Содержание

МЁАН


Краткая история

Комусо Храм Мёан в Киото был основан Кётику Дзэндзи, храм стал выдающимся и влиятельным центром музицирования на Сякухати. Многие факторы способствовали тому, что храм Мёан сосредоточился на музыке (и такой интерес мог бы сформироваться как расширение философии дзэн). Среди этих факторов, помимо политического значения храма, высокий уровень культурных традиций в Киото и консервативные взгляды лидеров Мёан в отношении искусства, религии и политики. Таким образом, в целом в то время как Эдо постепенно становилось центром движения по популяризации музыки сякухати, храм Мёан продолжал исследовать и оттачивать более глубокий метафизический стиль дзэн. Более строгая приверженность музыкальной традиции в храме Мёан не исключала появления там горожан в качестве «временных комусо» или «музыкальных помощников», она гарантировала то, что качество исполнения всегда было на первом месте и что оно подчинялось четко установленным правилам. Несколько «настоятелей» храма Мёан, на самом деле, были высококлассными музыкантами и собрали вокруг себя тесный круг мастеров-исполнителей. После некоторых усилий существующий храм Мёан был основан в 1890 году, и новый храм в настоящее время считается духовным центром игры на Сякухати.

Хигути Тайдзан

taizan.jpg Новым настоятелем Мёан сейчас является Судзуки Тайдзан (Кодо), ведущий мастер Сякухати. Поскольку он был усыновлен семьей Хигути в Киото, он взял имя Хигути Тайдзан. Тайдзан родился в третий год периода Ансэй, в 1856 году, в городе Нагоя, и умер в третий год периода Тайсё, в 1914 году. Первые уроки игры репертуара Хонкёку на сякухати он получил от Канемото Сейена (Kanemoto Seien), основателя Сейен-рю в Нагое. В 18-м году периода Мейдзи (1885) он переехал в Киото, где продолжил свое обучение сякухати у мастеров Одзаки Синрю (Ozaki Shinryu) и Цукахара Гёкуда (Tsukahara Gyokuda). Помимо одиннадцати пьес хонкёку из Сейен-рю, составлявших основной репертуар, он также собрал и скомпилировал еще двадцать одну пьесу хонкёку, которые сохранялись в разных храмах секты Фукэ после постановления кабинета министров в 1871 году, запретившего деятельность секты. Хигути Тайдзан применил новую систему нотации ро, цу, рэ, чи, ха, и вместо использования традиционной системы с нотами фу, хо, у, э, я. Хигути Тайдзан стал 35-м Кансю (настоятелем) храма Мёан. Одна из самых известных школ традиции Мёан — это Тайдзан-рю. Он посвятил много времени собиранию и упорядочиванию пьес из традиции Мёан, а также многих других. Его выдающийся исполнительский талант и его работа по расширению репертуара Мёан возродили эту традицию. Его называют "основоположником реставрации Мёан-ха". Кодо скомпилировал репертуар Хонкёку, который сегодня используется в Мёан-Ха.

Репертуар Тайдзан Ха

Аппликатура Тайдзан Ха

Синпо Рю

Сразу после распада секты Фукэ в Киото большое значение приобрела школа традиции Мёан Синпо Рю («Секта Истинной Дхармы Мёан») как продолжатель традиции хонкёку после запрета секты Фукэ. Она была основана Одзаки Синрю (Ozaki Shinryu, 1820-1888), и ее ведущим активистом был один из учеников Одзаки, Кацуура Сёдзан (Katsuura Shozan, 1856-1942). Сёдзан стал верховным настоятелем Мёан в 1881 году, он был признан и влиятелен среди большого количества исполнителей хонкёку. Он покинул пост настоятеля Мёан вскоре после прибытия Тайдзана (Taizan). Пережив почти всех своих современников, Кацуура стал известен как последний комусо. Хотя организации под названием Мёан Синпо Рю больше не существует, в наши дни большая часть репертуара Кацууры передается от человека к человеку или же как часть репертуара других школ.

