PDA

Просмотр полной версии : Сякухати в свете традиции Дзэн Буддизма


Komuso
29.08.2009, 21:24
Это выборочный перевод ответа Чикузэн сэнсэя на мировом форуме. Чикузэн долго обучался в Японии. Его учителя - сэнсэи Танигучи и Йокояма. Сегодня Чикузэн сэнсэй живёт в США. Он Дай Шихан школы Докиёку, его основное занятие - преподавание Дзэн Буддизма и сякухати в свете Дзэн в собственном додзё. Приводимые выдержки взяты отсюда (http://www.shakuhachiforum.com/viewtopic.php?pid=25026#p25026)
Кое какие язвковые обороты я изменил, чтобы статья звучала более по-русски :D

------------------------------- 8< -------------------------------

... Это легче увидеть с той позиции, что ранняя игра на сякухати была иммитацией пения сутр (chanting). Нужно вернуться в прошлое и посмотреть, что оказало самое раннее влияние на игру сякухати, или как у ранних игроков развивались умения "управлять звуком". Ответ - пение (сутр) и медитация. Произведения, отражающие буддистские концепции в своих названиях, - это те, которые созданы под влиянием пения.

Посмотрите на то, как они написаны. Ранние записи музыки не имели отметок ритма, так же, как и пение, в котором ритм задаётся ведущим; символы на странице, по сути, не имеют отношения к музыке, а, скорее, только указывают на то, как произвести определённый звук. Например, РО обозначает "закрыть все отверстия", а не то, что это тональность Ре (D). Всё, что есть на странице, - это всего лишь "инструкции", говорящие нам, что делать для создания определённых звуков. Это только механика.

Киорэй - это простейший пример для понимания этого. Как и сутра, он имеет начало и конец, определённый ритм, хотя и не фиксированный. При распевании сутр тональности не фиксированы. Когда кто-то поёт, он выбирает тот диапазон, который позволяет ему плавно проводить изменения звука. Монахи не были музыкантами, и их и сейчас не следует путать с музыкантами.

Когда кто-то напевает то, что написано на листе, он смотрит и читает знаки с листа; умение прочесть знаки значит, что вы знаете, как правильно озвучить слово или знак. Таким образом, знаки подобны "игре" РО, ЦУ, РЭ, ЧИ, РИ в том, что дают нам указания, как воспроизводить определённые звуки. Мы знаем, как это делать потому, что мы умеем говорить, производить эти звуки, а также потому, что мы научились читать значки.

Итак, следует понять то, что сякухати заменила собой голос, и теперь она "разговаривает". Умение правильно "произносить" звуки развилось непосредственно из чувства пения сутр. Сомиё (shomyo) чант демонстрирует огромное влияние на сякухати. Послушайте, как звук изгибается вверх и вниз, как начинается и заканчивается пение и т.п.

Интересная вещь, пришедшая от ранних сякухати, - это то, ранние ноты ничего не говорили о дыхании (отметка дыхания - это окончание дыхания; ого, сколько информации); также ничего не говорили о музыке. Только то, как воспроизводить звуки. Монахи, привычные к медитациям и контролю дыхания, позаботятся о дыхании, поэтому им не нужно ничего об этом записывать, как и в записях сутр.

Итак, подумаем о том, что Йокояма имел в виду, говоря о том, что игра иностранцев отличается. Если вы не привыкли к пению сутр и не привыкли следовать за дыханием, то это влияние (сутр) не проявится в вашей игре на сякухати. Вас не должен удивлять подобный комментарий. Я знаю без сомнения, кто из моих студентов поёт и сколько, а кто нет (когда они просто читают ноты и выполняют механику, но не следят параллельно за изменением дыхания). Так чтобы вы знали, насколько для него (Йокоямы) легко это понять. Вы не будете звучать "по-японски" без влияния этого элемента на музыку сякухати.

Поймите этот аспект сякухати: тот факт, что ноты ничего не говорят о дыхании или о музыке, показывает вам то, чего НЕТ в нотах. Это значит, что как только вы научитесь играть элементарные ноты, вам нужно искать где-то в другом месте. Уходите от нот и ищите ответ. Это и является причиной огромного разочарования людей в нотах. Если вы ожидаете что-то, чего там нет, вы будете разочарованы. В этот момент ноты хороши только для создания вопросов, но не для ответов на них. Вам нужно уйти от нот, чтобы найти ответы.

Далее, вы будете изучать дыхательный и музыкальный аспекты. Вдох не объясняет, что такое дыхание, а также не учит тому, как следовать за дыханием от начала через все трансформации до того, как оно окончится на другом конце флейты.
Также ноты ничего не говорят о "связывании" двух нот. Связка - это отдельный элемент, не меньше, чем нота. Вам следует на ней концентрироваться. Связка - это дыхание. Это то, на чём вы должны концентрироваться при изучении хонкиёку. Просто проигрывая фразу снова и снова не даст результатов. Ключ - это связка.

Начинайте сверху, посмотрите на первую ноту. В сякухати нет ничего автоматического, поэтому вам придётся создать эту ноту. Затем посмотрите на вторую ноту и создайте её. Что дальше? Вы должны связать эти ноты. Это значит, что мы должны уделять внимание дыханию, а также механическим действиям (положение пальцев, головы, языка и т.д.). Далее вы должны связать 2-ю и 3-ю ноты, далее - 3-ю и 4-ю и т.д. Не оставляйте ни одного камня нетронутым. Если вы это будете делать, это научит вас, как практиковать сякухати. Там вы сможете найти ответы, но не на листе! Попробуйте. Это только вершина большого айсберга.
.........
... он (Йокояма) основывает свой комментарий на факте, что обычно имеется очень мало влияния песнопений и медитации на их (иностранцев) хонкиёку. Это нельзя спрятать. Я неоднократно подчёркивал это моим студентам, когда они делали комментарий о том, что кто-то звучит не по-японски.

