George_Debug
10.08.2009, 15:03
Гагаку
Перевод: Андрей Жилин
Взято с сайта ISS: http://www.komuso.com/pieces/index_Gagaku.html
Гагаку - это придворная оркестровая музыка Японии с богатым историческим прошлым. Это самый старый в мире стиль оркестровой музыки живущий по сей день.
Репертуар Гагаку разделен на две части: Когаку (Старая музыка) и Сингаку (Новая музыка), которые названы в соответствии с периодом и местом их появления в Азии. К Старой музыке (Когаку) относятся пьесы, которые появились в период правления Династии Тан (618 - 906 г.г.), а также пьесы, заимствованные из Индийских и других Азиатских источников. К Новой музыке (Сингаку) относятся произведения, написанные после завершения правления династии Тан и произведения заимствованные из Кореи (Манчжурии) и королевства Боккай. Кроме того, к этому классу относятся пьесы, сочиненные в Японии, но явно навеянные иностранными произведениями, описанными выше.
Старая и Новая музыка далее подразделяются на Правую (Угаку или Ухо-но-Гаку) и Левую музыку (Сагаку или Сахо-но-Гаку) Левая музыка включает в себя произведения пришедшие из Китая (т.н Тогаку), и произведения, пришедшие с территории Индокитая (т.н Ринъюгаку).
Произведения, созданные уже в Японии (Шисейгаку) также принадлежат к Правой музыке.
Гагаку (буквально, утонченная, чистая, элегантная музыка) может быть как полностью оркестровой (Кангенгаку),
так и представлять собой аккомпонимент для танца (в таком случае, это Бугаку).
Оркестровая Левая музыка включала в себя 3 инструментальные группы:
Санкан (три духовых инструмента)
Фуэ (флейта), также называемая Рютеки (http://www.mejiro-japan.com/html/photo_product/front/AA0301.jpg). Поперечная флейта с семью отверстиями длинной 40,4 см.
Хитирики - двухтростевая флейта 18 см в длину с семью отверстиями сверху и 2-мя отверстиями снизу (http://www.mejiro-japan.com/html/photo_product/side/P0001.jpg)
Сё - так называемый губной орган длинной 50,7 см с семнадцатью дронами, только пятнадцать из которых звучат. (http://www.mejiro-japan.com/html/photo_product/front/P0006.jpg)
Нигэн (два струнных инструмента)
Бива - 4-хструнная лютня длинной 122см, на которой играли медиатором (http://en.wikipedia.org/wiki/File:Gogenbiwa.jpg)
Со (Со-но-кото, Гакусо) - длинная цитра с 13 струнами (фактически, кото) (http://en.wikipedia.org/wiki/File:Japanese_Koto.jpg). Струнные инструменты использовались только в оркестровой музыке
Санко (три перкуссионных инструмента)
Тайко, барабан на стойке (http://en.wikipedia.org/wiki/File:Taiko_drum_manufacturing.jpg). Высота 138 см со стойкой, Диаметр 55см, глубина 17 см
Сёко, Бронзовый Гонг. Диаметр 17,5 см.
Какко, цилиндрический барабан с двумя поверхностями для игры (диаметр 14 см, длина 35 см)
Под Правой музыкой понимаются как произведения, привезенные из Кореи и Маньчжурии, так и работы японских композиторов в этом стиле. Общее название для всех подобных пьес - это Комагаку (музыка Кома)
Инструменты Правой музыки таковы:
Комабуэ - флейта с 6-ю игровыми отверстиями. Длина 36б5 см, диаметр 1см.
Хитирики - такая же флейта, как и в Левой музыке
Сё - губной орган, также как и в Левой музыке
Тайко - барабан на стойке
Сёко - бронзовый гонг
Сан-но-Цузуми - "четвертый величайший" самый большой инструмент из серии барабанов в форме песочных часов с одной игровой поверхностью (http://en.wikipedia.org/wiki/File:Tsuzumi_Keitai_Pic.gif.jpg). Впервые был использован танцором Мимаси в 612 году в Японии.
Как правило, Правая музыка использовалась только для акомпонимента танцу (Бугаку) и никогда не принимала форму Кангенгаку (инструментальной музыки).
Для Бугаку существует такая же классификация как для Кангенгаку, то есть если есть Правая и Левая (Сахо-но-Май, Самай) оркестровая музыка, то есть и Правая и Левая музыка для танца (Ухо-но-май, Умай).
В представлениях Бугаку была принята следующая танцевальная форма: за Левым танцем следовал Правый танец. Это образовывало пару танцев (Цугай-май). Порядок танцев в паре всегда был фиксированным – Левый танец Насори всегда следовал за Правым танцем Ръё.
Основным мелодическим инструментом Левой музыки был Хитирики, знаменитый своим высоким и пронзительным звуком. Флейта Рютеки наигрывала вариации основной мелодии, а губной орган Сё задавал гармонию всей музыке в целом.
В Правой музыке, чей стиль очень отличается от Левой музыки, Камабуэ и Хитирики играли две независимые, но схожие мелодии. Удары Сан-но-Цзуми создавали различны ритмические рисунки. Отсутствие гармонической поддержки Сё является основным отличием Правой музыки.
