George_Debug
12.08.2009, 15:13
Этот материал взят с дружественного сайта "Fushigi Nippon" (http://leit.ru/) и публикуется на этом сайт с официального разрешения администрации "Fushigi Nippon"
Оригинал: http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=985
--------------------------------------------
Сякухати (вид бамбуковой флейты) - традиционный японский музыкальный инструмент.
Сякухати это продольная флейта из бамбука, которая, по мнению некоторых исследователей, проделала весьма длинный путь, начав своё путешествие в Египте (там флейта называлась «саби»), оттуда саби через Ближний Восток и Индию попала в Китай и стала называться «чи-ба», а уж из Китая этот музыкальный инструмент добрался и до берегов Японии.
Как правило, длина сякухати равняется 54,5 см, ширина обычно равняется 4,5 см и первоначально инструмент имел 6 отверстий – 5 в передней части и 1 – в задней. Современный вид и 5 отверстий флейта приобрела несколько позднее, для чего примером стала китайская продольная флейта сяо.
Существуют следующие разновидности сякухати:
Гагаку сякухати использовалась в составе оркестра гагаку и является одной из наиболее ранних разновидностей, пришла в Японию из Китая. Этот вид сякухати имеет 6 игровых отверстий. В императорской сокровищнице в Наре до сих пор хранится несколько замечательно сохранившихся образцов.
Тэмпуку отличается от классической сякухати несколько иной формой отверстия для рта и получила распространение на территории современной префектуры Кагосима в XII-XV вв. Этот вид сякухати изготовляется из тонкого и длинного отрезка бамбука и имеет 5 игровых отверстий.
Хитоёгири вырезается из одного колена бамбука и также имеет 5 игровых отверстий. Со второй половины XVII в. хитоёгири постепенно выходила из употребления и до нашего времени исполнение на этом виде музыкального инструмента не сохранилось.
Фукэ сякухати тоже имеет 5 отверстий для игры и отдельно выделяется тяжёлым и широким концом, который образуется корнем бамбука. В течение периода Эдо фукэ сякухати находилась в исключительном ведении монахов секты Фукэ, поэтому очень часто этот вид флейты называется комусо сякухати.
Отдельно можно выделить нестандартные сякухати – с 7 и 9 отверстиями для игры, а также гибрид восточной и западной флейты – флейту с ротовым отверстием сякухати и клапанным механизмом флейты с Запада.
Изготовление сякухати
Сякухати изготавливается из нижней части ствола бамбука определённого сорта (Phyllostachys bambusoides) и все операции до сих пор выполняются вручную и согласно всем существующим в этой области традициями. Сначала выбирается бамбук и выкапывается из земли вместе с корешками – необязательно выкапывать корни на всю длину, достаточно нескольких сантиметров.
Разумеется, отобранный бамбук должен отвечать определённым критериям, поэтому зачастую поиск подходящего ствола весьма затягивается. Плюс ко всему, в 1965 г. было отмечено, что численность сорта бамбука, подходящего для изготовления сякухати, значительно сократилась – жизненные циклы ряда рощ подошли к концу. В связи с этим многие исполнители были вынуждены обратиться к поставщикам бамбука, что привело к снижению качества материала.
После того, как ствол выкопан, его нужно прогреть на слабом огне, при этом выделяются натуральные масла и ствол меняет свой цвет с зелёного на светло-коричневый. После этой процедуры бамбук высушивают в течение недели под прямыми лучами солнца, а затем оставляют в тёмном месте на срок от трёх до шести лет. Высушивают бамбук как правило зимой, когда солнечный свет не такой интенсивный.
Затем отрезается корневая часть нужной длины, снова прогревается и разрезается на две части – внутри удаляются перегородки, зачищается внутренняя часть заготовки, плюс высверливаются отверстия для игры. Из оставшегося отрезка бамбука вырезается соединительная муфта, а из рога вытачивается рассекатель воздуха (утагути). Изнутри канал покрывается смесью из лака уруси и мелкого-мелкого песка тоноко, после чего стенки канала покрываются несколькими слоями лака.
Каждый инструмент, сделанный таким образом, обладает собственной индивидуальностью и не имеет аналогов, но в случае изготовления инструментов одним и тем же мастером во всех случаях проявляются свои характерные черты. Некоторые исполнители изготовляют себе сякухати самостоятельно, что только придаёт большую гармонию исполнению мелодии.
В XX в. стали изготавливать сякухати из более твёрдых сортов дерева и фабричным способом. Такие дешёвые сякухати отличаются высокой точностью настройки и стабильностью звука, поэтому они часто используются начинающими исполнителями. Звучание такого инструмента кажется «выше», чем у его бамбукового собрата, а тон у фабричных сякухати более «чистый», но менее глубокий по своему звуковому составу.
Мелодии сякухати
Музыка сякухати уникальна уже потому, как первоначально игрой на флейте пытались имитировать звучание колокольчика. Для этого первоначально использовались многократные артикулированные повторения одного звука. Причём, ритм такой мелодии может быть как замедленным, так и более быстрым.
Также в игре на сякухати используется особая техника дыхания и движений головы, которые создают эффект амплитудного и высотного модулирования звука. Мастера игры на сякухати могут даже продуцировать тон с разнообразными внутренними биениями. На тоновую систему хонкёку повлияли, в первую очередь, буддийские песнопения (сёмё), теория и практика гагаку, затем традиции дзи-ута, сокёку.
