск называется "Музыка для Кото: Тадао Саваи играет пьесы Мияги Михио". Оба эти диска являются образцом современной музыки в самом лучшем её виде.
Саваи Тадао прожил 59 лет и покинул этот мир первого Апреля 1997 года.
http://www.komuso2.com/images/people/Sawai_Tadao.jpg
Синкёку - это современная музыка. Обычно этот термин используют для пьес, сочиненных в начале эры Мейдзи. Эти композиции во многом навеяны западной музыкой, наводнившей страну в то время. В пьесах Синкёку встречаются те же инструменты, что и в остальной японской музыке: кото, сякухати, сямисэн. Наиболее известными композиторами в жанре Синкёку являются Тадао Саваи и Мияги Михио.
Тадао Саваи родился в префектуре Аичи в 1937 году. Его отец был исполнителем на сякухати. В 10 лет Саваи начал учится играть на Кото. В 1959 он был избран Национальной Вещательной компанией как лучший новый исполнитель на кото, и с этого момента Саваи стал ключевой фигурой современной музыки. В 1960 он окончил отделение традиционной музыки Токийского Национального Института Изящных Искусств и Музыки. После этого он принимал участие в гастролях по Японии и по всему миру. Сейчас его композиции самые исполняемые из всего репертуара для Кото. Гений Тадао Саваи оживил современное Кото.
Из статьи The Japan Times 11 Апреля, 1997 года, Элизабет Фалконер :
Некоторые люди думают, что Кото - это пережиток прошлого. Музыка для кото ассоциируется у них с ярким и, казалось бы, бессмысленным и хаотическим извлечением звуков. Пьесы, по их мнению, все неотличимы друг от друга и, кажется, никогда не кончаются. Эти люди никогда не слышали музыку Тадао Саваи. Я впервые встретила Саваи в 1986 году после представления в Ниигата, где я брала у него интервью для газеты Japan Times Weekly. Его скромность и естественность сделали наше общение легким и непринужденным. И вскоре неожиданно для самой себя вследствие череды обстоятельств я оказалась в числе учеников его школы Кото. Тогда я написала, что музыка Саваи драматична и интенсивна и вместе с тем легка, она несет слушателю духовное обновление. Мотивы его пьес не ограничиваются только лишь упоминаниями о сезонах и стихиях, но также включают в себя упоминания о движениях и полетах, о чувстве собственной невесомости. Например, "Тори но ё Ни" ("Как Птица") и "Хабатаки" (Полёт). Иногда Тадао Саваи посвящал свои пьесы цветам, например, "Хана Икада" (Венок из цветов), "Мандзюшака" (Амариллис) и "Хъякаффу" (Множество цветов). В этих пьесах одинаково задействованы обе руки, они создают ритмические конструкции, смещенные друг относительно друга, исполняют сдвоенные ритмы и используют некоторые виды техник, которые было разработаны и доведены до совершенства мастером Тадао Саваи.
Он был бесподобен, совмещая мягкие гармонии и игру пиццикато с ударами по струнам и приемами тремоло на разных струнах. Существовал какой-то стержень, вокруг которого была построена его музыка, и это затягивало слушателя. Наблюдать за мастером Саваи за игрой на кото было отдельным наслаждением - здесь можно было увидеть всю красоту и владение инструментом. Казалось, что мастер вытаскивает музыку просто из воздуха.
Когда играл, Тадао Саваи, казалось, что ему это дается очень легко. Помню однажды, когда мне посчастливилось побывать на сольном выступлении Тадао Саваи в г. Осака, ко мне подошли мои знакомые американцы и спросили меня про кото. "Сколько струн на инструменте мастера Саваи?" - спросили они. Я ответила: "Тринадцать". "Но ..." - и они казали на кото Саваи - "Вот этот инструмент, мастера Саваи, на нем же, кажется, больше струн, не так ли?". Если бы вы слушали вживую, как играл Саваи, вы мог ли бы понять смущение моих американских друзей. "Нет, это обычный инструмент, только он звучит, как будто на нем больше струн!" - ответила я.
Маэстро Саваи получил большое количество наград за его композиции, записи и выступления, и часто ездил по Японии и по миру. Он был в Северной Америке, Германии, Франции, Югославии и в Нидерландах. Он сочинил более 70-ти пьес для кото. В то время как композиторы его времени старались совмещать кото с разными инструментами, например, сякухати, сямисэном, скрипкой и оперным вокалом, Саваи сосредотачивался на дуэте кото и басового кото (дзюситген), рассматривая инструменты более широко, чем его предшественники.
Для музыки кото, которая пыталась найти свою нишу в новой полевоенной Японии, такой композитор был просто благословением. Усилиями маэстро Саваи музыка кото продолжала жить. Композитор писал как для новичков, так и для сильных игроков. Ранее я обучалась в другой школе кото в Японии в 1979 году, но когда я познакомилась с репертуаром Саваи, я была просто поражена живыми ритмическими элементами его музыки. Как раз эта живизна и зацепила меня и многих других новичков на пути кото. Вся его музыка написана с одной простой целью, которую он открыл мне в одном из интервью: "Я хочу писать такую музыку, которая заставит людей понять, насколько прекрасный инструмент кото!"
Наверное, самая его известная и драматическая вещь - это "Хомура" (Сгорая в пламени), концерт для басового кото и пяти обычных кото, написанный в 1979 году. 16-ти минутная пьеса была написана для басового кото, на котором играла жена мастера Саваи Кадзуе. По ходу пьесы ансамбль кото использует барабанные палочки, ударяя ими по струнам и даже засовывая их между струнами и ударяя сразу по двум струнам. Кадзуэ Саваи в это пьесе также использует инновационные приемы игры как-то игра ладонью, похлопывания кото по краям (перкуссионный прием). Эта пьеса демонстрирует не только композиционный гений маэстро Саваи, но и показывает его умение писать музыку специально для какого-то конкретного исполнителя. Когда Тадао Саваи писал для других исполнителей, то он рассчитывал на навыки, умения и предпочтения конкретного исполнителя. Это исполнение принесло жене Саваи награду Геёдзютсу-сай в 1979 году.
Маэстро Саваи всегда держался очень элегантно, как будто бы он был одет в простое кимоно. Как учитель он был тверд, требуя от своих учеников объективного анализа сыгранного материала. Это оттачивало слух музыканта и позволяло ему всегда слышать даже малейшую неточность. У него был легкий нрав, он легко и часто смеялся. Несмотря на кажушуюяся мягкость он всегда был тверд как камень и справлялся со многими трудными ситуациями с достоинством. Он очень любил караоке, и порой после концерта многие его ученики пели с ним караоке до утра.
Один из последних выпущенных дисков Тадао Саваи называется "Sanka" (Хвалебные Песни), буклет от диска включает в себя пояснения на японском и английском языках. Другой диск называется "Музыка для Кото: Тадао Саваи играет пьесы Мияги Михио". Оба эти диска являются образцом современной музыки в самом лучшем её виде.
Саваи Тадао прожил 59 лет и покинул этот мир первого Апреля 1997 года.
http://www.komuso2.com/images/people/Sawai_Tadao.jpg