Репертуар Синпо Рю


С myoanshakuhachi.blogspot.com

Источник: http://myoanshakuhachi.blogspot.com/2012/06/those-who-wanted-to-emphasize-suizen.html
Перевод: М.Наталья

Те, кто хотел бы придать особое значение традиции медитации суйдзэн, в обязательно посещают Киото Мёан-дзи. Этот храм, как и все храмы комусо, был расформирован, а 34й и последний настоятель Дзисё Сакухи (自笑昨非) вернулся к светской жизни, назвал себя Акэкурэ Какусаку (明暗覚昨) и выбрал себе другую профессию. Его уход из храма лишил защитников суйдзэн лидера. Когда секта Фукэ была расформирована, Сакухи представил некоторые артефакты Мёан-дзи доверенному стороннику Дзикэйрин Ва Сё, настоятелю храма Дзэнкэй-дзи, подчиненного храма в составе храма Тофуку-дзи в Киото.

Артефакты, включали в себя статую Кётику (основателя секты Фукэ) и мемориальные каменные таблички с именами настоятелей храма. Вполне естественно что те, кого тянуло к традиции суйдзэн, собрались в Дзэнкэй-дзи.

В 1881 году, благодаря совместным усилиям нескольких Буддийских сект после десятилетнего перерыва опять был разрешен сбор пожертвований, и тогда появилась надежда возродить традиции комусо. Приблизительно в то же время произошел пожар в Тофуку-дзи, в результате чего широко распространилось движение по восстановлению храма. Комусо хотели принять участие в этом движении и собрать средства за счёт сбора пожертвований, поэтому обратились к правительству за разрешением. Разрешение было дано в 1883 году, и при Дзэнкэй-дзи было создано Сообщество Мёан, председателем сообщества был выбран Кюдзё Мититака (который отвечал за восстановление Тофуку-дзи), а руководителем филиала в Киото был Кацуура Сэйдзан (勝浦正山). Современный Мёан-дзи вырос из Сообщества Мёан. После создания в 1888 году Сообщество Мёан обосновалось в Кококу-дзи, а Сообщество Хотто - в храме Мёко-дзи.

Ряд других бывших храмов комусо по всей стране в той или иной форме сохраняли и возрождали традицию комусо суйдзэн. Эти сообщества вместе выступали в качестве согласованно действующих ассоциаций и принимали правила для одежды, распределения лицензий и идентификационных бумаг (например, три печати секты Фукэ), а так же устанавливали правила и сроки для сбора пожертвований.

Однако в отличие от секты Фукэ тот, кто мог заплатить фиксированную плату, тот получал лицензию. В результате среди участников Сообщества росло стремление стать «профессиональным» нищенствующим комусо. Передача музыки и развитие художественного стиля отошло на второй план.

Хигути Тайдзан (樋口 対山) (1856 — 1914) из Сообщества Мёан изменил такое состояние дел. Тайдзан родился в г. Нагоя, при рождении его назвали Судзуки Кодо. Сначала он изучал стиль Сэйэн, и в 1890 году приехал Киото, где вступил в Сообщество Мёан и стал преподавателем. Он приложил большие усилия для сбора и компоновки пьес традиции Мёан и многих других стилей. Его выдающиеся способности исполнителя и его работа по расширению художественного [стиля] Сообщества Мёан возродили традицию, и он стал 35м правопреемником в линии передачи, которая была нарушена, когда Сакухи вернулся к светской жизни. Он разработал стиль игры на Сякухати, который назвал Секта Тайдзан линии передачи Храма Мёан. Его последователями были:

В мае 1950 г. Сообщество Мёан получило разрешение на строительство храма, названного Фукэ Сэй Су Мёан-дзи, который должен был быть построен вместе с Дзэнкэй в Тофуку-дзи. С 1952 года два раза в год, весной и осенью, различные секты Сякухати объединяются в группу Кётику Дзэндзи Носан Кай в честь Кётику Дзэндзи, чтобы предложить хонкёку духу Кётику. Сякухати игроки со всей страны в течении всего года подают заявки независимо от их принадлежности [ к секте или стилю] для принятия участия в этой церемонии.

В 1966 году был установлен памятный камень, посвященный духу суйдзэн. А в 1969 году был завершен главный зал храма, был создан новый Мёан-дзи, который выступил в качестве духовной родины для всех игроков Сякухати вне зависимости от их принадлежности какой-либо секте или стилю.