---------------------------------
В создании статьи принимали участие:
Libusha (http://shakuhachi.ru/member.php?u=456) - Корректор
Komuso (http://shakuhachi.ru/member.php?u=5) - Консультант
Спасибо :)
Перевод: Андрей Жилин
Взято с сайта ISS: http://www.komuso.com/pieces/index_Gagaku.html
Гагаку - это придворная оркестровая музыка Японии с богатым историческим прошлым. Это самый старый в мире стиль оркестровой музыки живущий по сей день.
Репертуар Гагаку разделен на две части: Когаку (Старая музыка) и Сингаку (Новая музыка), которые названы в соответствии с периодом и местом их появления в Азии. К Старой музыке (Когаку) относятся пьесы, которые появились в период правления Династии Тан (618 - 906 г.г.), а также пьесы, заимствованные из Индийских и других Азиатских источников. К Новой музыке (Сингаку) относятся произведения, написанные после завершения правления династии Тан и произведения заимствованные из Кореи (Манчжурии) и королевства Боккай. Кроме того, к этому классу относятся пьесы, сочиненные в Японии, но явно навеянные иностранными произведениями, описанными выше.
Старая и Новая музыка далее подразделяются на Правую (Угаку или Ухо-но-Гаку) и Левую музыку (Сагаку или Сахо-но-Гаку) Левая музыка включает в себя произведения пришедшие из Китая (т.н Тогаку), и произведения, пришедшие с территории Индокитая (т.н Ринъюгаку).
Произведения, созданные уже в Японии (Шисейгаку) также принадлежат к Правой музыке.
Гагаку (буквально, утонченная, чистая, элегантная музыка) может быть как полностью оркестровой (Кангенгаку),
так и представлять собой аккомпонимент для танца (в таком случае, это Бугаку).
Оркестровая Левая музыка включала в себя 3 инструментальные группы:
Санкан (три духовых инструмента)
Фуэ (флейта), также называемая Рютеки (http://www.mejiro-japan.com/html/photo_product/front/AA0301.jpg). Поперечная флейта с семью отверстиями длинной 40,4 см.
Хитирики - двухтростевая флейта 18 см в длину с семью отверстиями сверху и 2-мя отверстиями снизу (http://www.mejiro-japan.com/html/photo_product/side/P0001.jpg)
Сё - так называемый губной орган длинной 50,7 см с семнадцатью дронами, только пятнадцать из которых звучат. (http://www.mejiro-japan.com/html/photo_product/front/P0006.jpg)
Нигэн (два струнных инструмента)
Бива - 4-хструнная лютня длинной 122см, на которой играли медиатором (http://en.wikipedia.org/wiki/File:Gogenbiwa.jpg)
Со (Со-но-кото, Гакусо) - длинная цитра с 13 струнами (фактически, кото) (http://en.wikipedia.org/wiki/File:Japanese_Koto.jpg). Струнные инструменты использовались только в оркестровой музыке
Санко (три перкуссионных инструмента)
Тайко, барабан на стойке (http://en.wikipedia.org/wiki/File:Taiko_drum_manufacturing.jpg). Высота 138 см со стойкой, Диаметр 55см, глубина 17 см
Сёко, Бронзовый Гонг. Диаметр 17,5 см.
Какко, цилиндрический барабан с двумя поверхностями для игры (диаметр 14 см, длина 35 см)
Под Правой музыкой понимаются как произведения, привезенные из Кореи и Маньчжурии, так и работы японских композиторов в этом стиле. Общее название для всех подобных пьес - это Комагаку (музыка Кома)
Инструменты Правой музыки таковы:
Комабуэ - флейта с 6-ю игровыми отверстиями. Длина 36б5 см, диаметр 1см.
Хитирики - такая же флейта, как и в Левой музыке
Сё - губной орган, также как и в Левой музыке
Тайко - барабан на стойке
Сёко - бронзовый гонг
Сан-но-Цузуми - "четвертый величайший" самый большой инструмент из серии барабанов в форме песочных часов с одной игровой поверхностью (http://en.wikipedia.org/wiki/File:Tsuzumi_Keitai_Pic.gif.jpg). Впервые был использован танцором Мимаси в 612 году в Японии.
Как правило, Правая музыка использовалась только для акомпонимента танцу (Бугаку) и никогда не принимала форму Кангенгаку (инструментальной музыки).
Для Бугаку существует такая же классификация как для Кангенгаку, то есть если есть Правая и Левая (Сахо-но-Май, Самай) оркестровая музыка, то есть и Правая и Левая музыка для танца (Ухо-но-май, Умай).
В представлениях Бугаку была принята следующая танцевальная форма: за Левым танцем следовал Правый танец. Это образовывало пару танцев (Цугай-май). Порядок танцев в паре всегда был фиксированным – Левый танец Насори всегда следовал за Правым танцем Ръё.
Основным мелодическим инструментом Левой музыки был Хитирики, знаменитый своим высоким и пронзительным звуком. Флейта Рютеки наигрывала вариации основной мелодии, а губной орган Сё задавал гармонию всей музыке в целом.
В Правой музыке, чей стиль очень отличается от Левой музыки, Камабуэ и Хитирики играли две независимые, но схожие мелодии. Удары Сан-но-Цзуми создавали различны ритмические рисунки. Отсутствие гармонической поддержки Сё является основным отличием Правой музыки.
---------------------------------
В создании статьи принимали участие:
Libusha (http://shakuhachi.ru/member.php?u=456) - Корректор
Komuso (http://shakuhachi.ru/member.php?u=5) - Консультант
Спасибо :)