Очень важно, что если вы практикуете, вам следует делать то, что необходимо для игры хонкиёку так, как она звучала изначально, если вы хотите так звучать. Пение звуков, уделение внимания дыханию ВСЁ время (не только во время вдоха) и уделение внимания связке нот будет прекрасным началом эффективной практики.
------------------------------- 8< -------------------------------

gwen
30.08.2009, 08:21
Спасибо, очень интересно про связь между игрой на флейте и пением сутр.
А были какие-нибудь тексты про отношения ученика и сэнсэя? - выбор и взаимный выбор, когда еще точно нет и когда уже уверенно да, про что они могут друг с другом а про что неуместно и не нужно, и тому подобные вещи. М?

blowing
30.08.2009, 19:38
Спасибо за перевод, Юдж :)
Как раз в мою тему - последнее время есть желание пропевать извлекаемые звуки, слушая и ощущая соответствующие вибрации в теле...
Твой пост отослал меня к его источнику http://www.shakuhachiforum.com/viewtopic.php?id=3911&p=2
и дальнейшему развитию этого вопроса:"А как же звучат другие никогда не занимавшиеся священнопением и не уделяющие внимание дыханию японцы, которые играют на Шакухачи...." :D
Очень любопытно!

blowing
30.08.2009, 19:58
Спасибо, очень интересно про связь между игрой на флейте и пением сутр.
А были какие-нибудь тексты про отношения ученика и сэнсэя? - выбор и взаимный выбор, когда еще точно нет и когда уже уверенно да, про что они могут друг с другом а про что неуместно и не нужно, и тому подобные вещи. М?

Можно, почитать Дзэнские притчи, о том как ученик мог удостоиться удара палкой, после которого моментально обретал ясное понимание вещей; или удара мог удостоиться учитель, что бы не забывал о своём ясном взгляде на вещи ;)
:D
Например можно почитать "Линь-Цзи"

gwen
30.08.2009, 20:54
Можно почитать Дзэнские притчи...
:D
Например можно почитать "Линь-Цзи"
Насчет притч - это да, приложили как надо :) Я-то еще не настолько просветленная, чтобы от притч получать понимание вопроса :confused:
Пошла гуглить "Линь-Цзи".

Komuso
31.08.2009, 04:29
А как же звучат другие никогда не занимавшиеся священнопением и не уделяющие внимание дыханию японцы, которые играют на Шакухачи...." :D
Очень любопытно!
Мой сэнсэй ведёт в университете курс японской культуры, а его первое образование было японская гравюра и каллиграфия и японские сады. В прошлом году он проводил для нас лекцию, а сегодня мы опять затронули этот вопрос.
Всё сводится к тому, что основополагающие принципы хонкиёку - отсутствие равномерного ритма, асимметрия, наличие МА и сочетание ИН-ЙО (кит. Инь-Ян) - присуще не только хонкиёку, но и всей японской культуре. Т.е. музыка - это звуковое выражение того, что нашло такое же отражение в японских садах, гравюре, каллиграфии, строительстве домов, чайной церемонии и т.д.. Эти принципы заложены в них с самого рождения, в то время, как нам приходится начинать с азов...

Komuso
31.08.2009, 04:30
Я-то еще не настолько просветленная, чтобы от притч получать понимание вопроса :confused:
Тогда остаётся палка... :rolleyes:
:D :D (шутка)

George_Debug
31.08.2009, 07:10
Спасибо за перевод :)

Есть вопрос. А где можно послушать эти песнопения, кажется, эти песнопения называются Сёмё, или я путаю?

В общем, хочется дойти до первоисточника.

Komuso
31.08.2009, 07:14
Спасибо за перевод :)

Есть вопрос. А где можно послушать эти песнопения, кажется, эти песнопения называются Сёмё, или я путаю?

В общем, хочется дойти до первоисточника.

Например, ТУТ (http://www.youtube.com/watch?v=A1evxMA7yYw)

George_Debug
31.08.2009, 07:33
Например, ТУТ (http://www.youtube.com/watch?v=A1evxMA7yYw)

Да, есть контакт ;)

Ромио
18.11.2009, 17:26
Хочешь найти первоисточник-''Зри в корень''.Все сутры и молитвы-суть вибрация,вводящая существо в Единство с Единым.Что такое поднятый палец или удар дубинкой?-Это цветок в руке Будды или гудящая флейта,одухотворённая монахом.Это звук колокола,уносящего разум в Беспредельное.
Лекции о сутрах,как и о музыке-не более чем ЗВУК!И в этом его истинность и красота.А другого смысла - МУ!
Как и мои слова...

Komuso
18.11.2009, 17:33
Лекции о сутрах,как и о музыке-не более чем ЗВУК!
А что важнее, звук или то, что мы в нём услышим?

BAmbooWay
18.11.2009, 19:14
Cпасибо за перевод!
Вот как раз интересно,что получиться из нашего,пропевания..из нашей мелодики.

dreamofemptiness
18.11.2009, 19:42
Например, ТУТ (http://www.youtube.com/watch?v=A1evxMA7yYw)

Очень сильно! Пропевание звука голосом очень сильная вещь. Мы как-то занимались йогой на море небольшой группой в 4 человека и входом и выходом в практику было пропевание мантры. Очень сильное и пронизывающее впечатление, когда голоса входят в резонанс и создают единую сильную ноту.