Хотя Тайдзан оживил Сообщество Мёан, его усилия привели к введению в стиль Мёан многих пьес из других стилей. Таким образом, пьесы современного репертуара Мёан не обязательно те же, которые были переданы в конце эпохи Эдо.

После Тайдзана природа стиля Мёан изменилась. Кацуура Сэйдзан, который унаследовал стиль Мёан Синпо от Одзаки Синрю (尾崎真龍), одно время возглавлял филиал Сообщества Мёан в Киото, но вскоре уехал после появления на сцене Тайдзана.

Было вполне естественно, что Сякухати исполнители, желающие следовать традициям суйдзэн, имели разные убеждения и сформировали различные стили. С конца 19го века и до настоящего времени мы можем наблюдать таких исполнителей, многие из которых выбирали центром Токио. Неполный список знаменитых исполнителей выглядит следующим образом:

Одна из основных проблем в попытке проследить стили и линии передачи стиля Мёан Сякухати исполнителей состоит в том, что стиль каждого отдельно взятого учителя сложился под влиянием нескольких стилей.

Ярким примером этого является Такахаси Кудзан, активно игравший до самой своей смерти (1986 г.). Кудзан учился не только у Миягава Нёдзан, но так же и у Такасэ Сукэхару (高瀬助治), Кобаяси Хао (小林波鴎), Кодзитомо Таро, Кобаяси Сидзан, Одзаки Мэйдо (岡崎明道) и Кацуура Сэйдзан. Кудзан так же изучал классические пьесы в стиле Кимпу и других стилях, освоив всего более 150 пьес.

Дзин Нёдо пытался узнать все дошедшие до нас пьесы Сякухати стиля Кимпу. Он предпринял усилия для совершения путешествия по всей стране, собирая музыку, которая передавалась в разных храмах комусо. Он научился стилю Мёан Симпо, стилю Тайдзан, стилю Сэйэн, а так же стилю Кинко, он изучил ансамблевые пьесы, игру на кото и сямисэн.

Кудзан и Нёдо представляю игроков Мёан, поэтому трудно составить различные диаграммы, показывающие связи и линии передачи учителей и их учеников.

Проблема усугубляется тем, что зачастую игроки, которые научились нескольким традиционным пьесам из различных источников, создавали новые стили и секты. Можно пойти дальше и сказать, что каждый игрок становится сектой сам в себе, и что число сект в Японии равно числу исполнителей.

Такая ситуация сложилась после того, как миру открыл для себя сякухати, после Реставрации Мэйдзи. В отличие от элитарной секты Фукэ не было никаких тайных или специальных сообществ и железных правил для того, чтобы оградить учеников от изучения других стилей или открытого музыкального самовыражения. Философия Дзэн, которая позволяла исполнителям интерпретировать каждую пьесу хонкёку так, как они считали нужным, поощряла индивидуальность, но сдерживала ученика обязательствами игры строго в одном стиле.

Тем не менее, игроки различных стилей Мёан, за исключением нескольких, играли только классические пьесы суйдзэн хонкёку и были мало заинтересованны в других жанрах музыки сякухати — ситуация, которая тяготела к музыкальной стагнации.

Стагнация - фр. stagnation, от лат. stagno — делаю неподвижным, останавливаю; лат. stagnum — стоячая вода

Для них хонкёку был не типом музыки, которую можно играть на публичных концертах. Не смотря на это, они якобы сохранили свою музыку «чистой», но этого было мало для того, чтобы обеспечить публичную защищенность и поддержку.

Однако, после Второй Мировой Войны эти классические хонкёку были открыты вновь и привлекли к себе внимание современных композиторов, музыкантов и музыковедов как в самой Японии, так и за рубежом. Влияние этих классических произведений в современном мире сякухати достаточно распространено, и игроки всех стилей впитали и интегрировали эти суйдзэн хонкёку в свои выступления. Исполнители стиля Мёан спокойно обучались и передавали эти пьесы, обеспечивая базу, от которой послевоенный мир сякухати получил огромное вдохновение. Именно по этой причине блюстители суйдзэн хонкёку сякухати пьес играют такую важную роль.