Оригинал: http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=985
--------------------------------------------
Сякухати (вид бамбуковой флейты) - традиционный японский музыкальный инструмент.
Сякухати это продольная флейта из бамбука, которая, по мнению некоторых исследователей, проделала весьма длинный путь, начав своё путешествие в Египте (там флейта называлась «саби»), оттуда саби через Ближний Восток и Индию попала в Китай и стала называться «чи-ба», а уж из Китая этот музыкальный инструмент добрался и до берегов Японии.
Как правило, длина сякухати равняется 54,5 см, ширина обычно равняется 4,5 см и первоначально инструмент имел 6 отверстий – 5 в передней части и 1 – в задней. Современный вид и 5 отверстий флейта приобрела несколько позднее, для чего примером стала китайская продольная флейта сяо.
Существуют следующие разновидности сякухати:
Гагаку сякухати использовалась в составе оркестра гагаку и является одной из наиболее ранних разновидностей, пришла в Японию из Китая. Этот вид сякухати имеет 6 игровых отверстий. В императорской сокровищнице в Наре до сих пор хранится несколько замечательно сохранившихся образцов.
Тэмпуку отличается от классической сякухати несколько иной формой отверстия для рта и получила распространение на территории современной префектуры Кагосима в XII-XV вв. Этот вид сякухати изготовляется из тонкого и длинного отрезка бамбука и имеет 5 игровых отверстий.
Хитоёгири вырезается из одного колена бамбука и также имеет 5 игровых отверстий. Со второй половины XVII в. хитоёгири постепенно выходила из употребления и до нашего времени исполнение на этом виде музыкального инструмента не сохранилось.
Фукэ сякухати тоже имеет 5 отверстий для игры и отдельно выделяется тяжёлым и широким концом, который образуется корнем бамбука. В течение периода Эдо фукэ сякухати находилась в исключительном ведении монахов секты Фукэ, поэтому очень часто этот вид флейты называется комусо сякухати.
Отдельно можно выделить нестандартные сякухати – с 7 и 9 отверстиями для игры, а также гибрид восточной и западной флейты – флейту с ротовым отверстием сякухати и клапанным механизмом флейты с Запада.
Изготовление сякухати
Сякухати изготавливается из нижней части ствола бамбука определённого сорта (Phyllostachys bambusoides) и все операции до сих пор выполняются вручную и согласно всем существующим в этой области традициями. Сначала выбирается бамбук и выкапывается из земли вместе с корешками – необязательно выкапывать корни на всю длину, достаточно нескольких сантиметров.
Разумеется, отобранный бамбук должен отвечать определённым критериям, поэтому зачастую поиск подходящего ствола весьма затягивается. Плюс ко всему, в 1965 г. было отмечено, что численность сорта бамбука, подходящего для изготовления сякухати, значительно сократилась – жизненные циклы ряда рощ подошли к концу. В связи с этим многие исполнители были вынуждены обратиться к поставщикам бамбука, что привело к снижению качества материала.
После того, как ствол выкопан, его нужно прогреть на слабом огне, при этом выделяются натуральные масла и ствол меняет свой цвет с зелёного на светло-коричневый. После этой процедуры бамбук высушивают в течение недели под прямыми лучами солнца, а затем оставляют в тёмном месте на срок от трёх до шести лет. Высушивают бамбук как правило зимой, когда солнечный свет не такой интенсивный.
Затем отрезается корневая часть нужной длины, снова прогревается и разрезается на две части – внутри удаляются перегородки, зачищается внутренняя часть заготовки, плюс высверливаются отверстия для игры. Из оставшегося отрезка бамбука вырезается соединительная муфта, а из рога вытачивается рассекатель воздуха (утагути). Изнутри канал покрывается смесью из лака уруси и мелкого-мелкого песка тоноко, после чего стенки канала покрываются несколькими слоями лака.
Каждый инструмент, сделанный таким образом, обладает собственной индивидуальностью и не имеет аналогов, но в случае изготовления инструментов одним и тем же мастером во всех случаях проявляются свои характерные черты. Некоторые исполнители изготовляют себе сякухати самостоятельно, что только придаёт большую гармонию исполнению мелодии.
В XX в. стали изготавливать сякухати из более твёрдых сортов дерева и фабричным способом. Такие дешёвые сякухати отличаются высокой точностью настройки и стабильностью звука, поэтому они часто используются начинающими исполнителями. Звучание такого инструмента кажется «выше», чем у его бамбукового собрата, а тон у фабричных сякухати более «чистый», но менее глубокий по своему звуковому составу.
Мелодии сякухати
Музыка сякухати уникальна уже потому, как первоначально игрой на флейте пытались имитировать звучание колокольчика. Для этого первоначально использовались многократные артикулированные повторения одного звука. Причём, ритм такой мелодии может быть как замедленным, так и более быстрым.
Также в игре на сякухати используется особая техника дыхания и движений головы, которые создают эффект амплитудного и высотного модулирования звука. Мастера игры на сякухати могут даже продуцировать тон с разнообразными внутренними биениями. На тоновую систему хонкёку повлияли, в первую очередь, буддийские песнопения (сёмё), теория и практика гагаку, затем традиции дзи-ута, сокёку.